Andrew Wasylyk – The Paralian (мини-рецензия)

Andrew Wasylyk – The Paralian (мини-рецензия)

Всего десять треков и 39 минут. Всего один человек и всего одно слово в названии альбома. Но зато сколько всего скрывается за этими простыми эмблемами. Одно из главных открытий 2019-го года – представитель неоклассической сцены.

Я познакомился с его дискографией уже после того, как послушал рецензируемый в этом тексте альбом, и понял, что Эндрю Васылык это человек, который до The Paralian записывал довольно странные посредственные пластинки, где пытался то пародировать Эйнауди, то податься в около пост-панковый электронный авангард. Но его альбом 2019-го года внезапно стал для него таким скачком вперёд, какого, пожалуй, мне уже давно не доводилось наблюдать ни у кого из музыкантов, во всяком случае из тех, за кем я активно слежу.

Andrew Wasylyk – The Paralian (мини-рецензия)

Причина у этого одна – The Paralian относится к тому, что я называю повествовательной музыкой. Впервые мне это определение пришло, когда я услышал альбом Chequerboard, который при помощи очень простых, но приятных атмосферных инструменталов, без слов рассказывал конкретные истории о чувствах и переживаниях. Ещё более точно это определение оформилось после прослушивания Those Who Ride With Giants, проекта австралийского музыканта, который внезапно решил, что ему необязательно петь, чтобы создать фантастический мир, населённый вполне определёнными героями. Ему оказалось достаточно чисто музыкальных средств – отсутствия чёткого ритма, умения пользоваться паузами и способности создавать развивающиеся мелодии, которые постоянно прогрессируют и обрастают новыми мелодиями.

Основное отличие от привычной инструментальной музыки тут в том, что музыка служит не столько для выражения ощущений или эмоций, как в случае с альбомом Эйнауди, а для рассказывания историй. Также важно то, что основная тема композиций повествовательной музыки не зацикливается и, условно говоря, не заканчивается после того, как трек перестаёт звучать, поскольку имеет бесконечный потенциал для развития, изменений, преобразований и так далее. Повествовательная музыка – это, скорее, не отдельный жанр, а подвид неоклассической музыки, где взаимодействие названия композиции и развивающейся мелодии становится настолько плотным, что игнорировать явные ассоциации, которые это самое взаимодействие рождает в виде вполне определённых картинок, становится просто невозможно.

Andrew Wasylyk – The Paralian (мини-рецензия)

И Эндрю Васылык делает всё, чтобы использовать арсенал доступных ему музыкальных средств для создания собственного фильма, который посмотрит ушами каждый, кто послушает его The Paralian. Вообще для современного композитора очень важно проворачивать один очень хитрый и сложный для любого неподготовленного человека мысленный эксперимент – соотносить музыкальные звуки с конкретными явлениями нашей жизни. Например, для многих людей очень трудно представить, почему определённые звуки ассоциируются у Эйнауди с костром, хотя совершенно очевидно, что ни потрескиваний дров, ни характерного шума пламени там нет. Создавать произведения, где подобные связи работают у большинства людей на ассоциативном бессознательном уровне – это талант.

Васылык им обладает в полной мере. Будь это мерные накатывания партий духовых и отдалённые эховые электронные эффекты, в которых явно слышится шум моря (Dreamt The Breakers Spill), будь то переливы чистых нот электропианино на фоне монотонного сакса, тянущего ноты, что сразу же отсылает к полёту птицы над берегом (Flight Of The Cormorant), будь то отрывистые, но уверенные ноты пианино на фоне раскатистых струнных, что сразу напоминает о том, как корабль или лодка качаются на волнах (Mariner’s Hymn) – всё в этом альбоме рассказывает нам истории. И все эти истории связаны с морем, что делает для меня альбом Эндрю Васылыка ещё более любимым и особенным.

Andrew Wasylyk – The Paralian (мини-рецензия)
2
Начать дискуссию