Ширли-мырли — культовая отечественная комедия, которую не пощадило время​

Приветствую самых привлекательных джентльменов-геймеров и самых обаятельных леди-геймеров, на связи Денис Большаков, он же Джин Grey, он же главный специалист по ширли-мырли, шир-манирли, шир-матыркин, мур-мур-кин.

Гости! Ромалы! Я хочу от всей души вас поприветствовать!<br />
Гости! Ромалы! Я хочу от всей души вас поприветствовать!

Владимир Меньшов — это не только культовый в широких зрительских кругах актёр, умудрявшийся не пропадать с радаров на протяжении всей своей карьеры, но и не менее культовый режиссёр. И не просто культовый: Меньшов-режиссёр имеет в своём активе «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. А это достижение, которым мало кто в нашей стране может похвастаться и по сей день. Его «Любовь и голуби» и «Москва слезам не верит» до сих пор день нежно любимы и почитаемы зрителем, стабильно попадая в различные топы лучших отечественных фильмов всех времён.

«Ширли-мырли» же занимает несколько более интересную позицию. С одной стороны, фарсовая комедия Владимира Меньшова вроде бы и культовая, и на цитаты разошлась, и документальные фильм про неё снимают. Однако влияния на умы отечественных зрителей у неё гораздо меньше, чем у тех же «ДМБ», «Даун Хаус» или «Особенностей национальной рыбалки». Если в уме начать накидывать список из великих русских комедий, то «Ширли-мырли» на ум приходит далеко не в самую первую очередь. По крайней мере, в мой мысленный список картина залетит очень-очень после всего остального.

И именно по этой причине появился этот блог. Через 28 лет после премьеры «Ширли-мырли» вызывает достаточно неоднозначные эмоции от просмотра. Изначально обзор фильма затевался как выполнение условия тира для моего бусти-подписчика и должен был представлять собой коротенький обзор в пару абзацев. Но оказалось, что тут есть, о чём поговорить. Потому встречайте:

Обзор самобытной постперестроечной комедии из девяностых, умудряющейся как очень приятно удивлять, так и бессовестно расстраивать.

Ширли-мырли — культовая отечественная комедия, которую не пощадило время

Невероятный сюжет, который лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

Это невероятная история о братьях-близнецах, никогда прежде не слыхавших друг о друге. Совершенно неожиданно при разработке якутской шахты «Бесперспективная» был обнаружен алмаз необычайных размеров. Камень попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой в истории и получил название «Спаситель России». Весь мир потрясен, главы других государств завидуют, а африканские шахтеры поклялись не выходить на поверхность, пока не отыщут более крупный алмаз. По словам президента страны, продажа самородка может обеспечить всем гражданам трехлетний отпуск на Канарах, и многие уже начинают готовиться к предстоящему путешествию, но тут случается неприятность.

Во время транспортировки в Москву алмаз сначала оказывается в руках переодетого главой КГБ мафиози Козюльского, а у него самородок похищает известный вор-рецидивист Василий Кроликов. Теперь Кроликова вместе с камнем ищет милиция под предводительством следователя по особо важным делам Жан-Поля Пискунова и русская мафия. И те и другие уверены, что Василий появится в квартире своей матери Прасковьи Алексеевны, и устраивают там засаду.

По ошибке милиция арестовывает известного дирижера Иннокентия Шниперсона, как две капли воды похожего на Кроликова. Прасковья Алексеевна оказывается не матерью, а теткой Василия, а Шниперсон – его брат-близнец, в младенчестве отданный в детдом и записанный на фамилию отца. Для ярого антисемита Кроликова становится шоком известие о еврейском происхождении.

Дирижера отпускают после звонка президента России и тот едет на собственную свадьбу с американкой Кэрол Абзац. Там его похищают люди Козюльского, также по ошибке принявшие его за Кроликова. Вскоре появляется еще одно действующее лицо – борец за права цыганского народа Роман Алмазов, также подозрительно похожий на разыскиваемого всеми вора. А местонахождение алмаза всё ещё остаётся тайной для всех, кроме Кроликова. А Кроликов бриллиант без боя отдавать не собирается.

