Я не твоя Мэри. Вспоминаем Silent Hill 2

Большой обзор игры чье название до сих пор является лицом всей серии и окончательно перевернувшей представление о психологизме в жанре survival horror.

Я не твоя Мэри. Вспоминаем Silent Hill 2

Спойлеры! Мега-лонг!
Пересказ сюжета с описанием геймплейных моментов через призму восприятия автора. Сравнения с оригиналом неизбежны.

Я люблю Silent Hill 2. Хочу, чтобы это было понятно сразу. Я люблю это произведение и в моем топе "взрослых сюжетов в игровой индустрии" она занимает первое место. Для меня Silent Hill 2, это, в первую очередь, тяжелая и, главное, правдоподобная, понятная история о любви, самообмане и эгоизме.

Но. Поскольку это сиквел преумножающий достоинства и недостатки оригинала, критика касающаяся геймдизайна в этот раз будет довольно жесткой, и я буду нещадно сравнивать Silent Hill 2 с оригинальной игрой, которую мы вспоминали в прошлый раз.

Закончим с очередным вступлением. Мы снова оказались здесь, Джеймс. Добро пожаловать в...

Я не твоя Мэри. Вспоминаем Silent Hill 2

История начинается в заброшенном туалете на окраине города, где остановился Джеймс Сандерленд. В Сайлент Хилл его привело письмо умершей три года назад жены по имени Мэри. Сама Мэри или это Джеймс вспоминает содержимое письма ее голосом, но мы узнаем, что она ждет его в некоем "особенном месте".

Джеймс облокачивается на забор и смотрит на озеро Толука вдали. Внутренний монолог героя настолько пропитан сомнением, болью утраты и горечью, что мне становится нехорошо душевно. И прекрасная музыка на фоне дополняет трагедию героя. Джеймс произносит: "A dead person can't write a letter". Но он все равно здесь. На границе с неизбежным.
Джеймс перебирает возможные варианты, где его может ждать Мэри, ведь весь город был их "особенным местом". И герою приходит мысль, что это может быть парк Роузвотер, где они вместе проводили часы рассматривая водную гладь.

Въезд в город перекрыт с обоих сторон дороги. Это не проблема, ведь до Сайлент Хилла можно добраться по тропинке через кладбище. Игра быстро начинает давить на нервы своим звуковым сопровождением. Спустя несколько шагов, повышающаяся тревожность начинает сопровождаться звуками похожими на рыки вокруг героя, а камера иногда берет обзор наблюдателя показывая происходящее из-за деревьев. Хочется взять ноги в руки и бежать без оглядки. Как известно, самый большой страх - это страх неизведанного.

Так мы знакомимся с механиками игры. Первая это обновленный бег. В оригинале, Гарри мог бесконечно долго бежать, но если его остановить, то писатель начинал тяжело дышать. Понятно, что это было сделано для некоторой аутентичности и создания дополнительного напряжения. В сиквеле же Джеймс бодро срывается с места, но спустя пять-десять секунд заметно замедляется. Не так, чтобы монстры его тут же догнали и убили, но достаточно, чтобы неудачно столкнувшись с ними на повороте можно было отхватить удар. В целом, замедление никоим образом не сказывается на игровом опыте и на это быстро перестаешь обращать внимание.

Следующим нововведением стало умение героя поворачивать голову в сторону полезного для него предмета. Благодаря этому мы обращаем внимание на колодец на дне которого лежит обновленная точка сохранения. Блокноты, в которые герой прошлой игры делал записи "на всякий случай", были заменены на красные прямоугольники от которых у героя сиквела возникает "странное ощущение внутри черепа". Символично, если знать смысл этих табличек, но игра, к сожалению, ничего не говорит об их предназначении. Только теории и предположения.

Добравшись до кладбища Джеймс встречает первого человека - девушку Анджелу. Она пугается из-за его внезапного появления, но быстро успокаивается и даже выражает озабоченность предупреждая героя, что в город лучше не ходить, так как это может быть опасно.
Однако, Джеймс ей отвечает просто: "It's just… I guess i really don't care if it's dangerous or not". На этом моменте мы понимаем степень отчаяния главного героя. Якобы умерший человек, которого он любил, где-то тут. И он хочет найти его несмотря ни на что. Поделившись этим с Анджелой, та отвечает, что и она ищет в городе свою мать. Отец и брат девушки, тоже вроде бы где-то поблизости, но она их пока не встретила. Добродушный Джеймс выражает надежду на скорую встречу Анджелы и ее семьи, и направляется дальше.

На подступах к городу мы вновь слышим странные шорохи вокруг Джеймса. Кто бы мог подумать, что такое место как кладбище, окажется самым спокойным местом в округе. Джеймс рысцой добирается до входа в город и спустя пару шагов оказывается на туманных улицах Сайлент Хилла. В сиквеле действие игры происходит в южной части города, что находится на противоположном берегу озера Толука и центрального Сайлент Хилла. Это место примечательно своими апартаментами, множеством баров и кафе, а так же здесь располагается госпиталь Брукхевен и парк Роузвотер. Напомню, что Сайлент Хилл это курортный город, куда приезжали туристы, чтобы отдохнуть. (Гарри так вообще отдохнул лучше всех, надо полагать.)

Первое, что привлекает внимание это заброшенность города. Улицы и тротуары пустуют, а кровавое пятно на дороге явно указывает, что ничего хорошего ждать не стоит. Джеймс видит силуэт в тумане и движется за ним.

Ну как сказать, силуэт. Возможно тогда, двадцать лет назад, телевизоры и невысокое разрешение консоли сильно смазывали изображение, но сейчас отчетливо видно, что это монстр и некоторая "магия" от последующей встречи мигом рассеивается. В SH1 мы гнались за силуэтом девочки и этот прием работает даже сейчас. Вот девочка, вот ее силуэт, вот ловушка с монстрами. Эпизод оригинала прошел проверку временем, но в сиквеле, увы, даже не пытался.

