Средний класс отмывает на озере. Эссе про «Озарк»

Гибрид эссе, потока сознания и впечатлений от финального сезона криминально-семейного хита от Netflix.

Средний класс отмывает на озере. Эссе про «Озарк»

Если вы не смотрели «Озарк», то советую глянуть — это одно из самых напряженных шоу на стриминге. Понять суть можно по трейлеру первого сезона или, чуть более детально — по январскому тексту от редакции. Считайте эту ссылку введением. Прочитали или посмотрели «Озарк»? Тогда продолжим. Мои мысли вперемешку со спойлерами будут ниже, а вашего мнения о финале я буду ждать в комментариях. Приятного чтения.

О голубых занавесках

Трейлер первого сезона

О спойлерах предупредил, ссылку дал, пожалуй начнем. С еще одного отступления, которое будет не о сериалах даже, а о книгах. Во многих школах на уроках литературы учителя любят вдалбливать ученикам цитату, которую высмеивают критики, писатели и читатели — «Что хотел сказать автор?». Иногда, гонясь за глубиной смыслов в том или ином произведении, преподаватели забывают проговорить важную мысль, из-за которой у многих детей образуется явное нежелание читать книги вообще. По крайней мере, мне кажется, что «глубинный смысл в произведении — далеко не самое важное». Читайте истории ради истории, персонажей, их развития отношений, ради красоты повествования, ради острых цитат или просто так, не закладывая идеи, как мы порой читаем случайные тексты в сети. Я предлагаю смотреть «Озарк» именно так. Но и анализ тоже будет, куда уж без него.

Проводить анализ произведений интересно и важно, конечно, но делать это нужно в меру. Глубокое исследование беллетристики может разочаровать, ведь авторы иногда пишут не ради идеи в тексте или концовки, а скорее ради самой интересной истории или эпизодов. «Озарк» всё-таки беллетристика. Это раз.

Вырывая кнопки и страницы

Средний класс отмывает на озере. Эссе про «Озарк»

В прошлом году стриминговый сервис предупреждал, что сериал закончится на 4 сезоне, зато авторам дали денег на 14 эпизодов, вместо привычных 10. Что ж, 4 сезон начался в 2022 году — авторы выпустили 8 серий зимой и еще 6 серий в апреле. На момент выхода 4 сезона, зрители уже знали о множественных скелетах в шкафах семьи Бёрдов, Наварро, Снеллов. Шоу ведет к финалу, спусковые крючки чеховских и реальных ружей нажимаются, история близится к концу. Тут мы сделаем остановку.

От сценаристов и писателей нередко можно услышать самокритику вида — «вот тот отрывок из диалога на 140-й странице был первым, что я написал в черновике» или «Черт, да вокруг этой страницы из концовки я всю книгу и построил!». Есть и провисающие моменты, есть и гениальные. Но даже у мастеров текста есть ясное понимание — сделать на 100% крутую историю может далеко не каждый. Иногда события провисают или не сходятся (Кинг, к примеру, как-то упоминал про Чандлера, который в одном из детективов буквально забыл об одном из героев книги и сюжет закончил без него).

Средний класс отмывает на озере. Эссе про «Озарк»

«Озарк» на момент выхода первого сезона называли «хорошим подражателем Breaking Bad». Но вскоре шоу пошло своим путем и параллелей с сериалом мастера телевизионной драмы Винса Гиллигана поубавилось, «Озарк» обрёл свою идентичность. В сериале были мощные эпизоды (сходу вспомню и перескажу любому вступительные минуты 1 эпизода в 1 сезоне, эпизод где один там парень покупал для Джоны Бёрда винтовку, концовку 1 сезона, семейный ужин во 2 сезоне, концовку 3 сезона под Run The Jewels, концовку 8 серии 4 сезона с кричащей Рут и так далее), были провисающие и скучные, или намеренно-комичные.

Но если взглянуть на сериал сейчас, уже после завершения, то можно увидеть, что интересных, красиво поставленных и, говоря по-простому, сильных серий в нём больше, чем пустот. Всё я это я пишу для того, чтобы проговорить следующую мысль — вне зависимости от впечатлений от финала (они, судя по Редитту, были у всех очень разные и обостренные), «Озарк» стал произведением, которое останется в памяти. Это два.

Дорогая, я отмываю для наших детей

Средний класс отмывает на озере. Эссе про «Озарк»

«Озарк» начинался, как история о человеке 21 века. Даже получив хорошее образование и работу, человеку 21 века не хватает просто работать и спокойно существовать. Нужно держать в голове тонну информации, работать на износ — неважно, бухгалтер-аналитик ты, домохозяйка или ребенок. Работу и семью у героя не получается разделить. Стрессы с работы иногда приходят в семью, а проблемы с финансами и недоверие усложняют отношения. Джинн 21 века держит в руках пистолет и работает на наркокартель, члены которого недовольны утратой части денег по вине коллеги главного героя. Волею случая, герою выпадает «выбор» — в нереальных условиях отмыть для покровителей большую сумму денег, но в случае провала героя (и, что вероятно, всю семью) убьют.