Ширли-мырли — культовая отечественная комедия, которую не пощадило время​

Невероятно краткая предыстория создания картины

«Ширли-мырли» на момент выхода была не просто комедией — это было громогласное возвращение Владимира Меньшова в режиссуру. После мирового триумфа «Москва слезам не верит» и «Любовь и голуби» Меньшов-режиссёр затаился на долгие одиннадцать лет, прежде чем выпустить свой новый проект. По его собственным словам, он не мог подобрать подходящий для себя сценарий. Определиться с новой работой Меньшову помог случай.

Изначально Владимир Меньшов вообще не должен был снимать «Ширли-мырли». Сценаристы Андрей Самсонов и Виталий Москаленко попросили знаменитого режиссёра лишь помочь им с написанием сценария о приключениях братьев-близнецов, не рассчитывая ни на что большее. Владимир согласился и постепенно настолько увлёкся проектом, что решил реализовать его в жизнь самостоятельно. А так как Владимир Меньшов — это вам не хухры-мухры, «Мосфильм» выделил на съёмки какие-то совершенно сумасшедшие по тем временам деньги (миллион, на секундочку, долларов) и предоставил режиссёру полную творческую свободу. Причём свободу уровня «снимай кого, что и как хочешь, главное, чтобы люди в кинотеатры пошли».

Ширли-мырли — культовая отечественная комедия, которую не пощадило время​

В Меньшова верили все. Кто, если не режиссёр «Москва слезам не верит», способен выдать хит, который заманит живущих в состоянии постоянной тревоги россиян? Соответственно, и съёмки проходили весело и в атмосфере всеобщего воодушевления. Актёрам было позволено импровизировать, а большой бюджет позволял реализовать любые пожелания режиссёра. Казалось бы, беды ничего не предвещало. Фильм успешно и без каких-либо проблем сняли и выпустили в прокат в 1995-ом году, приготовившись к успеху если не уровня «Любовь и голуби», то почти такому же громкому. Но чуда не случилось.

Провалом «Ширли-мырли» назвать было бы несправедливо, но и большим успехом фильм назвать сложно. Владимир Меньшов ожидал, что люди будут ломиться в кинотеатры толпами, однако какого-то грандиозного наплыва зрителей не произошло. Люди на фильм шли, но о 90 миллионах зрителей, как было с «Москва слезам не верит», создателям оставалось только мечтать. С другой стороны, в те страшные времена даже не самые выдающиеся показатели «Ширли-мырли» считались успехом — людям просто было не до кино, и было за счастье, что в принципе хоть кто-то смотрел фильм.

Ширли-мырли — культовая отечественная комедия, которую не пощадило время​

И если зрители худо-бедно его смотрели, то критики были беспощадны к «Ширли-мырли». Пресса вообще никогда не питала пламенной любви к Владимиру Меньшову, но в случае с этой лентой она отрывалась по-полной. Комедию обвиняли в дурновкусии, пошлости и попросту называли зрелищем для невзыскательного быдла. Это никак не помешало «Ширли-мырли» не только отбить свой монструозный бюджет, но и даже что-то заработать. С другой стороны, фильм стал разочарованием для Владимира Меньшова, рассчитывавшего на гораздо более тёплый приём.

Гораздо более тёплый приём наступит только годы спустя. На данный момент «Ширли-мырли» считается не только культовой комедией, но и одним из наиболее ярких портретов девяностых годов, передавшим дух постперестроечного бардака. Фильм разошёлся на цитаты, ему посвящают документальные фильмы и в принципе считают одной из самых недооценённых жемчужин киностроения девяностых. Но справедливо ли?