Тем не менее, преследование силуэта приводит нас под кирпичную арку на подступах к которой мы слышим помехи из радиоприемника. Шагнув в темноту, Джеймс изучает радио, но не замечает монстра, который доедает чей-то труп. Странное, гладкое, человекоподобное существо без рук движется к герою, но он не растерявшись отламывает кусок деревянного забора с гвоздем на конце и дает отпор.

Коротко об оружии: как и в первой игре мы имеем широкий арсенал из оружия ближнего и дальнего боя, которым будем пополняться инвентарь: пистолет, дробовик, стальная труба и так далее.

"Is it dead?" - спрашивает Джеймс и тычет в труп палкой. Потрясающее хладнокровие. Равно как и Гарри, после первой встречи с монстром, Джеймс с этого момента и далее перестает удивляться и воспринимает окружение максимально безэмоционально. Он лишь добавит что "It's not human", что, как бы, несмотря на человеческие черты, дает право убивать этих существ и герою и игроку.
И только Хизер... но это другая история.

Расправившись с монстром, Джеймс вновь обращает внимание на радио сквозь помехи которого он слышит обрывки голоса Мэри. Удивившись, он берет приемник с собой и возвращается на улицы города. Как и прежде, радио нужно, чтобы отследить находящихся поблизости монстров. В отличие от первой игры, звуки помех стали куда более натуральными и жуткими. Кстати, радио в SH2 не только маркер врагов, но и выполняет еще одну функцию в геймплее в будущем.

Отныне, улицы города забиты под завязку монстрами подобными тому, что Джеймс убил под аркой. Летающих тварей, к счастью, в игре нет, так что назойливо преследовать героя мало кто будет. Как мы помним, цель Джеймса попасть в парк Роузвотер. Как это сделать? Добраться до входа в местные апартаменты, через которые герой сможет пройти. Но сначала надо вообще додуматься до того, что у героя именно такой путь.

Я не устану повторять, что игры серии не работают в городских эпизодах. Не страшно, затянуто, скучно. Монстры на улицах не пугают, а раздражают, а области для исследования зачастую не маленькие. Уверен, что именно поэтому в триквеле этих сегментов почти нет.

Попытавшись добраться до парка напрямую мы натыкаемся на дорожные преграждения, а дверь ведущая в здание заперта. Нужен ключ. Хорошо. Где его взять?

Взять его у трупа в конце определённой аллеи, предварительно узнав об этом из карты в баре, в который нас приведет информация из жилого трейлера где-то на окраине. Интересно, что отметки на карте в баре похожи на те, что делал Гарри, но это не мог быть он так как события сиквела происходят где-то в 90-х, в то время как оригинал проходил в 83 году. Скорее всего, это был тот, кто раскидал неподалеку кучу записок и в которых говорится, что вокруг него монстры и он советует бежать как можно скорее.

Это очень интересный момент. Исходя из лора серии мы знаем, что город призывает грешников в город, чтобы они либо искупили свои грехи, либо сгинули на веки. Но человек в записках указывает на то, что он видит монстров, а его друг нет, что наталкивает на интересную мысль. В первой игре говорилось что наркотик, распространяемый культом, вызывал у людей галлюцинации. А это значит, что герой записок мог находиться под действием "Белой клаудии". Это подтверждает тот факт, что человек не может видеть монстров из параллельной реальности и одновременно с этим общаться с людьми из реального мира. Я строю эту теорию лишь исходя из знаний, что дают первые две игры. В первой части, все персонажи стали заложниками параллельной реальности и лишь переход в полный кошмар мог разделить героев. В сиквеле все герои так же находятся в параллельном городе, но видят его по разному. А это не одно и тоже. Из чего я делаю вывод, что человек оставивший записки был под действием наркотика. Однако, он довольно четко описал игровую механику связанную с фонарем. Свет включен - монстры нас видят. Свет выключен - они почти не замечают героя.

Я не твоя Мэри. Вспоминаем Silent Hill 2

Впрочем, Джеймс далек от теорий. Да и фонаря у него пока нет. Он находится здесь и сейчас и герой переступает порог "Wood Side Apartment".

Тут я хочу поговорить о моих трех проблемах с игрой. Первая локация имеет их все и очень показательна в этом плане. Словом, все что я опишу ниже в большей части относится и к остальной игре.

Сами апартаменты выполняют ровно две функции: знакомят нас с несколькими персонажами, а так же служат препятствием на пути к парку. Но какой-то особенной причины у Джеймса посещать это место нет.

Первая проблема. Это - самое начало игры, а уже большой геймплейный филлер. Джеймса не ведет сюда ни какая-нибудь важная записка от близкого человека, ни указания другого важного сюжетного персонажа (да, в баре есть запись, ноунейма, что это единственный путь из-за преграды на дорогах). Джеймса ведут через это место, в первую очередь, сценаристы не объясняя зачем это нужно герою. Обращаясь к примерам выше; в школу Гарри приводит надпись сделанная ребенком на тетрадке его семилетней дочери: "to school". И это выглядит логичным обоснованием для посещения этой локации. Далия же послала героя в больницу обосновав это тем, что там он найдет какие-то ответы на вопросы. И Гарри находит ответы в виде виде новых вопросов, а так же новых персонажей, которые или сыграют, или сыграли ранее важную роль в глобальном сюжете. Апартаменты же в сиквеле служат ни для чего. Это как хаб, где пересекаются и знакомятся персонажи игры. Как еще объяснить, что 90% всех персонажей оказались здесь?

Вторая проблема. Это размеры апартаментов. Все мы знаем и любим надпись "Замок заклинило. Эту дверь невозможно открыть." В SH2 и в сиквелах это возведено в абсолют. Карты любых закрытых локаций выросли в размерах очень значительно, а следовательно, и количество дверей, которые невозможно открыть. Но, мне, как игроку, нужно дернуть за каждую ручку, чтобы в этом убедиться и не пропустить ничего важного. Причем, как много и закрытых дверей, так и множество обычных комнат подлежат исследованию, а они не всегда блещут разнообразием декораций. От этого страдала и первая часть: школьные классы было невозможно отличить один от другого. В то же время комнат, что в школе, что в больнице в сумме значительно меньше, чем в одних только апартаментах из сиквела.

