«Ину - О» - аниме, демонстрирующее связь музыки и танца

Кадр из аниме 
Кадр из аниме 

Сегодня я бы хотела поговорить об одном аниме. Просто шикарном аниме, которое меня поразило с первых кадров... Всем. Начиная от визуала, заканчивая монтажом и смысловой составляющей. Но обо всем более структиурованно.

О чем этот аудиовизуальный продукт?

Ино - О в обезьяньей маске и Томоно с бивой 
Ино - О в обезьяньей маске и Томоно с бивой 

История рассказывает древнюю японскую легенду об Ину-О, легендарном артисте танцоре, который покорял публику своей красотой, но из-за проклятья должен был скрывать уродливое лицо и тело. Его напарником выступает слепой музыкант Томоно, который учился играть годами, потому что потерял зрение в детстве и эта была единственная возможность получать хоть некоторые деньги за игру. Да и музыка сразу влюбила в себя парнишку, а после стала его языком.

Ино - О - это человек-мутант, который родился уродом с длинной рукой и перекошенным лицом из-за чего он вынужден носить лохмотья и маску из тыквы. И его главное развлечение - бегать по деревне и пугать людей, срывая с себя маску. Но как только он слышит музыку, то тут же пускается в пляс. И танец - это единственное средство, которое дарует ему исцеление от уродства. Ведь на самом деле он был проклят еще в животе своей матери. Поэтому и родился таким.

И вот эти двое однажды встречают друг друга и начинают вместе творить искусство. Один играет на бивне и поет песни народа Таиро, а другой танцует и показывает людям самое невероятное шоу, каждый раз получая новую исцеленную часть тела.

В чем уникальность этого аниме?

Это аниме в жанре рок оперы, где каждый элемент музыки имеет визуальное воплощение и где сочетается традиционная культура с современной формой искусства.

В ленте присутствует очень много музыки: традиционной японской музыки, современной рок музыки, современной рок музыки с элементами традиционной. И все это сопровождается приятной анимацией и очень красивой рисовкой: минималистичной, местами чересчур реалистичной по меркам 2Д изображения, но все еще очень красивой. И очень много отсылок на традиционные виды массовых представлений:

Бугаку - разновидность зрелищного представления, состоящего из танца и музыки, рассказывающей определенную историю, либо воспевающую подвиги. (Именно в этом жанре в основном и выступал Ино - О.)

Кагура - жанр синтоитских танцев, который сопровождается ритуальной музыкой. Исполняется для "Развлечения божеств Ками".

Дзёрури - жанр традиционной японской музыки, основанный в первую очередь на повествовании жизни простого народа. (В сюжете аниме Томоно воспевает о народе Тайро, реально существовавшем японском клане, который в ходе битвы четырех могущественных кланов.)

Нагаута - жанр музыки, исполняемой в театре Кабуки. Отличается прочтением, а позднее и пропеванием длинных стихотворений. Сопровождается танцем и театральным представлением, которое иллюстрирует текст. (В самой ранней своей форме исполнялся на бивне - инструменте Томоно)

Кабуки - самый известный жанр классического театра Японии. Это эпическое представление драматического или комедийного жанра, которое рассказывает определённую историю с помощью песен, танцев и иногда трюков. (На Кабуки в аниме есть много отсылок, однако он не показывается слишком явно, ибо в ту историческую эпоху он был на стадии зарождения.)

Что примечательно, каждое выступление Ино - О - это отсылка к одному из видов театрального искусства. А иногда и ко всем сразу. Вообще, чтобы это понимать, надо ненмого знать японскую культуру. Но скажу по секрету - я до просмотра этого аниме думала, что хорошо знаю японскую культуру. Но пришлось потом все равно гуглить некоторые вещи.

Это только самые явные отсылки на традиционную культуру, которые можно проследить в аниме. Однако и они имеют свою отличную постмодернистскую форму. Не стоит забывать, что в жанре ленты стоит "рок-опера". Именно современные элементы приносят в традиционную культуру свою изюминку.

