Возможно, главная инди-тактика последних лет: чем интересна Battle Brothers

Хардкор и сотни интересных историй.

Возможно, главная инди-тактика последних лет: чем интересна Battle Brothers

У многих наверняка есть одна или несколько игр, которые спасают особенно ленивыми вечерами или в ожидании крупного ААА-блокбастера. Это может быть MMO, мультиплеерный шутер, MOBA или какая-нибудь песочница с живым миром и интересными игровыми системами, которые держат в игре сотни часов. К последним можно отнести и Battle Brothers — симулятор фэнтезийного сурового Средневековья от небольшой студии Overhype Studios.

Вышедшая в 2017 году практически без рекламы, она смогла завоевать бешеную популярность в узких кругах фанатов пошаговых тактик. И не просто так: у Overhype Studios получилась уникальная песочница с глубокой боевой системой, броским визуальным стилем, отличной музыкой и суровым, не прощающим ошибки хардкором.

Продажи Battle Brothers позволили разработчикам выпустить ряд мелких бесплатных обновлений и уже три крупных платных дополнения. Последнее, Blazing Deserts, стало самым большим за всю историю игры и мгновенно вырвалось в лидеры продаж Steam в первые дни после релиза. В честь этого я решил рассказать, чем интересна сама Battle Brothers, почему я провожу в ней уже четвёртую сотню часов и что в неё привнесло последнее дополнение.

Что такое Battle Brothers

Возможно, главная инди-тактика последних лет: чем интересна Battle Brothers

В первую очередь, Battle Brothers — это «игра-песочница». Проекты этого условного жанра отличает минимальная роль сюжета (историю, по сути, пишете вы сами в своей голове, происходящее на экране весьма условно), живой мир (торговые сделки, войны и другие события происходят и без вашего вмешательства) и глубокая ролевая система, благодаря которой вы можете, собственно, отыгрывать роль в большом и живом мире.

То есть, это не столько игры в привычном всем понимании, сколько сложные геймплейные системы, которые живут без участия игрока и с которыми интересно экспериментировать, создавая свои собственные истории. Ближайшие примеры — Sid Meier’s Pirates, «Космические рейнджеры», «Корсары» и Mount & Blade. Последней, к слову, сильно вдохновлялись в Overhype Studios.

В Battle Brothers вы играете за отряд наёмников (sellswords) в суровом фэнтезийном мире в духе «Ведьмака» и «Игры престолов». Последнее дело обернулось провалом: командир и половина отряда погибли, а разыскиваемый преступник всё ещё гуляет где-то на свободе. Вы и остатки выживших «боевых братьев» собираете новый отряд, после чего либо довершаете дело, либо сразу пускаетесь в свободное плавание в землях трёх знатных домов.

Возможно, главная инди-тактика последних лет: чем интересна Battle Brothers

Мир, города и фракции с их лидерами генерируются случайно, а сюжета после разборок с главарём бандитов нет: можно самому выбирать, куда идти и что делать. Единственные более-менее конечные цели игры — победить какого-нибудь уникального противника, зачистить особо охраняемую локацию (например, чёрный монолит с целым легионом оживших скелетов) или пережить глобальный кризис — после его конца игра сама скажет, что вы прошли Battle Brothers. Либо начинайте новую компанию, либо продолжайте играть этим отрядом.

Всего кризисов в оригинальной Battle Brothers три: война королевств, нашествие зеленокожих и восстание нежити. Каждое из трёх событий задаёт уникальные условия. К примеру, при восстании мертвецов по карте начинают ходить целые армии скелетов и зомби, а знатные лорды дают героям миссию на зачистку склепов и оборону деревень от нежити. Плюс, в любом случайном бою трупы начинают подниматься в виде оживших зомби, которые агрессивно настроены ко всему живому — будь то ваш отряд или противники.

Кризис наступает к каждому 100 дню игры. Формально, вы прошли Battle Brothers, если сумели пережить хотя бы один такой ивент. Но происходит всё довольно рано: к этому времени не успеть освоить и половины контента. Благо, игра позволяет играть дальше — либо уйти в отставку по собственному желанию, либо же ждать, пока отряд не встретит достойную смерть.

Возможно, главная инди-тактика последних лет: чем интересна Battle Brothers

В остальном, всё что нужно делать: зарабатывать деньги выполнением миссий и зачисткой локаций, собирать отряд идеальных бойцов и пытаться одолеть каких-нибудь легендарных противников. При этом магии или других суперспособностей нет — лишь обычные люди с оружием и в броне, которые благодаря правильной тренировке и грамотному командованию могут сворачивать горы. Никакого колдовства — только пики, топоры, мечи, охотничьи собаки и крепкие сети.

