«Ведьмак 3: Убыточная Цири»: небольшой анализ экономики игры

Оцениваю курс новиградской кроны к современному рублю.

Приветствую всех любителей историй. Сегодня и в некоторых ближайших статьях Вас ждут небольшие сравнительные исследования, буквально выжатые из самых сочных RPG-игр. Вот Вы когда-нибудь задумывались, кем смогли бы работать в мире «Ведьмака», Skyrim, Gothic или Morrowind? Как бы оплачивался Ваш труд в переводе на современную валюту, и что бы Вы смогли купить на заработанное?

И, несомненно, если Вы собираетесь в ближайшее время провести отпуск где-нибудь в Новиграде или Хоринисе, то статья просто обязательна к прочтению. Я даже расскажу, во сколько бутылок питьевой воды оценивается судьба Империи Нильфгаарда. Поехали!

Вообще, экономика в играх, особенно в RPG с открытым миром, очень забавная штука. А всё потому, что она всегда находится где-то на границе между геймплеем и лором игры. С одной стороны, валюта — это всё-таки ресурс, который необходим нам для доступа к каким-нибудь игровым предметам или событиям, с другой — с помощью неё мы так или иначе привыкли идентифицировать окружающий мир, например, понимать богатый наш Довакин или бедный.

Более того, в нас изначально заложены определённые ожидания, ну вроде, задания от императора должны оцениваться больше, чем прополка капусты для какого-нибудь пьянчуги. Но чудеса начинают происходить, когда приходится жертвовать общепринятой человеческой логикой денежных отношений исключительно ради игрового баланса. И если попытаться копнуть поглубже, то непременно найдётся десяток другой интересных открытий.

Первое, что меня заинтересовало — сколько зарабатывают герои RPG в пересчёте на современную валюту, в моём случае на российские рубли. Сделал я это следующим образом — выбрал наиболее ходовые товары в играх, сравнил их цены с реальными в наше время, а потом вывел среднее арифметическое. Ну, а дальше дело нехитрое, просто пересчитываем стоимость выполнения заказа или квеста на наши деньги по ранее выведенному курсу с некоторыми поправками.

В этой статье мы разберёмся с экономикой «Ведьмака 3», и для начала определим примерный курс основной валюты игры — новиградской кроны.

Местная рыба там стоит около 20 крон. У нас же, если интернет не врёт, килограмм того же карпа обойдётся примерно в 300 рублей. Таким образом получается, что если измерять цены только в рыбе, то 1 крона будет равняться примерно 15 рублям. Одним словом, наша валюта как-то умудрилась потерять ценность даже в ведьмачьем мире.

Кстати, минутка ликбеза: рублями наши деньги называются именно так, потому что в начале XIII века новгородские купцы в расчётах применяли своеобразные серебряные слитки, которые рубили в случае необходимости.

«Ведьмак 3: Убыточная Цири»: небольшой анализ экономики игры

Итак, для точности расчёта я сделал дополнительные сравнения, цены на товары брал из Новиграда и его окрестностей.

  • По курице: в Новиграде обычный сырой цыплёнок стоит 31 крону, у нас примерно 450 рублей. Таким образом 1 крона стоит примерно 15 рублей.
  • По хлебу: в «Ведьмаке» он стоит 4 кроны, у нас 40 рублей, в этом случае за крону мы заплатим 10 рублей.
  • По воде: новиградская полторашка обойдётся вам в 9 крон, в наше же время придётся отдать 30 рублей. 1 крона — 3 рубля.
  • И, наконец, по алкоголю: пиво «Вызимский чемпион», сваренное в столице Темерии, о котором говорят, что оно ужасное, стоит 12 крон за пинту. Наши пол-литра самого среднего напитка в какой-нибудь простой забегаловке будут стоить примерно 150 рублей. Таким образом, измеряя цены в пиве, за 1 крону мы заплатим 13 рублей.

Ещё я решил ввести дополнительный повышающий коэффициент х1,5 к ведьмачьей кроне, так как в те времена производство товаров требовало куда большего труда, хоть, справедливости ради, он был и дешевле. Собирая все результаты воедино, получим, что 1 крона равна примерно 17 нашим рублям. Конечно, можно было сделать выборку и побольше, и поточнее, но все понимают, что любые подобные подсчёты весьма и весьма условны и всё это исследование носит исключительно развлекательный характер.

«Ведьмак 3: Убыточная Цири»: небольшой анализ экономики игры

Странности начали происходить уже на этапе простого знакомства с ценами. Ну вот, например, простой цыплёнок стоит 31 крону, а жареный такого-же размера и с идентичными свойствами — всего 21. Как-то нелогично получается, приготовил курицу — и её цена без видимой причины тут же упала в полтора раза.

