История Mega Man X4: игра vs манга

Анализ неудавшейся нарративной революции в своем жанре и точка невозврата серии.

История Mega Man X4: игра vs манга

В статье содержатся спойлеры Mega Man X4 и небольшие спойлеры X5 и Zero 4.

Содержание:

Я не хотела писать эту статью. О достоинствах MMX4 я рассказала давным-давно. Но вот, стоило мне зайти на сабреддит «фанатов» серии, и, как всегда, оказалось, что там ненавидят игры злостнее самых прожженных хейтеров. И сюжет в MMX4 ужасный, и мотивация ключевых персонажей «не та»… Это очень контрастирует с моим видением четвертой части, и я хочу обсудить почему.

Прежде всего, не стоит обесценивать условия, амбиции и влияние эпохи. Никто не ждал интересного сюжета от платформера в 1997-м году, когда вышла MMX4. Игроков интересовали либо геймплей, либо технические инновации. Критиков тоже. И в это время Capcom замахиваются на историю, охватывающую сотни лет и несколько подсерий. Прописывают персонажей, которые из разрушителей всего сущего превращаются в героев, и наоборот… Это настоящее безрассудство от большой любви к своему делу.

Классическая серия Mega Man, стартовавшая в 1987-м году, обычно ограничивается незамысловатым сюжетом «недели» и простыми, но притягательными персонажами. Простая формула, которая и по сей день ассоциируется с «Мега Меном» и лучше всего продается.

В 1993-м году для SNES выходит Mega Man X, начало новой подсерии. События опережают классические части на сто лет, в главных ролях теперь Икс — последнее творение доктора Лайта, создателя того самого 8-битного героя «Мега Мена». Икс избавлен от любых ограничений и мыслит прямо как человек. Да что там человек, как настоящий чувственный пацифист, презирающий сражения… в теле боевой машины.

История Mega Man X4: игра vs манга

♪~Capcom Sound Team - Mega Man X5 opening theme~♪

Доктор Кейн обнаруживает векового робота и осознает опасность, но решает наладить массовое производство подобных Иксу. Роботов, способных чувствовать, назвали «реплоидами», так как они — частичные реплики Икса. Казалось бы, что может пойти не так?...

Сопроводительное письмо к Иксу от доктора Лайта

Со временем формируется отряд «Охотников на Мавериков» для противодействия механическим угрозам. Под «Мавериками», или «Иррегулярами» (японский вариант) имеются в виду обезумевшие роботы.

Есть разные интерпретации по какой причине и в какой момент Икс вступает в организацию. Например, в комиксах Archie протагонист долгое время присматривается к работе и помогает Охотникам по возможности, но опасается полноценно браться за оружие.

История Mega Man X4: игра vs манга

Времена меняются к худшему. Все ведет к тому, что неопытному роботу-пацифисту приходится учиться драться, чтобы остановить бывшего командира Охотников, предателя по имени Сигма. Иначе никак. Город под бомбардировкой, бывшие капитаны отрядов присоединились к Сигме. Начались темные времена для Охотников и человечества. Свершилось рождение великого «Вируса Сигма», заставляющего реплоидов сеять хаос.

История Mega Man X4: игра vs манга

Все это время Икс не был один, его поддерживал Зеро, опытный охотник и «ролевая модель» для игрока и Охотника-новичка. Я не буду повторять банальности из древних видео, почему Зеро так симпатизирует аудитории, но это действительно впечатляющий персонаж. Устрашающий и одновременно привлекательный профессионал своего дела, спасающий Икса и разделывающийся с «непобедимыми» врагами одним ударом.

Сюжет X1-X3 не сильно выделяется на фоне остальной библиотеки SNES, если не задумываться о поистине мрачном сеттинге. Рутинное насилие против уже до боли знакомого Сигмы и его пешек. Деньки скрашивает только крепнущая дружба с дейтерагонистом — Зеро.

Из опенинга Rockman X3, апскейл

Одно «но» — в конце X3 игра напрямую говорит:

В тайне от Икса, его судьба уже предрешена.

Чтобы спасти человечество, ему придется сразиться с Зеро.

Почему? За что? Одни вопросы. Все это время Зеро показывал себя отличным другом, мечом и щитом для слабых. Но вскоре станет ясно… Что он буквально корень зла. Дьявол во плоти, Антихрист, Бог Разрушения, или же Марс, бог войны — как хотите. Во франшизе его с каким только чудовищем не сравнивали… в противовес Иксу — отцу всех реплоидов и фигуре, подобной Иисусу.

Кадр из манги Rockman X3, в которой Икс буквально воскрес 25 декабря после распятия на кресте 
Кадр из манги Rockman X3, в которой Икс буквально воскрес 25 декабря после распятия на кресте 
Mega Man X4
Обложка
Обложка

♪~Capcom Sound Team - Sigma 2nd~♪

Так значит, Зеро станет антагонистом? Да нет, почему. В четвертой части он стал полноценным главным героем со своей сюжетной линией. Снова Зеро поможет лучшему другу и прославится как спаситель мира, но… В этот раз перед Охотниками далеко не черно-белый конфликт.

Существует еще одно военизированное формирование реплоидов — Реплифорс. Сигме приходит гениальный план столкнуть лбами две вооруженные силы. Он приходит к Генералу и нашептывает о бесчестности Охотников по отношению к собственной расе, но не находит отклика. Что ж… Придется все доказать на практике.

Воздушный город падает на наземный, все в панике. Бесчисленное количество жертв. Из-за косвенных улик, армия обвиняет в произошедшем Реплифорс и нарекает их Мавериками. Это становится роковой ошибкой.

