Пиратская романтика и никакого насилия: как появилась серия Sid Meier’s Pirates!

Рассказываем о пути становления и особенностях одной из главных игр про пиратов в истории.

Благодаря Сиду Мейеру появилась не только знаменитая Civilization, но и множество симуляторов: экономических, военных и гоночных. Его игры задавали правила геймдизайна в своей нише, а порой вдохновляли целые серии: например, Age of Empires появилась из желания сделать RTS в духе Civilization. А древо технологий из игры Мейера позже позаимствовали для системы навыков в Diablo 2.

Нередко Сиду Мейеру удавалось создавать целые жанры. Особенно стоит его благодарить за Sid Meier’s Pirates! — которая, по сути, и положила начало играм про пиратов. Рассказываем историю её появления.

Сид Мейер
Сид Мейер

Предыстория разработки

До работы над Pirates! Сид Мейер уже несколько лет был опытным программистом и геймдизайнером в студии Microprose. Хотя студия — это очень громко сказано. Изначально там трудилось всего два человека: Билл Стили, который отвечал за бизнес и продажи, и сам Мейер, который придумывал и программировал игры. Как он сам шутил, чтобы стать профессиональным геймдизайнером в те годы, достаточно было просто уметь писать код — никто не знал, как делать игры на «профессиональном» уровне.

Многие игры Microprose разрабатывались от трёх до пяти месяцев и были полностью сделаны Мейером: идея, код и даже иллюстрации принадлежали ему. Лишь с симулятора подводных лодок Silent Service в студии появились художники, которые занимались графикой, а геймдизайнер стал отвечать лишь за идеи и программный код.

Пиратская романтика и никакого насилия: как появилась серия Sid Meier’s Pirates!

К 1986 году игры Сида Мейера снискали широкую известность в тогда ещё небольшом сообществе геймеров. Он так прочно ассоциировался с хорошими симуляторами, что в рекламе новых проектов стали использовать его фотографии и имя — Мейер стал своеобразным «знаком качества». Поэтому, когда в студии появилась идея вместо очередного серьёзного симулятора сделать приключенческую игру про пиратов, её назвали Sid Meier’s Pirates! — песочница в Карибском море стала первым проектом с именем и фамилией геймдизайнера в названии.

Официальная версия такого решения — обычный маркетинг со стороны студии. Приключенческая игра про пиратов могла не заинтересовать аудиторию, которая ждала от Microprose новых симуляторов гоночных машин или военной техники. Однако в одном из интервью Билл Стили вспоминал, что идею касательно названия ему подкинул актёр Робин Уильямс, который любил игры Мейера.

У нас была обеденная встреча в Software Publishers Association, и Робин Уильямс был там. И он продержал нас два часа. После он повернулся ко мне и сказал: «Билл, ты должен поместить имя Сида на коробки с играми, и продвигать его как звезду». Таким образом его имя попало в Pirates! и Civilization.

Билл Стили, один из основателей Microprose

Стоит отметить, что все идеи игр Microprose основывались на технических открытиях: как только Мейер и Стили находили новую возможность в компьютерах тех лет, весь геймдизайн новой игры строился вокруг неё. К примеру, главная фишка платформера Floyd of the Jungle — возможность использовать четыре джойстика Atari 800 для совместной игры. А симуляторы авиационных сражений Hellcat Ace и Spitfire Ace были созданы благодаря найденному эффекту мерцания горизонтальных линий графики — этот эффект позволял сделать иллюзию плавного и быстрого движения в полёте.

Sid Meier’s Pirates! также появилась благодаря хитрому технологическому решению: вместо графики в ней использовались символы, что позволило реализовать многие элементы графики без страха выйти за пределы возможностей игровой платформы.

Пиратская романтика и никакого насилия: как появилась серия Sid Meier’s Pirates!

Несмотря на предыдущие успехи Мейера и интересные идеи, к новой игре Билл Стили относился с большим скепсисом. Да, конец 80-х был той странной эпохой, когда приключенческая игра про пиратов звучала более рискованно для продаж, нежели симулятор железной дороги или реалистичных сражений подводных лодок. Это недоверие к жанру негативно сказалось на Pirates! — до релиза не дожил ряд идей из-за нехватки времени и средств. Тем не менее это не помешало игре завоевать успех в 1987 году.

