«Суспирия» (2018)
(Это будет неформатный мета-текст, готовьтесь сразу. Возможно, будет очень длинно, а к финалу я провалю задачу донести свою мысль, пытаясь рассказать слишком много)
Глава 1. Оригинал
Начну с того, что оригинальная «Суспирия» Дарио Ардженто — это фильм, вызвавший у меня минимальное количество эмоций. Я прекрасно отдаю себе отчёт в том, что 40 лет назад пугали иначе, и зритель был наивнее. Но если тому же «Хэллоуину» в этом плане удалось красиво состариться и остаться хотя бы немного жутким, «Суспирии» повезло меньше. Сейчас в ней можно отметить лишь ядреную работу с цветом, неплохой третий акт, да саундтрек Гоблина, слава которого во многом пережила сам фильм.
Глава 2. Благими намерениями...
Нужно сразу похвалить режиссёра Луку Гуаданьино: решение делать не прямой ремейк, а скорее кавер-версию чьего-то сюжета, действительно достойно похвалы.
Более того, режиссёр вместе со сценаристом Дэйвом Каганичем решили интегрировать в историю про берлинских ведьм реальные события «немецкой весны»: когда по Германии прокатилась волна терактов и похищений, организованных про-марксистской группировкой RAF. Боевики RAF требовали освобождения своих лидеров из тюрьмы, и в качестве демонстрации серьёзности намерений убили несколько бывших нацистов, занимавших на тот момент важные посты в правительстве Германии.
(Тут бы толкнуть лекцию про роль нацизма в жизни пост-гитлеровской Германии, рассказать о конфликте молодого поколения с родителями, чьё "молчаливое согласие" стало косвенной причиной нацистских зверств — но это все-таки рецензия на фильм)
Кульминацией деятельности RAF стал захват самолёта авиакомпании Lufthansa. Боевики группировки посадили рейс в Могадишу, и 5 дней удерживали на борту заложников, пока в гости под видом переговорщиков не прибыла штурмовая группа GSG 9 из Западной Германии.
(Тут бы толкнуть лекцию о том, что причиной создания GSG 9 стала полная некомпетентность обычной полиции в другой ситуации с захватом заложников (речь про израильских спортсменов на Мюнхенской Олимпиаде 1972 года) — но это все ещё рецензия на фильм, да и Стивен Спилберг уже снял «Мюнхен»)
Эта поверхностная историческая сноска — моя попытка показать масштаб намерений творческой команды. И с точки зрения плотности фоновых событий и погружения зрителя в воспалённый немецкий социум — все отлично. Есть даже отдельный сюжет про престарелого доктора, который в 1943 потерял жену по вине кровавого режима и с тех пор при столкновении со злом предпочитает закрывать глаза, нежели предпринимать активные действия.
Отдельный респект продакшн-команде: Берлин образца 1977 года — блеклое место, чья стилистика мечется между пейзажами советского города и немецким минимализмом. С первых минут возникает некомфортное ощущение присутствия и полного погружения в эпоху.
Глава 3. ...вымощена дорога в Ад
И тут стоит НАКОНЕЦ вернуться к тому, что в центре «Суспирии» все ещё должна быть история про ведьм. Удаётся ли сценаристу Каганичу и режиссёру Гуаданьино вложить мотивы реальной жизни в древний магический культ, чтобы на выходе получить мощнейшую социальную метафору?
Нет.
Оригинальная «Суспирия» Ардженто шла 90 минут — и даже при простоте и сфокусированности своего сюжета умудрялась провисать.
Новая идёт уже монструозные для хоррора 152 минуты — и желание впихнуть в фильм как можно больше погребает картину под грузом собственных амбиций.
Работа на два сюжетных фронта приводит к ощущению легкой шизофрении. Ты не можешь понять, какой конкретно фильм ты смотришь, и, самое главное, какой фильм тебе должен нравиться — хоррор в антураже реальных гражданских протестов, или же социальная драма под прикрытием сюжета про шабаш и древние ритуалы.
