Пиратская романтика и никакого насилия: как появилась серия Sid Meier’s Pirates!

Рассказываем о пути становления и особенностях одной из главных игр про пиратов в истории.

Благодаря Сиду Мейеру появилась не только знаменитая Civilization, но и множество симуляторов: экономических, военных и гоночных. Его игры задавали правила геймдизайна в своей нише, а порой вдохновляли целые серии: например, Age of Empires появилась из желания сделать RTS в духе Civilization. А древо технологий из игры Мейера позже позаимствовали для системы навыков в Diablo 2.

Нередко Сиду Мейеру удавалось создавать целые жанры. Особенно стоит его благодарить за Sid Meier’s Pirates! — которая, по сути, и положила начало играм про пиратов. Рассказываем историю её появления.

Сид Мейер
Сид Мейер

Предыстория разработки

До работы над Pirates! Сид Мейер уже несколько лет был опытным программистом и геймдизайнером в студии Microprose. Хотя студия — это очень громко сказано. Изначально там трудилось всего два человека: Билл Стили, который отвечал за бизнес и продажи, и сам Мейер, который придумывал и программировал игры. Как он сам шутил, чтобы стать профессиональным геймдизайнером в те годы, достаточно было просто уметь писать код — никто не знал, как делать игры на «профессиональном» уровне.

Многие игры Microprose разрабатывались от трёх до пяти месяцев и были полностью сделаны Мейером: идея, код и даже иллюстрации принадлежали ему. Лишь с симулятора подводных лодок Silent Service в студии появились художники, которые занимались графикой, а геймдизайнер стал отвечать лишь за идеи и программный код.

Пиратская романтика и никакого насилия: как появилась серия Sid Meier’s Pirates!

К 1986 году игры Сида Мейера снискали широкую известность в тогда ещё небольшом сообществе геймеров. Он так прочно ассоциировался с хорошими симуляторами, что в рекламе новых проектов стали использовать его фотографии и имя — Мейер стал своеобразным «знаком качества». Поэтому, когда в студии появилась идея вместо очередного серьёзного симулятора сделать приключенческую игру про пиратов, её назвали Sid Meier’s Pirates! — песочница в Карибском море стала первым проектом с именем и фамилией геймдизайнера в названии.

Официальная версия такого решения — обычный маркетинг со стороны студии. Приключенческая игра про пиратов могла не заинтересовать аудиторию, которая ждала от Microprose новых симуляторов гоночных машин или военной техники. Однако в одном из интервью Билл Стили вспоминал, что идею касательно названия ему подкинул актёр Робин Уильямс, который любил игры Мейера.

У нас была обеденная встреча в Software Publishers Association, и Робин Уильямс был там. И он продержал нас два часа. После он повернулся ко мне и сказал: «Билл, ты должен поместить имя Сида на коробки с играми, и продвигать его как звезду». Таким образом его имя попало в Pirates! и Civilization.

Билл Стили, один из основателей Microprose

Стоит отметить, что все идеи игр Microprose основывались на технических открытиях: как только Мейер и Стили находили новую возможность в компьютерах тех лет, весь геймдизайн новой игры строился вокруг неё. К примеру, главная фишка платформера Floyd of the Jungle — возможность использовать четыре джойстика Atari 800 для совместной игры. А симуляторы авиационных сражений Hellcat Ace и Spitfire Ace были созданы благодаря найденному эффекту мерцания горизонтальных линий графики — этот эффект позволял сделать иллюзию плавного и быстрого движения в полёте.

Sid Meier’s Pirates! также появилась благодаря хитрому технологическому решению: вместо графики в ней использовались символы, что позволило реализовать многие элементы графики без страха выйти за пределы возможностей игровой платформы.

Пиратская романтика и никакого насилия: как появилась серия Sid Meier’s Pirates!

Несмотря на предыдущие успехи Мейера и интересные идеи, к новой игре Билл Стили относился с большим скепсисом. Да, конец 80-х был той странной эпохой, когда приключенческая игра про пиратов звучала более рискованно для продаж, нежели симулятор железной дороги или реалистичных сражений подводных лодок. Это недоверие к жанру негативно сказалось на Pirates! — до релиза не дожил ряд идей из-за нехватки времени и средств. Тем не менее это не помешало игре завоевать успех в 1987 году.