Иронично, что на самом деле в катастрофе виноват Охотник, предавший штаб. Реплифорс устают от наглости и попрания прав собственной расы, поэтому объявляют восстание. Если не действовать радикально сейчас, реплоидов так и будут убивать ни за что.

Слишком поспешные обвинения, слишком резкая реакция. И так покатился клубок самого черного дела для Охотников. Их оправдывает только то, что Реплифорс и правда начали вести себя как террористы, только вот кто их спровоцировал?

Как устроены руты

В начале игры можно выбрать, кто станет главным героем — Икс или Зеро. Оба борются против одних и тех же боссов, так что легко запутаться, что является каноном. Подтверждено только то, что Икс оборвал жизнь Дабла, а Зеро — Полковника и Айрис.

В остальном, можете сами додумать судьбу Охотников. Может, они вдвоем одолели Генерала с Сигмой, или Зеро ушел в запой после случая с Айрис и бросил все на Икса? Кто знает…

История Икса

Всю историю можете посмотреть здесь (не забудьте включить субтитры):

В темные времена нашего солнечного протагониста затмило луной, так что ему досталась невзрачная роль в сравнении с Зеро. Чтобы равномерно распределить катсцены, Иксу отдали сцены, объясняющие общий сюжет. Из «личного» ему достался предатель Дабл и диалоги с противниками, где те упрекают героя в наивности за нежелание драться. Эти слова мы еще вспомним в манге.

Что из всего этого понял Икс? После всего пережитого, он сообщает товарищу:

Зеро...если...если я стану Мавериком...
Разберись со мной.

Наш добрейший пацифист не вынес урока лучше, чем то, что Мавериков надо уничтожать во что бы то ни стало. Даже если это твои друзья. Так предатели больше не назовут его наивным… Так он будет лучше служить человечеству.

История Зеро

Всю историю можете посмотреть здесь (не забудьте включить субтитры):

♪~Capcom Sound Team - Final Weapon Stage 2~♪

Для Зеро конфликт стал поводом лучше узнать себя и поставить под сомнения методы Охотников.

Реплифорс ему не чужие. Там работают его бывшие коллеги; он уважает их Полковника (это еще и имя) и встречается с его сестрой Айрис. Всю кампанию Зеро просто хочет, чтобы Реплифорс остановили восстание. Жаль только, что его личные качества не помогают решить конфликт. Это и откровенно плохое умение договариваться, и… внутренняя жестокость?

Сигма: Ха-ха-ха...Да! Превосходно! Ты даже Айрис и Полковника убил без колебаний! Не ожидал.

Зеро: ...Ты подстроил это!

Сигма: Нет. Это твой разум жаждет кровопролития.

Позволь напомнить тебе случай времен, когда я был капитаном Охотников...

Сюжетная линия Зеро начинается прямо с кошмара о прошлом. Уничтоженные реплоиды, кровь на руках, крики, Сигма в ужасе, некий профессор… На удивление брутальная сцена и важная улика для фанатов. Первое подтверждение, что Зеро — творение безумного доктора Вайли, заклятого врага создателя Икса.

История Mega Man X4: игра vs манга

На происхождение Зеро уже намекали в X2, но это было легко пропустить в международной версии.

Теперь не остается сомнений, почему лучшим друзьям суждено сразиться в битве на смерть. Зеро создан для разрушений, и для убийства Икса особенно. Пока живет наследие Вайли, на Земле не будет покоя. Увидите в MMX5.

Кадр из MMX5
Кадр из MMX5

Сразу после кошмара, Зеро спешит на ту самую миссию, с которой началось гонение Реплифорс. Как и в истории Икса, крушения одного города на другой избежать не удалось. Зато Зеро спасает Айрис — сестру Полковника. А тот, в свою очередь, снова отказывается пройти на допрос и бросить оружие, потому что настоящий солдат так не поступит…к большому сожалению Зеро.

С этого момента Айрис всегда будет присутствовать на экране выбора уровней. Иногда она вступает в конфронтацию с Зеро и уговаривает его не сражаться с братом, потому что оба реплоида ей очень дороги. Правда, споры о «чудовищной ошибке» каждый раз заканчиваются фактами — Реплифорс начали восстание, и Зеро, как охотник, должен остановить «Мавериков». Брата Айрис в том числе.

Девушка привносит индивидуальности кампании Зеро. Например, пока Икс сражается с Полковником первый раз, Зеро отпускает его по просьбе Айрис в аниме катсцене. Жаль только, что гордость мужчин таки перевесит здравый смысл.

История Mega Man X4: игра vs манга

Ближе к финалу Зеро и Полковник все-таки сразятся. Не на жизнь, а на смерть. Не мог ли Зеро просто нейтрализовать оппонента? Еще раз вспоминаем слова Сигмы, которые я привела сверху, и думаем. Зеро еще не раз напомнят, что он — машина для убийства, и не отступит, пока не уничтожит противника. К примеру, диалог из X5:

Динамо: Ладно, чтобы потянуть время, я хочу вам слегка помешать. О, не переживай. Просто помешать.
Я не собираюсь убивать тебя...но ты хочешь сразиться на смерть, не так ли?

Зеро: ...............

Справедливости ради, у Икса похожие фразы. Впрочем, это ничему не противоречит: Икс еще больший психопат...

Внутренняя жестокость не отменяет того, что Зеро больно терять близких… просто ирония судьбы. А еще потеря Полковника это первое осознанное убийство в его жизни, о котором он сильно пожалеет. До этого Зеро четко осознавал, что он на правильной стороне. Его ценили и хвалили за безупречное выполнение миссий, за эффективность в борьбе с Мавериками! Где же он оступился?...

