Сомнительные и невероятные приключения редгарда Мясного Танка в The Elder Scrolls II: Daggerfall — пролог
В котором мы знакомимся с игрой, героем и бесполезными шпионами императора Уриэля Септима VII.
Morrowind — лучшая игра на свете. Во-первых, потому что за сотку; во-вторых, по совокупности иных причин. Более ранние части The Elder Scrolls я хоть и пробовал, но особенно далеко не продвигался. За исключением Redguard — её в каком-то беспамятстве прошёл полностью пару лет назад.
В таком же бреду мне недавно почудилось, что надо срочно осилить Daggerfall, которую начинал прежде раза четыре точно, но дальше титульного города в титульном королевстве не продвигался. Благо, с запуском игры на современных компьютерах (и даже «Маках», и даже без DOSBox) никаких проблем — спасибо source-порту Daggerfall Unity.
В нём масса настроек графики: от AO до всяких сглаживаний и размытия при движении. При желании можно превратить Daggerfall во что-то подобное.
Но я пришёл сюда за почти «тру-даггерфолл-экспириенсом» (только без багов), поэтому ограничился разрешением, сглаживанием шрифтов, чтобы не так больно было читать тексты, а ещё подкрутил FOV, чтобы не укачивало. В результате для меня игра выглядела вот так.
Теперь, когда со всеми формальностями покончено, можно приступать к самой игре. Подробно рассказывать о лоре TES и периоде «имперского симулякра» нет нужды: о первом у нас был объёмный материал, а о втором здорово рассказал в своём прохождении Arena пользователь B1sher. Тут своя напасть.
В 402 году третьей эры между королевствами Хай Рока и Хаммерфелла разгорелась война за небольшой островок Бетони, расположенный в заливе Илиак. Местный лорд Могреф присягнул на верность королю Даггерфолла Лизандусу, что совсем не понравилось королю Сентинеля Камарону. Ключевым моментом той войны стала битва на Крингайновом поле, случившаяся через неделю после неудачных, завершившихся резнёй мирных переговоров.
Мать Лизандуса Нульфага (её можно увидеть на скриншотах со сравнением графики) с самого начала знала, что для сына этот конфликт не закончится ничем хорошим, поэтому отправила на бой своего ручного дракона Скакмата. Пытаясь спасти короля, дракон покрыл поле волшебным туманом. Он остановил битву, да, но когда магия рассеялась, выжившие обнаружили тело правителя Даггерфолла.
Интересный факт: в Daggerfall есть две книги, рассказывающие разные версии событий Бетонской войны — Даггерфольскую и Сентинельскую. Они, разумеется, друг другу противоречат.
На этом страдания Лизандуса не закончились. Его озлобленный дух в сопровождении призрачной армии принялся ходить по ночным улицам Даггерфолла, требуя мести. И вот это обстоятельство уже привлекло внимание императора Тамриэля Уриэля Септима VII.
Вопреки распространённому мнению, не каждый из героев номерных частей TES изначально узник. Персонаж игрока в Daggerfall — вполне себе свободный человек (или мер), агент «Клинков». Септим просит его разобраться, что терзает Лизанудса, а заодно найти и уничтожить письмо, которое император послал королеве Даггерфолла четыре года назад. Оно так и не добралось до адресата, а в плохих руках, судя по всему, может представлять угрозу.
Но сначала этого агента «Клинков», который войдёт в историю и быстро забудется благодаря Прорыву Дракона, нужно создать. Выбор из рас тут стандартный и знакомый любому, кто хоть раз играл в TES. Правда, недоступны имперцы, а каджиты совсем не похожи на котов. В «фурей» жители Эльсвейра превратились лишь в Redguard, а до этого просто мазали лицо краской, чтобы быть похожими на кошек. Ну и хвостом обмахивались. Я же остановился на редгарде, потому что каждую часть TES впервые прохожу за представителя этой расы.
Дальше следует разобраться с классом: либо выбрать из предложенных, либо создать собственный, либо заполнить анкету, чтобы игра сама подобрала подходящую специализацию. Некоторые вопросы впоследствии перекочевали и в Morrowind. Вот, скажем, спрашивают, что вы будете делать, если увидите, как разъярённая толпа бежит за человеком.
В Morrowind также перекочевали и навыки, пусть далеко и не все. От некоторых вроде карабканья или знания языка кентавров избавились уже в следующей после Daggerfall игре серии, Battlespire. Кое-что дошло до третьей TES в упрощённом виде: например, вместо «Атлетики», здесь два отдельных умения «бег» и «плаванье». Однако в Daggerfall нет навыков, отвечающих за ношение разных типов брони, так что в плане комплексности системы скиллов между обеими играми, пожалуй, паритет.
Облегчить или усложнить жизнь призваны особые преимущества и недостатки, которые выбираются тут же, на экране создания персонажа. Например, героя можно наделить неуязвимостью к болезням или, напротив, сделать «агента» чрезвычайно восприимчивым к любым недугам. Чем более хилым получается персонаж, тем быстрее улучшаются его навыки, но в погоне за быстрой прокачкой есть риск родить что-то совсем нежизнеспособное. Здесь стоит знать меру.
В общем, изрядно повозившись со всякими переключателями и ползунками, я, наконец, создал своё альтер эго. Представляю вам Мясного Танка — воина, который умеет только дышать, плохо колдует в темноте и имеет низкую толерантность к параличу (как же мне это аукнулось).
Путешествие в Даггерфолл с самого начала не задалось — корабль, на котором плыл Мясной Танк, угодил в шторм. Никто из команды не выжил, но Мясному удалось добраться до берега и переждать бурю в пещере, откуда только один выход — через крепость «Пиратский схрон» (Privateer's Hold).