На создание Pirates! Сида Мейера вдохновила приключенческая игра The Seven Cities of Gold про экспедицию Испании в Новый Свет, а также настольная игра Spanish Main. Как утверждает геймдизайнер, один из путей сделать хорошую видеоигру — взять за основу то, что тебе очень нравится. А разработчик тогда увлекался темой покорения Америки и Карибского архипелага, поэтому неудивительно, что он загорелся желанием сделать свою игру про пиратов.

Sid Meier’s Pirates! (1987) и её порты

Пиратская романтика и никакого насилия: как появилась серия Sid Meier’s Pirates!

Sid Meier’s Pirates! — это «игра-песочница» в большом открытом море. Она позволяет прожить яркую жизнь флибустьера на Карибском архипелаге. Он, к слову достаточно точно скопирован с реальной местности: в игре есть Мексиканский залив, Флорида, Карибские и Бермудские острова с большей частью известных портов и колоний.

На всей этой территории главенствуют четыре нации: Франция, Англия, Голландия и Испания. К каждой из них можно поступить на службу в роли молодого капитана на небольшом корабле: с выбора стартовой фракции и начинается игра. Равно как и с выбора эпохи: в зависимости от указанного на старте временного периода будет меняться расстановка сил, интенсивность торговых перевозок и пиратских нападений.

Пиратская романтика и никакого насилия: как появилась серия Sid Meier’s Pirates!

Положение дел на Карибском архипелаге динамически меняется и развивается по ходу игры: торговые отношения, грабежи, войны — всё это происходит в реальном времени и может резко изменить планы игрока. Так, грабёж грузовых кораблей Испании под флагом Англии исчезнет из расписания, если обе фракции заключат перемирие.

Впрочем, герой не привязан к конфликтам больших держав. Sid Meier’s Pirates! — это игра про ваше приключение. А участие в колониальных войнах — исключительно ваш выбор. Никто не мешает стать пиратом и грабить вообще всех. Или вовсе отказаться от насилия и податься в торговлю: купить товары в одном порту подешевле и продать их подороже в другом. К слову, цены в магазинах также назначаются случайно и меняются динамически со временем.

Причём в игре есть и другие интересные активности: морские сражения, дуэли с противниками, поиск сокровищ, сражения на суше, флирт с дочками губернаторов и поиск потерянных членов семьи.

Пиратская романтика и никакого насилия: как появилась серия Sid Meier’s Pirates!

Любые занятия, от ухлёстывания за женщинами до колониальных войн, влияют на финал. В зависимости от достижений игрока персонаж может закончить свою карьеру на Карибах как нищим оборванцем, так и личным советником короля.

Финала достигнуть несложно: игру можно закончить чуть ли не после трёх часов прохождения, если захочется. Pirates! получилась очень яркой и дружелюбной: так, в игре нельзя умереть, да и вообще тема смерти старательно избегается в серии. Побеждённые капитаны сдаются, а герой при поражении попадает на необитаемый остров или в тюрьму, откуда спустя некоторое время выбирается на новом корабле.

Это сделано потому, что Сид Мейер не очень любит насилие в играх, а Pirates! ему виделась больше яркой, весёлой и романтичной игрой про «книжных» пиратов. Пускай её и хвалили за реализм из-за сложных экономических систем и тщательно воссозданного Карибского архипелага, у Microprose никогда не было цели сделать Pirates! реалистичной. Наоборот: большая часть идей основана на художественных романах, фильмах и личных фантазиях разработчиков о том, какими были пираты.

Пиратская романтика и никакого насилия: как появилась серия Sid Meier’s Pirates!

Так как Pirates! — добрая игра, единственной угрозой для героя в ней можно назвать только время. С каждым внутриигровым годом персонаж стареет: он хуже справляется с боями на шпагах, а новые матросы куда менее охотно идут под командование пожилого капитана. Продолжать плавать можно и в глубокой старости, однако в конце концов седина и здоровье вынудят бросить приключения и уйти на покой.