Третья проблема это квесты. Затрону ее сразу, чтобы возвращаться к этой теме поменьше в будущем. Загадки неплохи сами по себе. Они разминают мозг и дают чувство прогресса. Однако, геймплейной логики в них сильно поубавилось. Например. В апартаментах нужно найти три монетки, чтобы открыть шкаф. Но чтобы найти одну из монеток, Джеймс должен выкинуть в мусоропровод пачку железных банок. Зачем? Смотря в трубу он говорит, что там застрял "странный мусорный пакет". И что с того? Это что-то на уровне подбора красной жижи из первой части - бессмысленно с точки зрения логики. Загадка же с часами, которая встречается первой, выглядит странно с той точки зрения, что за ней всего лишь новая комната и возможность сохранения игры. Постараюсь объяснить, что в этом не так.

Загадки в SH1 в большинстве своем были ключевыми для развития сюжета игры и реально давали игроку что-то за их решение в геймплейном или сюжетном плане. Ответ на загадку с пианино вел нас в кошмарный параллельный мир, вентили в подвале к боссу, а загадка про облака и мандарины в госпитале скрывала за собой нового персонажа и информацию о сюжете игры. В сиквеле, часы же или встречаемый позже сундук с волосами служат лишь искусственным препятствием лишенным смысла. Добавлю, что и оригинал страдал от этого. Преимущественно, в самом конце игры. Сиквел же вываливает подобное уже в самом начале. Но ведь тот же поиск "ключей к затмению" из начала SH1 в последствии приводил к тому, что на город опускалась тьма. Понимаете, о чем я говорю? Часы - это загадка ради загадки, нужные для того чтобы в стене появился проход. С таким успехом там могла быть обычная дверь. И таких загадок по ходу прохождения SH2 - масса. Возможно, в этом есть какой-то глубинный смысл, но я не любитель его искать.

Исследуя апартаменты Джеймс находит комнату с манекеном одетым в женскую одежду из нагрудного кармана которого он подбирает фонарик. Примечательно, что одежда на манекене один в один как на фотографии его жены. Тут же оживает еще один "манекен" у дальней стены комнаты и бросается на героя. Вот только, если ранее виденные монстры как бы не имели рук, то у этого существа руками служат еще одна пара ног. Об этом не говорится в игре, но монстры Джеймса родились отчасти из-за его сексуальной неудовлетворенности. Поэтому, почти все они имеют такие странные виды и черты. Зачем нужны руки, если тебе нужно то, что между ног?

В одной из комнат Джеймс находит пистолет, а за стальными прутьями преграждающими проход по коридору - ключ. В попытках дотянуться до него, герой получает по руке, а сам ключ отталкивает в сторону маленькая девочка. Это Лора - будущий катализатор проблем для Джеймса.

В какой-то момент, герой слышит человеческий крик. Бросившись в сторону звука мы встречаем его. Существо, что будет неустанно преследовать Джеймса в его злоключении - Пирамидоголового. А пока что он просто стоит и смотрит на героя.

Но их разлука не будет долгой. Зайдя в очередную комнату, Джеймс видит как Пирамидоголовый делает нечто странное с двумя манекенами. Не то убивает, не то проводит какие-то сексуальные действия. Герой прячется в шкаф и оттуда начинает расстреливать монстра. Это срабатывает и монстр уходит, а Джеймс это никак не комментирует. Почему героям серии так побоку на то что происходит вокруг?

Чуть погодя мы встречаем еще одного персонажа игры - Эдди. Он сидит перед унитазом и его со страшной силой рвет. Рядом с ним, за дверью холодильника, лежит труп. Эдди тут же начинает оправдываться мол это не он убил его. И прямо говорит, что за ним гнались монстры из-за которых он оказался здесь. Ладно, здоровяк. Это не наше дело.

Поскольку все выходы заперты, Джеймс принимает решение пройти через вторую половину здания - "Blue Creek Apartament". Сделать это возможно только через запасной выход, который открывается ключом который Джеймс пытался достать через прутья. Однако, вместо выхода, за дверью мы видим окно в другое здание. Пути назад и в обход нет. Герой лезет внутрь. Легендарная и атмосферно поставленная сцена, когда Джеймс перебирается из одного здания в другое. Она даже была повторена в фильме по мотивам первой игры. В уже новом месте, герой не побрезгует и сунет руку на дно унитаза, чтобы достать оттуда шифр от сейфа неподалеку. А эта сценка стала мемом и обыгрывалась и в сиквелах и других играх.

Последним человеком, что наш герой встретит в этих локациях - это Анджела.
Она лежит посреди комнаты с ножом в руках. Напротив нее огромное, во всю стену, зеркало, а на фоне играет красивая композиция Lost innocence.

"O, It's you" - безразлично произносит Анджела разглядывая лезвие ножа. Джеймс пытаясь выйти на контакт спрашивает нашли ли она свою мать, на что девушка реагирует крайне неоднозначно: "How do you know that?". Но она же сама об этом рассказала, разве нет? На предложение Джеймса пойти искать важных им людей вместе Анджела отвечает, что только замедлит героя и просит оставить ее нож у себя на время. Джеймс соглашается, но попытавшись взять его из рук, странная особа с криком направляет нож на героя. Объяснения этому нет. Анджела кладет нож на тумбу и уходит. Конечно, Джеймс возьмет его с собой и будет носить всю игру. Анджела странная девушка, но особенности ее психики раскрываются во второй половине игры. И они далеко не радужные.

Это была последняя важная встреча в апартаментах. И это ровно то о чем я писал ранее. Джеймс ходит по комнатам и встречает персонажей. Они никак не повлияют на его персональную историю и по сути, Джеймс становится свидетелем того, как Анджела и Эдди борются со своими страхами, которые выпустил на них город.