А теперь ещё интереснее. За убийство, внимание, «Лиха у колодца» Геральт получает 20 крон. Друзья — это 340 рублей, в нашем мире за эти деньги можно в недорогом ателье небольшую молнию поменять, доехать куда-нибудь недалеко на такси, ну или несложный ключ выточить. Даже по меркам самой игры, 20 крон стоит выпотрошенная рыба, куриная ножка или немножко фруктов. Так что мой вам совет, если кто-то просит вас помочь с лихом, посылайте его к лешему, но, боюсь, за него вам тоже много не заплатят, 60 крон, ну или два сырых цыплёнка.

Лихо у колодца - это полуденница
Лихо у колодца - это полуденница

Но ладно, для «Ведьмака» это задание самого низкого уровня. Вот за убийство беса в квесте «Пропавший сын» мы получим примерно 350 крон, что в переводе на наши деньги — всего 5950 рублей. Друзья, это даже не МРОТ. Чтобы просто выживать, например, в нашей стране, Геральту требовалось бы убивать по несколько таких опасных чудищ каждый месяц, но у нас он хотя бы на дошиках какое-то время бы протянул.

«Ведьмак 3: Убыточная Цири»: небольшой анализ экономики игры

А теперь давайте спроецируем эту награду на его жизнь в самом Новиграде. Представим, что мужику вроде ведьмака в день достаточно будет всего три бутылки воды, бутера с курятиной на завтрак, а обед и ужин будут состоять из булки хлеба, жареного цыплёнка и запечённого картофеля. Такой рацион обойдётся в 103 кроны в день, а за месяц этого довольно среднего питания, даже без сахара или фруктов, понадобится 3090 крон, а это почти десяток убитых бесов. Так вдобавок и очевидно, что с такой-то работой есть нужно гораздо лучше.

Теперь я начинаю понимать, почему многие жители вселенной Сапковского морщат нос при упоминании профессии ведьмака, а сам Геральт торгуется с бедняками за каждую крону.

Но давайте копнём ещё глубже, и посмотрим, как обстоят дела с ценами на оружие. На первый взгляд неискушённому человеку может показаться, что в мире, где на каждом шагу тебя поджидают утопцы, вампиры или болотные бабы, такой товар должен быть на особо важном счету, но на деле это не совсем так, даже совсем не так. Я не буду сейчас рассматривать какое-то легендарное оружие, давайте лучше обратим внимание на обычный длинный веленский меч, который, вроде как, производится массово.

И тут опять возникают странности, связанные с игровыми условностями. Они заключаются в том, что, в зависимости от уровня предмета, один и тот же клинок может иметь совершенно разные характеристики и, соответственно, цену. Длинный веленский меч второго уровня продаётся всего за 38 крон — на эти деньги в этом самом Велене даже сухофруктов или сока не купить, которые стоят по 50 крон.

Но даже если взять этот же клинок для уже преисполнившихся силы и опыта ведьмаков 48 уровня, то его стоимость будет составлять всего 1181 крону, ну или 38 куриных тушек — на наши же деньги это что-то около 20 тысяч. Кстати, в современное время высоких технологий производства, где нет абсолютно никакой серьёзной нужды в подобном оружии, за точно такую же сумму вполне реально купить достойный закалённый любительский клинок, правда, немного затупленный. Так что несмотря на всю опасность и враждебность мира «Ведьмака», мечи и броню в нём явно не смогли оценить по достоинству.

Что касается сферы услуг и развлечений, то здесь тоже есть, что рассказать. Начнём с того, что погорячее: ночь в борделе «Пассифлора» с «Не очень красивой, но очень изобретательной» Нарциссой обойдётся в 40 крон — это, на секунду, две местных выпотрошенных рыбы или один веленский длинный меч для начинающего ведьмака. Одним словом, представитель среднего класса в Новиграде может и не поест, но потрахается точно вдоволь. Кстати, куртизанок на местных улицах действительно много, как говорится: «раньше было лучше».

«Ведьмак 3: Убыточная Цири»: небольшой анализ экономики игры

Очень порадовали услуги цирюльника — стрижка обойдётся всего в 20 крон — 340 рублей, а бритьё в 10 крон — 170 рублей, совсем как в современной российской провинции.

Не менее интересно обстоят дела с театром и книгами. За посещение тупичка мадам Ирэн нужно заплатить 50 крон, что на наши деньги около 850 рублей. На первый взгляд довольно приемлемая цена для такого театра, но опять же, учитывая его рентабельность, быть актёром в мире «Ведьмака» не очень-то прибыльно.

Я тут подсчитал, что спектакль с участием Геральта, где, по словам самой мадам Ирэн было «действительно много зрителей», а именно около 40 человек, собрал примерно 2 тысячи крон. Учитывая состав труппы из шести участников, то получается что-то вроде 350 крон на каждого, но, естественно, едва ли рядовые актеры получают хотя бы половину от этой суммы. Например, мадам Ирэн заплатила Геральту за его великолепную игру всего 30 крон, за эти деньги даже билет в этот самый театр нельзя купить.

