Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

23 отличные картины в разных жанрах.

Топ аниме 2019-го у нас будет чуть позже, а пока что вспоминаем достойные картины уходящего десятилетия. Важное уточнение: у всех у них самостоятельный сюжет — франшизы в расчёт не берём. Выбор получился большой: классика студии Ghibli, работы Макото Синкая, добрые сказки и качественные драмы, фантастика и психодел, сюрреалистическая комедия, фильм о войне и многое другое.

«Ариэтти из страны лилипутов» (2010)

«Ариэтти из страны лилипутов» — режиссёрский дебют Хиромасы Ёнэбаяси, который раньше работал аниматором ключевых кадров при создании, например, «Унесённых призраками», «Ходячего замка» и других аниме. И первая попытка определённо удалась: картина может занять место рядом с классикой Миядзаки. Тем более, тот тоже поучаствовал в создании — написал сценарий по мотивам детских книг Мэри Нортон.

В аниме рассказывается о маленьких человечках, «добывайках». Они живут по соседству с обычными людьми и иногда воруют у них вещи, чтобы использовать в своём быту. Своё существование коротышки хранят в тайне, однако девочка Ариэтти нарушает запрет и знакомится с мальчиком, который в разы её больше.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

Главное достоинство «Ариэтти» — это невероятная красота картинки и потрясающая детализация. Каждая травинка, каждый цветок, каждый предмет играют всеми красками и переливаются на свету. Относительно коротышек человеческие вещи — очень большие, и это позволяет посмотреть на обычные предметы совсем под другим углом, увидеть то, чего мы раньше не замечали.

«Ариэтти» — это трогательная и уютная сказка. При этом она не слишком приторная, в ней хватает и грустных моментов. А в качестве завершающего штриха — отличный саундтрек от французской певицы и композитора Сесиль Корбель.

«Многоцветье» (2010)

«Многоцветье» — это одно из тех аниме, мир в котором показан не через «розовые очки». Главный герой, некая Душа, умер, совершив грех, но у него есть второй шанс. Он может вселиться в тело японского подростка-самоубийцы — это поможет грешнику многое переосмыслить. А вот достойна ли его душа перерождения — определит время.

Аниме сначала кажется очень упадническим и реалистичным: здесь и самоубийство, и измены родителей, и история школьницы, встречающейся со взрослым мужчиной за деньги, и насилие. В общем, приятного мало — ни главный герой, не окружающий мир симпатии не вызывают.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

Главная задача картины — показать, что неидеальный мир всё равно прекрасен. Нужно уметь ценить жизнь, видеть не только тёмные цвета, но и всю гамму оттенков, тогда взору откроется настоящее многоцветье. О плохих вещах здесь не умалчивают, а говорят смело — и потому история так захватывает.

«Многоцветье» подойдёт тем, кто устал от наивных сюжетов и не боится немного «загрузиться» и подумать над непростыми темами. Но если вы заранее «отметаете» аниме из-за его мрачности — не делайте поспешных выводов. Путь главного героя, конечно, извилистый, но это всё равно дорога к свету.

«Со склонов Кокурико» (2011)

Совместная работа Горо и Хаяо Миядзаки (сын выступил в качестве режиссёра, а отец — сценариста) рассказывает о японской молодёжи середины прошлого века.

Действие происходит в Йокогаме в 1963 году. Главная героиня Уми по жизни очень активна: дома следит за хозяйством, а в школе вместе с единомышленниками борется за спасение разрушающегося дома, в котором находятся различные секции. Да и любовь, как это часто бывает, тоже волнует девушку.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

Фильм пропитан ностальгией, надеждой на светлое будущее и верой в то, что всё в наших руках. Школьники в фильме — оптимисты и энтузиасты, которым не безразлична судьба их страны. Несмотря на то, что аниме рассказывает о японских людях, живущих в определённый период, проникнуться настроением картины может каждый. Её мечтательность, светлая грусть и та наивность, которой порой не хватает в жизни, создают уникальную атмосферу — фильм понятен вне места и времени. Обаяния также добавляют уютный быт и красота природы — фирменные приёмы студии Ghibli.

Несмотря на достаточно простой сюжет и рассказ об эпохе, далёкой от большинства зрителей, «Со склонов Кокурико» трогает тем, как передает волшебство обычной жизни — безо всякой магии.