<i>Братья Кроликовы-Шниперсоны-Алмазовы ждут ответа на этот животрепещущий вопрос</i><br />
Братья Кроликовы-Шниперсоны-Алмазовы ждут ответа на этот животрепещущий вопрос

Невероятно длинный рассказ о впечатлениях от просмотра «Ширли-мырли»

«Ширли-мырли» в первые же минуты производит очень интересное впечатление, которое от комедийного фильма определённо точно не ждёшь. Особенно от комедийного фильма, возрастом обгоняющего добрые три четверти аудитории DTF. Лента сходу удивляет своим масштабом. Миллион долларов бюджета и полный творческий контроль позволили Меньшову реализовать невиданного размаха вещи, способные произвести неизгладимое впечатление и на нынешнее поколение зрителей. Скажу больше: я не постесняюсь назвать «Ширли-мырли» одной из самых размашистых комедий на моей памяти.

Количество и качество сцен, от грандиозности которых проникаешься искренним уважением к создателям, поражает воображение. Одна сцена полёта эскадрильи настоящих десантных вертолётов в начале фильма чего стоит. Дальше — больше. Масштабные декорации, куча сложных сцен с массовкой, отлично поставленные музыкальные номера, виртуозно сделанные спецэффекты, с выдумкой снятые комедийные сцены. Комбинированная съёмка Валерия Гаркалина в роли близнецов — это в принципе один из самых впечатляющих в реализации приёмов в отечественном кинопроизводстве. От картины банально получаешь огромное визуальное удовольствие, внешне фильм привлекателен до крайности. К чему к чему, а к технической части фильма претензий нет и быть не может. Даже спустя 28 лет в этом плане лента способна дать фору подавляющему большинству конкурентов, и не только отечественных.

Настоящие вертолёты. И их много. И они летают. По-настоящему.

Во время просмотра меня нет-нет, да посещала мысль «вот что бывает, когда в руках заинтересованного в проекте режиссёра оказывается большой бюджет». К сожалению, отечественное кино долгое время имело репутацию субстанции, которая щеголяет совершенно непропорциональными конечному материалу бюджетами. Особенно этим страдали комедии. Смотришь ты, не приведи Господь, какой-нибудь «Никто не знает про SEX», пару-тройку раз теряешь веру в человечество, а потом в научных целях интересуешься, сколько же могло стоить подобное непотребство. Оказывается, тот же один миллион долларов. На что он был потрачен? Вопрос риторический, связанный, скорее всего, со словом «распил». Качественная разница между «Никто не знает про SEX» и «Ширли-мырли» настолько глубока и широка, что вам лучше просто поверить мне на слово.

И поэтому уже только за один внешний вид картины создателям «Ширли-мырли» хочется пожимать все возможные части тела. Фильм по-хорошему дорогой-богатый, и за 28 лет внешне не устаревший ни на йоту. Тут просто нечему стареть, кроме, разве что, примет того времени. Сами попробуйте вспомнить: когда отечественные комедии показывали блокбастерный размах действа, да ещё и без явного душка сворованных у западных конкурентов идей? Вот именно.

Ширли-мырли — культовая отечественная комедия, которую не пощадило время​

Однако не стоит забывать, что «Ширли-мырли» — в первую очередь комедия. Масштаб масштабом, но в первую очередь зритель смотрит комедийные фильмы, чтобы посмеяться, а не любоваться на технические достижения кинематографистов. И здесь я ступаю на скользкую, даже опасную дорожку. Юмор — штука субъективная, как известно. Что одному смешно, то другому — признак недалёкого ума. На всякий случай осторожно обмолвлюсь, что нижеследующие слова основаны на моём личном впечатлении о юмористической начинке картины.

Я бы сказал, что «Ширли-мырли» — это очень смешной фильм. Временами даже уморительный. Да, вот так просто. Шуток и комедийных ситуаций тут на любой вкус и цвет. От диалоговых до буффонады, от тонкой сатиры до откровенно туалетного юмора. Я в плане юмора человек максимально открытый, прекрасно могу хохотать как над комедиями Уэса Андерсона, так и над комедиями не самого высокого пошиба типа «Большой жратвы», поэтому «Ширли-мырли» стал для меня настоящим юмористическим раздольем. Мне показалось, что местный юмор сочиняли люди с очень большим желанием обшутить всё и вся. Ценно это особенно в нынешние времена, когда шутить можно только с крайней осторожностью. Лента Владимира Меньшова в этом плане вообще никаких стоп-кранов не имеет, временами выдавая пулемётной очередью настолько неполиткорректные гэги про всевозможные национальности, вероисповедания и политические предпочтения, что даже создатели «Южного парка» уважительно покивали бы головами.