Интересный факт: у игры была очень оригинальная система защиты. Перед запуском она задавала вопросы, ответы на которые были в официальном мануале к игре. Если кто-то незаконно скачал игру и не имел под рукой документации, то он заваливал тест, из-за чего Pirates! включала увеличенную сложность. Таким образом, можно было доказать своё звание «истинного видеоигрового корсара», пройдя игру бесплатно на максимально завышенной сложности.

Сид Мейер изобрёл настоящую пиратскую песочницу, с живым и развивающимся миром, в которой можно было делать всё, что угодно: от морских сражений да простого исследования Карибского моря. И это в далёком 1987 году: до релиза таких игр как Doom, Diablo, The Elder Scrolls и других столпов видеоигровой индустрии оставалось ещё 5-10 лет. Для конца 80-х Pirates! ощущалась как шаг в будущее.

Благодаря броскому стилю, инновационным идеям и высокой реиграбельности Pirates! завоевала неслыханную для тех лет популярность и была отмечена многими профильными изданиями. Она получила не только несколько званий «Игры года», но и впоследствии была признана одной из лучших игр за всю историю самыми разными критиками. Так, в 1989 году журнал Computer Gaming World объявил о включении Pirates! в свой «Зал славы» для игр.

Оглушительный успех послужил тому, что Pirates! была много раз портирована на самые разные платформы. Оригинальная версия с Commodore 64 была портирована на Apple II, Apple IIGS, Macintosh, Amstrad CPC, Atari ST и Amiga.

Внешний вид Pirates! на Amiga
Внешний вид Pirates! на Amiga

Самым примечательным можно назвать порт для Nintendo Entertainment System. Во-первых, из-за цензуры один из внутриигровых товаров, а именно табак, был заменён на зерно. Во-вторых, порт разрабатывала студия Rare, которая неровно дышит к играм про пиратов: она ответственна за приключенческую игру Blackwyche про капитана Пендрагона, вторую часть Donkey Kong про спасение известного примата от крокодилов-пиратов, а также Sea of Thieves, кооперативный симулятор пиратских приключений.

Позже, в 1993 году, игра получила ремейк — Sid Meier’s Pirates! Gold. Геймплейных изменений там было немного: убрали ряд особенностей вроде ориентирования по Солнцу, а вместо них добавили несколько новых — например, дополнительные задания у губернаторов. Куда больше отличий было в визуальной части: причём как от оригинальной игры, так и между версиями самого ремейка с разных портов.

Фанаты обычно считают лучшей версией порт для Sega Genesis — яркая и сочная палитра цветов, великолепный мультяшный стиль. Эта версия Pirates! выглядит куда симпатичнее и милее, нежели версия для ПК, у которой весь арт — оцифрованные иллюстрации и VGA-графика. Ей явно не хватает красок и контраста: ПК-порт выглядит куда более серьёзно, нежели другие, более задорно-романтизированные переиздания.

Sid Meier’s Pirates! 2004

Pirates! стала не только новым словом в геймдизайне, но и вдохновителем для целого жанра: трудно не заметить её идеи и особенности в тех же «Корсарах» (у нас, к слову, есть большой материал об этой серии) и других подобных играх про пиратов. Та же концепция живого открытого мира и динамической торговли встречается в самых разных проектах. На влияние игры Сида Мейера было тяжело закрывать глаза, и в 2004 году Pirates! получила новый ремейк за авторством студии Firaxis Games (XCOM), который улучшил и без того великую формулу серии.

Пиратская романтика и никакого насилия: как появилась серия Sid Meier’s Pirates!

Суть осталась та же: играть предстоит за молодого капитана в Новом Свете с небольшим кораблём, нулевой известностью и жаждой приключений. В распоряжении игрока — всё Карибское море, четыре нации, пираты, индейцы и несколько десятков лет жизни персонажа. Никаких ограничений и запретов, приключения ждут.