«Письмо для Момо» (2011)

«Письмо для Момо» — это добрая и неспешная история о том, как девочка, недавно потерявшая отца и переехавшая из Токио в глубинку, подружилась с духами, которых никто, кроме неё, не видит. Несмотря на отсутствие особых сюжетных поворотов и неяркие краски, картина подкупает своей атмосферой.

Здесь меньше красоты и сказочности, чем в работах Миядзаки, но есть какое-то непередаваемое тепло. Живописная природа, забавные выходки трёх совсем нестрашных ёкаев — и вот жизнь Момо вдали от цивилизации уже не так ужасна. Более того, все эти события помогают девочке не только примириться со смертью отца, но и найти общий язык с близкими.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

Режиссёр Хироюки Окиура говорит, что хотел создать такую историю, которая согревает душу и поднимает настроение — после финала зритель должен почувствовать прилив сил. Автор вдохновлялся как собственными детскими воспоминаниями, так и советским фильмом «Кин-дза-дза!»: отношения героев с обитателями другой планеты чем-то похожи на дружбу Момо с духами.

«Волчьи дети Амэ и Юки» (2012)

Фильм Мамору Хосоды («Девочка, покорившая время», «Летние войны»), несмотря на фантастическую завязку, ставит во главу угла вполне реальные проблемы, с которыми можно столкнуться в повседневной жизни. Здесь идёт речь и о трудностях материнства, попытках вписаться в общественные устои, важности выбора и самоидентификации.

По сюжету, главная героиня, студентка Хана, встречается с юношей, который может превращаться в волка. Девушку совсем не смущает, что её парень — не такой, как все. У пары рождаются двое детей, унаследовавших способности отца. Амэ и Юки постоянно меняют облик, поэтому воспитывать их нелегко: Хана даже не может показать ребят врачу.

Ещё труднее становится, когда отец погибает в результате несчастного случая. Однако Хана твёрдо намерена посвятить жизнь своим детям, даже если они станут волчатами. Амэ и Юки — совсем не похожи друг на друга по характеру, поэтому легко догадаться, что и пути они выберут разные.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

«Волчьи дети Амэ и Юки» — это, прежде всего, светлая и трогательная история о повседневности. Несмотря на то, что фильм затрагивает немало серьёзных тем, рассказывает он о них с удивительной лёгкостью и даже какой-то наивностью. Жизнеутверждающий настрой главной героини позволяет ей достойно справиться со всеми проблемами: это пример матери, которая готова с радостью пожертвовать всем ради детей, не требуя ничего взамен.

Стоить заметить, что в аниме противопоставляются не столько волчья и человеческая сущности, сколько различия в характерах персонажей. Юки — бойкая и активная, но при этом сильно нуждающаяся в обществе и принятии других людей. Скромный Амэ, который с детства всего боится, оказывается куда более независимым человеком, чем его сестра. С возрастом каждый из ребят раскрывается: и тут удивительно, что «волчья» природа помогает более выразительно передать именно человеческие качества героев.

«Патэма наоборот» (2013)

«Патэма наоборот» — это захватывающая фантастическая драма, даже несмотря на то, что её сюжет иначе как вторичным не назовёшь. Похожую историю можно увидеть в фильме Хуана Диего Соланаса «Параллельные миры» 2012 года, но аниме от этого хуже не становится.

В мире «Патэмы наоборот» много лет назад произошла катастрофа, в результате которой у части населения планеты изменилась гравитация — они не притягиваются к земле, а улетают в небо. Поэтому этот народ уходит жить в недра планеты, в то время как остальные люди остаются на поверхности.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

Разобщённые группы не очень-то ладят друг с другом. Подземные жители не рассказывают правду о внешнем мире новым поколениям, а люди с поверхности считают грешниками тех, кого притягивает небо. Поэтому девушке Патэме из подземного мира, случайно попавшей на поверхность, приходится нелегко. Но ей помогает отзывчивый парень Эйдзи: вместе они преодолевают трудности и узнают больше о жизни друг друга.

В аниме есть и любопытный фантастический мир, в устройстве которого хочется разобраться, и классическая проблема взаимоотношений людей из разных социальных кругов/сословий. А ещё уместная романтика без лишних сантиментов, и дух приключений.

«Сказание о принцессе Кагуя» (2013)

Сказание о принцессе Кагуя» — одна из самых специфичных работ студии Ghibli. Она основана на традиционной японской сказке «Повесть о старике Такэтори» и выполнена в акварельных тонах — к стилю аниме нужно привыкнуть.

