Игрожур, обзоры игр или о наболевшем⁠⁠

Возможно, кому-то эта тема покажется не стоящей внимания, но меня давно волнует вопрос оценки, обзоров видео-игр, как крупными игрожурами, так и "мелкими" видео- и текстовыми блогерами. А конкретно, вопрос объективности этих обзоров. Что вообще несут эти "обзоры" и есть ли в них какой-либо смысл для нас, как целевой аудитории.

Зайду со стороны. Однажды, в каком-то блоге, наткнулся на статью, что из себя "должны" представлять эти обзоры. В ней говорилось, что раньше они представляли собой такую картину: блогер/журналист выделяет несколько, скажем так, параметров игры (графика, физика, всякого рода механики, музыкальная составляющая, общая атмосфера и т.д.), проставляет каждому оценку от 1 до 10, а после складывает все и выводит общую, среднюю оценку самой игры. Но эта модель устарела и вообще так делать глупо. А на самом деле рассказчик должен передать эмоции, что вызвала у него игра, свои чувства/ощущения, удовольствие и т.д. То есть, дать свою субъективную оценку продукту. И всё бы ничего, но какую конкретную пользу несет эта субъективная оценка на самом деле? Мое мнение - никакой. Но тут встает вопрос: а возможна ли объективная оценка? Нет. Объективная оценка - это оксюморон. Но её, оценки, и не должно быть в обзоре, ведь это обзор, а не мнение. Знакомство зрителя/читателя с продуктом, а не рассказ о своих эмоциях. Я считаю, что это и есть основная проблема игровой журналистики, как и журналистики в целом. Хотя сейчас мы и говорим только об играх, субъективная оценка искажает объективную реальность. Журналист, правильный журналист (напомню, сейчас речь лишь об играх), должен быть абсолютно объективен и непредвзят. Но, вообще, насколько возможно сделать объективный обзор какого-либо продукта? Более чем возможно. Другой вопрос, насколько интересен он будет публике? Ибо в таком обзоре исключено использовать такие слова, как "плюсы" и "минусы", "хорошо" и "плохо".

Приведу пару примеров.

Графика. Всё, как известно, познается в сравнении. Графическую составляющую игры можно назвать плохой только сравнив с игрой, в которой она будет на уровень выше. И вроде все просто, берём две игры одного года выпуска, сравниваем, та, что хуже и будет считаться плохой. Но по каким критериям она хуже? Если сравнить такие игры как "RDR2" и "GTA:VC", спорить никто не станет, что в первой графика лучше, но у них и год выхода разнится в 16 лет. А если взять тот же "RDR2" и сравнить с менее свежим "The Witcher 3", кто-то сразу скажет, что в "RDR2" лучше, кто-то, но не все! Тут и возникает вопрос, насколько объективна эта оценка. А если взять игры, где "плохая" графика - это не минус как таковой, а визуальный стиль, вроде того же "Minecraft", в таком случае сравнение вообще не имеет смысла. Официальный год выхода "Minecraft" - 2011, сравнив его с игрой того же года "TES: Skyrim", несведущий человек даже задумываться не станет, что выглядит лучше. Знаю, примеры достаточно грубые, где-то даже смехотворные, но, как по мне, суть они передают.

Игровые механики. А что, если в игре есть плохая/хорошая игровая механика? Но, опять же, каждый по своему воспринимает то или иное действие. Но, делая объективный обзор, ведь нельзя закрывать на это глаза? Конечно нельзя, но и говорить, что механика плохая, тоже не стоит. А как же тогда? Я предлагаю для такого случая ввести термин (как бы это смешно не звучало) - спорная(ый). А что значит спорная? Так любую механику можно подогнать под спорную? Вовсе нет. Разве кто-то будет спорить, что стрельба, сама по себе, является спорной в игре жанра шутер? Конечно нет. А вот реализация этой самой механики вполне может показаться спорной. Ибо, если найдется хоть один человек, которого такая реализация не устраивает, то её уже можно справедливо отнести к спорным (опять же, здесь можно сделать скидку и оставить это на усмотрение обзорщика, ибо если он не сказал, что механика не является спорной, не значит, что она не является такой априори). Ведь само по себе слово "спор" имеет чёткое определение, которое вполне сюда подходит.

И так можно рассказать о всех элементах игры. Но к чему я это вообще затеял? Кого устроит такое обезличивание? Разве плохо, что журналисты и, всякого рода, блогеры, вместо того, чтобы, как под копирку, перечислять сухие факты, делятся своим мнением, пережитыми впечатлениями? Само по себе, конечно, не плохо. Проблема лишь в том, что подобные люди имеют аудиторию, порой исчисляющуюся миллионами, а потому являются, своего рода, лидерами мнений. Озвучивая свое мнение, они, тем самым, закладывают ростки определённого мнения в массах. Что, в свою очередь, складывает определённое мнение о продукте у некоторых людей, которые сами к этому продукту даже не притрагивались.