Все ли шутки попадают в цель? Ни в коем случае. Лента пытается брать не качеством шуток, а их запредельным количеством. «Ширли-мырли» шутит практически нон-стопом. Потому очень часто не самые удачные шутки просто не успеваешь замечать, так как фильм реактивно накидывает ещё с десяток сверху, с явным прицелом на то, что хоть одна, но точно насмешит зрителя. И это с переменным успехом работает. Есть шутки и гэги, которые явно сильно устарели (ох уж эта любовь отечественных юмористов к «смешным» именам и переодеваниям), но и комедийного золота хватает с лихвой. Фильм бывает крайне остроумным, особенно когда дело доходит до диалогов. Каждая вторая перекидка фразами — маленький праздник словесности. Сам юмор органично вплетён в сюжетную канву картины: здесь минимальное количество острот, которые выглядят как шутки ради шуток.

Одна из наиболее впечатливших меня сцен фильма. Надо иметь мужество вот так вот ползать по едущему трамваю.

Сюжетную линию в общем прекрасно описывает сама же лента: на открывающих титрах гордо сообщается, что «Ширли-мырли» — это фарс-комедия. Похождения вора-рецидивиста Василия Кроликова получились нарочито идиотскими и событийно гипертрофированными. Градус безумия повышается чуть ли не с каждой последующей сценой, вместе с всё растущим количеством братьев Кроликовых в кадре и, соответственно, зрительским интересом. При этом фильм умудряется не разваливаться на сборник гэгов, оставаясь цельным произведением даже несмотря на запутанную сюжетную линию, за которой лучше следить максимально внимательно. Эта лента в принципе из того типа фильмов, от которых лучше лишний раз не отворачиваться, иначе вы рискуете натурально потеряться в хитросплетениях местного сюжета.

При этом не скажешь, что сам по себе сюжет излишне сложен. Просто картина обладает совершенно сумасшедшей динамикой (с некими оговорками, о которых чуть ниже), равной по силе которой вы мало где сможете ещё увидеть. «Ширли-мырли» будто не хочет, чтобы зритель имел хотя бы шанс начать скучать. Тут постоянно что-то происходит. Кто-то куда-то бежит, кто-то на кого-то орёт, откуда-то появляется ещё один близнец, действие перескакивает от одного персонажа к другому со скоростью летящего на всех парах горящего паровоза без машиниста. Лента очень суетливая, что у неподготовленного зрителя может вызвать проблемы с комфортным просмотром. Но темп фильма ловится очень быстро. С самого начала лента даёт понять, какой скорости зрелище вас ждёт. Тем более, тут не просто кто-то куда-то бежит, кто-то на кого-то орёт, откуда-то появляется ещё один близнец, действие перескакивает от одного персонажа к другому со скоростью летящего на всех парах горящего паровоза без машиниста. Всё это делают самые выдающиеся артисты тех лет.

<i>А такого в истории криминальной России ещё не было: чтобы в одном месте собрались сразу шесть мудаков</i>.
А такого в истории криминальной России ещё не было: чтобы в одном месте собрались сразу шесть мудаков.

Благодаря силе авторитета и безработице на фоне происходящих в стране событий Владимир Меньшов умудрился собрать в «Ширли-мырли» один из самых впечатляющих актёрских составов в истории отечественного кино. Буквально, в кого ни ткни, попадёшь в звезду советского и постперестроечного кино. Даже эпизодических персонажей играют либо актёры первой величины, либо знаменитые мастера эпизодов, сделавшие себе карьеру на коротких, но ярких появлениях в кадре. Это не только делает просмотр более интересным с визуальной точки зрения (фактор «о, знакомое лицо» своё дело делает), но и заставляет работать даже не самые удачные с точки зрения сценария комедийные сцены. Талант, как известно, не пропьёшь, и многие культовые сцены фильма стали такими именно благодаря великолепной актёрской игре.

