Айвазовский Иван

На протяжении всего творческого пути Иван Айвазовский создавал на своих полотнах романтический образ многоликой, изменчивой морской стихии. Тематический строй его картин основан на стремлении передать бесконечную череду сменяющих друг друга утра, дня и ночи. От восхода до заката предстает морская стихия в пейзажах художника. Одновременно Айвазовского увлекали зыбкие переходные состояния световоздушной среды.

Туман на море, 1895
Туман на море, 1895

Мотив рассеянного солнечного света, изображенный на картине «Туман на море», разрабатывался Айвазовским еще в начале его творческого пути. Прекрасно владея техникой многослойной лессировочной живописи, он, с помощью едва видимых переходов одного цвета в другой, мастерски мог изобразить на полотне полупрозрачную туманную дымку, смягчающую очертания всех предметов.

Композиционно картина «Туман на море» близка более раннему произведению Айвазовского «Утро на морском берегу. Судак» (1856) из собрания Русского музея.

Утро на морском берегу. Судак, 1856
Утро на морском берегу. Судак, 1856

На живописном полотне «Туман на море» 1895 года также изображена на первом плане арба, запряженная быками-тяжеловесами, лодка, подплывшая к берегу и парусное судно, пришвартованное поодаль у отвесных скал. Для создания атмосферы мягкого рассеянного света мастером выбрана гамма синих, лиловых и розовых оттенков. В поздние годы Айвазовский практически не пользовался техникой лессировок, манера его живописного письма стала свободнее. Художник начал обращаться к контрастным цветовым сочетаниям в изображении моря, гор и неба. Диск солнца, окрашенный в розовато-оранжевые тона, и полоса волны цвета индиго создают между собой звучную перекличку. Все элементы картины складываются в единый романтический образ туманного утра на южном берегу.

Вы можете поддержать Художественную галерею на бусти.

101
8 комментариев