Час расплаты.

В следующей роковой битве Зеро пришлось извиняться за то, что случилось с Полковником. Теперь перед героем стоит Айрис, потерявшая брата и готовая попрощаться с последним близким человеком — Зеро.

♪~Capcom Sound Team - Iris~♪

История Mega Man X4: игра vs манга

Отчаявшись, она хватается за ядро Полковника и перевоплощается в боевую броню, что чревато критическими ошибками в системе. Сама причина, почему у этих реплоидов вообще есть родственные связи — они создавались как единое целое. Люди хотели еще одного Икса: воина как доброго, так и сильного… но это оказалось слишком противоречивым желанием, и реплоида пришлось разделить на брата и сестру.

История Mega Man X4: игра vs манга

Остановится ли Зеро перед любимой девушкой? Конечно нет, он сражается с ней. Справедливости ради, Айрис еще повезло получить заботливое обращение. В конце боя она не истекает кровью и не держится за раны от меча... Зеро ее не убил, но он стал причиной смерти.

Последние слова девушки повторяют идеалы Реплифорс:

Айрис: Прошу...держись подальше от Реплифорс... Давай жить в мире, где существуют только реплоиды.
Зеро: Айрис, нет мира только для реплоидов. Это фантазия.

Айрис: Да...я знаю. Но я хочу верить! Я хочу жить в таком мире...с тобой.
История Mega Man X4: игра vs манга

За горьким признанием в любви следует отказ системы. Дальше, как все знают — Зеро истошно кричит и спрашивает себя, за что он борется. Эх Зеро, пока что только на потеху Сигме…

Я немного понимаю, почему людям так тяжело сопереживать Айрис. Она плохая девочка (нет) и хочет, чтобы ты, немощный кусок мяса, не существовал рядом. Ну ничего, это нормально. Я тоже предпочла бы мир без реплоидов: зачем нам создания, такие же разумные, как и мы, но с несравнимой мощью? Из-за того, что «добренький» Лайт, безумный Вайли и наивный Кейн так хотели оставить след в науке, человечество обречено на несколько столетий вперед.

Игра очень мало рассуждает об этом, но в комиксах Арчи и манге Ивамото это поднимается. Пока люди не смогут договориться даже между собой, две расы точно не придут к миру. Когда обсудим мангу, станет ясно, что думает Зеро по этому поводу… Хах, он тот еще оптимист.

К сожалению, вся сцена смерти стала мемом из-за отвратительного английского дубляжа. А ведь именно в этот момент Зеро теряет желание слепо следовать приказам.

Если заглянуть в сценарий будущих игр, и приправить впечатление мангой, то альтернатива для Зеро — верить близким. Охотник понимает, что ему следовало спасти Полковника и Айрис. Он нечто большее, чем убийца непослушных железяк, как думают люди. Он хочет защищать!

Окончательно Зеро избавится от сомнений в конце собственной арки:

Меня никогда не заботила справедливость, и не помню, чтобы я называл себя героем... Я всегда сражался только за тех, в кого верил.

Я не дрогну...если враг появится передо мной, я его уничтожу!
Зеро в собственной арке. Немного другой момент, но решимость та же
Зеро в собственной арке. Немного другой момент, но решимость та же

♪~Inti Creates Japan - Falling Down (MMZ4, Physis)~♪

С этими словами он убьет человека ради мечт той девушки, что всю жизнь боролась за ложно обвиненных реплоидов. Но об этом я уже рассказывала в статье о серии Mega Man Zero.

После потери любимой, муки Зеро не заканчиваются. Впереди главный виновник торжества — Сигма. Тот морально добьет героя и напомнит об истинной сущности Зеро.

Годами ранее, когда Сигма еще был добрым командиром, Охотники обнаружили некоего безумного Маверика… Зеро. В своем истинном виде он только и мог, что уничтожать, измываться над слабыми, маниакально смеяться и бить. бить. калечить и убивать реплоидов.

Кадр из MMX5
Кадр из MMX5

В отличие от своих жертв по долгу службы, он таким не стал, а изначально был. Из-за него все и началось. Сигма буквально обменял рассудок на победу над жестоким психопатом. Тогда-то и активировался вирус, который станет проклятием реплоидов. Из-за Зеро родился «Сигма Вирус», превращающий роботов в Мавериков.

Сигма: Зеро! Ты сам был Мавериком!

Зеро: ...и что? Думаешь, я удивлен?

Смешной диалог, хотя из него тоже можно сделать вывод о мышлении Зеро. Прошлое не должно тянуть вниз. У всех есть второй шанс, прямо как поется в эндинге игры… На удивление жизнеутверждающем эндинге. Контрастирует с сожалениями персонажа о невозможности никого спасти и мыслях о противоречивости судьбы. Хотя действительно, даже если Зеро рожден для уничтожения, кто ему запретит быть героем и защищать собственную справедливость?

История Mega Man X4: игра vs манга

♪~Yukie Nakama - One More Chance (тема титров) ~♪

Впечатления

Зеро выдающийся протагонист для своего, да и для нашего времени. В MMX1-3 он представал как неунывающий и надежный лучший друг, но стоило посмотреть на вещи с его стороны, все оказалось куда сложнее. Он не надежда человечества как Икс, он его проклятье…с добрым сердцем. Именно поэтому Зеро всегда без проблем готов подставиться под удар, лишь бы защитить друга — настоящего героя.

Первая суицидальная атака
Первая суицидальная атака

♪~Ippo Yamada - Captive Legend (MMZ1 OST)~♪

На этом уникальность Зеро не заканчивается. Представьте, вы можете играть за живой источник всех бед. За агрессивного убийцу, который не умеет решать проблемы без насилия. Он даже не представляется как злодей, это героическое поведение в данном сеттинге.