Герою, ценой стрессов и огромных усилий, удается создать в глухом речном городе сеть бизнесов для отмыва денег, в нём играет азарт. На его пути встречаются очень разные люди и выборы, но вновь и вновь он не делает ничего, чтобы действительно остановиться и выбраться из криминала. Более того, герой, вроде бы невольно, но втягивает в сеть свою жену и детей. Они также делают выбор — помогают друг другу и остаются вместе. Ругаются, порой ненавистно и грубо, злятся, нервничают из-за дел, стрессы переносятся с «работы» в дом, но герои остаются семьей. Даже появление неожиданных людей на пороге и угрозы убийством не разделяют Бёрдов. Ну, почти.

Бёрды заработали очень много денег и усилиями Марти с Венди перешли из среднего класса в класс куда более высокий. На контрасте с жителями Озарка, семья главных героев кажется элитными бизнесменами. При этом империя не принадлежит героям, а любая проверка или внимание полиции может стать фатальной для семьи и «бизнеса». Они исполнители, которым повезло с комиссионными и не повезло с неприятными заказчиками работ. Тут сразу просится мысль о том, что если бы сериал был про современный бизнес, то может он и был бы менее кровавым, но оставался бы таким же напряженным. Ведь бизнесы нередко боятся излишнего внимания со стороны любых проверяющих, а среди заказчиков встречается немало тяжелых людей.

И когда Бёрды стали для жителей Озарка тем самым элитным классом, в сериале заиграла новая мысль — высшему классу плевать на закон, несправедливость и прочие около-моральные вещи. У них есть цель, сподвижники-союзники и план по выходу к своей, «высшей» цели, а всё остальное не имеет смысла для них — любые потери станут просчитанным или допустимым сопутствующим ущербом.

Цель (не) оправдывает средства

Очень скоро зрители понимают, что азарт и гонка за выполнениями своих высших целей для персонажей становится важнее любых других идеалов и ориентиров. И я говорю не только о семье Бёрдов. По ходу событий, сериал перерос мысль-высказывание о семье в 21 веке, которая вынуждена сплотиться, жить и работать вместе, чтобы преодолевать любые невзгоды.

  • В ФБР согласны работать с преступниками и картелями, чтобы зарабатывать деньги и контроллировать трафик в своих целях — служению значку и закону.
  • Государство, в каком-то смысле, тоже семья. В полиции по сюжету служат закону, высшей цели и справедливости, однако немало персонажей-законников среди полицейских гибнет или теряет работу/положение, потому что переходят дорогу тем самым личностям с высшими целями.
  • Картель работает на защиту своих идеалов и территорий, зарабатывая деньги в пользу Семьи и семьи наркобаронов.
  • Проповедники в сериале работают за внимание своей паствы и их одобрение, зарабатывая внимание и уважение в понятных им целях.
  • Семья низшего класса из трейлерного парка зарабатывает гроши, но едина в своей жестокой, но по-своему близкой семье-общине — братья и сестры стоят друг за друга, отец семейства для них важная фигура и наставник, и так далее.

Но как только в дело вмешиваются деньги или нажива, или стороннее влияние высших сил, то всё идёт наперекосяк. Проявляется двуличность и дуализм, хитрость и обман идут в ход и вот, вчерашние друзья-приятели сегодня исподлобья глядят друг на друга, подозревая в предательстве любого толка.

Заметьте, что в каждом сегменте выше (и других, о которых я не писал, но говорилось в сериале) в какой-то момент случается разлад по вине людей извне. Когда несочетаемые классы встречаются, происходят опасные реакции. Одно ошибочное решение приводит к последствиям, которые становятся причиной для других последствий, которые приводят к еще более фатальным событиям.

Рут, к примеру, попробовала начать жить по-новому, но близость к Бёрдам натурально погубило всю её семью — кого-то ненароком, кого-то специально. В целом, душевную пропасть в Рут ничего не могло закрыть после потери брата, парня Бена и даже отца (который хоть и был ублюдком, но был её ублюдком). Попытавшись войти в высшее общество самоуверенно и даже законно, поставив себе такие цели, девушка попала под локомотив еще более уверенных, несправедливых и незаконных лиц, у которых влияние и средства позволяют такое поведение.

Чик-чик, бум

Средний класс отмывает на озере. Эссе про «Озарк»

Выше я писал, что современному человеку нужно быть натуральным компьютером-вычислителем. Но силы человека небезграничны и даже тихий гений Бёрда начинает раз за разом сдавать (по вине сценаристов или же просчитано специально — не сказать). Чем больше людей становятся в цепочки связей и контактов, тем сложнее просчитывать план и идти к высшей цели. Казалось бы, герои Бёрдов давно должны были занять в процессах уравновешенную позицию и стать глыбой, которую сдвинуть просто нельзя. Но вновь и вновь им это не удаётся, а они продолжают пытаться вернуться к исходной точке и добиться спокойного состояния бизнесов, семейной жизни или отношений с людьми.