На создание Pirates! Сида Мейера вдохновила приключенческая игра The Seven Cities of Gold про экспедицию Испании в Новый Свет, а также настольная игра Spanish Main. Как утверждает геймдизайнер, один из путей сделать хорошую видеоигру — взять за основу то, что тебе очень нравится. А разработчик тогда увлекался темой покорения Америки и Карибского архипелага, поэтому неудивительно, что он загорелся желанием сделать свою игру про пиратов.

Sid Meier’s Pirates! (1987) и её порты

Пиратская романтика и никакого насилия: как появилась серия Sid Meier’s Pirates!

Sid Meier’s Pirates! — это «игра-песочница» в большом открытом море. Она позволяет прожить яркую жизнь флибустьера на Карибском архипелаге. Он, к слову достаточно точно скопирован с реальной местности: в игре есть Мексиканский залив, Флорида, Карибские и Бермудские острова с большей частью известных портов и колоний.

На всей этой территории главенствуют четыре нации: Франция, Англия, Голландия и Испания. К каждой из них можно поступить на службу в роли молодого капитана на небольшом корабле: с выбора стартовой фракции и начинается игра. Равно как и с выбора эпохи: в зависимости от указанного на старте временного периода будет меняться расстановка сил, интенсивность торговых перевозок и пиратских нападений.

Пиратская романтика и никакого насилия: как появилась серия Sid Meier’s Pirates!

Положение дел на Карибском архипелаге динамически меняется и развивается по ходу игры: торговые отношения, грабежи, войны — всё это происходит в реальном времени и может резко изменить планы игрока. Так, грабёж грузовых кораблей Испании под флагом Англии исчезнет из расписания, если обе фракции заключат перемирие.

Впрочем, герой не привязан к конфликтам больших держав. Sid Meier’s Pirates! — это игра про ваше приключение. А участие в колониальных войнах — исключительно ваш выбор. Никто не мешает стать пиратом и грабить вообще всех. Или вовсе отказаться от насилия и податься в торговлю: купить товары в одном порту подешевле и продать их подороже в другом. К слову, цены в магазинах также назначаются случайно и меняются динамически со временем.

Причём в игре есть и другие интересные активности: морские сражения, дуэли с противниками, поиск сокровищ, сражения на суше, флирт с дочками губернаторов и поиск потерянных членов семьи.

Пиратская романтика и никакого насилия: как появилась серия Sid Meier’s Pirates!

Любые занятия, от ухлёстывания за женщинами до колониальных войн, влияют на финал. В зависимости от достижений игрока персонаж может закончить свою карьеру на Карибах как нищим оборванцем, так и личным советником короля.

Финала достигнуть несложно: игру можно закончить чуть ли не после трёх часов прохождения, если захочется. Pirates! получилась очень яркой и дружелюбной: так, в игре нельзя умереть, да и вообще тема смерти старательно избегается в серии. Побеждённые капитаны сдаются, а герой при поражении попадает на необитаемый остров или в тюрьму, откуда спустя некоторое время выбирается на новом корабле.

Это сделано потому, что Сид Мейер не очень любит насилие в играх, а Pirates! ему виделась больше яркой, весёлой и романтичной игрой про «книжных» пиратов. Пускай её и хвалили за реализм из-за сложных экономических систем и тщательно воссозданного Карибского архипелага, у Microprose никогда не было цели сделать Pirates! реалистичной. Наоборот: большая часть идей основана на художественных романах, фильмах и личных фантазиях разработчиков о том, какими были пираты.

Пиратская романтика и никакого насилия: как появилась серия Sid Meier’s Pirates!

Так как Pirates! — добрая игра, единственной угрозой для героя в ней можно назвать только время. С каждым внутриигровым годом персонаж стареет: он хуже справляется с боями на шпагах, а новые матросы куда менее охотно идут под командование пожилого капитана. Продолжать плавать можно и в глубокой старости, однако в конце концов седина и здоровье вынудят бросить приключения и уйти на покой.

Интересный факт: у игры была очень оригинальная система защиты. Перед запуском она задавала вопросы, ответы на которые были в официальном мануале к игре. Если кто-то незаконно скачал игру и не имел под рукой документации, то он заваливал тест, из-за чего Pirates! включала увеличенную сложность. Таким образом, можно было доказать своё звание «истинного видеоигрового корсара», пройдя игру бесплатно на максимально завышенной сложности.