Главное — это люди

«Обычные люди» — не только недостаток, но и преимущество отряда в Battle Brothers. Каждый член группы — это действительно человек. С собственным именем, внешностью, определяющей его поведение предысторией (крестьянин, бастард богатого лорда, нищий, бард, культист, ополченец, охранник караванов, странствующий рыцарь и так далее). И это не просто элемент описания — предыстории влияют как на персонажа, так и на происходящее в игре.

Какие-то особые роли открывают уникальные опции в случайных событиях, а какие-то сами их вызывают: например, ругань монаха и сектанта на почве религиозных взглядов или драка бедняка и бывшего знатного лорда из-за величины оплаты. Ведь бывший знатный сэр не может зарабатывать столько же, сколько и грязный смерд, где это видано.

Возможно, главная инди-тактика последних лет: чем интересна Battle Brothers

Помимо этого у них может быть уникальная черта (трус, алкоголик, карлик, атлет, инвалид или даже астматик) и предрасположенность к определённым навыкам. Кто-то куда быстрее выучится на лучника, нежели крепкого воина в доспехах, а кто-то эффективнее развивает живучесть и храбрость. И все эти особенности не совсем случайны: бывший охотник куда вероятнее будет предрасположен к стрельбе, странствующий рыцарь — к защите и ближнему бою, а вор быстрее развивает инициативу.

Благодаря сложной, но очень занимательной ролевой системе вы не можете превратить любого персонажа в эффективного латника с двуручным мечом или мастера-лучника. Придётся искать определённого человека с необходимыми характеристиками и тщательно воспитывать из него матёрого профессионала.

Процесс этот тяжёлый и достаточно серьёзно зависящий от удачи — однако получившаяся машина для убийств компенсирует потраченное на неё время как в практическом смысле, так и в плане позитивных эмоций. Хотя эмоции могут быть и негативными — например, когда создаваемый пару часов игры профессионал внезапно умрёт от случайного арбалетного болта. Тут уж как повезёт.

Возможно, главная инди-тактика последних лет: чем интересна Battle Brothers

Сложности в развитии членов отряда не заканчиваются на подборе нужных характеристик. Нужно ещё и позаботиться о здоровье бойцов. Чтобы деревенский мальчуган вырос в матёрого воина, ему надо банально дожить до этого статуса. Казалось бы, в чём проблема — просто потратьте излишек денег на хорошую броню и качественное оружие. С крутой экипировкой у новичка будет больше шансов пережить очередной рейд.

Но нет. Для тяжёлых лат нужна высокая выносливость — иначе герой выдохнется уже к третьему раунду боя. Для хорошего двуручного клеймора необходим высокий навык боя — иначе горе-фехтовальщик будет просто промахиваться каждый удар.

То есть, формально, можно вырядить салагу в снаряжение зажиточного рыцаря — но толку от этого будет мало, если у него еле хватает сил на простое копьё. Поэтому приходится выкручиваться — либо не кидать новенького в неравный бой, либо тренировать его с помощью древкового длинного оружия, позволяющего атаковать врага на безопасном расстоянии.

Возможно, главная инди-тактика последних лет: чем интересна Battle Brothers

Осложняет сбор «команды мечты» и тот факт, что перед покупкой узнать характеристики бойца нельзя — разве что доплатить сверху, чтобы выяснить основную черту. Но в целом профпригодность можно предугадать: солдаты-дезертиры, рейдеры, наёмные рыцари, мастера меча и бывшие лорды будут обладать куда лучшими характеристиками, чем нищие, носильщики, монахи, рыбаки, воры и прочие деревенские кметы. Но и жалование будут просить несравнимо большее.

Лучше всех себя показывают культисты: сражаются за веру, никого не боятся и отягощают жизнь разве что своими чудаковатыми религиозными взглядами вроде человеческих жертвоприношений и кровавых обрядов. Учитывая тот ужас, что творится в мире Battle Brothers, всё вышеперечисленное — невинный пустяк. Давкул — наш бог! Кровь, кишки, насилие и минимальный месячный оклад — наш девиз!

Путь к совершенству

Возможно, главная инди-тактика последних лет: чем интересна Battle Brothers

Battle Brothers — это хардкорная игра. Ярче всего это проявляется в боевой системе, о которой чуть позже, и системе ролевой — а конкретно, прокачке персонажей.

У всех героев есть список из девяти характеристик (здоровье, выносливость, ближний бой и т.д.), три из которых он может повысить с получением нового уровня. Улучшить их можно не на фиксированное количество очков: прибавки даются в случайных размерах от одного до четырёх баллов, если персонаж к ним не предрасположен.