В итоге, герой получает очередной ключ от двери и выходит на лестницу, где его уже ждет Пирамидоголовый, который, в этот раз, уже явно делает что-то непристойное с безруким монстром. Дверь у замка клинит и Джеймс вынужден бороться с этим существом.

Текущая схватка не совсем босс-файт. Нужно лишь продержаться какое-то время и тогда враг уйдет сам. Причем, Пирамидоголовый особо и не старается. Он медленно ходит и еще медленнее бьет своим огромным ножом-тесаком. Уходит он, кстати, под звуки сирены. Надо отметить несколько вещей. Во-первых, сирена точно такая же как при переходе или выходе из параллельного мира, но сейчас она лишь символизирует "победу" над монстром. Джеймс как оставался в туманном мире, так и остался, а в кошмарный не попадал. Во-вторых, звук сирен, кажется, не изменился с первой игры, что очень приятно.

Наконец, после всего этого, мы покидаем апартаменты и выходим наружу.

На городской стене неподалеку Джеймс вновь встречает Лору. Она читает письмо, но на вопрос Джеймса что это, девочка резко выбрасывает в лицо герою фразу: "You didn't love Mary anyway!" и убегает оставляя героя в недоумении откуда Лора знает имя его покойной жены.

В Сайлент Хилле уже день. Это можно понять по изменившемуся освещению. Когда игра только начиналась ясно чувствовалось утро. Джеймс достигает своей цели. Он стоит напротив монумента с названием "Rosewater park".

"Mary… Are you here?" - грустно думает Джеймс и направляется вглубь... Чтобы встретить Марию. Ее лицо, ее голос в точности как у покойной жены. Джеймс так удивлен, что переспрашивает: "You're really not Mary?" Но незнакомка лишь спокойно повторяет: "I told you, i'm Maria".
Джеймс объясняет, что исходя из письма, Мэри будет ждать его здесь, в их "особенном месте". На что Мария спрашивает:"Is this your only "specail place?".
Джеймс решает, что может быть еще одно - это "Likeview Hotel" что на противоположном берегу озера (недалеко от маяка, кстати).

Мария напрашивается пойти с Джеймсом, ведь вокруг столько монстров, но в то же время она то открыто флиртует с ним, то ведет себя как жертва. Иными словами, открыто манипулирует. Это хорошо видно в следующей фразе:
М: "I looked like Mary, don't I? You loved her, right? Or maybe, you hated her…"
Д: "Don't be ridiculos"
Он бы никогда не приехал в город за человеком, которого не любил так сильно как жену. Тем не менее он соглашается сопровождать Марию.

Заглянув в местный боулинг Джеймс слышит Эдди и Лору. Мы узнаем, что Эдди от кого-то бежит и по версии девочки за ним гонится полиция. Говоришь, ты убегал от монстров, да, Эдди? Толстяк уверяет, что он не делал ничего плохого, но побег это единственный выход, ведь ему все равно никто не поверит. Джеймс не успевает застать Лору, так как она выбегает на улицу, а Мария не успела ее догнать. Пройдя через ночной клуб "Heavens Night", где "работала" Мария, Джеймс видит, что Лора забежала в госпиталь Брукхевен и герои следуют за ней.

Вот это уже весомая причина посетить следующий "дом с привидениями".
Лора что-то знает о Мэри. Более того, у нее есть письмо от самой Мэри и Джеймс хочет понять как связана эта девочка и его покойная жена.

Первый этаж больницы встречает героев звенящей тишиной. Монстров тут нет, разве что Мария может напугать тем, что при входе в комнату она неожиданно оказывается не рядом с Джеймсом, а где-то неподалеку или в центре помещения. В кабинете врача можно найти записи, о том что некоторые пациенты видят "другую реальность", что опять таки, скорее всего вызвано галлюцинациями. Из третьей части мы знаем, что после смерти Далии и Кауфмана культ Самаэля продолжил свою существование, а значит и сбыт наркотиков.

Тем не менее, наши герои тут ради одной цели - найти Лору. Поиски приводят Джеймса и Марию на второй этаж, где их встречают новые враги - медсестры.
В этот раз они не сгорбленные и страшные, а даже, кхм, привлекательные. Короткие юбки, декольте за которым виднеется большая грудь. Разве что на лицах нет ни глаз ни рта, да и движутся они коряво и дрыгаясь, но кого это волнует. Мы же помним, что монстры плод неудовлетворенности Джеймса?

В ближайшей раздевалке мы находим дробовик. Не тот жалкий обрез из первой игры, а настоящий шотган, а затем поднимаемся на третий этаж и попадем в коридор с палатами. Четырнадцать палат из которых войти можно только в три. Больше мы к вопросу геймдизайна локаций возвращаться не будем. Думаю и так понятно, что их размеры это перебор.

В одной из них (S3) Марии становится плохо и она остается внутри пока Джеймс ищет Лору. Поиски его заводят на крышу, где его настигает Пирамидоголовый и ударом тесака сбивает с крыши в психиатрическое отделение. На этом моменте стартует квест по сбору четырех ключей от сундука в одной из палат.

Выше я уже писал, что многие загадки в игре бессмысленны но, кажется, меня осенило. Поскольку разработчики получили больше производственных мощностей на новой консоли, то и выросли локации вокруг. А больше локации - больше загадок, которые притормозят героя и заставят его побегать туда сюда в поисках ключевых предметов. В конце концов, у нас тут геймдизайн начала нулевых. Но я все еще считаю, что загадки в SH1 может и были странные по содержанию, но по сути имеют больший вес, чем сундук с четырьмя замками внутри которого лежат волосы.

Честно говоря, мне трудно сказать, есть ли в SH2 вообще интересные и запоминающиеся головоломки. Пианино это настоящий мем (в ру сообществе точно), а в сиквеле? Сундук с волосами, разве что. И то, благодаря эффекту неожиданности от находки. С помощью волос и крючка мы достаем из слива ключ от лифта и попадаем на второй этаж, где в палате С2 находим Лору играющую с мишками.

