Три болезни фильмов катастроф, которые всё портят, и как корейский «Выход» от них излечился

Как простенький фильм-катастрофа про смертельный газ умудрился за 100 минут развлечь сильнее, чем голливудские блокбастеры за 2—3 часа? Он просто убрал всё лишнее и показал самое важное. Рассказываю.

3 болезни

1. Болезнь Моргана Фримана

В любом фильме-катастрофе есть свой Морган Фриман (или много Фриманов), который упорно втирает «научную» дичь, пытаясь как-то обрисовать ситуацию.

Морган Фриман уверенно втирает дичь про возможности мозга, «Люси» (2014)

Проблема: в основной массе люди мало чего понимают в науке. А те кто понимают, либо спорят в комментариях, либо выкладывают разъёбы на ютюб, доказывая, что и сценаристы не особо понимают то, что придумали.

2. Болезнь болванчиков

Чтобы как-то забить хронометраж, нужно наплодить побольше разных персонажей-пустышек со своими историями и мотивами.

Без гифки. Вспоминаю «Годзилла 2: Король монстров» (2019). Там тебе и военные, и террористы, и учёные, и правительство, и мамы, и папы, и дочки... А Годзилла где-то с краю мнётся.

Проблема: Никто не сопереживает этому мясу, оно лишь тратит наше время

3. Болезнь первой эпичной сцены

При удачном для зрителя раскладе фильм-катастрофа обязательно даст затравочку в виде пугающей эффектной сцены с разрушением.

В фильме Майкла Бэя «Армагеддон» (1998) нам почти сразу, на 6-ой минуте, дарят метеоритный дождь в центре города.

Пересмотрел эту сцену, и какой же всё таки Майкл Бэй — Майкл Бэй :)

Проблема: чаше всего после эффектной затравки начинается болезнь Моргана Фримана и болезнь болванчиков. Не происходит НИ-ЧЕ-ГО. В оправдание «Армагеддона» всю скукотищу перед основным замесом вытягивает целый вагон харизматичных персонажей и Лив Тайлер.

А вот в фильме Роланда Эммериха «2012» (2012) землетрясение начинается аж на 45-ой минуте! Чтобы дожить до этого, любуйся озадаченными лицами правительства, отношениями главного героя и его бывшей жены, объяснениями учёных и прочей мышиной вознёй.

Само землетрясение длится пару минут и похоже на божественное вмешательство, а не попытки главных героев выжить

Корейский «Выход» взял и не заболел этими болезнями.

Как «Выход» избавляется от трёх болезней

Вот 30-летний Ён-нам. Он занимается скалолазанием. Вот его тренировка. Видно, что у него сильные руки — этого достаточно, этим он и воспользуется в будущем. Сцена длится ≈2 минуты:

Всё понятно и без слов

Ён-нам — неудачник. Он живёт с родителями, его доканывает сестра, собственный племяш его стесняется, а ещё он вспоминает девушку из секции, которая выделила ему место во френдзоне. Снова минимальный набор информации — этого достаточно, это пригодится. Сцена длится ≈6 минут, с двумя флешбэками и парой забавных шуток.

Флэшбек. Ён-нам вешает чеховское ружьё, а заодно любуется девушкой, с которой в будущем будет бегать от газа

У мамы Ён-нам юбилей — ей 70 лет. Вся родня собирается в зале в каком-то здании — неважно в каком. Там как раз работает та самая девка-френдзонщица — И-джу. Немного праздника и веселье перед катастрофой — это важно и нужно. Сцена длится ≈12 минут.

В Корее мам катают на спине... видимо такая традиция

А дальше начинается то, за чем мы собственно и пришли: катастрофа. И она тоже упрощена до максимума, лишь задавая ситуацию. Вот грузовик с ядовитым газом:

Пых-пых и пошло-поехало

Газ стелется по земле, убивая людей. От газа не убежишь, но можно подняться на несколько этажей выше, чтобы газ тебя не достал:

ИТОГО:

Чтобы ввести нас в курс дела, фильму потребовалось 25 минут: мы познакомились с двумя главными героями, мы узнали, что они оба скалолазы, мы узнали что Ён-нам ничего не добился в жизни, а вот и смертельная ловушка. Для блокбастера хватит.


И дальше без всяких топтаний на месте, без Морганов Фриманов и без болванчиков идёт то, за что мы любим подобные фильмы: персонажи пытаются выбраться из ловушки и напарываются на разные препятствия.