История рассказывает о волшебной девочке, которую резчик бамбука находит в срубленном стебле. Вместе с женой он решает воспитывать крошку — Кагуя растёт не по дням, а по часам. Позже мужчина находит в бамбуке золото, поэтому семья переселяется в столицу, чтобы их дочь стала настоящей принцессой. Только городская жизнь девушку совсем не прельщает, её по-прежнему тянет к природе и простым деревенским людям.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

Несмотря на то, что стиль рисунка уступает другим аниме студии, в нём немало интересного. В кадре нередко появляются разные птицы, а эмоции персонажей в важных моментах показаны очень выразительно.

У японских зрителей, с детства знающих эту сказку, будет своё видение произведения, а для остальных это отличный повод приобщиться к той культуре и насладиться уникальным стилем анимации. Кроме того, это последняя работа знаменитого Исао Такахаты, известного среди прочего «Могилой светлячков».

«Воспоминания о Марни» (2014)

«Воспоминания о Марни» Хиромасы Ёнэбаяси — последняя на данный момент работа студии Ghibli (была ещё «Красная черепаха», о которой дальше, но он снят в сотрудничестве с другой студией). По традиции, эта история пронизана светлой грустью.

Главная героиня — замкнутая 12-летняя девочка Анна, живущая с приёмными родителями. У неё немало проблем: нет друзей, трудности с общением и слабое здоровье. Спасает Анну любовь к рисованию, увлечение помогает ей немного отвлечься.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

В одно лето жизнь девочки меняется — её отправляют к родственникам в Хоккайдо, где она знакомится с загадочной Марни из дома на отмели. Впервые она встречает кого-то, кто может понять её и стать настоящим другом — именно этого ей больше всего не хватает. Однако появляются некоторые сомнения: действительно ли её мечта так просто сбылась?

Фильм очень глубокий — он и о тайнах подсознания, и о том, что фантазии и мечты иногда могут привести к чему-то по-настоящему важному, и о значимости семьи в жизни каждого человека. Всё происходящее — вроде сеанса психотерапии для главной героини, который помогает ей во многом разобраться.

«Ветер крепчает» (2014)

Работы Хаяо Миядзаки вряд ли вообще нуждаются в представлении: все, кто хоть немного разбирается в аниме, их смотрели. Написано о них тоже предостаточно, но не включить последнюю на данный момент картину маэстро в список просто нельзя.

«Ветер крепчает» — это, возможно, самое грустное, серьёзное и жизненное произведение Миядзаки. В нём рассказывается о японском авиаконструкторе Дзиро Хорикоси, который изобрёл истребители «Зеро», унесшие жизни множества людей во время Второй мировой.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

Начало у этой истории жизнеутверждающее: увлечение авиацией, красочные сны, мечты, первые разочарования и новые цели. Фирменное внимание к деталям — быт довоенной Японии, красота природы — как всегда, хочется рассматривать каждый кадр.

Вот только мечтам героя суждено разбиться о суровую реальность, произведению искусства — стать орудием смерти, любви — столкнуться с обречённостью. Но Миядазки очень гармонично совместил жизненные разочарования с волшебством бытия, поэтому от картины на душе легко. В мире нет ничего однозначного, нужно просто жить и делать то, во что ты веришь, каким бы ни был финал.

«Остров Джованни» (2014)

«Остров Джованни» Мидзухо Нисикубо получил немало наград — в том числе, премию Сатоси Кона. Картина рассказывает о непростой судьбе японских детей, которые вместе с семьёй столкнулись с последствиями Второй мировой войны. Мальчики живут на оккупированном советскими войсками острове Шикотан, но всё равно не испытывают ненависти к русским. Ребята даже подружились с девочкой Таней, несмотря на то, что их родители — «враги».

В картине жизнь показана через призму детского восприятия. Ребята хотят внимания родных, общения с ровесниками, игр. Обычные мальчишки, которые даже в самую тяжелую минуту смотрят на мир с широко открытыми глазами. Тем не менее, они вынуждена столкнуться с взрослыми проблемами и невосполнимыми утратами — война не щадит никого.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

Несмотря на то, что образ СССР в аниме — негативный, не все русские показаны жестокими и беспощадными. В картине немало «человечных» и добрых персонажей, особенно, это касается детей, которые с лёгкостью перенимают чужую культуру. Японцы тоже представлены с разных сторон. Если отец главных героев — патриотичный и самоотверженный человек, то их дядя — типичный приспособленец, который думает, прежде всего, о себе.

