Кино и сериалы Yury Soskov
1 901

«Суспирия» (2018)

(Это будет неформатный мета-текст, готовьтесь сразу. Возможно, будет очень длинно, а к финалу я провалю задачу донести свою мысль, пытаясь рассказать слишком много)

В закладки
Аудио

Глава 1. Оригинал

Начну с того, что оригинальная «Суспирия» Дарио Ардженто — это фильм, вызвавший у меня минимальное количество эмоций. Я прекрасно отдаю себе отчёт в том, что 40 лет назад пугали иначе, и зритель был наивнее. Но если тому же «Хэллоуину» в этом плане удалось красиво состариться и остаться хотя бы немного жутким, «Суспирии» повезло меньше. Сейчас в ней можно отметить лишь ядреную работу с цветом, неплохой третий акт, да саундтрек Гоблина, слава которого во многом пережила сам фильм.

Глава 2. Благими намерениями...

Фрагмент постера новой "Суспирии" от студии Mondo

Нужно сразу похвалить режиссёра Луку Гуаданьино: решение делать не прямой ремейк, а скорее кавер-версию чьего-то сюжета, действительно достойно похвалы.

Более того, режиссёр вместе со сценаристом Дэйвом Каганичем решили интегрировать в историю про берлинских ведьм реальные события «немецкой весны»: когда по Германии прокатилась волна терактов и похищений, организованных про-марксистской группировкой RAF. Боевики RAF требовали освобождения своих лидеров из тюрьмы, и в качестве демонстрации серьёзности намерений убили несколько бывших нацистов, занимавших на тот момент важные посты в правительстве Германии.

RAF мелькают в фильме чуть ли не чаще, чем главные герои

(Тут бы толкнуть лекцию про роль нацизма в жизни пост-гитлеровской Германии, рассказать о конфликте молодого поколения с родителями, чьё "молчаливое согласие" стало косвенной причиной нацистских зверств — но это все-таки рецензия на фильм)

Кульминацией деятельности RAF стал захват самолёта авиакомпании Lufthansa. Боевики группировки посадили рейс в Могадишу, и 5 дней удерживали на борту заложников, пока в гости под видом переговорщиков не прибыла штурмовая группа GSG 9 из Западной Германии.

Освобожденные заложники рейса 181 и команда GSG после приземления в Штуттгарте

(Тут бы толкнуть лекцию о том, что причиной создания GSG 9 стала полная некомпетентность обычной полиции в другой ситуации с захватом заложников (речь про израильских спортсменов на Мюнхенской Олимпиаде 1972 года) — но это все ещё рецензия на фильм, да и Стивен Спилберг уже снял «Мюнхен»)

Эта поверхностная историческая сноска — моя попытка показать масштаб намерений творческой команды. И с точки зрения плотности фоновых событий и погружения зрителя в воспалённый немецкий социум — все отлично. Есть даже отдельный сюжет про престарелого доктора, который в 1943 потерял жену по вине кровавого режима и с тех пор при столкновении со злом предпочитает закрывать глаза, нежели предпринимать активные действия.

Отдельный респект продакшн-команде: Берлин образца 1977 года — блеклое место, чья стилистика мечется между пейзажами советского города и немецким минимализмом. С первых минут возникает некомфортное ощущение присутствия и полного погружения в эпоху.

Глава 3. ...вымощена дорога в Ад

Кадр из новой "Суспирии"

И тут стоит НАКОНЕЦ вернуться к тому, что в центре «Суспирии» все ещё должна быть история про ведьм. Удаётся ли сценаристу Каганичу и режиссёру Гуаданьино вложить мотивы реальной жизни в древний магический культ, чтобы на выходе получить мощнейшую социальную метафору?

Нет.

Оригинальная «Суспирия» Ардженто шла 90 минут — и даже при простоте и сфокусированности своего сюжета умудрялась провисать.

Новая идёт уже монструозные для хоррора 152 минуты — и желание впихнуть в фильм как можно больше погребает картину под грузом собственных амбиций.

Работа на два сюжетных фронта приводит к ощущению легкой шизофрении. Ты не можешь понять, какой конкретно фильм ты смотришь, и, самое главное, какой фильм тебе должен нравиться — хоррор в антураже реальных гражданских протестов, или же социальная драма под прикрытием сюжета про шабаш и древние ритуалы.

Тильда Суинтон в одной из трёх своих ролей

С хоррором тут поначалу весьма хорошо. От героини Дакоты Джонсон сюжет требует на удивление мало (и чудесно — героиня у неё никакущая), так что отдуваются замечательные атмосферные персонажи второго плана и Тильда Суинтон, играющая (внимание) ТРИ РОЛИ. Про две уже все знают, третью спойлерить не буду.

Основные сюжетные ходы перекочевали прямиком из оригинала Ардженто: американка приезжает в немецкую танцевальную школу, в подвале которой творится всякая нездоровая чертовщина. Финал же претерпел глобальные изменения — теперь там ТВИСТ, чья непредсказуемость не обоснована в сюжете ничем, кроме как желанием удивить зрителя + реализовать всю закупленную бутафорскую кровь.