Направленность на ту или иную характеристику отмечена звёздочками. То есть, если у персонажа три звезды на стрельбе — это значит, что он куда быстрее выучится на снайпера, нежели хорошего мечника. Всё потому, что помеченные звёздочками характеристики могут чаще получать повышение на четыре-шесть очков.

Таким образом, чтобы собрать хорошего рыцаря в латах и с двуручником — надо найти персонажа, который предрасположен к такому набору экипировки. Нет смысла давать кинжал персонажу без высокого здоровья и ловкости (зашибут первым же ударом двуручного топора по голове), да и латы не принесут особой пользы хилому наёмнику — устанет быстрее, чем кого-то убьёт.

Возможно, главная инди-тактика последних лет: чем интересна Battle Brothers

Также каждый уровень наёмник может взять перк: отмену штрафов за движение по труднопроходимой местности (заводь, холмы, лесные заросли, пески), возможность менять оружие без траты очков действия или дополнительный урон после убийства врага.

К этому тоже стоит подходить серьёзно, заранее определяя роль персонажа: уклонение не нужно закованному в броню танку, так как доспехи снижают его инициативу, а воинам с одноручным оружием лучше взять перк на подавление врага с каждым ударом — ведь бьют они часто.

И даже на этом сложности не заканчиваются. Персонажи не прокачиваются вечно: до 11 уровня включительно они могут получать один новый перк и повышать три из девяти характеристик на случайную величину. А вот на 12 и дальше перки больше брать нельзя, а повышение характеристик сокращается до жалких +1 вне зависимости от того, есть у них звёзды или нет. Поэтому вы ограничены не только предрасположенностями наёмника, но и временем — ведь в какой-то момент он станет старым боевым псом, которого уже не научишь новым трюкам.

Вот так бывает: нанял скромного монаха, а у него выносливость быка и сила чемпиона арены. Идеальный боец!
Вот так бывает: нанял скромного монаха, а у него выносливость быка и сила чемпиона арены. Идеальный боец!

А ещё ведь стоит учитывать их начальные навыки: крестьянин с жалкими 35 очками ближнего боя из 100 вряд ли достигнет отметки в 80-90, необходимой для мощного двуручного оружия, так как банально не успеет столько прокачать — даже если у него будет три звезды на этой характеристике.

Так что на роль эффективного бойца в латах с двуручным топором лучше искать бывшего солдата или профессионального наёмника с уже каким-то боевым опытом. А крестьянина при первой же удачной возможности пустить в расход — иначе придётся ему платить отпускные при увольнении. Можно, конечно, просто выкинуть его из отряда пинком под зад — но товарищи не оценят такого отношения начальства.

Такой дотошный и детальный подход может отпугнуть новичков. Поспешу успокоить: всё это важно лишь для любителей выжать максимум из имеющихся ресурсов и хардкорщиков, играющих на высших сложностях.

Никто не мешает играть на самой лёгкой сложности и качать навыки и характеристики в духе «жму всё, что нравится». Не факт, что это будет эффективно, но и невыносимым такой опыт не назовёшь. Хотя стоит озвучить минус: все эти детали и подводные камни вы узнаете разве что с форумов или от ютуб-блогеров, так как в самой Battle Brothers внятного обучения касательно всех нюансов баланса и прокачки просто нет.

Травмирующий опыт

Возможно, главная инди-тактика последних лет: чем интересна Battle Brothers

Вторая основная фишка Battle Brothers — это её боевая система. Все сражения ведутся в походовом режиме: битва поделена на раунды, в рамках которых должны что-то сделать все участники боя. Очерёдность их хода определяется инициативой, которую снижает броня и тяжёлое оружие: ловкачи, воры и быстрые звери ходят первыми, а тяжёлые латники — последними. В общем, классическая боевая система в духе Heroes of Might and Magic и её клонов, если не считать ряда особенностей.

Персонаж не может свободно перемещаться по полю боя, так как у всех юнитов есть зона атаки. Встав рядом с противником, от него нельзя отойти, пока он не умрёт или не впадёт в панику. В противном случае убегающему придётся увернуться от атаки, чтобы выйти из схватки. Если удар пройдёт — юнит останется в зоне боя.

Ответных ударов после атаки нет — если только персонаж не вооружён мечом и не стоит в режиме парирования. Сначала урон принимает броня, а потом тело солдата: доспехи служат эдакой дополнительной полосой здоровья, которую нужно сломать, прежде чем враг в броне будет получать настоящие раны. Впрочем, кинжалы и некоторые хитрости позволяют игнорировать защиту.

Все юниты-люди могут носить сменное оружие и снаряжение, на экипировку которых тратятся очки действия/перемещения. А само поле боя может состоять не только из ровной земли и декораций-препятствий, но и особого ландшафта: труднопроходимых болот, снега, песков, зарослей или холмов.