Джеймс, как обычно, добродушен и деликатен. До тех пор пока девочка не сообщает ему, что была знакома с Мэри.
Л: "I was friends with Mary. We met at the hospital. It was last year"
Д: "You liar!" - повышает голос Джеймс, чем пугает Лору.
Л: "Fine! Don't believe me!" - руки Лоры упираются в бока.
Д: "But last year, Mary was already…" - Джеймс конкретно зависает. Несколько раз извинившись за свой тон он предлагает Лоре уйти и происходит занятный обмен фразами.
Д: "I can't beliveve you haven't" even gotten a scratch on you!
Л: "Why should i?"

Этот эпизод возвращает нас к моменту о котором я говорил ранее - каждый персонаж видит окружение по разному. У Джеймса он наводнен монстрами, а у Лоры нет. Что конкретно видит она мы не узнаем. Лора единственная из героев кто находится вне опасности и дружит с головой.

Однако, девочка она мстительная. Не простив Джеймсу его обвинение во лжи она заманивает его в одну из палат объясняя это тем, что там лежит письмо от Мэри. Едва переступив порог, Лора защелкивает замок и убегает, а Джеймс вынужден бороться с боссом. После битвы реальность, впервые за игру, оборачивается кошмарной версией самой себя.

И эта версия кошмарного Сайлент Хилла мне нравится больше, чем в первой игре. Это не просто ржавчина и решетки в коридорах, но и обволоченные в белую и грязную ткань палаты. В этих бесконечных складках, при желании, можно увидеть знаки или даже лица. Словом, обратная сторона реальности в SH2 это не кошмарный сон, а скорее, альтернативно-тревожный вид знакомых локаций. Ведь мы их видели ранее, а теперь они такие же, но другие. Психодел, одним словом.

В ходе исследования мрачной версии госпиталя, Джеймс спускается в подвал и отодвигает шкаф за которым секретный проход. Ничего не напоминает? Гарри тоже отодвигал шкаф в подвале госпиталя и находил за ним секретный проход. Совпадение, отсылка, халтура, преемственность?

Но прежде чем спуститься в проход его находит Мария. И следует очень эмоционально мощный эпизод.
М: "James!"
Д: "Mary! Oh, Maria, it's you… I thought you were… Sorry… Anyway, i'm glad you're alive…"
М: "Anyway!?" What do you mean, "anyway"!? You don't sound very happy to see mee! All you care about is that dead wife of yours!"

Советую послушать его в оригинале. Актеры в этой игре отыгрывают свои роли на 110%. А актриса озвучивавшая Марию и Мэри так вообще лучше всех.

Герои примиряются и вместе отправляются искать Лору. Воспользовавшись лифтом, у героя неожиданно начинает работать радио.
Впервые за серию оно работает по назначению. Ведущий ведет викторину призом которой будут ценные призы, а ее участником выбран никто иной как Джеймс Сандерленд. В прошлом обзоре я говорил о том, что игра не скрывает того, что в ней есть призраки. Полагаю, это один из них. Квест этот опциональный, но если дать верные ответы, то можно открыть сундук с дополнительными расходниками.

Завершая госпиталь, Джеймс и Мария спускаются глубоко в подвал и попадают в знаменитый извилистый коридор, где за героями начинают погоню Пирамидоголовый. В конце коридора виднеется лифт. Джеймс успевает проскочить в закрывающиеся двери, а Мария, увы, нет. Пирамидоголовый протыкает ее своим копьем, а подавленный Джеймс уезжает наверх один. Он расстроен, но все еще намерен найти Мэри. С этими мыслями он покидает госпиталь.

Цель - попасть в "Silent Hill Historical Society" через подземелья которого можно миновать преграды на пути к отелю.

Пропустим унылый уличный эпизод, где герой вынужден добрый час бегать и подбирать гаечные ключи и перейдем непосредственно к Историческому обществу. На город опустилась ночь, а Джеймс входит внутрь старого здания.

От самого входа и до самого выхода на причал путешествие Джеймса Сандерленда через подземную тюрьму и лабиринт будет пропитано простым, но заметным символизмом. Я не любитель СПГС, но особенно сейчас, это трудно не заметить.

Первым делом герой изучает картины и видит огромный портрет Пирамидоголового. Она называется "Misty day, remains of the Judgment", что дает нам намек на суть этого монстра. А далее начинается тот самый символизм. Джеймс обнаруживает пролом в стене за которым виднеется каменная лестница уходящая куда-то вниз. Выбора у нас нет и герой начинает спуск.

Спуск занимает чуть больше минуты реального времени если бежать. В какой-то момент он может показаться бесконечным. Я думаю, это и последующие прыжки героя в бездонные пропасти, отражают его внутреннее душевное состояние. После смерти Марии его мораль на нуле и единственное, что движет им это надежда встретить Мэри. И он готов упасть еще глубже в пучину кошмара лишь бы достичь цели.

После очередного такого прыжка мы встречаем Эдди сидящего рядом с мертвым человеком.
"Just put the gun to their head… pow!" - самодовольно объясняет толстяк.
Даже когда он начинает оправдываться ему уже не веришь. Остается надеяться, что он не направит револьвер в сторону Джеймса.
Давайте не будем делать вид, что с Эдди не было все понятно с самого начала.
Он не герой и точно не положительный персонаж. Эдди слабый человек с нестабильной психикой, который однажды сорвался и теперь бежит от своих преступлений попутно убивая новых "людей". Я специально выделил слово кавычками, потому что Эдди не видит "монстров" Джеймса, а тот ни разу не встречал "людей" Эдди.

Сама локация это старая заброшенная подземная тюрьма, где есть несколько занятных мест и находок. Во-первых это охотничье ружье, что становится нашим новым оружием. Пожалуй, это все-таки преемственность, а не отсылка или пасхалка к первой игре. Во-вторых в тюремных камерах мы находим рисунок горящего здания. Здание - это отель куда направляется Джеймс.
В-третьих, это знаменитый призрак в одной из камер. Герой на него реагирует, радио гремит, но арестанта мы не видим и убить его не можем. Мне нравится, когда город разбавляет кошмары героев чем-то дополнительно потусторонним.