Сид Мейер изобрёл настоящую пиратскую песочницу, с живым и развивающимся миром, в которой можно было делать всё, что угодно: от морских сражений да простого исследования Карибского моря. И это в далёком 1987 году: до релиза таких игр как Doom, Diablo, The Elder Scrolls и других столпов видеоигровой индустрии оставалось ещё 5-10 лет. Для конца 80-х Pirates! ощущалась как шаг в будущее.

Благодаря броскому стилю, инновационным идеям и высокой реиграбельности Pirates! завоевала неслыханную для тех лет популярность и была отмечена многими профильными изданиями. Она получила не только несколько званий «Игры года», но и впоследствии была признана одной из лучших игр за всю историю самыми разными критиками. Так, в 1989 году журнал Computer Gaming World объявил о включении Pirates! в свой «Зал славы» для игр.

Оглушительный успех послужил тому, что Pirates! была много раз портирована на самые разные платформы. Оригинальная версия с Commodore 64 была портирована на Apple II, Apple IIGS, Macintosh, Amstrad CPC, Atari ST и Amiga.

Внешний вид Pirates! на Amiga
Внешний вид Pirates! на Amiga

Самым примечательным можно назвать порт для Nintendo Entertainment System. Во-первых, из-за цензуры один из внутриигровых товаров, а именно табак, был заменён на зерно. Во-вторых, порт разрабатывала студия Rare, которая неровно дышит к играм про пиратов: она ответственна за приключенческую игру Blackwyche про капитана Пендрагона, вторую часть Donkey Kong про спасение известного примата от крокодилов-пиратов, а также Sea of Thieves, кооперативный симулятор пиратских приключений.

Позже, в 1993 году, игра получила ремейк — Sid Meier’s Pirates! Gold. Геймплейных изменений там было немного: убрали ряд особенностей вроде ориентирования по Солнцу, а вместо них добавили несколько новых — например, дополнительные задания у губернаторов. Куда больше отличий было в визуальной части: причём как от оригинальной игры, так и между версиями самого ремейка с разных портов.

Фанаты обычно считают лучшей версией порт для Sega Genesis — яркая и сочная палитра цветов, великолепный мультяшный стиль. Эта версия Pirates! выглядит куда симпатичнее и милее, нежели версия для ПК, у которой весь арт — оцифрованные иллюстрации и VGA-графика. Ей явно не хватает красок и контраста: ПК-порт выглядит куда более серьёзно, нежели другие, более задорно-романтизированные переиздания.

Sid Meier’s Pirates! 2004

Pirates! стала не только новым словом в геймдизайне, но и вдохновителем для целого жанра: трудно не заметить её идеи и особенности в тех же «Корсарах» (у нас, к слову, есть большой материал об этой серии) и других подобных играх про пиратов. Та же концепция живого открытого мира и динамической торговли встречается в самых разных проектах. На влияние игры Сида Мейера было тяжело закрывать глаза, и в 2004 году Pirates! получила новый ремейк за авторством студии Firaxis Games (XCOM), который улучшил и без того великую формулу серии.

Пиратская романтика и никакого насилия: как появилась серия Sid Meier’s Pirates!

Суть осталась та же: играть предстоит за молодого капитана в Новом Свете с небольшим кораблём, нулевой известностью и жаждой приключений. В распоряжении игрока — всё Карибское море, четыре нации, пираты, индейцы и несколько десятков лет жизни персонажа. Никаких ограничений и запретов, приключения ждут.

Единственное существенное изменение — куда сильнее стал заметен фокус на истории. Протагонист — ребёнок из богатой колониальной семьи, которую одной тёмной ночью вместе с подельниками похищает злобный испанский маркиз де Монтальбан. Дед, сестра, дядя и тётя попадают в плен, но герою удаётся сбежать.

Пиратская романтика и никакого насилия: как появилась серия Sid Meier’s Pirates!

До совершеннолетия он выживает на портовых улицах, пока не заступает на службу матросом к торговцу одной из четырёх наций: Испании, Франции, Англии или Голландии. Драить палубы герою придётся не долго: в ходе бунта он становится новым капитаном судна, после чего начинается его карьера на Карибском архипелаге.

