Личная игра года. 2001
Поэтому не буду особенно разглагольствовать. Познакомился я с первой Halo только в год её выхода на ПК. Не влюбился, но антураж, образ спартанца и геймплей отметил. Сама игра тогда казалась логичным шагом в эволюции шутеров типа Half-Life. Кто же знал, что почти за четверть века это направление окажется почти мертво.
Seirous Sam: The First Encounter
В отличие от наследников Half-Life, арена-шутеры чувствуют себя гораздо лучше. Даже Серьёзный Сэм до сих пор в строю. Ну, хорватам денег не так много надо на поесть, может, поэтому они всё клепают свои нетленки.
Первое пришествие Сэма поражало меня количеством врагов и удивительно просторными уровнями. Правда иногда были ситуации, когда простора не было, а врагов было много.
Игра радовала и разнообразием врагов, и средствами их устранения. Мозги на ножках, противные скелеты коров, подкаченные скорпионы и, конечно, орущие мужики без голов. И всё это весело бабахало после удачного выстрела из корабельной пушки.
Operation Flashpoint: Cold War Crisis
Третий шутер подряд и снова масштабы. Точнее МАСШТАБЫ. В некоторых миссиях приходилось на своих двоих бежать до цели дольше, чем, собственно, эту цель устранять.
Это, наверно, была первая игра для меня с прицелом на реализм. Причём познакомился я с ней гораздо позже года её выхода. Мой комп из 2001-го, скорей всего, предтечу Arma и не потянул бы. Ну и я вообще не люблю всё, что связано с чем-то с упором на реальность. Поэтому вообще удивительно как я решился в это сыграть.
Помимо масштаба поразило разнообразие миссий. Этого вот уж точно не ожидал. И шилки в темноте приходилось искать, и штурмовать посёлки, и зачищать их. Летать на самолёте и вертолёте. Но самое запоминающееся, убегать по лесу от превосходящих сил противника, да ещё и с вертушкой над головой. Один выстрел и ты труп. И сохранение тоже одно.
Max Payne
Что-то совсем у меня плох комп был, по ходу, в 2001-ом. Лицензионная версия игры от 1c вылетала после запуска первого уровня. Пришлось ждать апгрейда. Не зря ждал.
Мне никогда не нравилась культовая кривая рожа Сэма Лейка. Простите за это. Зато каков геймплей. Сцена в холле небоскрёба из Матрицы всё ещё будоражила воображение, поэтому полёты Макса в слоу-мо заставляли испытывать моё неокрепшее тельце что-то похожее на оргазм.
Конечно, полюбил финскую игру я и за атмосферу. Не такую густую, как в сиквеле, но максимально близкую моему детскому восприятию. Поэтому было очень больно, когда Rockstar лишили её меня.
Кстати, о выходе русской официальной версии почти одновременно с мировым релизом писали на сайте Daily Tele Frag. Знаете такой?
Silent Hill 2
Пиратская версия Silent Hill 2 когда-то сделала для меня то, что потом с СНГ рынком ПК-игр сделает Габен и его Steam. В ней была вырезана музыка. Вы вообще представляете что такое Silen Hill 2 без музыки? Я вот тогда не представлял, а когда благодаря знающим людям представил, мягко говоря, расстроился. И зарёкся тратить деньги родителей на пиратки. Долго же я на их шее висел, оказывается.
Впрочем, о том, что и лицензии могут быть неиграбельны, меня никто не предупреждал. Но это уже другая история. В любом случае, Silent Hill 2 значимая для меня игра. На радость всем разработчикам я сорвал со своей шхуны каперский флаг. Но, самое главное, познакомился близко с творчеством Акиры Ямаоки. Настолько близко, что даже побывал на его концерте, когда он колесил по нашей необъятной стране. Всё благодаря подарку будущей маленькой жены.
Ил-2 Штурмовик
Странные были времена. Самая графонистая игра года вышла не абы где, а у нас в России. Тогда казалось, что она на световые года опережает всё, что делали другие разработчики в плане картинки. И Ил 2 Штурмовик давал не только запредельную для тех лет графику, но и бодрый геймплей.
Гонять самолётики в воздухе я начал, конечно, немного позже, когда картатай подогнал мне новый комп, а потом уже родители джойстик с диском игры. Неблагодарный я, оказывается, товарищ. Но не суть. Как я только что писал, геймплей был бодрый. А всё потому, что в игре были очень тонкие настройки игрового процесса. Помню, я всё пытался взлететь с аэродрома, но, в лучшем случае, быстро клевал носом и грустно смотрел на взорвавшийся самолётик. Потом просто отключил необходимость самого взлёта и тупо играл в смертельные догонялки с фрицами.
Нулевые, конечно, золотое время отечественного игропрома. Столько игр выходило, что творил Nival.