Решив местную загадку (собрать три пластины и вставить их на место казни, чтобы получить подкову, чтобы открыть люк, не спрашивайте) Джеймс вновь совершает прыжок веры в темную пропасть. И оказывается.... А где он, собственно, оказывается? На точке сохранения локация называется "Лабиринт". Чей? Зачем? Кому? Это продолжение метафорических падений переросло в метафорические блуждания по разуму в форме лабиринта? Или это очередное не мотивационное посещение локации ради того чтобы растянуть игру?

Честно, я хочу любить игровой процесс, но бессмысленность локаций меня расстраивает. В игре пять больших локаций. И только две из них у героя есть мотивация посетить. Потому что тюрьма и лабиринт, такое же бессмысленное место, как и апартаменты, а оправдывать это объяснением "потому что обвалы на дороге" я уже не хочу. Равно как и включать СПГС и объяснять это метафорами. Возможно, имеет смысл обратиться к книге Lost Memories, гайду который объясняет некоторые эпизоды лора и игры. Но почему сама игра этого не объясняет? Кто-то может сказать, мол "Нигде", финальная компиляция локаций из первой игры, тоже непонятно что и откуда взялось. Но нет! Далия четко говорит, что демон поглотит город и это почти произошло в финале SH1! Реальности смешались из-за того, что вот вот родится бог, а душа Алессы воссоединилась! "Нигде", в первую очередь, объясняется сценарием, и только во вторую ленью геймдизайна!

И ведь за всем этим следуют такие потрясающие и культовые сцены! Решив загадку с вращающимся кубом, Джеймс встречает Марию.
Она сидит в камере по ту сторону решетки от Джеймса и ведет себя как ни в чем не бывало. Она ничего не помнит о своей смерти, а на все рассказы Джеймса лишь удивленно переспрашивает.
М: "James honey… Did something happen to you? Are you confusing me with someone else?" *смеется* "You were always so forgetful… Remember that time in the hotel?"

Это так мощно, так проникновенно. Игрок вместе с Джеймсом начинает сомневаться в реальности происходящего и реальности существования самой Марии. Оставлю этот диалог тут. Культовый эпизод.

Джеймс говорит, что в скором времени доберется до нее, и отправляется в дальнейшие злоключения по лабиринту, где вновь встречает Анджелу на которую напал монстр. Убив его, Джеймс хочет помочь девушке встать, но та проявляет излишнюю агрессию обвиняя героя в том, что ему от нее нужно лишь одно. А учитывая, что Анджела видела не монстра, как Джеймс, а своего отца, то это наталкивает на некоторые неприятные мысли. Напоследок, Анджела обвиняет Джеймса в том, что он перестал хотеть свою жену и нашел кого-то другого. Тут даже Джеймс засомневался.
Д: "That's ridiculous… I never…" - говорит он максимально сомневаясь в своих словах.

Далее следует загадка с осужденными висельниками, где нужно определить того кого осудили несправедливо. ¯\_(ツ)_/¯

Разгадав ее мы получаем ключ, который открывает нам путь к Марии. Но она вновь оказывается мертвой. Кара ли это за неспешность или город что-то пытается сказать, мы узнаем уже скоро.

Джеймса ведет вперед только одно - надежда найти Мэри. Собравшись с мыслями он двигается дальше и находит кладбище со знакомыми именами на надгробиях. Тут и Анджела и Эдди, и сам Джеймс. Так же мы можем найти имя Уолтера Салливана, маньяка из газет, что мы встречали ранее по ходу игры. На данный момент это имя ничего не значит, но для серии игр имеет важное значение. А вот имени девочки Лоры на надгробиях нет.
Могила Джеймса представляет собой дыру, в которую он конечно же прыгнет.

И это приводит нас к последней встрече с окончательно свихнувшимся Эдди. Он стоит в окружении мертвых тел и пытается объяснить свои зверства тем, что убиенные издевались над ним.
Э: "Maybe i am nothing but a fat, disgusting peace of shit. But ya know what? It doesn't matter if you're smart, dumb, ugly, pretty… It's all the same once yer dead!" Ошарашенный Джеймс интересуется не сошел ли Эдди с ума, на что тот в ответ обвиняет героя в том, что и он втайне смеялся над толстяком и направляет на героя револьвер.

Интересный факт. Кауфман в первой игре является антагонистом в рамках глобального сюжета. При первой встрече с Гарри он держит в руках револьвер и мажет стреляя (хоть и по ошибке) в упор по герою. Эдди тоже антагонист, тоже вооружен револьвером и тоже мажет в упор по Джеймсу. Вот бы у Эдди была фамилия Кауфман. Биба и Боба - два косожопа.

Однако, прежде чем умереть, Эдди говорит важную для лора фразу: "This town called you, too." Это возвращает нас к самому началу обзора. Город зовет сюда грешников. Вот только как к этому выводу пришел Эдди и почему он так уверен в этом - не известно. Мы знаем, что он видит смеющихся над ним людей, которых он убивает незадолго до прихода Джеймса, но что еще он видит не ясно. Город для него такой же пустой как для главного героя или нет?

Тем не менее, Джеймс, в рамках самообороны, убивает Эдди. Это событие, красная линия для героя. Буквально дно после которого трудно подняться наверх. Джеймс стал убийцей. А может... уже был?

Покидая локацию, герой попадает на причал. Его ждет лодка, которая приведет в конечную точку путешествия - "Likeview Hotel".

По прибытии, он обнаруживает карту, на которой отмечен номер 312. Именно там он отдыхал со своей женой. А значит - это его цель. Немного поплутав, Джеймс попадает в комнату с пианино. При приближении к нему игра виснет намертво. Конец.

Спасибо за чтение.