Формально задача игрока — спасти семью и отомстить Монтальбану. Но ничто в игре не заставляет этим заниматься: настоящая цель, как и в оригинале 1987 года — прожить богатую на события жизнь, заработать как можно больше внутриигровых очков (которые теперь не скрыты за правилами игры и их можно посчитать) и получить самый приятный финал.

Чем больше у героя славы и чем дороже его имущество — тем больше шанс закончить игру богатым графом или советником короля, нежели простолюдином или вовсе нищим. А спасение семьи и месть Монтальбану — лишь один из способов получить эти самые победные очки.

В начале игры можно выбрать сложность, особое умение (например, бонус к фехтованию или управлению кораблём) и временной период, который меняет расстановку сил на архипелаге и активность торговых/пиратских судов
В начале игры можно выбрать сложность, особое умение (например, бонус к фехтованию или управлению кораблём) и временной период, который меняет расстановку сил на архипелаге и активность торговых/пиратских судов

В Pirates! есть ряд мелких изменений: появились новые типы ядер (картечь для поражения команды и книппели для повреждения парусов), вражеские корабли можно заметить и рассмотреть во всех подробностях прямо на глобальной карте, немного переработаны мини-игры, появился топ-10 пиратов. В него, к слову, входят знаменитые личности из самых разных эпох: от Генри Моргана до Чёрной Бороды. И они, как и главный герой, тоже путешествуют по карте и занимаются своими делами.

В остальном — это всё та же игра 1987 года без существенных изменений. Огромное, открытое для исследования море и геймплей, собранный из мини-игр. Танцы на балу — мини-игра на реакцию, где нужно двигаться в такт музыке. Дуэли — мини-игра на реакцию, где ударами нужно «дотолкать» противника на край экрана, эффективно применяя блоки, уклонения и оскорбления (в игре можно кричать гадости противнику на отдельную кнопку). А осада городов — это очень простенькая походовая стратегия с эффектами местности, позиционированием и разными типами отрядов.

Пиратская романтика и никакого насилия: как появилась серия Sid Meier’s Pirates!

Да и нужны ли были какие-то кардинальные изменения формуле игры? Спустя десятилетнее затишье Pirates! 2004 года смотрелась интересно и свежо на фоне остальных игр, и конкуренцию ей составляли разве что первые две части «Корсаров», которые на тот момент заняли нишу пиратских песочниц. Разработчикам из Firaxis было достаточно просто повторить идеи старой игры с небольшими улучшениями, чтобы вновь добиться успеха.

Где действительно заметны изменения — так это в дизайне. Pirates! стала полностью трёхмерной благодаря движку Gamebryo — тому самому, на котором сделана серия The Elder Scrolls. Визуальная часть за счёт невероятной работы художников стала яркой, сочной и практически вневременной — даже спустя 16 лет игра выглядит очень мило и приятно.

В города можно проникать с помощью простенькой стелс-механики на манер первых Metal Gear
В города можно проникать с помощью простенькой стелс-механики на манер первых Metal Gear

На общую уютную и весёлую атмосферу работают и неменяющиеся взгляды Сида Мейера касательно жестокости в играх: как и в оригинале, в Pirates! 2004 года никто не умирает.

Сбитые ядрами с корабля матросы падают в море, где плавают в ожидании спасения. Побеждённые в наземном бою отряды пехоты в страхе разбегаются по округе или падают без сознания на землю, мгновенно растворяясь в воздухе. Знаменитые пираты и прочие злодеи после поражения сдаются, комично сбрасываются в воду или получают бутылкой по голове в трактире. А вы вместо гибели попадаете в тюрьму или на необитаемый остров, где теряете лишь годы свободной жизни на Карибах.

Отдельно стоит отметить аудиодизайн. Предыдущие игры и их порты можно было обвинить в периодической «молчаливости»: в некоторые моменты в них не было ни звуков, ни музыки. А вот Pirates! 2004 года очень мелодичная. Музыкальные темы в городах различаются в зависимости от места, куда зашёл герой, а также от нации и даже благосостояния колонии. Так, в бедных деревнях играют простые инструменты вроде флейты, тогда как в богатых колониях — пианино.