<i>Ну вы сами всё знаете</i><br />
Ну вы сами всё знаете

И вот где-то здесь обзор можно было бы и заканчивать, гордо заявив, что «Ширли-мырли» — это и правда недооценённый шедевр, в своё время преступно непонятый подавляющим большинством. Но как вы могли заметить, начало обзора явно намекало на то, что с фильмом что-то сильно не в порядке. Я сознательно оставил критику ленты под конец. Мне важно, чтобы вы поняли, что «Ширли-мырли» имеет в своём активе солидное количество положительных моментов, благодаря которым может вызвать интерес к просмотру и у современного зрителя.

Но Боже мой, когда «Ширли-мырли» лажает, он лажает в своём стиле — масштабно, с размахом, на все деньги, так сказать. У ленты Владимира Меньшова есть несколько некритичных недостатков (а у какого фильма их нет), и один критичный настолько, что он имеет все шансы свести первичные восторги от бойкого начала фильма на нет. Особенно если вы не страдаете синдромом утёнка и вообще последний раз смотрели его в далёком детстве.

«Ширли-мырли» — бессовестно затянутое кино. Особенно учитывая тот маленький факт, что это фарсовая комедия, будто бы не подразумевающая затянутости. Фильм идёт почти два с половиной часа. И чем дальше вы будете смотреть, тем чаще будете нетерпеливо поглядывать на часы. Не поймите меня неправильно, местная затянутость — это не затянутость какого-нибудь «Бэтмена» Мэтта Ривза, где в сон начинает клонить уже в первые минут сорок. «Ширли-мырли» — это, скорее, киношный вариант американских горок. Вот фильм реактивно летит по сюжетным шпалам, стараясь загрузить зрителя всем, да побольше. Много шуток, много экспозиции, много движения в кадре. А потом вдруг резко сдаёт темп, будто забоявшись собственных скоростей и выдавая почти десятиминутный (десятиминутный!) музыкальный номер или растягивая комичные сцены почти до той грани, когда сцена перестаёт быть смешной и начинает напоминать скетч из «Гриффинов».

Первые две минуты забавно, дальше хочется перемотать неимоверно. Тут конечно есть авторская великая мысль, но и она считывается несравнимо быстрее, чем сцена закончится

Фильму очень не хватает более чёткого ритма, что очень сильно портит итоговое впечатление. Складывается ощущение, что Меньшову было просто жалко выкидывать из фильма хоть что-то. Многие сцены идут будто на минуту-две дольше, чем нужно. Подобного типажа комедиям такой подход смерти подобен. Учитывая быстрый темп шуток, фильм и сам должен быть таким же быстрым, иначе он рискует неминуемо утомить зрителя. По-хорошему, от звания шедевра «Ширли-мырли» отделяют лишние 30-40 минут хронометража. Больше всего от этого страдает финальная треть картины, где чуть ли не половину всего действа составляют песни, пляски да пережёвывание уже пошученных шуток по второму кругу. Я бы с удовольствием посмотрел какой-нибудь «Меньшов-кат», перемонтированный в полуторачасовой фильм.

Особенно обидно обвинять в таких вещах картину потому, что я искренне симпатизирую «Ширли-мырли». Это не снятое спустя рукава кино, это фундаментальной сложности работа. Фильм, в котором каждая секунда — это старательный труд лучших русских кинематографистов своего времени. Но лента сама себя закапывает в землю. Из-за этого «энциклопедия русского человека», или как там принято говорить у современных критиков, работает с очень переменным успехом и как комедия, и как режиссёрское высказывание о беспокойных временах. Сложно проникнуться режиссёрским замыслом, когда ты уже знатно притомился от бесконечных песен и плясок, а до долгожданного нахождения бриллианта «Спаситель России» ещё час времени.