Зловещий девайс из трейлера - одно из главных орудий ведьм в картине

К финальному повороту нет никакой грамотной подводки, и даже если посмотреть кино второй раз — я уверяю, что вы все равно не сможете понять предпосылок для такого исхода.

Финал так же пытается увязать все сюжетные линии и смыслы воедино — но получается как-то наспех. То есть в почти ТРЕХЧАСОВОМ фильме не нашлось времени, чтобы нормально завершить повествование. То, что должно быть мощным эмоциональным катарсисом для всех основных героев (и сюжетных линий), ощущается скорее попыткой побыстрее закончить кино — и разъехаться по домам (по рассказам съемочной группы, снимать танцевальную студию в заброшенном итальянском отеле было весьма тяжко из-за отсутствия центрального отопления).

Здание танцевальной академии, под которое для съемок был приспособлен закрытый итальянский отель

Глава 4. Но

Как и предыдущие фильмы Гуаданьино, «Суспирия» щеголяет великолепным продакшн-дизайном и сочным визуалом (даже несмотря на мрачную палитру) — но это не делает фильм менее блеклым.

Саундтрек Тома Йорка действительно хорош — но когда исполнитель решает добавить собственного вокала, то это очень сильно отвлекает от происходящего, а кино начинает напоминать серию склеенных вместе клипов Radiohead.

Танцевальные сцены поставлены с явной творческой задумкой — но они не справляются с задачей раскрыть героев так, как это получилось у Гаспара Ноэ в «Экстазе». И это при том, что у танцев тут гораздо более зловещая и важная роль: социально-исторический посыл есть даже в названии центрального танцевального акта фильма — “Volk”. Это слово (в пер. ”народ”) активно фигурировало в лозунгах немецких националистов начиная с 19 века, и успело пройти нелегкий путь от мирного призыва к объединению страны (в 1800-х Германия состояла из множества мелких государств) до идеи объединения немецкого народа для искоренения менее совершенных этносов (чья это “гениальная” задумка — думаю, не нужно объяснять).

В отличие от оригинала Ардженто, новая "Суспирия" с самого начала не делает тайны из ведьмовского ковена

Основная хоррор-история происходит на фоне реальных исторических событий — но эти два элемента не образуют симбиоз, как образовывали скажем у режиссера Анджея Жулавски в «Одержимой» (и там тоже действие происходило в Германии, и тоже было про распад общества).

По всем признакам «Суспирия» должна была состоять из чистой кинематографической магии, но в итоге оказалась соткана из множества «но».

Эпилог

Попытавшись прыгнуть выше головы с ремейком фильма Ардженто, Гуаданьино за всеми посылами про то, как лихорадит европейский социум и притесняют женщин (куда без этого), упустил весьма важную вещь.

Оригинал не был настолько важным столпом кинематографа, чтобы речь шла о каком-то невероятном превозмогании при попытке сделать ремейк. И если бы Гуаданьино и Каганич с самого начала это понимали, то, возможно, умерили бы свои амбиции — которые в итоге превратили сложный и многослойный нарратив в невнятный салат-попурри из идей.

Я бы очень хотел завершить этот текст на положительной ноте.

Но.

Трейлер "Суспирии"

В прокате — с 29 ноября

Текст подготовлен для паблика FURY.
Выражаем благодарность прокатчику "Вольга" за возможность посмотреть картину до премьеры.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Yury Soskov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 6, "likes": 41, "favorites": 36, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 31555, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 19 Nov 2018 11:21:55 +0300" }
{ "id": 31555, "author_id": 96682, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/31555\/get","add":"\/comments\/31555\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/31555"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957, "possessions": [] }

6 комментариев 6 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
1

Печальные вести, возлагала на фильм определенные надежды. В кино все равно пойду, уж больно картинка хороша + Тильда, но за оставшиеся 2 недели надо поумерить собственные ожидания.

Сам текст понравился, несмотря на самоуничижение автора в начале. Историческая справка очень кстати, обзор (как-то не вяжется это слово с данным тестом) без спойлеров, но аргументирован.

Ответить
0

Пока не дочитал, но пришла мысль: был бы рад, если бы редакция написала материал на тему хронометража в хоррорах.

Ответить
0

Фильм выходит в широком прокате или только на амазон прайм?

Ответить
0

В широкий

Ответить
0

Спасибо за обзор. Отмечу, что фильм жду, посмотреть интересно, хотя изначально особо высоких ожиданий нет. Жду, кстати, в том числе из-за Тильды)

Ответить
0

Все равно не собирался идти из-за Дакоты Джонсон, после 50 оттенков фильмы с ней не могу воспринимать. Чертовы вьетнамские флешбеки до сих пор мучают.

Да да, сейчас кто-нибудь придет и скажет что у всех актеров бывают не удачные роли и надо как-то зарабатывать денег, но это не значит, что такое нужно поощрять, да и там была очевидная тяга к наживе с определенной ЦА, ни актеры, ни создатели даже не старались сделать что-то качественное.

Ответить

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
В лутбоксы начали включать багфиксы
Подписаться на push-уведомления