Погружение в SOMA

Слышал, что раньше индейцы думали, будто фотоаппараты при фотографировании похищают их души.
Шортрид для блога. Немного скриншотов и эмоций от прохождения. Те, кто не проходил игру, тоже можете заглянуть за коротким обзором, но бойтесь спойлеров ниже.

Погружение в SOMA

Хотелось бы начать с того, что если вдруг, вы прошли мимо этого детища Frictional Games, то я бы советовал вам его попробовать, тем более, когда по скидкам игра продаётся за 100 рублей. Но чем же ещё так хороша SOMA?

Приятная картинка

Даже на сегодняшний день играть в SOMA приятно. Помимо особой атмосферы окружения, игра отлично играет со светом и тенью.

Сюжет, задающий интересные вопросы

Сценаристы проделали шикарную работу, умело вводя игрока в новый мир и рассказывая захватывающую историю. Я крайне люблю проекты, которые задают философские вопросы напрямую, выводя нас на раздумия, что помогает ещё сильнее вжиться в реальность происходящего. Пожалуй, только ради отличного сюжета и постановки можно пройти SOMA. Тем более проходится она в среднем за 9 часов.

Атмосфера и музыка

Пускай музыка здесь явно не претендует на великие лавры, но она делает то, что должны делать хорошие OST'ы — вовремя вступает и замолкает. Я бы с удовольствием привёл вам парочку примеров, но... лучше прочувствовать эти моменты на себе, ведь без подвязки с воспоминаниями, саундтреки не смогут полностью передать эмоции.

Физика

Ну вы знаете FG, ребята продолжают развивать свою идею взаимодействия с каждым объектом и... выглядит очень круто в рамках стелс-хоррора. Да и в целом игра прокидывает интересных головоломок, которые нисколько не выбиваются из мира. (Но головоломок с физикой всё же хотелось бы больше).

На этом, пожалуй всё, дальше картиночки, но... бойтесь наловить от них спойлеров!

Погружение в SOMA

Во время, да и после, я стал часто задумываться о том: а действительно, что делает нас людьми? Настоящими людьми. Сразу хочется указать на эмоции и ощущения. При загрузке сознания в тело робота эмоциональная восприимчивость теоретически должна остаться. Вся проблематика скрыта в том, как мы понимаем «сознание»? Как нечто неотделимое от тела, существующее внутри или более грубо, как протекающие внутри процессы. Если рассматривать последний вариант, то роботов вполне себе можно очеловечить. Будто бы новость по заказ:

Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 2021 году получат американский физиолог Дэвид Джулиус и американский молекулярный биолог и нейробиолог Ардем Патапутян за открытие рецепторов, реагирующих на температуру и прикосновения.

Нобелевский комитет.
Погружение в SOMA

Другой интересный вопрос: а зачем тогда заставлять роботов чувствовать боль, сострадание, злобу или радость? Пожалуй, это и делает нас действительно живыми. Но в дополнение ко всей этой палитре «жизни» идёт и напоминание о смерти. Memento mori.

Погружение в SOMA

Смерть — шикарный мотиватор, чтобы что-то успеть, сказать, сотворить. В наших силах решать только что делать со временем, что нам отпущено. У истории куча примеров, когда смерть пытались осознать или отрицать, рассказывая о загробной жизни или реинкарнации. Сейчас же современная наука упорно ищет средства её побороть: кто-то старается продлить жизнь, изобретая лекарства, кто-то старается затормозить, замораживая тела или выискивая причины старения клеток, кто-то старается оцифровать, перенеся в новое механическое тело или накопитель. И всё это ради бессмертия... а так ли оно надо человечеству?

Погружение в SOMA

Это сугубо персональный вопрос. Я общался со своими друзьями и коллегами и получал разные ответы. Мечтаю ли я о райской жизни после смерти? Уверен, что нет. Мечтаю ли я продолжить своё существование в иной форме реального мира? Уверен, что да. Наблюдать за научным прогрессом, получая новые знания и ответы о нашем мире — это поразительно. Но проживать в раю бесчисленное количество времени, а есть ли смысл, цель, да и что это будет за жизнь?

Кто подзабыл, в игре Земля подвергается удару со стороны метеорита, что влечёт гибель всего человечества, кроме подводной научной станции. Последней (надеждой?) на спасение хоть чего-то от цивилизации людей является «Ковчег» — устройство, хранящее в себе чудный райский мир с загруженными в него копиями реальных людей. Захотели бы вы оказаться в таком шикарном устройстве?

Погружение в SOMA

Мне лично — нет. Так как по правде, ситуация у людей далеко не лучшая. Перспектив у человеческого вида больше никаких. Выведенный на орбиту «Ковчег» подарит копии Эдема несколько тысяч лет, за которые вряд-ли людям кто-то поможет выбраться из устройства. При нас умирает последний человек на земле. Живой человек. И всё...

Погружение в SOMA

Ни в одном пост апокалипсисе я не испытывал этого ужасающего чувства неминуемой утраты. Игра не кормит тебя «последними выжившими» или надеждами на будущее. Будущего нет. Всё, что осталось — небольшая симуляция в наших руках.

Все видят в нём спасение, как и главный герой. Мы мечтаем, что выведя на орбиту, загрузимся в симуляцию и сами обеспечим себе несколько тысяч существования внутри чудного устройства. Но игра поступает жестоко...

Погружение в SOMA

Я ожидал чего угодно, самые безумные твисты, где Кэтрин оказывается НИУ или раскрытием того, что игра начинается уже в «Ковчеге». Оказывается всё просто и красиво. Наша копия улетает в лучший мир, а мы остаёмся на станции. Вместе с копией Кэтрин. Прямо как при перемещении из костюма в костюм. Ещё тогда SOMA приятно удивляет. Услышав свой голос из старого тела, картинка сама выстраивает нужный пазл и-и-и эврика! Но, о чёрт, это значит, что нас теперь двое...

Погружение в SOMA

Я отключил сознание бедного Саймона №2. Он не заслужил тех страданий, что получим мы в будущем. И в итоге получается, что Саймон убивает свою же копию, то есть человека. Мне очень нравится и как разработчики вводят игрока в новую реальность, плавно подавая ему ответ, чтобы была возможность додуматься самим и так со всеми элементами истории. Главный герой, переживая своё осознание как робота, а после и наблюдает за другими, что попали в ту же ситуацию. То, как жестоко мы обходимся с человеком в симуляции или нашей копией — вершина раздирающих нас вопросов гуманизма.

В итоге и получается, что живыми людьми нас делает только оболочка. Загруженное сознание в симуляцию, робота или устройство не обесчеловечивает, если при нас остаются воспоминания, эмоции, чувства и способность мыслить. Что же даст нам такое желанное бессмертие и так ли оно на самом деле нам нужно? Хороший вопрос на который у меня ответа, к сожалению, нет.

Погружение в SOMA

Мне чертовски понравилось это 10-ти часовое приключение. Отчасти, огорчает линейность, ну и загадок с физикой как-то маловато. Зато монстры проработаны отлично, со своей историей и именами. Постановка также на высоте, многие моменты вовремя дают накала страстей, вовремя успокаивают и переходят к размышлениям. Спасибо Frictional Games за очередную отличную хоррор игру, а вам спасибо за прочтение!

1313
2 комментария

От души. Спасибо за свое описание!

1