Зеро дестабилизирует порядок одним своим существованием. Если верить дополненному спустя годы канону, сам того не зная, он продолжал заражать окружающих все годы службы. А затем, уничтожал их за сбой в системе. Вот ирония...

Мне нравится, что такой конфликт помещается в платформер из 1997-го года. Правда, со скрипом.

Я уже упоминала, что тогда было безрассудно стараться над сюжетом. Частично из-за фанбазы, которая ждала от Mega Man’а только геймплея. Мне кажется именно поэтому сценарий в игре так минималистичен. Диалогов ровно столько, сколько нужно для понимания, что происходит и кто за что борется.

Даже небольшие фразы от Зеро в адрес боссов про то, что им не поздно остановить восстание, это большая милость Охотника и улика о сомнениях. Большинство информации и вовсе подается визуально: например, силуэт Вайли и буква W на шлеме Зеро говорят сами за себя. С моментом перенесения вируса в систему Сигмы уже был перебор, пришлось больше десяти лет ждать официального разъяснения ситуации. И то, я не до конца уверена, что это канон.

Проблема такого минималистичного подхода — часть фанбазы не поверила в резонность событий и в новых персонажей. Хах, в каком добром мире живут люди, которые думают, что войны не устраиваются из-за гордости и недопонимания…

Еще мне обидно за критику в сторону Айрис и ее мотивов. Как по мне, у нее самые естественные желания для сложившейся ситуации. Просто стоит принять, что герои бывают эгоистичны. Как персонаж, она не «бесполезная» и отлично работает на характер Зеро. Во-первых, приятно знать, что в его сердце было место любви...пусть и за кадром. А во-вторых, смерть Айрис перевернула мир Охотника и заставила пересмотреть приоритеты.

История Mega Man X4: игра vs манга

Это игра Зеро, и каждая сцена отлично работает на его раскрытие. Он не асоциален и не лишен милых сторон: у него есть друзья и даже девушка. Убийства бывших товарищей ранят его душу: Зеро буквально ломается и теряет мотивацию. Это прекрасно работает на контрасте с психологическими проблемами и скрытым садизмом Зеро. Хороший парень по меркам мира, где все проблемы решаются насилием. Знаете, игра даже умудряется дать надежду, заставить «болеть» за Зеро… что он не погрязнет во внутренних позывах к разрушению и защитит собственную правду.

Секрет харизмы кроется и в тонкостях. Гибкий молниеносный геймплей с приемами в самурайском стиле, прекрасный арт-дизайн, выразительные спрайты с уникальным подходом для реалистичного движения волос… Зеро можно только позавидовать, насколько он любим создателями.

Экспрессивный спрайтворк
Экспрессивный спрайтворк

Все вышесказанное сильно контрастирует с Иксом. Это он должен быть самым человечным и добрым, но где его друзья? Где его рефлексия? Я смотрю на противоречия как на запланированную иронию, в манге это даже не скрывают.

На сюжет в целом я тоже не жалуюсь. Инцидент с Реплифорс это отличная моральная дилемма, к которой еще вернутся в следующих частях:

Спайк Розеред: Значит, об Охотниках говорят чистую правду: невероятно настырные и опасные. Уничтожают, если посмеешь встать у них на пути...

Зеро: Эй, меня не особо волнует что ты думаешь или что ты слышал, но мы уничтожаем только Мавериков.

Спайк Розеред: Мавериков, хах? И сами решаете, кто попадает в эту категорию... Я слышал, вы так нарекли членов Воздушных Сил (бывшие члени Реплифорс)? А что вообще делает реплоидов Мавериками?

Чувствуете, как опустилась репутация Охотников, да? Хаха, хорошо, что Зеро и Иксу уже все равно на давление, ведь вся Земля под угрозой. Это диалог из X5, весьма милая игра с привкусом надвигающейся катастрофы. Там-то Зеро и вспомнит свое истинное предназначение: убить Икса. После X4 серия уже никогда не будет прежней… «Прыжок через акулу», или называйте как хотите, но мне даже нравится. Столько пафоса и скрытых смыслов, перетекающих в MMZ. Жаль только, что сами Capcom не разобрались с тем, что делать с франшизой.

История Mega Man X4: игра vs манга

Впору поговорить, почему нарративная революция в MMX4 все же не удалась. После игры, Capcom разочаровались в серии, едва выпустили откровенно дешевый сиквел, а после отдали Mega Man Zero другой студии Inti Creates. Те делали прекрасные игры, бесспорно, но уже на портативных консолях. Произведения основного таймлайна позабыли о былом величии и миллионных продажах.

Просто амбиции переросли индустрию. Игроки хотели веселого геймплея, издатели — инноваций для красивой обертки, а разработчики не могли договориться между собой. MMX6 вышла буквально вопреки планам продюсера серии.

Эпопеи вроде Mega Man, со сквозным сюжетом длинною в двадцать лет разработки, сложно продать и понять. Думаю, это видно даже на примере моего лонга.

На эти же грабли наступила Sega и не смогла совладеть со сценарными амбициями в Sonic 2006. Дальше в серии наступила эра откровенно детских историй и вечные обещания «вернуться к истокам».

Развивать историю на протяжении десятков лет сложно даже сейчас и даже для сюжетных жанров (Kiseki), а тогда... Безрассудство. История серии MMX так и не закончилась, запутавшись в себе. А жанр оказался при смерти из-за огромного интереса к трехмерной графике. Трагично.