Единственное существенное изменение — куда сильнее стал заметен фокус на истории. Протагонист — ребёнок из богатой колониальной семьи, которую одной тёмной ночью вместе с подельниками похищает злобный испанский маркиз де Монтальбан. Дед, сестра, дядя и тётя попадают в плен, но герою удаётся сбежать.

Пиратская романтика и никакого насилия: как появилась серия Sid Meier’s Pirates!

До совершеннолетия он выживает на портовых улицах, пока не заступает на службу матросом к торговцу одной из четырёх наций: Испании, Франции, Англии или Голландии. Драить палубы герою придётся не долго: в ходе бунта он становится новым капитаном судна, после чего начинается его карьера на Карибском архипелаге.

Формально задача игрока — спасти семью и отомстить Монтальбану. Но ничто в игре не заставляет этим заниматься: настоящая цель, как и в оригинале 1987 года — прожить богатую на события жизнь, заработать как можно больше внутриигровых очков (которые теперь не скрыты за правилами игры и их можно посчитать) и получить самый приятный финал.

Чем больше у героя славы и чем дороже его имущество — тем больше шанс закончить игру богатым графом или советником короля, нежели простолюдином или вовсе нищим. А спасение семьи и месть Монтальбану — лишь один из способов получить эти самые победные очки.

В начале игры можно выбрать сложность, особое умение (например, бонус к фехтованию или управлению кораблём) и временной период, который меняет расстановку сил на архипелаге и активность торговых/пиратских судов
В начале игры можно выбрать сложность, особое умение (например, бонус к фехтованию или управлению кораблём) и временной период, который меняет расстановку сил на архипелаге и активность торговых/пиратских судов

В Pirates! есть ряд мелких изменений: появились новые типы ядер (картечь для поражения команды и книппели для повреждения парусов), вражеские корабли можно заметить и рассмотреть во всех подробностях прямо на глобальной карте, немного переработаны мини-игры, появился топ-10 пиратов. В него, к слову, входят знаменитые личности из самых разных эпох: от Генри Моргана до Чёрной Бороды. И они, как и главный герой, тоже путешествуют по карте и занимаются своими делами.

В остальном — это всё та же игра 1987 года без существенных изменений. Огромное, открытое для исследования море и геймплей, собранный из мини-игр. Танцы на балу — мини-игра на реакцию, где нужно двигаться в такт музыке. Дуэли — мини-игра на реакцию, где ударами нужно «дотолкать» противника на край экрана, эффективно применяя блоки, уклонения и оскорбления (в игре можно кричать гадости противнику на отдельную кнопку). А осада городов — это очень простенькая походовая стратегия с эффектами местности, позиционированием и разными типами отрядов.

Пиратская романтика и никакого насилия: как появилась серия Sid Meier’s Pirates!

Да и нужны ли были какие-то кардинальные изменения формуле игры? Спустя десятилетнее затишье Pirates! 2004 года смотрелась интересно и свежо на фоне остальных игр, и конкуренцию ей составляли разве что первые две части «Корсаров», которые на тот момент заняли нишу пиратских песочниц. Разработчикам из Firaxis было достаточно просто повторить идеи старой игры с небольшими улучшениями, чтобы вновь добиться успеха.

Где действительно заметны изменения — так это в дизайне. Pirates! стала полностью трёхмерной благодаря движку Gamebryo — тому самому, на котором сделана серия The Elder Scrolls. Визуальная часть за счёт невероятной работы художников стала яркой, сочной и практически вневременной — даже спустя 16 лет игра выглядит очень мило и приятно.

В города можно проникать с помощью простенькой стелс-механики на манер первых Metal Gear
В города можно проникать с помощью простенькой стелс-механики на манер первых Metal Gear

На общую уютную и весёлую атмосферу работают и неменяющиеся взгляды Сида Мейера касательно жестокости в играх: как и в оригинале, в Pirates! 2004 года никто не умирает.