Это место — своего рода полигон, на котором игрок может испытать созданного только что персонажа. Если герою по плечу местные крысы, летучие мыши, скелеты и бесята, то и дальше будет нормально. Не просто, не хорошо, но нормально. А ещё Privateer's Hold иллюстрирует любое другое сюжетное подземелье в Daggerfall. Выбраться отсюда можно минуты за три, а можно заплутать на добрые полчаса.
К счастью, опыт предыдущих попыток не прошёл бесследно — я прекрасно помнил, где находится выход, поэтому сразу устремился к нему, лениво раскидывая противников по пути. Мясной Танк, как оказалось, весьма неплохо размахивает мечом и даже попадает по врагу в шести случаях из десяти (это много!).
После душного подземелья вид заснеженных холмов и бухты впечатляет, даже несмотря на откровенно устаревшую картинку.
Хотя любоваться красотами вы едва ли будете. Оставим все эти скучные, набившие оскомину факты о размере мира в Daggerfall — они приелись и надоели похлеще «занимательных историй» о первом имени Марио. Важно то, что путешествовать по тысячам квадратных километров муторно и попросту не нужно. Вы вряд ли натолкнётесь на что-то интересное, вряд ли встретите хоть кого-то. Отправившись в путь из одного конца королевства в другой, вы на протяжении часа будете видеть перед собой только белое (если дело происходит зимой) поле с расставленными в беспорядке спрайтовыми кустиками и деревцами. Короче, совершать марш-броски в Daggerfall занятие, конечно, медитативное, но бестолковое.
Тем более при наличии такой замечательной системы быстрого перемещения. На карте уйма разных городов, деревень и пещер. Выбираем нужную точку (или, вернее, вводим название пункта назначения), указываем, будем ли мы останавливаться в гостиницах по дороге, на чём поедем и стоит ли торопиться. Если гнать безрассудно, то можно прибыть к городским воротам ночью, когда они закрыты. В таком случае придётся либо до рассвета куковать под стенами, либо дерзко карабкаться по ним, к недовольству стражников.
Мясному Танку спешить было некуда, поэтому он неторопливо двинулся в сторону Даггерфолла, столицы королевства, и к утру седьмого дня был уже на месте.
Огромный город встретил Мясного неприветливо: местные жители наотрез отказывались показывать будущему герою дорогу к тавернам; магазины были закрыты. А ведь, как известно, самое бессильное и позорное время в жизни — время от рассвета до открытия магазинов. Словом, делать в столице Мясному было решительно нечего, особенно в столь ранний час.
Блуждая по не таким уж оживлённым улочкам, тыкаясь в каждую дверь, Мясной вдруг натолкнулся на курьера, который передал ему письмо. Вот что в нём говорилось.
Дорогой Мясной!
Я слышала о несчастном случае на море и опасалась худшего. Теперь я знаю, что вы в здравии, и мне хотелось бы встретиться с вами, чтобы обсудить миссию нашего почтенного императора здесь, на заливе Илиак.
Позвольте представиться. Я — леди Магнессен, агент императора при дворе Даггерфолла. Моя должность не столь официальна, как должность посла. Никто, кроме других агентов императора, не знает о том, на кого я в действительности работаю. Залив Илиак кишит противниками Империи, так что я полагаюсь на ваше благоразумие.
Далее следовало название гостиницы, в которую Мясному Танку надлежало явиться в течение месяца. Будучи преданным идеалам империи, Мясной незамедлительно покинул столицу и отправился в путь.
Некоторое время после смерти Лизандуса, когда Даггерфоллом правила вдова короля Минисера, Бризенна Магнессен служила при дворе, регулярно докладывая о творящихся в регионе делах Уриэлю Септиму VII. Однако после того, как трон занял сын Лизандуса Готрид, Бризенне пришлось уйти в подполье. Согласно слухам, Готрид прознал о том, что Бризенна шпион и собирался арестовать её. Но это только слухи.
Найти нужную таверну оказалось не так-то просто. Да, все таверны помечены зелёным цветом на карте, но бегать и проверять каждую — утомительно. К тому же можно поспрашивать местных жителей, уж они-то точно знают.
В целом, диалоговая система в Daggerfall устроена примерно так же, как в Redguard, Morrowind и Oblivion — никаких тебе реплик, лишь темы для разговора. Интересно то, что для каждого «вопроса» можно выбрать тон: вежливый, нормальный и грубый. Некоторые NPC культурно не понимают, зато охотно делятся информацией с теми, кто начинает беседу со слов «э, слыш». За каждый из тонов, кстати, отвечает отдельный навык. При достаточно высоком его уровне местный житель не просто укажет направление, но даже отметит пункт назначения на карте.
Мясному Танку никто ничего не указал и не отметил. Следуя путаным советам пойти сперва на восток, а потом на запад, а потом снова на восток, он всё же отыскал таверну. А в ней — леди Бризенну.
И честно говоря, не совсем понятно, зачем она хотела видеть Мясного Танка. Никакой полезной информации Бризенна не раскрыла: касательно письма, отправленного императором, ей ничего не известно; касательно призрака Лизандуса — рекомендовала поговорить с правителями Даггерфолла, Сентинеля и Вэйреста. Мясной Танк с его 44 очками интеллекта и так понимал, что расследование стоит начать именно с них. Для чего, спрашивается, такая спешка?
Как бы то ни было, сама Бризенна посчитала свою работу оконченной, помахала Мясному Танку ручкой и отчалила. Мясной Танк же двинулся обратно в Даггерфолл на аудиенцию с королевой Абук-Ай. Приключения должны вот-вот начаться.
В первой части Мясной Танк заплутает в подземелье, поговорит с сумасшедшей старухой, вступит в гильдию бойцов и снова заплутает в подземелье. Не переключайтесь.