Даже простое перемещение по морю не проходит в тишине: где-то подует ветер, крикнет чайка, прозвенит корабельный колокол или прозвучит приветственный крик с проходящего мимо корабля. В общем, композиторы и аудиодизайнеры проделали феноменальную работу для создания атмосферы романтизированной эпохи пиратов.

В итоге Pirates! 2004 получилась яркой, лёгкой для освоения и попросту весёлой игрой. Живой карибский архипелаг даже сейчас смотрится здорово, и, несмотря на нехватку глубины в сравнении с куда более серьёзными «Корсарами», в Pirates! до сих пор очень интересно играть.

Пиратская романтика и никакого насилия: как появилась серия Sid Meier’s Pirates!

Хотя, местами геймплей может всё же показаться однообразным — особенно, если хочется заняться спасением всех четырёх членов семьи главного героя. Для каждого нужны четыре кусочка карты, которые выбиваются по одной штуке с барона Раймондо, помощника злобного маркиза Монтальбана. То есть, чтобы спасти семью, придётся выследить и взять на абордаж Раймондо 16 раз и ещё 4 раза победить Монтальбана, чтобы найти его логово.

К тому же, хватает других мелких проблем. В ПК-версии ветер почему-то всегда дует примерно в одну сторону. Самый сильный корабль в игре — индейское каноэ, на котором можно носиться по карте и побеждать огромные фрегаты за счёт высокой скорости. Да и в целом есть ряд мелких багов. Но всё же — все эти проблемы заметны только при очень близком рассмотрении и в целом впечатлений не портят.

Как и предшественники, ремейк 2004 года появился на всех возможных платформах: ПК, Xbox, PSP, Wii, Mac OS X, iPad и iPhone. Pirates! получила множество наград, а также хвалебных отзывов игроков и прессы. Журнал Computer Games Magazine и вовсе объявил Side Meier’s Pirates! второй лучшей игрой 2004 года после самой World of Warcraft.

Несмотря на успех, признание критиков и аудитории, рекордные продажи и портирование на десятки платформ, сегодня серия Pirates! ощущается забытой. С выхода последней полноценной игры минуло уже 16 лет, и новостей о новой части нет. Под именем великого геймдизайнера сейчас выходит разве что серия Civilization — другие проекты, в том числе и Pirates, пропали с радаров.

И это очень странно: игроки до сих пор помнят и любят серию, да и конкурентов-песочниц у неё нет до сих пор. «Корсары» за эти годы успели пережить оглушительный успех и трагическое падение, а Skull & Bones от Ubisoft томится в производственном аду. Да и то эта игра скорее мультиплеерный экшен, нежели песочница с живым миром.

Пиратская романтика и никакого насилия: как появилась серия Sid Meier’s Pirates!

Игры про пиратов в целом выходят достаточно часто: как большие ААА вроде Assassin’s Creed: Black Flag и Sea of Thieves, так и различные игры поменьше вроде Risen, Tempest или Blackwake. Однако клонов именно формулы Pirates! нет совсем — за большую проработанную песочницу в Карибских морях не берётся никто.

Так что фанатам остаётся лишь надеяться на светлое будущее. Возможно когда-нибудь им доведётся ещё разок покорить Карибский архипелаг в поисках богатства, славы и веселья беззаботной пиратской жизни.

393393
82 комментария

Комментарий недоступен

81
Ответить

НачалПишу два года

Но всё равно спасибо, конечно!

45
Ответить

Поэтому нужно еще больше нерелевантного касательно темы статьи нытья про TLOU в комментариях. Комменты всегда радуют)

8
Ответить

добавьте TLOU2 в чёрный список после нажатия на тэг и будет вам счастье.

Ответить

Господи, я думал, кроме меня никто не играл в эту игру... Я гонял в неё, сколько был возможно. До сих пор помню, что сушеная индейская голова и священный посох НЕ помогают налаживать контакты с туземцами, а обувь сильно помогает в танцах, увеличивая время, требующееся для нажатия нужной кнопки. И ещё дочери губернаторов... у какой-то из них крайне выдающиеся... выпуклости.

54
Ответить

Одна из самых популярных игр своего времени, никто не играл, да))

32
Ответить

И ещё дочери губернаторов... у какой-то из них крайне выдающиеся... выпуклости.http://www.hookedonpirates.com/forums/viewtopic.php?t=6548
Судя по всему, там несколько моделек повторяются

3
Ответить