Общую массу игровых обзоров можно, грубо, разделить на два вида. Те, что облизывают игры с головы до пят. И те, что игру хейтят. Конечно, есть и третий вид, некая середина, но даже эта середина всегда клонится в одну из сторон, тем самым даёт понять общее мнение автора об игре, позитивное или негативное. Так же их можно разделить на старые и новые игры. Старые, в подавляющем большинстве, если не все, показываются именно с хорошей стороны. Эти игры облизываются целиком и полностью, и ценности, как, именно, обзоры, не несут абсолютно. Ибо такие "обзоры" интересы лишь тем, кому, собственно, интересны сами эти игры. Эта аудитория смотрит подобный контент потому, что им нравится игра и всё, что с ней связано, и как же приятно, когда какой-либо блогер разделяет с ними это мнение. Есть, конечно, отдельный контент по старым "треш"-играм, но такое снимается исключительно ради смеха над той самой "трешовостью". С обзорами новых игр всё несколько иначе. Тут всё дело исключительно в хайпе. Крупные журналисты конкурируют между собой, кто раньше выпустит видео по новой, только что вышедшей, которую все так давно ждут, игре. Отдельные блогеры, так же в погоне за хайпом и просмотрами, спешат выпустить очередной обзор/мнение. Но в отличие от старых игр, где всё, в основном, в положительном свете, оценка новых игр может разниться. И тут замечается очень интересная тенденция. Либо большинство хейтят игру, либо облизывают, в унисон с аудиторией. Тенденция интересная потому, что не ясно, мнение блогеров/журналистов отталкивается от аудитории, или наоборот. Извечный вопрос, что было раньше: яйцо или курица. Но бывают исключительные случаи, когда мнение отдельного или ряда журналистов/блогеров в корне отличается от мнения аудитории. Тут встает вопрос продажности. На самом ли деле они так считают, или им "занесли". Особенно это бросается в глаза, когда облизывают откровенно плохую игру, либо наоборот, хейтят то, что вышло вполне сносным продуктом. И если с облизыванием игры, которая не понравилась аудитории, ничего страшного нет. Ибо, если аудитория знает, что игра плохая, то переубеждать бесполезно, а если не знает, то, по совету автора, попробует и всё поймёт. То в случае, когда сносный продукт оплёвывается, картина несколько трагичней, ибо люди, которые сами продукта не касались, вполне могут составить своё мнение лишь опираясь на мнение авторитета, тем самым пройти мимо того, что в теории, могло бы им понравится.

На самом деле, хоть речь и идёт об играх, проблема эта куда масштабней, ибо затрагивается проблема объективности суждений в общем. Тем самым возникает вопрос: мнение о чём либо в обществе - это мнение каждого отдельного индивида или мнение единственного лидера мнений, которое лишь эхом отдается в толпе?

Так вот, возвращаясь к основной теме. Я считаю (да, это моё мнение и можете быть с ним не согласны), что обзоры могут и должны быть объективными, если нам, в принципе, нужны эти обзоры. Ибо это обзор продукта, который мы смотрим, дабы понять, нужен нам этот продукт или нет, что он может дать, а что нет. А смотреть видео, о том, как кому-то не понравилась игра, не беря в расчёт того, что, на тот момент, у автора банально могла быть температура под 40 градусов, кажется бесполезным. Just for fun.

Мне очень интересно, что вы об этом думаете. Может вы думаете, что я идиот? ;-)

22
40 комментариев

спасибо господу что создал демо версии и можно забить хуй на журналистов

1
Ответить

А потом выясняется, что в демке была самая лучшая часть игры - а остальное всё гораздо хуже...

1
Ответить

Но демки есть не всегда :-)

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Безусловно, такой подход есть хорошо. Но согласись, было бы проще, будь обзоры не ИМХО обзорщика, а сухой набор фактов, механик, нововведений и уникальностей той или иной игры. Что-то обзорщик может назвать спорным и тут мы поймем, что ему лично это не особо понравилось, но не факт, что нам не понравится тоже. И собрав весь этот конструктор в кучу можно выдвинуть решение "покупаю" или "не покупаю". А так, порой, не знаешь почему игра не понравилась или наоборот. Занесли ему или он не осилил, может ему просто такие игры не нравятся или наоборот, в детстве автор играл в нечто похожее и всё подобное вызывает в нём дикую ностальгию. Разве я не прав?

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Ну то, что людям невозможно жить без мнения своего авторитета - это факт, это печально и это касается далеко не только игр. А в плане, что считать плохим и хорошим, мое мнение (его я собственно и пытался описать тексте) такое, что в обзоре оценки не нужны в принципе. Если ты считаешь какую то деталь, механику и т.д. неуместной, лишней и т.п., то не стоит говорить, что она плохая или ненужная, можно сказать, что она спорная и никто не скажет, что ты не прав. Ибо если взгляды разнятся, то это и есть суть спор. Но есть вещи, которые являются фактом, с которыми спорить будет глупо. Например то, что в Майнкрафте огромный мир, то, что там есть живность, растительность, враги - это объективные факты, таким, по моему мнению, и должен быть обзор. Как ты считаешь?

Ответить