А учитывая ещё, что охрана мероприятия, раскрутка, написание пьесы были организованы фактически за счёт ведьмака, становится понятно, почему этот театр находится в подворотне под открытым небом. Кстати, квест с постановкой пьесы называется «Да здравствует искусство», и очевидно, что с точки зрения местной экономики название не очень-то соответствует действительности.

«Ведьмак 3: Убыточная Цири»: небольшой анализ экономики игры

Куда более приятно обстоят дела с книгами. В среднем один экземпляр стоит 100-150 крон, что в переводе на современные деньги около 2 тысяч рублей. Учитывая, что почти в каждом доме есть тот или иной фолиант, можно предположить, что спрос на чтение в мире «Ведьмака» есть, так что если вы перебираетесь в Новиград, можете смело открывать букинистическую лавку.

Ещё один момент, который меня удивил — это микрофинансовая компания в лице ростовщика Вима Вивальди. Дело в том, что в Новиграде занять приличную сумму просто негде, а вот перехватить 100 крон на бутылочку темерской ржаной вполне реально. Очень понравилось, как разработчикам удалось передать дух и атмосферу микрозаймов – даже если вы уже через минуту готовы выплатить долг, его сумма будет составлять 130 крон. Неплохо так – 30% за полминуты.

Транспортное сообщение в «Ведьмаке 3» практически не развито, только по морю. Оно и понятно, попробуй поезди в тамошних лесах — то леший, то бес, то кикимора, да и сам Геральт очень часто натыкается на всякие разломанные повозки с товаром. Поэтому что-то сказать о ценах на извоз сложно, разве что капитан Волверстон за перевоз на острова Скеллиге потребует 1 тысячу крон или на наши — 17 тысяч рублей. Как мне кажется, довольно адекватная цена. В ту же Турцию из Центральной России за эти деньги можно долететь без проблем.

Друзья, но самые удивительные финансовые чудеса заключены в квестах, которые тесно связаны с сюжетом игры. Только подумайте, за возвращение Цири, дочери императора, Дитя Старшей Крови, да и в конце концов единственной наследницы престола, Эмгыр жалует Геральту 2 тысячи крон, примерно 34 тысячи рублей — это сборы одного спектакля в новиградской подворотне. Как уже говорил ранее, этого ведьмаку даже на пропитание в течение месяца не хватит.

Сугубо с экономической точки зрения спасать Цири абсолютно невыгодно – одно только путешествие на Скеллиге стоит 1 тысячу крон, а добавьте сюда еду, покупку и починку оружия, доспехов, которые постоянно изнашиваются, затраты на масла и эликсиры, и поймёте, что в итоге Геральт оказывается в сильном убытке, а слова «профит» в этом уравнении нет совсем. А теперь представьте, зная всё это, как выглядят слова Эмгыра, когда ведьмак отказывается от денег: «Уверен? Тебе не придется убивать чудовищ по сточным канавам».

«Ведьмак 3: Убыточная Цири»: небольшой анализ экономики игры

Так что либо император Нильфгаарда очень скуп, либо уже давно отбился от реальной жизни в своих владениях. Всё-таки, придётся тебе, Геральт, лазить по сточным канавам, да и не только по ним, и сражать не просто чудовищ, а сильных бесов и кого-то вроде них, чтобы иметь возможность хотя бы нормально питаться. Ведьмака, влияющего на судьбы империй, побеждающего демонов, Высших вампиров и Дикую охоту бедным делает не суровая вселенная игры, а довольно сомнительная экономика.

Второй интересный момент — это казна Сигизмунда Дийкстры, она же сокровищница, полная новиградских крон и других драгоценностей. Если ещё конкретнее —– три ящика нильфгаардских флоренов, сундук изумрудов, рубинов и топазов, серебряные канделябры и блюда… и многое другое.

Так вот, за возращение этого богатства, Геральт получит всего 1 тысячу крон, ну или 17 тысяч рублей — чёрт, даже на обычный веленский меч высокого уровня не хватит этих денег, а в нашем мире за эту сумму Геральт даже видеокарту нормальную не купит, чтобы поиграть в «Ведьмака». Лучшее, что можно сделать в этой ситуации — купить 13 бутылок реданской желудёвой и напиться с горя. Так что мой вам совет: если будете проездом в Новиграде, ни за что не подписывайтесь ни на какие поиски — крови вашей выпьют достаточно, а вот платить нормально никто не будет.