В «Острове Джованни» немалое место занимают параллели с книгой Кэндзи Миядзавы «Ночь в поезде на серебряной реке». Её постоянно вспоминают дети, переживая те или иные события — ребята даже называются именами персонажей. Это делает повествование более метафоричным: так с суровой реальностью смириться немного легче.

«Ученик чудовища» (2015)

«Ученик чудовища» — ещё одна работа Мамору Хосоды, которая попала в список. И она во многом перекликается с «Волчьими детьми»: здесь и антропоморфные звери, и тема взросления, и важность семьи. Но в этой картине размах куда больше: в аниме существует целый параллельный мир, населённый чудовищами. Правда, ничего ужасного в них нет — это вполне мирные создания, живущие собственной жизнью.

Один из монстров, Медвежут (Куматэцу), ищет себе ученика, но к нему никто не хочет идти: все предпочитают сильного и подающего себя с достоинством Свиногора. Поэтому Медвежут выбирает сбежавшего из дома человеческого мальчика по имени Рен, который чем-то похож на него самого — такой же упрямый и вспыльчивый. Они спорят, ругаются и дерутся, но постепенно сближаются — не только как ученик и учитель, но и как сын и отец.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

В картине очень хорошо показана связь главных героев: они похожи, но при этом разные, поэтому каждому из них есть, чему поучиться. Их сходства отражают характеры друг друга — это их сближает и раздражает одновременно. Таким образом, два одиноких и раненных существа обретают семью, о которой в глубине души всегда мечтали.

Как и в «Волчьих детях», главный герой, взрослея, задаётся вопросом самоидентификации — принадлежать сразу двум мирам невозможно, поэтому приходится делать выбор. Также затронута тема душевной тьмы, которая есть в каждом человека, но и тут все зависит от решения личности.

А помимо этого, в аниме немало весёлых моментов. Забавные тренировки могут даже напомнить мультфильм «Кунг-фу Панда». Ещё позитива картине добавляют обаятельные персонажи: порой на «гопника»-Медвежута нельзя смотреть без смеха. Есть и спокойный монах со свиным пятачком, и просветленный кролик — Великий Мастер, и непохожие друг на друга дети Свиногора: персонажи, определённо, удались.

«В этом уголке мира» (2016)

«В этом уголке мира» — это то аниме о Второй мировой войне, которое стоит посмотреть каждому, особенно если «Могила светлячков» показалась вам невыносимо грустной. Ужасов здесь меньше, но при этом показаны все главные проблемы тех жутких времён: недостаток продовольствия, бесконечные бомбардировки, смерть близких. Но внимание уделили и мирной жизни — можно многое узнать о быте японцев в 30-40-х годах.

В центре сюжета — девушка Судзу, её взросление и жизнь. Совсем недавно она была мечтательной школьницей, увлекающейся рисованием, а теперь превратилась в замужнюю женщину, на которой держится всё хозяйство. Родители выдали её замуж по своему усмотрению, и Судзу покорно приняла их решение — ей даже пришлось переехать в портовой город Куре из родной Хиросимы.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

В аниме отлично показаны человеческие взаимоотношения. Судзу пытается вписаться в новую семью, найти общий язык с мужем, многому научиться. Несмотря на то, что девушка не выбирала свою судьбу, она не жалуется на жизнь и делает всё, что в её силах, чтобы быть счастливой в этих условиях. Её искренность и самоотверженность помогают ей обрести самое ценное — любовь близких людей.

Фильм именно об этом, а война лишь подчеркивает важность таких вещей, на которые люди при мирной жизни не всегда обращают внимание. Аниме выполнено в приглушенных тонах, и в этом есть определённое очарование — быт показан очень уютно. Иногда появляются более яркие цвета: на картинах Судзу, на лепестках цветов и даже во время бомбёжки — взрывы метафорично сравниваются с каплями краски. Фильм в целом очень живописный — эта история о жизни, а не о смерти.

«Форма голоса» (2016)

«Форма голоса» — одно из самых популярных полнометражных аниме последних лет, и эта слава вполне заслужена. Картина от студии Kyoto Animation может похвастаться невероятно трогательным сюжетом, поднимающим важные социальные темы, и невероятным качеством анимации. Почти каждый кадр тут — произведение искусства. Но главное в аниме — его душевность. Авторы сумели передать чувства героев так, чтобы они были близки и понятны каждому.