Возможно, главная инди-тактика последних лет: чем интересна Battle Brothers

Если с тем, как идёт сражение, всё стандартно и впринципе понятно с первого взгляда, то с вопросом «чем сражаются» всё гораздо интереснее. Оружие в Battle Brothers не делится на условные «мечи, топоры, булавы», как в классических RPG — каждый тип существенно отличается от остальных.

Изогнутый нож работает по другим правилам, нежели прямой кинжал, а восточная сабля не позволяет парировать атаки, как прямой клинок северян. Буквально каждый меч, топор и копьё даёт свои особые навыки, лишь иногда повторяя свойства другого орудия (типа дешёвого и дорогого меча).

Так как активных навыков вроде рывков, стоек и заклинаний у самих наёмников нет, их набор способностей определяет именно оружие. Нужен танк? Выдаёте щит, который даёт способность защитной стойки, и пику, у которой весьма высокая точность, низкое требование к навыкам ближнего боя и возможность атаковать опережающей атакой всех, кто подойдёт близко. Нужен хитрый диверсант? Кинжал игнорирует броню и наносит повышенный урон с особым набором перков, а рапира позволяет быстро подлетать к противнику и наносить точные удары.

Возможно, главная инди-тактика последних лет: чем интересна Battle Brothers

Такая система открывает бесконечный простор для экспериментов: ватага щитовиков, не подпускающая врагов благодаря стене копий; сбалансированная команда из танков в первом ряду, лучников во втором ряду и воинов с двуручниками по флангам; или банда охотников на чудищ с длинным оружием и полеармами, которые могут атаковать врагов через одну клетку, оставаясь вне досягаемости их безжалостных атак.

И добавьте к этому метательное оружие, различное снаряжение (сети, зелья, боевые животные, яды), глубокую ролевую систему, легендарные артефакты вроде самовосстанавливающейся брони и волшебного громового меча — и получите практически безграничный потенциал для создания идеального отряда наёмников.

Враги, к слову, тоже могут удивить. С обычными людьми всё понятно: человеческие противники играют по тем же правилам, что и ваш отряд, подчиняясь всем законам местного реализма, хардкора и ролевой системы. А вот с чудищами всё по-другому.

Волки атакуют по три раза и перемещаются куда быстрее людей. Местные упыри с непроизносимым немецким названием могут поедать трупы и увеличиваться в размерах: самые крупные особи способны убить человека с одного-двух ударов или вовсе проглотить его живьём. Пауки обматывают паутиной и отравляют ядом. Орки нападают с наскока, оглушая врагов. А нежить постоянно воскресает: либо сама, либо при помощи некроманта, который иногда ей командует, попутно накладывая усиление на одного из ходячих мертвецов.

Возможно, главная инди-тактика последних лет: чем интересна Battle Brothers

Бестиарий у игры огромный, особенно после дополнений: люди разных народов, чудища, нежить, орки, дикие варвары, пустынная нечисть, кошмарные вампиры, чудовищные демоны-альпы, приведения, скандинавские змеи-вирмы и даже Кракен, победа над которым — настоящее испытание и, по сути, одна из финальных целей Battle Brothers. Чтобы вы понимали уровень сложности — за 400 часов я так до него и не добрался, а достижение за его убийство есть всего у 1,4% игроков в Steam.

Города и сёла

Вся эта ватага разношёрстных мужиков (девушек в угоду военным реалиям грязного воинственного Средневековья в рядах бойцов нет) бродит от города к городу в поисках работы: найти воров ценного артефакта, избавить деревню от лесных чудищ, сопроводить караван с провизией, выгнать бандитов из лагеря неподалёку — все эти поручения выдают старосты деревень.

В знатные дома внутри больших городов отряд никто не пустит, пока тот не заработает репутацию у фракции. Но как только это произойдёт — миссии начнут выдавать и богатые лорды. Такие задания куда дороже, но и гораздо сложнее. Плюс, особые поручения выдаются во время глобальных кризисов.

Города — это отдельная часть Battle Brothers. Они различаются по типу (бедный посёлок, форт, зажиточный город или порт), который определяет товар и цены на рынке (зажиточные города платят больше за всякие ценности, а в бедных деревнях почти нет вещей на продажу), наполнение города особыми лавками и список возможных заданий.

Возможно, главная инди-тактика последних лет: чем интересна Battle Brothers

Также у города есть особенности, которые появляются случайно и на которые своими действиями может влиять игрок. Так, поселению могут периодически досаждать рейдеры, отчего товаров на рынке мало — караванщики просто не успевают привозить новые, так как их грабят разбойники. Выполните контракт на зачистку их логова — и у городка постепенно улучшается ассортимент товаров.