Devil May Cry
Я просто не мог в это не поиграть, так сильно меня поразило название. Правда, поразило меня оно, только когда я увидел у друга постер с Devil May Cry 3. До этого я про серию не слышал. И уже тогда у меня появилась какая-то странная болезнь, в результате которой любую серию я должен был начинать именно с первой части по году выпуска. И это несмотря на то, что триквел приключения Данте является, одновременно, приквелом первой части. Ох уж эти японцы.
Вооружившись мощностями эмулятора, я бросился сражаться с лагами, глюками и постоянными тормозами в первых двух частях. Надо было покупать б/у PS2.
Несмотря на все технические трудности я с удовольствием прорубил дорогу к финалу, по пути успев удивиться странным FPS сегментам и, наконец, увидеть слёзы дьявола.
Тройка лучших
Вот они. Самые-самые. Эти три игры периодически вновь оседают на моём компьютере, хотя я очень редко что-то перепрохожу или возвращаюсь во что-то несюжетное. И, как минимум, две из этих игр легко могли бы пролезть в мой личный список лучших игр за всё время существования нашей с вами любимой индустрии компьютерных игр. Ура, товарищи.
Третье место. Civilization III
Что уж говорить, в последний раз я играл в неё в Стиме в прошлом году. Серия, конечно, не стоит на месте, поэтому запускал я её уже просто из-за ностальгии. Всё-таки мегапаки юнитов на одной клетке – это зло.
Во времена второй Цивилизации я был ещё маловат и больше гонял всяких Аладдинов и Королей Львов, поэтому с главной серией мамкиных строителей империй я познакомился только в её третьей версии. И всегда с удивлением смотрел на одноклассников, которые возмущались наличию Кремля в Вашингтоне или Пирамид где-нибудь в Париже. К пятой части я, всё же, переборол их предрассудки и получил очень много весёлых ночных посиделок в режиме hotseat.
Ну а до этого я довольствовался сражениями с ИИ. И, видимо, я плох в Цивилизации. Компьютер чаще всего давал мне люлей уже на сложности третьей. Друзьяшки в пятой части тоже обычно оставляли меня где-то внизу общей таблицы. Но удовольствие получать это мне не мешало. Маленькая гордая империя имени меня всегда оставляла свой след в игровой сессии. Правда, обычно этим следом была радиация от взрыва чьей-то ядерной бомбы над моей столицей.
Второе место. Gothic
Почти в любой другой год Готика была бы на первом месте. В любом случае, у неё ещё будет шанс. Ведь Готики, как минимум три, а как максимум – восемь. Будем верить, что будет девять.
Ещё одна причина, почему игра Пираний не взобралась на первое место, то что я играл в неё после второй части. Поэтому первая Готика, для меня, как раз вторая. И это даже было по-своему интересно. Учитывая, скажем так, своеобразное графическое исполнение первых двух игр серии, то мой мозг с легкостью признал оригинальную Готику приквелом. Кстати, часть моих любимых одноклассников говорили, как в это можно играть с такой ужасной графикой. Люди никогда не меняются.
К восприятию игры, как приквела, предрасполагало и одно и тоже место событий двух игр. Остров Хоринис. Я с удивлением смотрел на то, что там, где обосновались драконы в сиквеле, оказывается, жили люди. Старый лагерь был воистину огромным и никаких клятых орков вокруг него не наблюдалось.
И какая же густая атмсофера. Музыка, звуки. Даже графическое исполнение вроде как дополняло всё это. Прямо чувствовалось, что Готика и должна именно так выглядеть и никак иначе. Эти ручки-кулачки, какие же они классные.
Но самое главное. Это чувство прогресса. Оно просто всепоглощающее. Ни в одной игре я так явственно не ощущал повышение мощи своего героя. В начале игры любой проходимец в Старом лагере мог начистить твою милую мордаху и отобрать честно украденное добро. А от орков вообще лучше за километр было держаться. Проходит пару глав и ты уже с диким хохотом вырезаешь племена зелёнокожих, попутно коллекционируя их никчёмное оружие.
Личная игра 2001-го года. Anachronox
Как-то так получилось, что у великих и могучих Ion Storm я до определённого времени не играл только в одну игру. Даже Dominion: Storm Over Gift 3 прошёл чуть ли не в год выхода, ибо у меня отец обожал G-Nome, а тут одна вселенная, все дела. Но да Бог с ним, с Доминионом. Речь пойдет об Anachronox.
Когда знаком с историей Ion Storm, с личностями Ромеро и Холла, Anachronox становится только интересней. В Eidos, издателе всех игр компании Ромеро, тогда работали или какие-то психи или большие любители игр. Ну или верили, что Ларка их вытащит из любой ямы. Как можно было дать столько денег этим явно не особо любящим субординацию парням?
Аnachronox, по сути, только пролог к чему-то эпическому. Должно было выйти еще два дополнения. Но тут никаких денег не хватит, чтобы все это продолжить/отремейкать на современном уровне.