Плюсы все же есть. Сюжетные переплетения — почва для фанбазы. Все еще можно бесконечно долго обсуждать персонажей, пейринги, и додумывать события между играми. У Mega Man'а активнейшее коммьюнити.

Тск, но даже фанаты часто не ценят усилия MMX4... Хотя я еще могу понять недовольство со стороны поклонников Икса. В истории прям заметен почерк Кэйдзи Инафунэ, продюсера серии и дизайнера Зеро. Он оочень любит своего героя и даже признавался:

Я работал над Зеро и хотел представить его как «второго протагониста», который украдет все хорошие сцены!

Еще при разработке X1 ему не дали сделать Зеро главным героем серии, но Инафунэ определенно не растерялся. Да, было бы правильнее развивать Икса в его собственной серии, но как бы это отразилось на нарративе? Вкладывался бы Инафунэ в героя, к которому он более равнодушен? Думаю нет. А так мы получили одного из лучших персонажей в истории видеоигр и увлеченного своим делом разработчика. Доходило до того, что местами планы Инафунэ банально не совпадали с видением Capcom, но зато мы получили ряд отличных и смелых игр со сложной сквозной историей.

А знаете, кто открыл глаза Инафунэ на потенциал Икс серии и вдохновил его повысить ставки на историю? Ивамото Йосихиро, автор манга-адаптаций X1-X4. У Инафунэ и так были планы на серию сильно заранее, но эпический нарратив определенно вдохновил создателя.

Как раз подошел черед разобрать взгляд Ивамото на сюжет MMX4. Мангака не обделил вниманием каждого протагониста и подвел к тому закономерному итогу, на который я недвусмысленно намекала. Святой пацифист Икс и его друг Зеро, дьявол во плоти… Оба настолько изменятся, что пересекутся в собственном видении и, в конечном итоге, поменяют стороны. Действительно X серия…

Манга Rockman X4

Ивамото Йосихиро гений, я уже давно показывала, что он вытворяет на страницах. У него восхитительное чувство пафоса, и я все еще пребываю в шоке, как он прочувствовал и украсил атмосферу серии.

♪~Metalltool - Rushing Burner (X2 Fan Remix)~♪

Его стоит поблагодарить не только за шокирующие сцены и милые моменты, но и за проработку персонажей вместе с альтернативным видением сюжетов. Еще с X1 он придавал индивидуальности даже рядовым боссам и поднимал сложные моральные темы. Его Икс уже давно мечется между раем и адом.

История Mega Man X4: игра vs манга

Единственное, за что можно упрекнуть мангаку — за карикатурного Сигму. Испортил одного из самых харизматичных персонажей.

История Mega Man X4: игра vs манга

Его работы повлияли не только на усложнение сюжетов Инафунэ, но и вдохновили других авторов писать свою мангу. Я как-то писала в блоге, что Кохэй Хорикоси, автор Boku no Hero Academia, выбрал профессию из-за Rockman X2.

История Mega Man X4: игра vs манга

Адаптация X4 получилась шикарной, потому что первоисточник предоставил множество материала для раздумий. Очень жаль, что именно в этот момент Capcom потеряли веру в Mega Man’а и отозвали лицензию на мангу в неподходящий момент.

Герои в X4 так и не дошли до финального босса, а первая редакция недосчиталась двух позже выпущенных глав. Финальная версия тоже короткая: всего двенадцать глав. Очень жаль, получилась поспешная реализация истории. Да и рухнули мои мечты на адаптацию X5 за авторством Ивамото... Вероятно, он там планировал раскрыть происхождение Зеро, потому что здесь эта тема так особо и не поднялась. Читателей манги решили не пугать, что их любимый герой был Мавериком.

Совсем немного скрашивают ситуацию две бонусные главы Rockman X3. В них Ивамото не только познакомил читателей с Полковником, но и дал изящное объяснение отсутствию бастера у Зеро в X4. Это все психологическая травма от снов, в которых Охотник постепенно становится неотличим от Сигмы. После такого сложно заставить превращать свое тело в оружие...еще сильнее.

Забавно, что главы посвящены именно Зеро, и одновременно являются прологом к X4. Уже никто не стесняется признать истинного протагониста четвертой части Икс-серии.

Вернемся к Rockman X4. Кроме того, что манга опустила жестокие флешбеки, у нее хватает отличий от оригинала. Что-то пришлось менять: все-таки, надо разделить боссов на двоих протагонистов. Какие-то коррективы противоречат канону: в частности, все касательно Айрис.

Зеро встречается с ней впервые при инциденте с уничтожением города (не указано, что города упали друг на друга, здесь это просто атака огромного робота). Это отличается от игры, где еще в катсценах понятно, что Зеро уже какое-то время знает Айрис. Затем это окончательно подтверждается в Mega Man Xtreme 2 — игре для Game Boy Color, события которой происходят до X4. Именно там девушка первый раз становится навигатором Икса и Зеро. В конце миссии Зеро даже переживает, что это слишком сложная миссия для новенькой навигаторши, и Полковник будет волноваться. А еще диалоги Айрис с Зеро чуть теплее, чем с Иксом, что дает пищу для воображения.

Обложка Mega Man Xtreme 2 (Rockman X2: Soul Eraser)
Обложка Mega Man Xtreme 2 (Rockman X2: Soul Eraser)

Если что, это не все, почему их сводят вместе — мы даже удостоились официального арта их «свидания» и недвусмысленного изображения из мобильной Teppen под названием «Beautiful Romance»… Конечно, Teppen не претендует на канон, но тут они просто подтвердили очевидное. Не хочу прикреплять уродское изображение карточки, посмотрите на сайте.