С хоррором тут поначалу весьма хорошо. От героини Дакоты Джонсон сюжет требует на удивление мало (и чудесно — героиня у неё никакущая), так что отдуваются замечательные атмосферные персонажи второго плана и Тильда Суинтон, играющая (внимание) ТРИ РОЛИ. Про две уже все знают, третью спойлерить не буду.
Основные сюжетные ходы перекочевали прямиком из оригинала Ардженто: американка приезжает в немецкую танцевальную школу, в подвале которой творится всякая нездоровая чертовщина. Финал же претерпел глобальные изменения — теперь там ТВИСТ, чья непредсказуемость не обоснована в сюжете ничем, кроме как желанием удивить зрителя + реализовать всю закупленную бутафорскую кровь.
К финальному повороту нет никакой грамотной подводки, и даже если посмотреть кино второй раз — я уверяю, что вы все равно не сможете понять предпосылок для такого исхода.
Финал так же пытается увязать все сюжетные линии и смыслы воедино — но получается как-то наспех. То есть в почти ТРЕХЧАСОВОМ фильме не нашлось времени, чтобы нормально завершить повествование. То, что должно быть мощным эмоциональным катарсисом для всех основных героев (и сюжетных линий), ощущается скорее попыткой побыстрее закончить кино — и разъехаться по домам (по рассказам съемочной группы, снимать танцевальную студию в заброшенном итальянском отеле было весьма тяжко из-за отсутствия центрального отопления).
Глава 4. Но
Как и предыдущие фильмы Гуаданьино, «Суспирия» щеголяет великолепным продакшн-дизайном и сочным визуалом (даже несмотря на мрачную палитру) — но это не делает фильм менее блеклым.
Саундтрек Тома Йорка действительно хорош — но когда исполнитель решает добавить собственного вокала, то это очень сильно отвлекает от происходящего, а кино начинает напоминать серию склеенных вместе клипов Radiohead.
Танцевальные сцены поставлены с явной творческой задумкой — но они не справляются с задачей раскрыть героев так, как это получилось у Гаспара Ноэ в «Экстазе». И это при том, что у танцев тут гораздо более зловещая и важная роль: социально-исторический посыл есть даже в названии центрального танцевального акта фильма — “Volk”. Это слово (в пер. ”народ”) активно фигурировало в лозунгах немецких националистов начиная с 19 века, и успело пройти нелегкий путь от мирного призыва к объединению страны (в 1800-х Германия состояла из множества мелких государств) до идеи объединения немецкого народа для искоренения менее совершенных этносов (чья это “гениальная” задумка — думаю, не нужно объяснять).
Основная хоррор-история происходит на фоне реальных исторических событий — но эти два элемента не образуют симбиоз, как образовывали скажем у режиссера Анджея Жулавски в «Одержимой» (и там тоже действие происходило в Германии, и тоже было про распад общества).
По всем признакам «Суспирия» должна была состоять из чистой кинематографической магии, но в итоге оказалась соткана из множества «но».
Эпилог
Попытавшись прыгнуть выше головы с ремейком фильма Ардженто, Гуаданьино за всеми посылами про то, как лихорадит европейский социум и притесняют женщин (куда без этого), упустил весьма важную вещь.
Оригинал не был настолько важным столпом кинематографа, чтобы речь шла о каком-то невероятном превозмогании при попытке сделать ремейк. И если бы Гуаданьино и Каганич с самого начала это понимали, то, возможно, умерили бы свои амбиции — которые в итоге превратили сложный и многослойный нарратив в невнятный салат-попурри из идей.
Я бы очень хотел завершить этот текст на положительной ноте.
Но.
В прокате — с 29 ноября
Текст подготовлен для паблика FURY.
Выражаем благодарность прокатчику "Вольга" за возможность посмотреть картину до премьеры.