Так что же такое этот ваш Anachronox? Простыми словами – это западная jRPG. Неяпонская Финалка. Так что боёвка тут стандартная для жанра. У нас есть пати из трёх человек (иногда из одного, особенно редко из двух) персонажей. Ходить они могут после того, как накопится инициатива, и ход можно потратить на использование предмета, атаку, спецприём. Ну и, неожиданно, можно куда-нибудь сходить. Да, тут есть возможность перемещать персонажей во время боя, таким образом прикрывая собственным телом более дохлых героев, ну и милишники бьют только подойдя в упор. Всё это происходит в реальном времени. Если накопилась инициатива и настал ваш ход, есть вариант просто стоять и бить в баклуши, пока враги ходят.
Правда, в боях одна гигантская проблема. Анимация ударов тут никак не пропускались до выхода патча. Аниматоры, видимо, были так горды своей работой, что запретили такое постыдное поведение. Та же история и с катсценами. В общем, удар каждого твоего героя занимают секунд 5-6, а предфинальный босс один удар фигачит 22 секунды. Я засекал.
Сражения, конечно, это не то, за что я полюбил Anachronox. Всему виной история. Она звёзд с неба не хватает, конечно, но за ней интересно наблюдать. Да что наблюдать, ты тут действительно являешься её частью и идешь с ней нога в ногу.
Есть у нас детектив Слай Бутс и он совсем на мели, да еще за долги хотят порешить. Надо браться за работу. Ну и обычный поиск артефакта превращается в эпическую космическую одиссею. Наиболее близки, на мой взгляд, к Anachronox, из наших современников Стражи Галактики, только и история и персонажи в игре поинтересней будут, а вот юмор очень похож.
Если вас радует наличие дерева в пати, говорящего одну фразу, то тут у нас есть целая планета!
А еще есть спившийся супергерой. Ну и самая интересная находка – Фатима. Визуально это просто анимированный стилизованный курсор. А сюжетно – полноправный участник приключения. Я такого нигде не видел. По сути, это такой миникораблик, в котором живёт оцифрованная секретарша Слая. К сожалению, она погибла и детективу удалось только восстановить её разум и поместить в курсор игрока. Поэтому NPC тут не стесняются говорить Слаю, чтоб он перестал тыкать в них своим курсором.
Сам Слай ближе к Малькому Рейнольдсу из Firefly, которого тогда, кстати, ещё не было. Юморит-то он юморит, но и драмы набросит. Посмеялся, когда ближе к финалу Слай заявил, что он Never asked for this. А вообще, по сюжету, часто приходится заниматься именно детективной деятельностью. Anachronox вообще, вне боёвки, гораздо ближе к квестам и у неё гораздо больше права называться интерактивным кино. Слаю придётся поучаствовать в выборах на планете бюрократов, спасти с разрушающейся планеты учёных, расследовать похищение детей (холмик детских трупов прилагается, вот тебе и Командор Кин), кражу реликвий, готовить оборону храма, планировать штурм крепости, ну и совершить личную месть.
Если не считать боёвки, я ни разу за игру не заскучал. Локации проработаны просто шикарно, особенно сам Анахронокс. Тут и куча мини-игр (у каждого члена отряда своя), и задания на время, и пострелушки на истребители, и поиск улик.
Я не знаю, чем там занимались Ромеро и команда Дайкатаны, но команда Холла провела титаническую работу. Ещё и на движке Quake! Тут просто сотни NPC и каждый тебе расскажет какую-нибудь историю, причем она может меняться в зависимости от того, какой именно персонаж в пати у тебя активен. Спуск на корабле на каждую планету анимирован, ты летишь и видишь город в мельчайших подробностях. Катсцены, не смотря на возраст, смотрятся неплохо. Тут и эпический взрыв планеты, и стриптиз, и сценки вроде ситкомных, и кадры с одной лишь мимикой.
Я поучаствовал в большом приключении. Тут есть и небольшие дыры в сюжете, большинство персонажей кроме образов ничего интересного из себя не представляют, и нормального злодея нет, и нуднейшая боёвка, но на всё это закрываешь глаза, ведь тут виден труд и старание людей, видна история. Фантастическая одиссея с уклоном в комедию, с намеками на драму и эпик в будущем, которое никогда не наступит. Том Холл, к сожалению, не сдержал своего обещания и не выложил в общий доступ сценарий продолжения. Ну я ещё вернусь к истории разработки Anachronox в лонгриде своей мечты об истории Ion Storm.
Интересный пост, а год действительно был отличный. Для меня лучшая игра 2001 года это Gothic или Diablo II: Lord of Destruction, сложно определиться
В год, когда вышли SH 2, MGS 2, ICO
Gothic или Diablo II: Lord of DestructionМдааа...
А про дополнение к Диабло я и забыл. Во дела.
База
D2 и max payne - навсегда в моем сердце ♥️
Огр, респект+ 120% за Готан. Сразу.
Сходи потрогай траву, у тебя сегодня выходной.