Официальный арт со свиданием
Официальный арт со свиданием

Кхм… Не буду сильно отвлекаться на романтику, хотя я рада за Зеро (ага…), но все-таки вернемся к изменениям касательно Айрис. В манге она даже не навигатор. Вместо этого, она помогает раненным реплоидам вне зависимости от их стороны, потому что не уверена, кто прав в конфликте.

В остальном ее роль похожа. Она быстро влюбляется в Зеро, но все равно вынуждена наблюдать за его сражением с Полковником… пусть и при совсем других обстоятельствах.

Вернемся к началу манги.

Ивамото сразу начинает с козырей — с небольших шуточек и своего видения быта реплоидов за празднованием. Не веселится только одинокий робот. Ему интереснее мечтательно смотреть на земное звездное небо. Завязывается довольно пафосный диалог, в котором Икс сравнивается с солнцем, а Зеро — с луной. Сам по себе он не может сиять, еще раз подчеркивая, что он не герой, а поддержка истинной Мессии — Икса. Тем лучше, потому что Зеро может позволить себе сомневаться.

♪~Showtaro Morikubo - Moon Light (опенинг X6, в котором Икс и Зеро тоже представляют Солнце и Луну...если слишком много думать о песне по лицензии)~♪

А дальше уничтожение города и знакомство с Даблом и Айрис. Сложно сказать, что Ивамото как-то переписал Дабла, потому что у него особо-то и не было характера. Здесь он просто передатчик наваждений и раздражитель Зеро.

История Mega Man X4: игра vs манга

После печально известной сцены, в которой Полковник отказывается сдать оружие и бросает вызов Охотникам, Зеро не идет послушно выполнять приказы людей. Он пребывает в ярости и пытается сосредоточиться на долге, но затем «предает» всех, чтобы найти собственную справедливость. Может, Ивамото пропустил прошлое Зеро как Маверика, но описал настоящее. Теперь он во всех розыскных списках.

Мне очень нравится как происходит процесс трансформации мыслей Зеро. Черт, да мне нравится почти каждая страница в этой манге! Романтичные образы на контрасте с жестокими сценами…я падка на это.

Конкретно в сцене ниже кроется еще и злоба на невозможность пользоваться бастером, так что чтение бонусов X3 очень желательно. Не пожалеете, там красивый Зеро с косичкой.

Кадры ярости действительно сбивают с толку, а спокойные рассуждения снова подчеркивают разницу между друзьями. Икс совсем как прямолинейный ребенок, который довольно рано начал видеть выход только в убийстве…

Предательство Зеро бьет по больной точке Икса. Снова его упрекают в «наивности», прямо как в игре. Для него это значит только одно: получается, он еще недостаточно озлобился! Эмоции все еще мешают миссии!!

Икс страшная личность: он либо презирает сражения в целом, либо превращается в машину для убийства. Зеро на его фоне вершина адекватности… в конце-концов, он предал Охотников из-за нежелания слепо сражаться против тех, кого уважает. Он пытается действовать по ситуации, ему важнее свои идеалы. Инафунэ как раз хотел на примере своего персонажа показать, что «обстоятельства могут изменить всё, и ничто не абсолютно».

Боже, да сразу после этого манга переходит в режим демонстрации боссов, и снова КАКАЯ ИРОНИЯ. Икс идет расправляться с бывшим коллегой Зеро, ныне членом Реплифорс, и убивает его после вполне резонных рассуждений. А затем Зеро находит труп и сдерживается, чтобы не оплакивать бывшего товарища в неподходящий момент.

Я обожаю как Ивамото показывает совращение Икса: он может плакать и уничтожать врагов на одной и той же странице! Причем все это просто расширяет каноничный характер «героя» и ничему не противоречит. Напоминаю, что изначально именно Икс планировался как антагонист Mega Man Zero, как тиран утопии. Этого не случилось только потому, что разработчики не хотели совсем уж пугать детишек, вот и заменили персонажа на его копию.

В финальной версии MMZ Икс вполне рационален и не потерял сердце даже после столетней войны. Где-то в районе X9 (хаха…) он, видимо, обретает внутренний стержень… Не знаю, ждем новую часть с подробностями. Как сказал Зеро Копи-Иксу:

Он не был таким наивным, как ты. Это и сделало его героем.

А пока, в манге…

♪~Capcom Sound Team - Double theme (with voice sample)~♪

С каждым боем Икс все больше сходит с ума от невыносимого горя. В бою с Моржом, кровожадным ублюдком, что коллекционирует трупы, Икс теряет контроль и начинает видеть силу как путь к справедливости.

Это снова безумно контрастирует с философией Зеро, унаследованной от прошлого Икса.

Бывают времена, когда нужно продемонстрировать силу справедливости тем, кто думает, что сила — это справедливость.

Окончательно Икс теряет голову после обретения Совершенной Брони. Он превращается в откровенного садиста и угрожает даже Зеро при их следующей встрече. Вот он, финиш. Окончательный обмен идеологиями. Икс даже не выслушает Драгуна — настоящего виновника инцидента. Все, что ему нужно — Убить. Мавериков. Пока эта война не кончится, герой так и не вспомнит себя.

Если ты встанешь у меня на пути, я убью и тебя.

Тем временем Зеро все еще сражается с кем-то из «восьмерки боссов», потому что методы Реплифорс перешли все границы. Часть повстанцев и сами задним умом понимают, что где-то оступились. Доходит даже до избавления от тех, кто пользуется войной ради удовлетворения собственной жестокости.

История Mega Man X4: игра vs манга

Забавно, что все крупные победы Зеро остались за кадром, однако неудачи только оттачивают его идеалы. Когда даже собственная кровь провоцирует вспышки воспоминаний, Зеро окончательно решает, что ему важно только настоящее.