Картина поднимает тему школьных издевательств: дети не принимают тех, кто не похож на большинство. Главной героине Сёко Нисимии, которая почти ничего не слышит, очень трудно вписаться в общество — девочка старается изо всех сил, но её всё равно травят. Кто-то — за спиной, а кто-то — в открытую, как местный хулиган Сёя Исида.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

В аниме хорошо показана жестокость общества: сегодня ты задираешь кого-то, а завтра — уже и сам изгой. И если в жизни «зло» нередко остаётся безнаказанным, то тут хулиган получит сполна, да так, что мало не покажется. Несмотря на то, что никто не заслуживает подобных страданий, это всё приводит Исиду к искреннему раскаянию и желанию исправить свои ошибки: этот непростой путь показан просто отлично.

Ещё одна сильная сторона картины: у каждого персонажа есть своя трагедия, даже у тех, кто не подвергается травле, как главные герои. Например, одноклассница Наока, с первого взгляда, дерзкая и уверенная, тоже в глубине души несчастна, поэтому отыгрывается на Нисимии. Передана и боль родителей, которые не всегда знают, как помочь своим детям. Человек социален по своей природе, поэтому абстрагироваться от проблем общества не получится, они касаются каждого: именно эту мысль доносит «Форма голоса».

«Весенняя ночь коротка» (2017)

Если вы смотрели аниме-сериал Масааки Юасы по роману Томихико Морими «Сказ о четырех с половиной татами», то прекрасно понимаете, чего ожидать от этого фильма: знакомые персонажи, минималистичная рисовка, множество нестандартных визуальных приёмов, ироничные диалоги, сюрреализм и гротеск.

Главным героем «Сказа о четырех с половиной татами» был студент, отчаянно желающий не упустить свою юность, а также понравиться девушке. В «Весенняя ночь коротка» акцент сместился: сюжет рассказывает об очаровательной и наивной Брюнетке — она познаёт радости ночной жизни, общается с колоритными персонажами и литрами поглощает алкоголь. Точно такой же влюблённый студент, придумывающий хитроумные схемы знакомства, есть и в этом фильме.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

Аниме очень динамично — картина насыщена событиями, несмотря на то, что действие происходит в течение одной ночи. Скоростные диалоги, множество культурных отсылок, бредовые в лучшем смысле слова идеи (от котацу-скорохода до любви от удара яблока), символизм и фатализм — у неподготовленного зрителя может голова пойти кругом.

Персонажи — отдельный разговор: чего стоит коллекционер порнокартин или молодой человек, отказывающийся менять бельё, пока не встретит свою любовь. Однако главная идея этой безумной остросоциальной комедии предельно проста: не упустите свою юность, живите здесь и сейчас.

Конечно, лучше смотреть фильм после «Сказа» — так вы заметите множество интересных параллелей. Но, в целом, «Весенняя ночь коротка» — вполне самодостаточное произведение. Если вы устали от стандартных и заштампованных аниме, то пропускать такое однозначно не стоит.

«Мэри и ведьмин цветок» (2017)

«Мэри и ведьмин цветок» — это аниме для тех, кто очень скучает по работам студии Ghibli. Хиромаса Ёнэбаяси стремился подойти как можно ближе к произведениям Миядзаки, в чём ему помог опыт их совместный работы.

С одной стороны, режиссёру это удалось — тут атмосфера волшебства и сказки, детальная анимация, от которой трудно отвести взгляд, обаятельные герои и чёрный кот с потрясающим выражением мордочки.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

Но нельзя не упомянуть и о недостатках: по-настоящему нового и оригинального в фильме мало, многое заимствовано из шедевров Миядзаки. Возможно, в какой-то мере это хорошо — приятно вновь видеть полюбившиеся и рабочие приёмы.

О сюжете достаточно сказать всего пару слов: девочка Мэри находит волшебный цветок, а потом попадает в школу магии. Дальнейшие повороты нельзя назвать неожиданными или особо интересными, но главное — не в этом. Вы будете рассматривать всякие волшебные вещи, любоваться красотой скрупулёзно нарисованного мира, ностальгировать по фильмам Ghibli — этого достаточно, чтобы не пожалеть о просмотре.