Это просто потрясающе. Вторая игра подряд, где есть пианино, которое может оборвать прохождение на раз два. Это, совершенно точно, преемственность. А для всех бросивших игру на моменте с пианино в первой игре еще и отсылка. Я не мог не отметить этот эпизод. Познакомившись с SH2 с помощью пиратского диска в конце меня ждал такой облом. Пришлось искать нормальную играбельную версию, чтобы увидеть чем закончится эта история.

Я не твоя Мэри. Вспоминаем Silent Hill 2

За пианино мы находим Лору. Что-то в ней поменялось. Она уже не злится или бежит от Джеймса. Она так же ищет Мэри, как и он, и протягивает герою письмо в котором говорится что скоро, Мэри уйдет в тихое и прекрасное место, а так же она просит не злиться на Джеймса и дать ему шанс. Из контекста письма становится ясно, что с Мэри вот вот случится что-то нехорошее, но Лора почему-то думает, что тихое и прекрасное место это Сайлент Хилл о котором они так много говорили в госпитале во время лечения. Именно поэтому она и пришла сюда. Именно что пришла сама. Город ее не призывал. В конце письма, Мэри поздравляет Лору с восьмилетием.
"How, old are you?" - спрашивает Джеймс пока девочка рисует на запотевшем стекле символизм.
Л: "Um, i turned eight last week"
Лора вспоминает, что у нее было еще одно письмо от Мэри, но она его где-то обронила и убегает оставляя Джеймса теряться в догадках.

Так что произошло с Мэри? Ответ ждет в комнате 312. Но сначала, Джеймс забирает из камеры хранения видеокассету, которую перед своей второй смертью упомянула Мария.

Вот он финал. Джеймс попадает в номер 312 и включает видеокассету с записью их последнего отдыха. Мэри с удовольствием отмечает, что ей нравится город. Есть в нем что-то умиротворяющее.
Мэри: "You know what i heard? This whole area used to be a sacred place."
"It's too bad we have to leave…" *кашляет* "Please promise you'll take me again, James."
Запись перебивают помехи и мы видим страшную правду. Мэри была серьезно больна. Она страдала каждый день своей болезни и Джеймс решает прекратить мучения. Он подходит к ней, целует в лоб и начинает душить подушкой, пока его жена не перестает дышать.

Мэри не умерла. Джеймс убил ее. Свою жену, которую так "любит". Я не знаю насколько надо быть слабым и ничтожным человеком, чтобы опуститься до такого. Джеймс убивает свою мучающуюся жену, но не из-за милосердия, нет.

Эта правда переворачивает все представление о персонаже делая его максимально неоднозначным. Мы можем принять его самооборону при убийстве Эдди, но это... Это бесчеловечно.

В комнату входит Лора и спрашивает нашел ли Джеймс Мэри.
М: "I killed her"
Это признание звучит, скорее, больше себе, чем девочке.
Л: "She was always waiting for you… Why? Why… "
Но Джеймс выдавливает из себя лишь жалкое: "I'm sorry…"
Ничего не ответив, Лора уходит, а радио Джеймса начинает работать на полную мощь. Голос Мэри зовет его.

Покинув номер мы видим реальность. Отель больше не сверкает чистотой и уютом, которым запомнил его Джеймс. Теперь здесь полно прогнивших стен и лужи воды. Нет, это не параллельная реальность. Это действительность. После отпуска Джеймса и Мэри тут случился пожар и отель закрыли, однако движимый самообманом герой не замечал этого до тех пор пока не вскрылась правда.

Впрочем, не только для Джеймса отель стал последним пунктом назначения. Он вновь встречает Анджелу на пылающей в огне лестнице. Она путает его с матерью, но когда ее сознание прозревает, она говорит что заслужила все то что с ней произошло. Джеймс пытается ее переубедить, но та лишь спрашивает у героя готов ли тот позаботиться о ней и полюбить?
А: "That's what i thought" - отвечает она на молчание героя.
Напоследок она просит вернуть ее нож, но Джеймс отказывает.
А: "Saving it for yourself?"
Нет, Джеймс не стал бы убивать себя. Анджела поднимается вверх, а огонь мешает пройти за ней.
Д: "It's hot as hell in here"
А: "You see it, too? For me it always like this."
Как я и говорил, каждый "попаданец" видит окружение и город по разному. Анджела уходит и дальнейшая ее судьба неизвестна.

Все арки второстепенных героев закрыты. Все, кроме Лоры, мертвы. Какая же участь ждет женоубийцу?

Джеймс открывает двойные двери за которыми оказывается небольшая арена. Где-то наверху к кровати прикована вниз головой Мария, а два Пирамидоголовых, на глазах героя казнят ее протыкая копьем. Джеймс падает на колени и окончательно принимает правду. Он убил свою жену, а эти Судьи нужны были ему, чтобы покарать его за этот грех. Раз за разом убивая Марию, они напоминали Джеймсу об утрате и заставляли его испытывать чувство вины, от того что он не мог спасти Марию/Мэри. Но сейчас он все осознал и они больше не нужны ему.
Джеймс полон решительности сопротивляться. Настолько, что Пирамидоголовые пятятся назад после его слов.

Когда Джеймс окажет должное сопротивление, монстры покончат жизнь самоубийством проткнув головы своими копьями. У них герой находит два яйца, с помощью которых открывает двери наружу. Эти яйца.... Почему-то мне кажется, что это метафорическая отсылка на, кхм, "яйца" главного героя. Осознав и, главное, приняв правду, Джеймс вновь стал "настоящим мужчиной". Ведь признать свои ошибки может далеко не каждый. А тут такая страшная правда, которую смогут признать лишь единицы. По другому я больше не могу объяснить наличие у каждого из монстров по яйцу. СПГС во всей красе.

По пути на крышу герой проходит через коридор, где можно послушать диалог еще живой Мэри и Джеймса. Она кричит на него, злится, но в итоге просит остаться рядом с ней. Трудно представить, что творится в душе человека, который знает, что скоро умрет. Ее истерика понятна.