История Mega Man X4: игра vs манга

А еще судьба снова сводит его с Айрис. Еще до ухода из Охотников, он спас ее при разрушении города, пока она была без сознания. Даже не ведая о долге, она отплатила ему и помогла восстановиться после засады. Так, каждая их встреча перетекает во взаимовыручку, пусть и при напряженных обстоятельствах. Раз за разом они спасают друг другу жизнь и наслаждаются компанией друг друга в минуты спокойствия.

История Mega Man X4: игра vs манга

♪~MET - Iris (Fan Remix)~♪

Айрис буквально ангел в глазах демонического Охотника, что помогает ему преодолеть внутреннюю агрессию. До разговоров с ней Зеро это… привычный Зеро. Как переубедить Полковника? Убить. Почему Айрис добра к нему посреди войны? Вероятно, что-то задумала.

Зеро объясняет, почему хочет видеть Полковника
Зеро объясняет, почему хочет видеть Полковника

Девушка навсегда изменила Охотника. Он раскрыл ей свои идеалы, стал по-настоящему заботиться о ней. В диалоге с Айрис и прозвучала точка зрения Зеро на «мир, в котором живут только реплоиды». Ему это не нужно, но и бездумно поддакивать людям он не собирается. На удивление, Зеро нравится мир таким, какой он есть, поэтому он борется за спокойствие.

Под влиянием своего «ангела», Зеро даже постарался найти общий язык с Полковником. При первой встрече именно Зеро бросает оружие ради Айрис, а во второй раз пытается отговорить оппонента от битвы. В игре оба были «хороши», а здесь Зеро совсем не нужно это сражение. Но никуда не убежать от судьбы…

История Mega Man X4: игра vs манга

После уничтожения Полковника, тело Айрис само перестает слушать хозяйку.

Я знал, что моя битва коснется тебя…

Но я такой человек, который находит себя лишь в сражениях.

Однако если кто-то вроде меня находит отклик в твоем сердце…

Тогда я хочу… Первый раз в жизни…

Сразиться ради кого-то! Айрис, только ради тебя одной!
История Mega Man X4: игра vs манга

На вид, Зеро достает Айрис из доспеха, и все хорошо. Айрис смущенно просит своего героя о крепком объятии, все позади, но…

История Mega Man X4: игра vs манга

Только Зеро окончательно понял, что хочет сражаться ради тех, кого любит, так тут же ему это не удается. Айрис умирает, это неизбежно.

В игре трагедия сильнее контрастирует с прошлыми действиями бесцеремонного Охотника и дает леденящее чувство «платы», но все равно… Вкупе, обе работы дают прекрасное представление о том, за что винит себя Зеро, и почему в будущем он стал террористом ради розовой мечты одной девушки.

Дальше только финал. Протагонисты встречаются друг с другом в последнем убежище Реплифорс, и Ивамото заканчивает линию своего «плачущего убийцы». Еще с X1 манга обращала внимание на то, что только Икс может лить слезы по тем, кого ему жаль. Настоящий Crying Freeman, только еще и в теле робота. И вот, Зеро это окончательно достало:

Я не мог заплакать! Я не смог тогда плакать о ней! Так, как делаешь это ты! Ты хоть знаешь, что я чувствую?!!

Ты можешь лить слезы, чтобы доказать, что любишь кого-то! Но я не могу этого сделать!!

Вскоре Зеро успокаивается и понимает, что у него свой путь. Но… Это действительно грустно и в чем-то несправедливо. Икс добрый, человечный, сочувствующий. Все это знают. Зеро — хладнокровный убийца, находящий себя только в битвах. И все же… Что-то здесь не так, правда?

То, что мангу пришлось торопить — большое упущение. Столько всего хочется увидеть в исполнении Ивамото: и полноценные флешбеки о прошлом Зеро, и циничного Сигму… Хотя мангаке в чем-то на руку оборванность истории: он сам признавался, что без понятия, как раз за разом возвращать одного и того же финального босса.

Автор решил сосредоточиться на моральных изменениях главных героев. Это придало индивидуальности кампании Икса за счет шок-моментов и осветило моральную трансформацию Зеро. С последним немного обидно: углубление в садистическое прошлое могло бы дать совершенно другую картину, но даже так манга стала хорошим подспорьем для персонажа.

Рассматривать каждую страницу одно удовольствие из-за вкуса Ивамото, полностью пропитанного анимешным пафосом. Кровь и болты во все стороны, луна, пафосные диалоги, символические переходы от одной сюжетной линии к другой… Не хватает только тумана и дождя. «Могущественные депрессивные роботы проклинают судьбу и с сожалением уничтожают все на своем пути» — недооцененный жанр, хах? Остается только пересматривать Casshern Sins.

История Mega Man X4: игра vs манга

Я читала Rockman X4 много раз, раза три просто пролистывая японский вариант и додумывая диалоги, пока не было перевода. Сейчас история кажется куда адекватнее. Без понимания языка можно было только нервно посмеиваться: «Какого черта Зеро разрубает Икса и бьется об стену…». Сейчас это тоже по-хорошему дико, но хотя бы имеет смысл. Уверена, скоро я перечитаю эту мангу вновь ради уникального видения серии глазами Ивамото.