Ширли-мырли — культовая отечественная комедия, которую не пощадило время​

Итоги

«Ширли-мырли» — кино очень неоднозначное. При всех своих многочисленных плюсах фильм имеет и очень весомые минусы. Из-за них оставить столь же яркий след в истории кино, как тем же «Особенностям национальной охоты», ему не светит. Тем не менее, это очень неплохой фильм. Временами до одури смешной, временами до одури стыдный, и всегда вызывающий искреннее восхищение стараниями создателей. Просто у меня сложилось впечатление, что он далеко не так хорош, как принято считать и как было растиражировано во времена внезапного всплеска популярности картины. Для девяностых это, может быть, и был непонятый шедевр. Сейчас — просто хорошая, плюс-минус одноразовая комедия. По моему скромному мнению, комедийный фильм может быть сколь угодно пошлым, вульгарным и неполиткорректным, но он ни в коем случае не должен быть затянутым. Ведь где затянутость, там и скука. А «Ширли-мырли» очень опасно подходит к той грани, когда просмотр может начать навевать скуку.

Понравилось ли многоуважаемому блогеру? Более-менее. Как минимум, обновил свой список крылатых фраз для фееричных вставок в диалоги с друзьями. Да и в принципе время провёл хорошо за просмотром. Было смешно.

Стоит ли тратить время на «Ширли-мырли» вам? Знаете, я бы ответил положительно. Здесь есть, на что посмотреть и чему удивиться. Если вы готовы смириться с минусами картины, то вас ждёт приятное времяпрепровождение, после которого вы не только понаберётесь великих цитат, но и от души посмеётесь.

Оценка для любителей оценок: 7 из 10

Классика

Вот и всё. Смотрите хорошие фильмы, плохие фильмы тоже смотрите. Но не все.

Если ты прочитал до конца — спасибо тебе за это. Если же у тебя появилось желание поддержать автора, то ты всегда можешь поставить данному блогу сочный плюсец, репостнуть и подписаться.

За финансовую поддержку вашего скромного слуги спасибо:

  • Уважаемому Бусти-работяге Постмодерновому Ветру. Когда-нибудь, когда я стану миллиардером, мы с тобой весело поностальгируем над тем, что первые кирпичики в мой успех заложил и ты. Спасибо тебе за подписку. Ник всё ещё очень крутой.
  • Уважаемому Бусти-работяге Дерьмаку. Настоящий меценат, легенда DTF и всемирно известный охотник за чудовищами и женскими сердцами. Огромное спасибо за поддержку, твои деньги идут на благое дело.

Особая благодарность за поддержку:

Жан Люк Пикар
Платиновый Бусти-богач

Человек, который продолжает поддерживать меня всеми возможными способами, как финансово, так и морально на просторах комментариев. Большое тебе за это спасибо, любимый подписчик. С таким капитаном Звёздного Флота галактика точно в безопасности.

Если и вы хотите быть увековеченным на просторах моих статей — ссылка на Бусти прям вот тут.

Если же ты воодушевился прочитанным максимально сильно, но не настолько сильно, чтобы кидаться в меня деньгами, то ты можешь сделать ещё более крутой финт ушами:

  • Добавиться ко мне в друзья в стимаре. Я люблю смотреть красывые скриншоты и в принципе следить за чужой игровой жизнью
  • А ещё у меня есть бусти, как ты мог видеть выше, где ты можешь поддержать меня финансово. Есть прикольные тиры и всё, чтобы твоя деньга не просто улетела на дошик какому-то ноунейм-дармоеду, а подарила тебе приятные профиты.

Собственно, сегодня на этом всё. Спасибо за уделённое время, до скорых встреч, ромалы.

383383
219 комментариев
5400 ₽

Привет! Редакция DTF выбрала твой текст лучшим за прошедшую неделю — так что большое тебе спасибо от всей команды.

Награду прилагаем, а все детали о конкурсе будут вот здесь:

https://dtf.ru/team/1345759

5
Ответить
250 ₽

Спасибо за обзор. По хронометражу как джон уик 4, тоже отрезал бы минут 40 минимум.

5
Ответить

Ширли-мырли — культовая отечественная комедия, которую не пощадило времяНет, она даже сейчас смотрится отлично. Плюс Гай Ричи оттуда идей наворовал для своего "Спиздили", даже так и назвал своё кино.

109
Ответить