То же самое с осадой врагов, рейдами чудищ и зеленокожих. Или, скажем, у поселения сожгли поля или виноградные плантации: со временем жители попытаются их восстановить, на что им понадобятся стройматериалы. Это приведёт к повышению стоимости строительной древесины и откроет вам торговые возможности: ведь можно по дешёвке закупить дерево в соседнем городе и продать его подороже здесь, если успеете.

Помимо торговли, в городе могут быть полезные здания. У кузнеца и бронника можно купить более крутую экипировку, нежели на обычном базаре. В таверне можно узнать последние слухи и проставить пиво всему отряду, чтобы повысить мораль (персонажи-алкоголики, к слову, напиваются там до серьёзных дебафов). Парикмахер меняет героям внешность, собачник продаёт боевых собак, тренировочные казармы позволяют увеличить получаемый опыт у всех, кто не достиг 11 уровня. А в церкви лечат раны, которые ваши наёмники обязательно получат: сломанные пальцы, проткнутые органы, порезанные конечности и прочие радости средневековой жизни.

Монахи из монастыря могут вылечить переломы и ранения. Однако перманентные травмы вроде потерянных пальцев или глаза лечит только очень редкое зелье
Монахи из монастыря могут вылечить переломы и ранения. Однако перманентные травмы вроде потерянных пальцев или глаза лечит только очень редкое зелье

Количество таких особых зданий зависит от благосостояния города: в бедной деревне вряд ли попадётся что-то кроме трактира, рынка и домика охотника, а вот в богатой столице будет почти всё. К тому же, от благосостояния города зависит количество и качество возможных рекрутов, которые собираются на главной площади в поиске работы.

Города поделены между тремя случайными фракциями, с которыми вы можете дружить или враждовать. Однако при этом у каждого отдельного города есть ещё и локальная репутация. Так что вполне нормально, что вы можете быть другом какого-нибудь лорда и обладать славой друга его королевства, но при этом ваш отряд будут ненавидеть в одной из его деревень, если провалить там несколько миссий подряд.

А если хочется совсем уж хардкора — можно при создании игры включить режим разрушаемых поселений. Тогда забота о товарном обороте, охране караванов и общем благосостоянии городов выйдет на первый план: стоит забыть про какое-то место и оставить его на растерзание оркам, как оно исчезнет с карты навсегда, лишив отряд пункта получения заданий и банального отдыха.

Генератор историй

Возможно, главная инди-тактика последних лет: чем интересна Battle Brothers

Battle Brothers — не сюжетная игра, а песочница. Система, которая даёт игроку все ресурсы для создания собственного приключения, которую можно охарактеризовать как «D&D для одного». И у игры действительно получается создавать истории: благодаря хардкору, разнообразию заданий, уникальности персонажей. Доходит до того, что случайные города и персонажей я записываю себе в блокнот, чтобы позже на их основе сделать сюжет для какой-нибудь ролёвки, собственного рассказа или игры.

Пример: однажды отряд наёмников взялся за особо сложное задание. Кладбище около небольшой деревушки Огна оккупировали упыри, судя по рассказам местных — стая очень большая. В банде явно не хватало людей, поэтому матёрые бывшие дезертиры решили нанять «пушечное мясо» в лице сельского парня по имени Эрик. Вот тебе мелкое жалование, дубинка и щит: танкуй, бери первый удар на себя, а более полезные ветераны атакуют монстров с фланга, пока те будут доедать деревенского дурачка.

В игре этих упырей зовут нач... Наз... Начзхерзер... Немецкий язык сложный
В игре этих упырей зовут нач... Наз... Начзхерзер... Немецкий язык сложный

Настал день битвы. Как и ожидал командир отряда, упыри вцепились в первый фланг щитовиков, где почти без брони, с одним лишь щитом и дубинкой, стоял Эрик. Битва была кровавой, кто-то из отряда погиб, почти все получили травмы. Но Эрик выжил, попутно убив пару монстров. Капитан пожал плечами и оставил Эрика в банде — пусть будет, раз живой.

В итоге тот, кого взяли умереть на первом же задании, стал идти вверх по карьерной лестнице: состав отряда постоянно менялся из-за смертей и увольнений, но Эрик продолжал жить и учиться искусству войны. Крестьянские тряпки сменились на дорогую броню, а дубинка — на отличный двуручный меч.

Эрик просто не мог умереть, несмотря на все попытки врагов: он потерял в боях ухо, глаз и нос, но всё равно остался жив. В другом бою с упырями их вожак буквально заживо проглотил Эрика целиком — но и это неубиваемый ветеран пережил. В итоге он стал лидером банды и получил своё прозвище — Бессмертный Эрик. Теперь этот персонаж — постоянный именной герой-мечник в любой моей партии Battle Brothers в дань уважения этому непобедимому герою.