Сбитые ядрами с корабля матросы падают в море, где плавают в ожидании спасения. Побеждённые в наземном бою отряды пехоты в страхе разбегаются по округе или падают без сознания на землю, мгновенно растворяясь в воздухе. Знаменитые пираты и прочие злодеи после поражения сдаются, комично сбрасываются в воду или получают бутылкой по голове в трактире. А вы вместо гибели попадаете в тюрьму или на необитаемый остров, где теряете лишь годы свободной жизни на Карибах.

Отдельно стоит отметить аудиодизайн. Предыдущие игры и их порты можно было обвинить в периодической «молчаливости»: в некоторые моменты в них не было ни звуков, ни музыки. А вот Pirates! 2004 года очень мелодичная. Музыкальные темы в городах различаются в зависимости от места, куда зашёл герой, а также от нации и даже благосостояния колонии. Так, в бедных деревнях играют простые инструменты вроде флейты, тогда как в богатых колониях — пианино.

Даже простое перемещение по морю не проходит в тишине: где-то подует ветер, крикнет чайка, прозвенит корабельный колокол или прозвучит приветственный крик с проходящего мимо корабля. В общем, композиторы и аудиодизайнеры проделали феноменальную работу для создания атмосферы романтизированной эпохи пиратов.

В итоге Pirates! 2004 получилась яркой, лёгкой для освоения и попросту весёлой игрой. Живой карибский архипелаг даже сейчас смотрится здорово, и, несмотря на нехватку глубины в сравнении с куда более серьёзными «Корсарами», в Pirates! до сих пор очень интересно играть.

Пиратская романтика и никакого насилия: как появилась серия Sid Meier’s Pirates!

Хотя, местами геймплей может всё же показаться однообразным — особенно, если хочется заняться спасением всех четырёх членов семьи главного героя. Для каждого нужны четыре кусочка карты, которые выбиваются по одной штуке с барона Раймондо, помощника злобного маркиза Монтальбана. То есть, чтобы спасти семью, придётся выследить и взять на абордаж Раймондо 16 раз и ещё 4 раза победить Монтальбана, чтобы найти его логово.

К тому же, хватает других мелких проблем. В ПК-версии ветер почему-то всегда дует примерно в одну сторону. Самый сильный корабль в игре — индейское каноэ, на котором можно носиться по карте и побеждать огромные фрегаты за счёт высокой скорости. Да и в целом есть ряд мелких багов. Но всё же — все эти проблемы заметны только при очень близком рассмотрении и в целом впечатлений не портят.

Как и предшественники, ремейк 2004 года появился на всех возможных платформах: ПК, Xbox, PSP, Wii, Mac OS X, iPad и iPhone. Pirates! получила множество наград, а также хвалебных отзывов игроков и прессы. Журнал Computer Games Magazine и вовсе объявил Side Meier’s Pirates! второй лучшей игрой 2004 года после самой World of Warcraft.

Несмотря на успех, признание критиков и аудитории, рекордные продажи и портирование на десятки платформ, сегодня серия Pirates! ощущается забытой. С выхода последней полноценной игры минуло уже 16 лет, и новостей о новой части нет. Под именем великого геймдизайнера сейчас выходит разве что серия Civilization — другие проекты, в том числе и Pirates, пропали с радаров.

И это очень странно: игроки до сих пор помнят и любят серию, да и конкурентов-песочниц у неё нет до сих пор. «Корсары» за эти годы успели пережить оглушительный успех и трагическое падение, а Skull & Bones от Ubisoft томится в производственном аду. Да и то эта игра скорее мультиплеерный экшен, нежели песочница с живым миром.

Пиратская романтика и никакого насилия: как появилась серия Sid Meier’s Pirates!

Игры про пиратов в целом выходят достаточно часто: как большие ААА вроде Assassin’s Creed: Black Flag и Sea of Thieves, так и различные игры поменьше вроде Risen, Tempest или Blackwake. Однако клонов именно формулы Pirates! нет совсем — за большую проработанную песочницу в Карибских морях не берётся никто.

Так что фанатам остаётся лишь надеяться на светлое будущее. Возможно когда-нибудь им доведётся ещё разок покорить Карибский архипелаг в поисках богатства, славы и веселья беззаботной пиратской жизни.

393393
82 комментария