Но всё вокруг лихорадит, люди пересекаются и пути к намеченным целям становятся сложными и запутанными. Вчерашние решения сегодня становятся натуральными металлическими гирями и кандалами на героях, которые тянут их к краю пропасти. Просчитать все ошибки не получается, случаются потери и жертвы, которых можно было избежать, но на просчёты не было времени.

Остаётся страдать и жить в настоящем. Снова нужно принимать решение, а времени нет, нужно быстрее всё привести к нормальному состоянию, чтобы всё вернулось к прошлому, стало хорошо, и можно было вздохнуть, расслабиться у бассейна. А может быть, этого «нормально» — и не было никогда? Было примерно также плохо, просто ставки были ниже.

А ведь завтра снова что-то пойдет не так. И метафорические кандалы с грузом не отпустят, они снова напомнят о себе. В сериале герои иногда вспоминают, что ранее могли поступить иначе и сожалеют, что поступили неправильно. А затем они снова поступают как-то и жалеют о поступках, но с прошлым ничего не поделать — надо жить настоящим.

Люди ведь нередко устремляются в ностальгические размышления о лучших временах, вместо того, чтобы потратить немного доступного времени на обдумывание своего будущего и построение плана, постановку цели. Быть может, «Озарк» нам также говорит о том, что бессмысленно верить в светлое «вчера» и нужно жить в сложном «сегодня»? Короткое спокойствие после достижения хоть какой-то намеченной цели приносит радость, прежде, чем всё снова полетит в тартарары.

Средний класс отмывает на озере. Эссе про «Озарк»

Финальная сцена мне не показалась странной. Стреляй, сынок, мы всё понимаем. Объединившись, заручившись поддержкой политиков, согласившись на чудовищные условия опасных людей по обе стороны закона, семья Бёрдов в концовке принимает неизбежное — проблемы их не отпустят, последствия так и будут напоминать о себе, и спокойствия в жизни героев не будет, вероятнее всего. Разве что по вечерам можно будет прилечь в шезлонге на берегу озера и спокойно подумать, но недолго, а то в Озарке по вечерам всякое случается.

1313
6 комментариев

Мне сериал понравился, если брать в целом, но интерес начал пропадать в 3 сезоне уже, и вот почему:
- если в сериале появился новый персонаж, значит весь сезон будет крутиться вокруг него. Появление Бэна и его смерть очень примитивным показалось для меня, так как с самого начала было понятно к чему это идет. Персонаж всем начал нравиться, завел любовь, подружился со всеми и тут оказывается что он болеет и его убивают чтобы говорить об этом еще 2 сезона. Жалко ли его? Нет, я едва знаком с ним.
- Рут. До 4 сезона все более менее понятно с ней, но в 4 сезоне её понесло куда-то не туда. То она с Марти, то она не с Марти, то она хочет что-то еще, то казино уже её за 1 серию.
- Развитие основных персонажей. Вот вроде прошло 4 сезона, и должно было что-то измениться, но ничего не изменилось. Поубивали всех персонажей на вторых планах, а Бёрды где были там и остались как было в 1 сезоне. Сила семьи которая защитит всех и везде? Ну, это не тот жанр сериала.
Нет такой ситуации, оказывается, для Бёрдов где это было бы финальным решением и уже ничего нельзя сделать по другому. Тогда сериал бы по другому заиграл поставь героев в другое положение 1-2 раза за 4 сезона. Вот дети ушли, вот дети вернулись, вот Венди в психушке вот Венди дома, вот её папа приехал - вот её папа уехал, вот авария - а вот аварии уже нет.
Если брать в пример Брейкин Бэд, то там изменения были более существенные, как то что Уолтер потерял все деньги, потерял свою семью которую не вернуть, и был выбор либо он либо Джесси будет жить.
сериал не жалею что посмотрел, и кроме него смотрю сейчас только Сола.

3
Ответить

СПОЙЛЕРЫ

—-

—-

—-

Сериал зашёл. Сериал понравился. Быстро привык к персонажам

Всё достаточно живо и динамично

Но

(Сказанное ниже - не недостаток. Просто констатация факта)

Но ни одного положительного персонажа. Все мудилы. Даже Джона (сын гг)

Все уёбки

Особенно бесила ебучая Венди. Мразь ебаная

Идём дальше

Главное достоинство сериала - он показывает постепенное моральное разложение персонажей. Он показывает то, какими людьми не нужно быть

1
Ответить

Чет пропустил момент. Это был финальный сезон? Если да, то это просто слив всего сериала. Кончилось ничем.

1
Ответить

Нахожусь в промежуточном состоянии между «ну и что я сейчас написал?» и «ну и что я сейчас прочитал?»

Ответить

Бросил смотреть из-за гомосятины в первом сезоне. Ну и сравнения этого сериала с «Во все тяжкие» не идут ему на пользу, так как он уступает ему абсолютно во всём.

Ответить

Кстати, вот удивительно, но в дальнейшем тема однополых отношений не поднимается. Если сериал понравился, а именно этот момент — нет, то советую просто прощелкивать. Первые два сезона были прям хорошими)

Про BrBa правда. Сравнений с ним Озарк не выдерживает.

Ответить