Возможно, главная инди-тактика последних лет: чем интересна Battle Brothers

И такие истории Battle Brothers создаёт постоянно: достаточно собрать себе разношёрстный отряд и обладать богатой фантазией, чтобы превращать походовые бои и текстовые окна в подобные сюжеты.

Красота в деталях

Помимо глубокой проработки механик у Battle Brothers есть другая сильная сторона — дизайн. Если судить по сайту разработчиков, то за арт игры отвечает всего один человек — и это невероятно, ведь вся Battle Brothers нарисована вручную, без моделей или pixel-art графики.

Конечно, пришлось пойти на хитрости: для экономии на анимации все персонажи нарисованы в виде обрезанных по пояс бюстов, что понравится не всем. А анимации ударов сделаны через небольшие рывки спрайтов персонажей и перемещения оружия поверх их тел. Довольно бюджетно.

Возможно, главная инди-тактика последних лет: чем интересна Battle Brothers

С другой стороны, тут безумное внимание к деталям. Каждый удар оставляет на любой из десятков видов одежды дырки и царапины. Все раны остаются на теле персонажа до полного выздоровления и разнятся от места нанесения урона: царапины на конечностях, дыры в груди, ссадины на лице, отрезанные носы и уши.

Выпущенные стрелы остаются торчать в земле, отрубленные головы валяются там же. Даже оружие после ударов по всем врагам из плоти пачкается в их крови. Несмотря на жестокость происходящего на экране, хочется часами рассматривать всё вокруг — с таким вниманием прорисован каждый спрайт.

Однако лично для меня отдельное достижение Battle Brothers — это саундтрек. Музыка, написанная дуэтом Breakdown Epiphanies, не просто хороша — она великолепна. Средневековые мотивы, эпическая музыка, спокойные темы городов — звуковое сопровождение уносит в какой-то совершенно иной мир.

Тема сражения с бандитами

Каждая тема великолепно подчёркивает то, что происходит на экране: сражение с нежитью сопровождается загробными мотивами и пугающим эмбиентом, а битва с благородными рыцарями враждебного вам богатого сэра — эпической музыкой с торжественными духовыми и барабанами. Такого уровня исполнения не ждёшь от маленькой инди-игры от мелкой студии из Гамбурга.

Сражение с нежитью
Сражение с армией знатного лорда

Мелкие дополнения

Справедливости ради стоит сказать, что «ванильная» версия Battle Brothers, при всей глубине боевой и ролевой систем, была довольно простой, если не сказать скучной: геймплей сводился к выполнению одних и тех же заданий, которые не сильно отличались условиями, а кроме переживания кризисов и пары уникальных локаций в ней больше нечем было заняться.

Возможно, главная инди-тактика последних лет: чем интересна Battle Brothers

Однако продажи и положительные отзывы игроков позволили разработчикам выпустить ряд обновлений и дополнений. В итоге в игре появилась масса элементов, которые превратили Battle Brothers в «ту самую» игру.

Обновление Beasts & Exploration пополнило тогда ещё бедный бестиарий новыми монстрами вроде пауков, вирмов, энтов, альпов и Кракена. В охоте на них появился практический смысл: все чудища оставляют после себя ингредиенты для крафтинга, который также ввели с дополнением. Из волка можно сделать красивый воротник для брони, повышающий храбрость владельца. Из зубов упырей — ожерелье. А железы пауков идут на яд для оружия.

Помимо новых монстров в игре появился и новый саундтрек

Помимо этого Beasts & Exploration привнесло ещё ряд мелких контентных добавок вроде красок для брони, а также мелкие технические фиксы вроде раздельной настройки сложности для экономики и боёв.

Куда более занятным вышло второе дополнение — Warriors of the North. Оно полностью обновило северную часть карты (теперь там продаётся уникальная экипировка и выдаются особые задания), добавило полноценную фракцию северных варваров со своим проработанным бестиарием и стратегией боя, а также ввело глобальную механику — предысторию отряда.

Теперь можно управлять не только отрядом выживших наёмников. Игру дают начать за банду дезертиров, которые обладают более дорогой экипировкой, но находятся в розыске у одной из фракций, что осложнит перемещение по карте. Можно начать игру за варваров, у которых плохие отношения со всеми городами, но высокие стартовые характеристики и бонус к получаемой грабежами награде. А можно и вовсе собрать отряд культистов тёмного бога Давкула, которые будут периодически убивать друг друга в ходе жертвоприношений и бесплатно получать соратников в виде новых членов секты.