Джеймс наконец находит свою Мэри. Но стоит ей обернуться и это оказывается Мария в одежде его жены.
М: "When will you ever stop making that mistake! Mary's dead. You killed her."
Д: "It's you… But i don't need you anymore."
Осознавшему все Джеймсу больше не нужна Мария, которая могла бы заменить ему жену.
Интересный момент. Герой узнал правду, избавился от чувства вины, что даже Пирамидоголовые судьи отпустили его, но воплощение Марии не исчезло. Словно оно стало существовать само по себе. Отказавшись от Марии она приходит в ярость и нападает на Джеймса.
М: "You deserve to die too, James."

Мария принимает кошмарное воплощение, но противостоять арсеналу героя она не в силах. После непродолжительной схватки, Мария окончательно гибнет уже от рук Джеймса.

Эпилог

Джеймс сидит у кровати больной Мэри. Происходит по сути исповедь главного героя. Выше я отметил, что он убил жену не из-за милосердия. Джеймс убил Мэри потому что он эгоист. Больная жена не позволяла жить ему полноценной жизнью.
Мэри спрашивает его: "James… if that were true, then why do you look so sad?"
Но Джеймс не находит что сказать.
На последнем издыхании Мэри протягивает герою письмо и произносит:
"Please…. please do something for me. Go on with your life". Мэри умирает своей смертью и по сути прощает главного героя. Город дал Джеймсу второй раз проститься с женой. Он берет письмо и уходит из города вместе с Лорой, а на фоне, Мэри читает свое последнее письмо. Трудно сдержать слезы на этом моменте. Очень трогательный и эмоциональный эпизод.

Джеймс именно уходит, потому что, я считаю, что в совокупности всего пережитого: способности героя признавать вину, его попыток как-то положительно влиять на других персонажей, Джеймс заслужил второй шанс. К тому же, сама Мэри простила его. В титрах играет замечательная позитивная композиция Акиры Ямаоки.

Плюс плохая концовка геймплейно не очень обоснована. Чтобы ее получить, например, нужно постоянно смотреть на нож Анджелы и получать побольше урона от монстров. Лично мне, как игроку, это не нужно, как и постоянно посещать Марию в больнице.

Что ж. Джеймс Сандерленд самый неоднозначный герой в квадрологии. Это не Гарри "я убил бога" Мейсон, персонаж без личных проблем и переживаний, не его дочь Хизер, которой не повезло с мистическим рождением, это и не Генри Тауншед, который оказался не в том месте и не в то время. Джеймс - настоящий человек. Добродушный, и даже заботливый. Он не против позаботиться о Лоре и старается оградить Анджелу от глупостей, когда не отдает нож. Осуждает Эдди, но не хочет его убивать. Он может сорваться и накричать, но при это верный и любящий. Если крепко задуматься, то можно понять его мотивы, ведь в итоге он приехал в город, чтобы найти свою Мэри.

Спустя годы, я разобрался со своим отношением к игре благодаря этому обзору. Отличное, по настоящему взрослое произведение, которое заставляет задуматься о своих отношениях с близкими людьми и помогает взглянуть на проблемы окружающих. Но при этом Silent Hill 2 не самая лучшая игра в серии. Филлерность половины локаций и бессмысленные загадки в совокупности притупляют чувство восторга от игры. Тот самый пример, когда надо потерпеть, чтобы потом было хорошо. Подобно этому заключению и оценка соответствующая. Это не моя игра, но одна из моих любимых историй.

Оценка: "I'm not your Mary"

Спасибо за чтение. Еще немного обзоров тут:

176176
11
77 комментариев

Спасибо за отличный лонг! Прочитал на одном дыхании. 
Но при этом Silent Hill 2 не самая лучшая игра в серии. Неистово плюсую. Никогда не понимал людей, которые твердят, что во второй части нету недостатков. В некоторых планах она уступает первой и четвертой части.
Но ремейк ей всё равно не нужен. Учитывая сегодняшнюю Konami и тот факт, что Team Silent попросту нету, ремейк может получится очень посредственным. 

13
Ответить

Комментарий недоступен

40
Ответить

Я вообще считаю, что не стоило объединять в одну франшизу эти три совершенно разные игры/серии.

Вторую часть я ощущаю как совершенно иную игру, с иной концепцией, которую с 1 и 3 частями связывает только жанр и общие названия.

Четвёртая часть вообще изначально была другой игрой. Тоже отличная задумка, но не имеет ничего общего (кроме жанра и специально добавленных отсылок) ни с первой, ни со второй частями.

И каждая из них мне нравится, но как отдельное произведение. Но их зафорсили как единую серию и постоянно сравнивают между собой как будто это произведения с общей концепцией.

5
Ответить

Сюжет далеко не детский для ремейка, впервые именно с этой игры появились такие психологические игры, это сейчас тлоу 2 мейнстрим

Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

Тут этакая дилемма: сама по себе вторая часть очень даже хороша, но целостность серии действительно убивает, забивая на канон.

Виновата ли вторая часть? Нет. Виноваты те, кто принял решение сделать её частью «серии». В последующем и вторую часть изнасиловали, выхватывая её идеи из контекста (особенно в киноадаптации этой сборной солянки).

В общем, это не делает вторую часть плохой игрой, но пихать всё в одну франшизу действительно не стоило. То же и The Room касается, которая вообще как игра вне франшизы начиналась, да и по ощущениям это самостоятельная игра.

6
Ответить

Я пока писал, думал, что наоборот хейчу и довольно сильно. А оказывается, что фанат) Мне нравится история, а не геймплей. 
По поводу связи с другими играми... Я слышал теорию, что "призыв грешников" это последствия убийства Самаэля в первой игре. Типа он стал духом города. Насколько она верна и - я хз, но в целом мне она нравится. В рамках СХ можно любой СПГС наворотить. Помню был один блогер, который на полном серьеза заливал, что Сибил дала Гарри пистолет без патрон, чтобы он не поранился сам)
город резко превратился в "город для грешников". С аналогичным мнением в статье я так же несогласен.Это буквально в игре есть такая фраза от Эдди.

4
Ответить