Использовать только навыки, которыми владеешь

У И-джу и Ён-нама одинаковые скилы: они скалолазы, умеют оказывать первую помощь, умеют давать сигналы SOS и остаются людьми. Всё! А для спасения они используют только то умение, которое заявлено в начале фильма: СКАЛОЛАЗАНИЕ.

Пример

Ён-нам прыгает на крышу другого дома и срывается. Ух! Но он способен выкарабкаться, ведь нам в начале показывали, что он творит на турнике.

Мой друг занимается боулдерингом, они там и на кончиках пальцев свисают

А вот похожая сцена из «2012». Главный герой в исполнении Джона Кьюсака — писатель и таксист. Как он с таким гуманитарным багажом вообще уцепился за край, да ещё и выкарабкался? Да никак, это грёбаное кино клише.

Красиво, но нелепо

В семье Ён-нама и среди выживших тоже внезапно не окажется Моргана Фримана, который разбирается в газе. Ни у кого не появится волшебных навыков, которые помогут преодолевать трудности. Никто не превратится в супермена, вытаскивая из кустов рояль за роялем. Все люди остаются простыми людьми, как и было заявлено в первые 20 минут фильма.

Использовать гаджеты

Скалолазание — это хорошо, но и подручные средства не помешают. «Выход» — четвёртый корейский фильм после «Решения уйти» (2022), «Живой» (2020) и «Психиатрическая больница Конджиам» (2018), в котором гаджеты играют логичную и важную роль.

Например, чтобы следить за подвигами Ён-нама, можно позвонить семье по видеосвязи:

А чтобы отгонять ядовитый газ и вести прямую трансляцию на всю страну, можно запустить большого дрона... много больших дронов:

Все гаджеты вписаны в сюжет логично и оригинально. Они не превращаются в чит-код по спасению, а лишь разбавляют напряжение комедийными ситуациями.

К чёрту мотивы злодея

Это уже сильная вкусовщина, но как же я кайфанул, что и на злодея положили болт. Он нужен лишь, чтобы выпустить газ, остальное мелочи. Где-то в новостях заявят, что виноват во всем учёный, которого уволили из компании и он тайком в подвале придумывал газовую месть. ВСЁ.

Конечно, можно было удлинить фильм ещё на минут 20 и показывать, какой злодей важный и как он страдал, прежде чем распылить газ, но мне и без него интересно смотреть фильм. Главный злодей — газ.

Вместо злодея, вот тебе взрыв!

Лечим болезни фильмов-катастроф

Ещё раз, как «Выход» вылечил все три болезни фильмов-катастроф и показал только нужное.

1. Болезнь Фримана: обрисовать общую проблему, из которой будут выпутываться главные герои, без попыток глубоко копнуть.

2. Болезнь болванчиков: сосредоточиться на нескольких героях, которых будут связывать конкретные цели и мотивы.

3. Болезнь первой эпичной сцены: как можно быстрее подвести главных героев к катастрофе и дальше уже издеваться и над ними и над нами, нагоняя напряжение.

Что в итоге

«Выход» — отличный развлекательный блокбастер, который вообще не мнёт сиськи, а даёт ровно то, о чём заявляет в трейлере и в описании: люди убегают от ядовитого газа. «Выход» вряд ли понравится тем, кто не переносит специфическую экспрессию корейцев — её тут много. Остальным советую попробовать, это весело и щекочет нервы.

Три болезни фильмов катастроф, которые всё портят, и как корейский «Выход» от них излечился

Важное уточнение. Болезни я выдумал сам, опираясь на свой киноопыт. Всегда есть исключения.

P. S. Подписывайся на мой вот этот вот личный ДТФ блог, ну и на канал в телеге подписывайся — там тоже про кино :)

3030 показов
14K14K открытий
1010 репостов
160 комментариев

Меня преследует это ощущение, что надо начать смотреть корейское кино...

Ответить

Скоро выпущу пост про фильмы и добью твои ощущения :)

Ответить

Хорошее ощущение. Там полно говноты, но и очень много годноты.

Ответить

давно пора

Ответить

подруга пол года промывала мне мозг, что пора бы уже начать. И ей наконец удалось.
И вот я неделю уже только их и смотрю. Пока идет шикарно. Очень свежо, красиво, и культурно.
Нраица.

Ответить

аналогично, ожидаю "6/45", где у погранца лотерейный билет в лучшую корею унесло
решил начать с комедий тассать

Ответить

Не только кино, но и сериалы

Ответить