Возможно, главная инди-тактика последних лет: чем интересна Battle Brothers

Не обошлось и без новой музыки. По моему личному мнению, у Warriors of the North самый лучший саундтрек в игре: скандинавские мотивы с хоровым пением викингов объединяют в себе мотивы воинственных варваров и близости к истокам древних предков.

Новых композиций всего две, но они стоят на голову выше всего остального саундтрека Battle Brothers. Их, к слову, мы отмечали в нашем материале о лучшей игровой музыке 2019 года.

Blazing Deserts

Предыстория последнего дополнения к Battle Brothers весьма банальна: Overhype Studious планировала приступить к следующей игре сразу после выхода ванильной Battle Brothers — тогда средневековая песочница была для них не более, чем первой попыткой сделать игру «для души» и хардкорных фанатов тактик.

Однако их дебют ждал такой большой успех, что они просто не могли перестать делать дополнения — и те в итоге вышли одно больше другого. А последнее на текущий момент, Blazing Deserts, и вовсе стало самым масштабным в истории игры.

Возможно, главная инди-тактика последних лет: чем интересна Battle Brothers

Если в Warriors of the North авторы оживляли северную часть мира, превращая её чуть ли не в отдельный биом, то Blazing Deserts они взялись за Восток. Вдохновлённые арабской и персидской культурой латунно-золотые города, безжалостные пустыни, воинственные кочевники и передовые технологии жителей песков — всё это ждёт тех, кто отважится отправиться в лукавые, жестокие и волшебные земли Восточных королевств.

Список того, что было добавлено в Battle Brothers с этим дополнением, огромен. Теперь тут есть полноценная раса восточных жителей в стиле арабских стран, с уникальной внешностью, оружием, бронёй и экипировкой. Жителей песков можно нанимать в свой отряд и развивать, подобно изначальным северянам. К слову, если намешать отряд из северных европеоидов и восточных арабов, у них будут периодически случаться ссоры на почве общемировых и религиозных взглядов.

Возможно, главная инди-тактика последних лет: чем интересна Battle Brothers

Вопрос религии различных регионов стоит очень остро: в игре появился четвёртый глобальный кризис, Священная война. Ведомые вечной и светлой мотивацией «наш бог лучше вашего», жители цивилизованных северных городов идут в крестовый поход в пустыни восточных иноверцев. А ваш отряд вполне может на этом заработать: принять участие в великом шествии на святую землю или же, наоборот, помочь жителям Востока отбить запретные места от гостей с Севера.

В случае, если вы не фанат восточной культуры, готовьтесь ощутить на себе всю ярость песков: скимитары, меткие луки, острые ножи ассассинов, бомбы алхимиков, пороховые ручницы янычар и огромные пушки запросто сметут неподготовленный отряд за пару раундов. Воевать с жителями пустыни очень тяжело, особенно если речь идёт об элитных отрядах, а не рабах или кочевниках.

Да и кроме людей в пустыне хватает опасности. Например, песчаные големы-ифриты, способные на ходу разделяться на ифритов поменьше или, наоборот, соединяться в гиганта, способного одним ударом сломать человеку хребет. А кроме них среди дюн и оазисов обитают кровожадные гиены и ядовитые змеи, способные опутывать зазевавшихся наёмников и тащить их в самую гущу стаи рептилий.

Возможно, главная инди-тактика последних лет: чем интересна Battle Brothers

Среди новых зданий городов Востока есть, к примеру, лавка алхимика, где можно купить пороховое оружие, зелья и бомбы. Но куда более интересна арена, на которой три члена вашего отряда могут попытать удачу либо в одиночных сражениях, либо в турнире — цепочке из трёх очень сложных сражений с артефактом в виде приза.

Помимо этого в игру добавлены новые локации, декорации для поля боя, экипировка, легендарные предметы, события и предыстории отряда: можно начать игру за обычный отряд уже восточных наёмников, банду бывших гладиаторов с арены или охотников за рабами.

Возможно, главная инди-тактика последних лет: чем интересна Battle Brothers

В Battle Brothers есть одна серьёзная проблема: на поздних этапах игры обновлять отряд очень тяжело. Сложность растёт, поэтому потеря опытного ветерана бьёт куда сильнее, чем в первые внутриигровые дни.

Поэтому вместо того, чтобы смириться с внезапной смертью члена отряда и отдаться воле судьбы, часто приходится загружать сохранения и переигрывать бои, чтобы ценный рыцарь остался в живых. Чтобы компенсировать этот аспект игры, в Blazing Deserts добавили небоевых соратников. В отряд можно взять до пяти особых людей, которые дают пассивные бонусы взамен на единоразовую выплату и особые условия.