Последние слова

Зачем все это было?... Наверное, потому что я очень люблю серию и хочу поделиться своим мнением и эмоциями, но не до конца знаю как. Что-то во мне загорается при напоминании о сюжете и при чтении манги. Этот стиль, эта философия насилия…

Это из <a href="https://www.pixiv.net/artworks/84498935" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">неофициальной манги</a>, но фанаты особенно чувствуют
Это из неофициальной манги, но фанаты особенно чувствуют

♪~MegaMan X OST "X Vs Zero" Dive Ver. Remix (Ого как оригинально, даже не классический вариант!!)~♪

Легко отмахнуться от сюжета словами «лол как же они не могут договориться», но это история обреченного мира, в котором главный герой — бескомпромиссный убийца себе подобных под менторством главной угрозы человечества.

Даже не знаю, при каких обстоятельствах вы сможете прочувствовать то же самое. Как минимум стоит забыть все, что я сказала, первый раз увидеть Зеро в MMX1, подумать: «ого, какой классный парень!», и внезапно впасть в ступор от его истории через несколько частей. Или можно вернуться в детство и смотреть эджи-аниме много лет… Как вам удобнее. Главное добудьте X4 с японской озвучкой.

Спасибо за прочтение. Играйте в «Мега мена», хорошая серия.

Примечания

Титры статьи хочу начать с извинения за «Полковника». Он даже не полковник, а вообще капитан, но его зовут Colonel. Переводить имя это дурной тон, но мне так привычнее, и я без понятия как его адекватно написать транслитом. Кёнел? Как-то выбивается, не знаю. В общем, прошу понять.

А еще не придирайтесь к тому, что я иногда называю реплоидов «людьми» для красного словца, так делают в той же манге.

Редактор пока далек от совершенства, так что блок цитат тут и для цитат, и для заголовков. Самые ранние пташки может застали мою попытку использовать "код" для цитат, но это оказалось не лучшей идеей... А еще музыка пока что работает так себе... В общем если возникнут еще какие-то технические проблемы, это нормально.

Если вам очень понравилось, добро пожаловать в секцию лайков и комментариев! Автору нужна моральная поддержка. Материальная тоже нужна, но DTF перестал поддерживать донаты... так что добро пожаловать на бусти! Вот ссылка на единичный донат, а долгосрочно подписаться можно на страничке:

Буду очень благодарна, правда. Отплачу контентом, на стене стараюсь периодически писать всякие заметки, мысли и особо веселые фанфакты.
И, как всегда, вот список моих лучших саппортеров:

Sydo (4 тир), HiddenTroll (4 тир), VioleGreis (3 тир), Кирилл Ефимов (3 тир), Monstrrro из Анимемании (3 тир), Макак Бананович (2 тир), Дмитрий Савин (2 тир), Heartbreak Kid (2 тир), Grisha Pavlov (2 тир), GalaxyAngel (2 тир), cptnSail (2 тир), MayoSamurai (2 тир), Деrьмак (2 тир), xyberia (1 тир), Andrei Apanasik (1 тир), Гумир Агафуров (1 тир), Сода (1 тир), Artem Gorbatyuk (1 тир), Erya (1 тир).

Честь им и хвала!

Все, жду всех в комментариях. Я прям старалась, так что надеюсь на отклик и актив. Когда-нибудь вернусь к серии. Все-таки, надо еще рассказать про...

История Mega Man X4: игра vs манга
16K16K показов
1.6K1.6K открытий
33 репоста
95 комментариев

Мегамен - легенда, которую молодые не знают, но может сейчас смогут ознакомиться.

Ответить

Хотя я сам не смотрел и не играл.

Ответить

В смысле, фанаты не любят MMX4?
Это же де-факто последняя дорогая игра серии, с роликами не только в начале и в конце игры (как тогда было модно, для галочки "У нас есть ролики") и с упором на проработанное 2D (вспоминая байку про противодействие SCEA выходу этой игры в США).
Дальше только сиквелы с этим же движком (и переиспользованием ассетов) со слайд-шоу вместо роликов, "РУБРИКА ЭКСПЕРИМЕНТЫ!" (да, я воспринимаю MMX7 и MMX8 именно так) или переезд к сторонним разработчикам (MMZ/MMZX).

Как по мне, ужасный дубляж в той самой сцене, как ни удивительно, подходит ситуации, подчёркивает маниакальность Зиро и даже развязку MMZ3 (где "В конце останется только один!"), показывая личностей, как превзошедших свои пороки, так и отдавшихся им целиком.

К сожалению, читать мангу по MMX4 я не собираюсь, она не закончена полноценно (да и моя интерпретация мне милее), но я всё-таки заценю адаптации MMX1-3. В играх кат-сцен минимум, но даже по ним видно, что предполагалось больше сюжета, болтовни и раскрытия мира.

Ответить

В смысле, фанаты не любят MMX4?Да я сама удивляюсь, но на реддите/ютубе это популярное мнение, что геймплей хороший, а сюжет нет. Вон, даже мем кинула в комменты, который появился не на пустом месте. Может, на это повлияло еще то, что Инафунэ теперь принято хейтить, а Инафунэ как раз и с симпингом Зеро ассоциируется. Ну и люди позабыли, какие раньше сценарии были, мне так кажется.

Насчет озвучки непопулярное мнение конечно... Ты имеешь в виду, что тебе английский дубляж нравится? Не вижу в нем никакой попытки в маниакальность даже, но допустим.

она не закончена полноценноДо Сигмы не дошли, но Ивамото сказал, что хотел. Все равно бэнгер.
В его адаптациях MMX1-3 иногда доходит до... безумия (как вон с воскрешением Икса), но в целом очень годно, да. Там даже у Сторм Игла девушка есть хех.

Спасибо за развернутый коммент от лица любителя серии!

Ответить

Мегакоммент и мегалайк под мегалонгом про мегамужиков

Ответить

спасибо, так и знала, что ты цундерил вчера

Ответить

традиционный literally me мем

Ответить