«Ведьмак 3: Убыточная Цири»: небольшой анализ экономики игры

Самыми щедрыми в ведьмачьем мире оказались княгиня Анна-Генриетта и Гюнтер-о-Дим. Первая, видимо, трезво посмотрела на жизнь ведьмака и пожаловала Геральту имение с виноградником Корво Бьянко, добавив к нему 5 тысяч крон или 2,5 возвращенные Цириллы. На наши деньги — это примерно 85 тысяч, средняя московская зарплата за избавление целого княжества от нападения Высшего вампира. Господин Зеркало также готов пожертвовать 5 тысяч крон на новый iPhone Геральту в случае, если тот захочет разбогатеть.

Корво Бьянко
Корво Бьянко

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что вселенная «Ведьмака» действительно сурова, но таковой её делают не всякие чудовища, а скорее странные цены и представление о богатстве и хороших наградах сильных мира сего.

Но один вопрос всё же остается открытым, как выжить в жестоком мире, если тебе не повезло стать ведьмаком? Ответ прост — мелкое воровство. В игре помимо прожжённого ведьмака, хорошего любовника, неравнодушного эмпата мы обязательно отыграем роль клептомана и мелкого жулика. Ну да, давайте, скажите мне, что вот вы не растаскивали по карманам всё, что неровно лежит: бутылки с водой, посуду, камни, драгоценности и прочее.

Я даже сделаю довольно смелое заявление — практически каждый Геральт под нашим руководством за время прохождения игры насобирал всяких бриллиантов, сапфиров и разных драгоценностей на несколько серьёзных сроков. Сомневаетесь? Ну попробуйте тогда хотя бы зайти к соседу, взять у него серебряное блюдце и продать уличному торговцу.

Другой интересный в контексте этой статьи вопрос: чем заниматься, попав в мир «Ведьмака»? Отвечу однозначно — идти в общепит, а ещё лучше — продавать питьевую воду: 9 крон за полтора литра — невероятно высокая цена. Всего за 222 проданных бутылки вы получите профит равный поимке наследницы престола Империи. Такая вот нехитрая математика. Ну в крайнем случае можно поступить в Аретузу и стать чародеем, обучение там стоит всего 1200 крон.

«Ведьмак» – безусловно потрясающая игра, но очень глупо отрицать, что в ней тоже есть свои недостатки. Экономика — определённо из их числа. Сам Мэтью Штайнке, главный дизайнер геймплея «Ведьмака» озвучивал, что за несколько месяцев до релиза система денежных отношений существовала лишь в виде несвязанных фрагментарных решений.

С моей же личной точки зрения экономика игры не выполняет своей основной задачи — мотивировать игрока с дополнительным интересом исследовать новый мир, копить ресурсы, чувствовать удовольствие от покупок и, наконец, получать адекватную информацию об окружающем мире. Согласитесь, сложно представить великого императора, который за нахождение своей дочери предложил сумму эквивалентную 200 бутылкам питьевой воды.

Или возьмём Велен. Нам всем говорят, что эти земли изрезаны войной, неурожаями и прочими бедами, дети идут на сладкую дорожку, а крестьяне соглашаются на сделку с ведьмами… но вместе с этим, заглянув в любой заброшенный дом, вы всегда найдёте бутылку какого-нибудь вина, кусочек курочки, а то и вообще драгоценный камень. И сразу возникает вопрос: ну вот как так можно голодать, когда еда буквально раскидана под ногами? Да, цены в Велене на еду значительно выше остального мира «Ведьмака», но беда в том, что провизию в игре совсем не обязательно покупать.

Практически то же самое и с оружием. Зачем тратить кровные на меч, который в силу автолевелинга устареет буквально через пару квестов, при этом ещё и обесценится в десять раз. А добавьте сюда, что десятки легендарных клинков раскиданы по миру и достанутся вам, как и еда, совершенно бесплатно.

Ну да ладно, в любом случае выводы каждый из Вас сделает сам, скажу лишь, что мне было бы очень интересно прочитать их в комментариях. Может вы тоже обратили внимание на какие-то свои занятные странности. В будущем я планирую подобные статьи по Skyrim, Gothic или Morrowind, уверен, будет интересно. Буду рад Вашей подписке на DTF и YouTube, до скорых!

1.1K
11
224 комментария

экономика в играх настолько сломана, что было бы интересно почитать примеры игр где она относительно адекватная.

286

Любая игра, где будет нормальная экономика, сразу же будет заклеймена гриндо-обязаловкой и разрабы будут смешаны с дерьмом, потому что "я играю в игру уже 2 часа, почему я не могу купить лудший доспех. Твари-разрабы заставляют меня гриндить".

264

Хорошая экономика в играх вовсе не должна и не может быть реалистичной. Главное чтоб был баланс, обеспечивающий хороший игровой опыт.

13

Eve online.

6

Вот на DTF читал о паре примеров, тоже хочу разобрать!

4

Комментарий недоступен

4

Комментарий недоступен

1