Возможно, главная инди-тактика последних лет: чем интересна Battle Brothers

Бард улучшает рост репутации. Кухарка увеличивает срок хранения еды. Ветеран в отставке повышает получаемый новичками опыт, а картограф платит за каждую найденную локацию. Все эти люди создают глобальную прогрессию отряда, которая позволяет куда стабильнее развиваться и не терять темп на поздних этапах из-за проваленных заданий и погибших товарищей.

И, конечно же, Blazing Deserts привнесла в Battle Brothers новую музыку: чарующие мотивы Востока вызывают мощную ностальгию по «Арабской ночи» из диснеевского «Аладдина» и отлично передают настроение жестокой, но всё же прекрасной пустыни, где люди каким-то чудом смогли выжить и отстроить города из белого камня и чистого золота.

Battle Brothers — невероятная игра, о которой очень тяжело говорить в двух словах. Это бесконечно жестокая и нечестная, но при этом затягивающая и эстетически прекрасная песочница, в которой легко утонуть на сотни часов — если, конечно, вы фанат подобного жанра.

Естественно, она не идеальна: впечатления легко может испортить вездесущий рандом, который хоть и контролируем, но весьма серьёзно меняет ход игры. Если не повезло со стартовым отрядом и генерацией карты, то играть будет тяжело. Или наоборот: кубики могут лечь так, что играть будет уж слишком просто.

А ещё в игре нет официальной русской локализации, а английский местами очень литературный и сложный. К счастью, есть качественный фанатский перевод
А ещё в игре нет официальной русской локализации, а английский местами очень литературный и сложный. К счастью, есть качественный фанатский перевод

На поздних этапах игры очень тяжело терять прокаченных членов отряда, ведь на развитие замены для них уйдёт слишком много времени и сил даже с нанятым в отряде тренером, зельями на опыт и специальными казармами в городе.

Также играть мешает полное отсутствие адекватного обучения, подсказок и описания некоторых важных для понимания игры элементов. Что говорить, если о ремонте вещей у кузнецов я узнал только на 350 часу игры совершенно случайно. В общем, придирчивый игрок легко найдёт, за что поругать Battle Brothers — один только специфический визуальный стиль отпугивает некоторых ещё на первых стадиях знакомства с игрой.

Но те, кто фанатеет от тактики, хардкора, уникальных игровых механик и интересных внутриигровых систем, обязаны дать шанс Battle Brothers. На текущий момент это одна из лучших песочниц в духе Mount & Blade, которая есть на рынке. Уже три года она обновляется контентом, а совсем скоро должна выйти для Nintendo Switch.

Battle Brothers стоит попробовать хотя бы за то, какие невероятные истории порой она может создать. Ну в какой ещё игре легендарным фехтовальщиком и убийцей Кракена может стать человек, который занимается сексом с лошадьми, страдает алкоголизмом и дружит с бандой радикальных сектантов?

387387
132 комментария

Альтернативное мнение (на основании 5 часов игры в ваниллу): разочарование столетия, в игре ничего нет, кроме однотипных квестов и бесконечного микроменеджмента своих пацанов. Пацаны мрут так часто, что никаких историй не получается, плюс рандомно нагегерированные истории и перки нереально запомнить и выделить бойцов и общей массы смертников. Очень похоже на маунт энд блейд, только с меньшим количеством возможностей. Боевая система сводится к спаму одних и тех же ударов. Честное слово, я хотела полюбить эту игру и возлагала на неё большие надежды, но в ванилле просто ничего нет, уши бездушной случайной генерации всего торчат из-за каждого камня, и какие-то более глобальные квесты бы совсеееем не помешали. Как в thea the awakening, например. Тоже песочница, тоже микроменеджмент, но квесты и мотивация сразу наполняют игру смыслом. 

34
Ответить

5 часовВ ваниллу

В этом проблема

20
Ответить

"Пацаны мрут так часто, что никаких историй не получается"  "Боевая система сводится к спаму одних и тех же ударов" хмммммм что то здесь не так но я никак не пойму что (сарказм)

25
Ответить

я хотелаэто как с бойцовским клубом, девушки говорят "ну что за херь?"

Игра про Братьев, а не Сестёр.

9
Ответить

Там так то полно глобальных квестов. И боевая система достаточно глубока и вариативна. Но за пять часов это понять невозможно.

7
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Ты просто духом приключений не прониклась.
Нет, серьезно. Если играть со скепсисом и на унынии, ещё и в ваниллу, тогда да, симулятор однотипных миссий и смертей. 
Но, если хоть чутка заставить себя начать переживать за солдат, попытаться дойти до эндгейма, то это целое приключение, и никак иначе.

П.С. автор ещё про моды забыл, а там и боевые сестры, и колдунские заклинания, и целые оверхаулы.

4
Ответить