«Я хочу съесть твою поджелудочную» (2018)

Несмотря на то, что название может ввести в заблуждение, «Я хочу съесть твою поджелудочную» — это романтическая драма о школьнице со смертельной болезнью. Фильм начинается с конца, со сцены похорон Сакуры, главной героини, поэтому сразу ясно, что хэппи-энда не будет. Вроде всё понятно и предсказуемо, однако к финалу приводят не совсем те события, которых ожидаешь — и это одно из достоинств картины.

Но главное в аниме — это, конечно, ода жизни, которую «поёт» Сакура. Девушка никому не говорит о своём диагнозе, не подаёт виду, что ей тяжело и старается получать максимум позитива от всего происходящего. С одной стороны, такое поведение выглядит не особо реалистично. Но с другой — это пример заразительного жизнелюбия. Возможно, так и стоит относиться к неминуемым событиям.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

Второй главный герой, который случайно узнаёт о болезни Сакуры и постепенно сближается с ней, её полная противоположность — несмотря на то, что ему не грозит скорая смерть, «жизни» в нём гораздо меньше. Парень проводит всё своё время за книгами и вроде бы не нуждается в общении с другими людьми. Новая подруга помогает ему переосмыслить его взгляд на мир.

Картина делает акцент на близости с другим человеком — очень важно, чтобы рядом был тот, кто бы тебя понял и принял. В аниме не показывают физических мучений Сакуры — разве что она носит сумку с множеством лекарств, но выглядит при этом вполне здоровой. И это позволяет ей быть «живой» до последнего момента, ведь для неё жизнь — это общение.

У фильма легко считываемый посыл, романтика — наивна, а характеры героев чересчур прямолинейны, но при этом история работает, потому что трогает за живое, как и должно быть в хорошей драме.

«Тайная жизнь пингвинов» (2018)

Четвероклассник Аояма — не по годам умный мальчик. Он конспектирует всё, что видит, постоянно проводит какие-то исследования, анализирует происходящее и обо всём имеет своё мнение. Но и приближающийся переходный возраст даёт о себе знать. Грудь симпатичной знакомой медсестры для героя — тоже повод для размышлений.

Необычное явление в маленьком городке, непонятно откуда взявшиеся пингвины на улицах, очень заинтересовало Аояму — такое точно нужно изучить. Тем более, как выясняется, красотка-медсестра может создавать их из банок с колой самым удивительным образом.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

В этом аниме немало достоинств: приятный стиль, забавная манера повествования главного героя, ненавязчивый юмор (даже несмотря на нередкие упоминания тех самых «сисек»), интригующий сюжет с фантастическими явлениями вроде гигантского водного шара. При этом поднимаются вполне серьёзные темы — взросление и первые романтические чувства, пусть даже к взрослой женщине.

Единственное, сюжет слишком запутанный и далеко не всё подробно объясняется, но это незначительный минус. Главный герой рассказывает свою историю так живо и увлекательно, что скучать на протяжении фильма не приходится. Аниме отлично балансирует между ироничными и серьёзными моментами, уместно и без лишней пошлости показывает чувства взрослеющего мальчика, а также совмещает фантастические загадки с бытовыми проблемами. В качестве приятного бонуса — тут очень милые пингвины.

«Ловцы забытых голосов» (2011), «Сад изящных слов» (2013), «Твоё имя» (2016), «Дитя погоды» (2019)

Работы Макото Синкая — это уже почти отдельный жанр, а потому обсуждать их нужно в связке. Среди его картин нет откровенно неудачных: режиссёр постоянно получает хорошие отзывы как критиков, так и обычных зрителей. Если вы смотрели хотя бы одно его аниме, то знаете, что визитная карточка Синкая — детальный стиль рисунка, идеально передающий красоту окружающего мира, а также сильные эмоции, которые зритель испытывает вместе с героями.