Следующий уникальный элемент - множество отсылок на современную рок культуру. Но в этом лучше меня разбираются лишь сами рокеры. Простите, но в этих вещах я разбираюсь не очень хорошо. Поэтому опущу этот момент, ибо мне фанаты не простят некоторых неточностей. (P.S. Но там есть отсылки на Kiss, Queen, The Beatles, Metallica и еще несколько классический групп.)

Какие у этого аниме сильные стороны?

Первая и самая главная, на мой взгляд, сильная сторона - рисовка вкупе с анимацией. Именно в таком ключе стоит рассматривать эту связку. Ибо в аниме эти вещи зачастую связаны единой нитью. Вместе с третьей составляющей - звуком. Но обо всем по порядку:

Рисовка - она отличается своеобразной "уродливостью". Она не пестрит яркими красками, если не считать сцены театральных представлений, которые и должны вызывать яркое впечатление.

Герои прорисованы часто не слишком детально. Массовка так и вовсе обычно самая простая, состоящая из схематичных набросков. Фоны как правило наполнены белым мягким светом и имеют огромное количество пустоты. Но опять же это все относится только к сценам обычной жизни. В театральных представлениях наоборот феерия выходит на первый план и все начинает играть красками в прямом и переносном смысле этого слова. И как раз этот контраст создает особое восприятие ленты: элементы без выступлений - серая обычная жизнь со своими изъянами. А искусство - это яркая и красочная вещь, которую по сути делают два выброшенных из общества человека: танцующий юродивый и слепой музыкант.

Анимация - в любом аниме анимация обычно очень минималистичная и раскрывается полно только в некоторых сакугуай (Момент, когда частота кадров в секунду увеличивается и резко возрастает качество прорисовки мелких деталей.) Но именно в "Ино - О" минималистичная рисовка идеально сочетается с низкой частотой кадров и схематичной постановкой движения. Смею заявить, что такой выбор тоже был сделан неспроста. В Японии принято восхищаться простыми вещами и находить красоту в малых вещах. Именно поэтому дома не изобилуют мебелью или предметами интерьера. Однако на праздниках всегда на первый план выходит искусство красоты: разноцветные кимоно, цветы, маски, танцы и песни. И примечательно, что все эти элементы японской культуры нашли свое воплощение в такой вещи, как анимация.

Звуковая составляющая - сюда я включу музыку и звук. Ибо разделять их было бы кощунственно. Да и сама я убеждена в том, что эти две вещи не могут работать раздельно.

В "Ино - О" музыка - это не только фон и способ рассказать историю. Это еще важная составляющая общего показа японской культуры. Даже симбиоз традиционных мотивов с современным звучанием кричит о том, как культура может проникать в нашу жизнь. И как прогресс способен изменять эту самую культуру. И как зачастую наш мир не мыслим без связки: визуальное - аудиальное.

История рассказывает о слепом Томоно и уродливом Ино - О не просто так. Каждый из героев имеет дефект, который мешает ему социализироваться в жизни. Один не видит мира, но все воспринимает через звуки и способен в голове рисовать абстрактные формы. Даже своего друга он представляет как розовое пятно, динамично танцующее под музыку. А другой хочет немного другой жизни и иметь возможность изменить мир вокруг себя. И избавится от проклятия. Но он изгой общества из-за внешних уродств, который при этом любит музыку и искусство. По сути, эта парочка идеальна с точки зрения драмы. Но так же она идеальна и как демонстрация связи между визуалом и звуком. Танцы Ино - О - это демонстрация стихов и музыки Томоно. А музыка Томоно - это рассказы о Тайро, души которых видит из-за проклятия Ино - О. Ну и еще тут нельзя не заметить фоновую музыку, которая прямо отсылает к традиционным моментам и фону нашей жизни. Порой обычной, серой и безмолвной. Музыка тут играет лишь в особо значимых моментах: экспозиция, эпические легенды, повороты сюжета. А вот в остальное время те же пустые, но минималистичные декорации соседствуют просто с тишиной. Либо редкими звуками окружающей среды: шум моря, завывания ветра, гул на площади. Звуков мало, как и деталей в рисунке, что создает особое впечатление и показывает наглядно учение "ваби-саби"

И вещь, которая лично на меня произвела впечатление: в самом конце, когда Томоно умирает - музыка замолкает. И Ино - О танцует в тишине. В ярких одеждах, без маски, но с гримом. В полной тишине. Потому что танец не может существовать без музыки. И искусство должно работать в симбиозе. Только тогда оно будет говорить со зрителем и доносить свою мысль. И только тогда оно будет восхищать.

Как здесь проявляется режиссёрский подчерк Масааки Юаса

Режиссерский подчерк Масааки Юаса очень специфичен. Вообще, говоря о режиссёрском подчерке принято акцентировать внимнаие на определенный типаж работ, жанры фильмов, либо выбор тем. Но вот у Масааки этого всего нет. Это самый настоящий режиссер - универсал, который может создавать разные продукты: рок-оперу, фантастику, детский развлекательный сериал, комедию, подростковую драмму, мелодрамму и просто историю о девочках, которые снимают аниме (Привет "Руки прочь от киноклуба" - мое любимое произведение.) Но все же есть у него одна фишка.

Это создание полного симбиоза искусств на экране. Как известно - кино это синтетический вид искусства, который берет все черты аналоговых искусств и воплощает их вместе. И Масааки Юаса тот редкий кинорежиссер, который способен сделать именно идеальный симбиоз. В его работах нельзя отделять музыку от анимации или звук от рисовки, танец от драмы, а сценарий от героя. В его работах все настолько сильно сплетено, что если убрать хоть одну составляющую - фильм просто рухнет.

Именно поэтому в данном эссе я не сильно разделаю разные компоненты ленты. Потому что они работают только вместе с другими элементами.

Хотя и лично для меня, отдельная составляющая, по которой я люблю работы этого режиссера - попытка объяснить важность звучащего фильма. Увы, звук пришел в кино 100 лет назад. Казалось бы, за это время он смог эволюционировать и показать свои личные возможности к рассказу истории. Однако большая часть современного кино - это чисто разговорные фильмы - не звучащие. И особо остро эта проблема стоит в Японии. Там кино было немым долго. Очень долго. А потом стало элементом пропоганды, от чего не просто заговорило, а закричало. Потом был этап, когда оно стало говорливым, но звук все еще был лишь дополнением. И сейчас я имею ввиду лишь игровые фильмы. Иначе дело обстояло в аниме. Там музыка всегда была важной. Чего только стоит культура оппенгов. Но опять же - в аудиовизуальном искусстве не было симбиоза со звуком. Кино, аниме говорливое, но не звучащие.

Работы Масааки Юасы - это всегда про звучащее. И на самом деле несложно заметить его любовь к музыке или к любой форме аудиального искусства. Это проследить во многих его работать, не только в рассматриваемом аниме. И на этом моменте я хочу перейти к другой части.

Насколько важно аудиовизуальное повествование?

Перед выступлением в окружении духов Ками
Перед выступлением в окружении духов Ками

Оно чертовски важно. А если не важно, то я вас ударю книжкой С.М. Эйзенштейна и докажу обратно... Шучу конечно. Я просто вас замучаю доказательствами.

Как я уже и говорила - кино не может существовать без связки других искусств. В противном случае получается ерунда.

И данная работа Масааки Юаса - это одна из демонстраций сказанных вещей: В кино все должно работать в симбиозе. Только в таком случае искусство способно восхищать и наполнять духовно. И с этой задачей лучше всего справляется именно "Ино - О". То самое аниме, которое показывает симбиоз прекрасного и доказывает, что они танец и музыка не разделимы, как звук и визуал. И лучше реально посмотреть его, чтобы понять все, о чем я говорила.

Хочется заключить. Это эссе - личное впечатление от аниме. И каждый человек в любом произведении видит свое. И этим искусство и прекрасно.

22
Начать дискуссию