За это десятилетие режиссёр выпустил целых четыре отличных полнометражных картины. Посмотреть можно любую из них, если вы не сделали этого до сих пор. Наиболее известные — «Твоё имя» и «Дитя погоды», почитайте об этих аниме в наших старых материалах. Первая картина стала самым кассовым аниме в мире до 2018 года, а вторую Япония выдвинула на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

«Ловцы забытых голосов» — не самая сильная работа режиссёра, но только относительно высокой планки остальных произведений. Фильм поднимает тему потери ушедших близких — герои хотят вернуть умерших, поэтому отправляются в опасное путешествие в другой мир. Таинственная страна пугает и очаровывает одновременно, в ней много красивого и неизведанного.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

В «Саду изящных слов» нет фантастики: акцент исключительно на человеческих чувствах. В картине показана трогательная история взаимоотношений старшеклассника и взрослой женщины — несмотря на разницу в возрасте, им интересно и легко друг с другом. Конечно, в работе Синкая не обошлось без его любимой темы, расставания — всё проходит, как и дождь, связавший главных героев. Кстати, дождю здесь уделено особое внимание: без него романтика в этой истории была бы совсем другой.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

«Промар» (2019)

Коллаборация режиссёра Имаиси Хироюки и сценариста Кадзуки Накасимы всегда означает что-то безумное, быстрое, яркое и смелое. Такими были «Гуррен-Лаганн» и Kill la Kill, таким же вышел и «Промар» — первое полнометражное аниме от студии Trigger.

Сюжет рассказывает о противостоянии пожарных (естественно, в меха-костюмах) и поджигателей — нового подвида людей, которыми движет желание испепелять всё на своём пути. В «Промаре» довольно необычная фабула, но ценен фильм не только ею. В первую очередь бросается в глаза фирменная режиссура и постановка кадра — Имаиси Хироюки известен например тем, что любит искажать пропорции персонажей во время особенно напряжённых сцен, сочетая это с необычной операторской работой.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

Видно, что авторский стиль из других работ Хироюки не просто не растерялся, а преумножился: он явно не топчется на месте, идёт на новые эксперименты и переизобретает свои старые приёмы. В общем, «Промар» — праздник для всех фанатов Gurren Lagann и Kill la Kill.

Отдельно стоит отметить совершенно потрясающий русский дубляж: начиная от попадания в каст, заканчивая просто крутой работой переводчиков и актёров озвучки — студия Reanimedia настолько бережно сохранили все прелести первоисточника, насколько это только возможно. — Аня Тоска

«Дети моря» (2019)

«Дети моря» — одно из самых неоднозначных аниме в списке, но обойти его стороной нельзя. Начинается оно как история про дружбу и весёлые приключения, а заканчивается настоящим психоделом.

Главная героиня, школьница Рука, знакомится с двумя необычными мальчиками — Уми («море») и Сорой («небо»). Они родились в море, воспитаны дюгонями, обладают нечеловеческими способностями и плохо себя чувствуют на суше. Рука вместе с новыми приятелями пытается разгадать загадки окружающего мира.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

Сначала кажется, что всё просто — школьница обретает верных друзей, испытывает первые романтические чувства. Но постепенно история становится всё более серьёзной и драматической, а от беззаботной атмосферы не остаётся и следа.

Но самый большой сюрприз — это сюрреалистичные сцены ближе к концу. Глубины моря, зарождение вселенной — авторы обрушивают на зрителей завораживающий психоделичный видеоряд со множеством визуальных приёмов. С одной стороны, на большом экране это смотрится очень эффектно, с другой, далеко не всем понравится, что последовательный сюжет прерывает безумный «бэд-трип».

Для расслабления этот фильм точно не подойдёт, но посмотреть его — это интересный опыт. Кому-то придутся по душе харизматичные персонажи («неземные» Сора и Уми ведут себя совсем не так, как обычные дети), кто-то насладится буйством красок и образов, другие пофилософствуют о природе и бытии — яркие эмоции обеспечены.

Десятилетие в целом выдалось богатым на хорошее аниме — в том числе на полнометражки. Поделитесь своими топами в комментариях. Может быть, кто-то откроет для себя что-нибудь новое.

434434
214 комментария

Топ аниме не от Семёна Костина  

70

Топ лучших аниме десятилетия без «Исчезновения Харухи Судзумии», разумеется, не принимается

48

Зануда mode on
Важное уточнение: у всех у них самостоятельный сюжет — франшизы в расчёт не берём

35

Исчезновение это чисто анимешный тайтл который еще и не смотрится в отрыве от сериала.
Тут же перечислены самостоятельные проекты которые можно рассматривать и как обычную анимацию в отрыве от собственно аниме, как фильмы Миядзаки к примеру.

7

В топе по сериалам, думаю, будет. 

ты еще САО и прочее г сюда приплети

Мэри и ведьмин цветок

это же дженерик высер 

26