🍹 Дополнение под видом новой части? 🗿 Tropico 6 🥥

Впечатления по прошествии 30 часов игры в экономическую стратегию Tropico 6 (2019). Очередной актуальный обзор 😅

Игру мне подарил @The Clever Gamer ещё год назад, и вот только недавно бэклог настолько очистился, что я до неё добрался.

Моё знакомство с Тропико началось с пятой части: я успешно прошёл основную кампанию и дополнение, да и трохи поигрался в песочнице. Как раз 30 часов и наиграл. Давно не играл в стратежки, так что начал шестую часть в поисках новых впечатлений

Сценарии

Кампанию нещадно попилили на 15 независимых историй.

Миссии открываются группами после того, как вы выполните необходимое количество.
Миссии открываются группами после того, как вы выполните необходимое количество.

Из положительного: на старте нам дают уже небольшой городок; часть сценариев имеет уникальные модификации геймплея (типа запрещает строить определённые здания или разрешает строить несколько копий). Так как после нас хоть потоп, то происходящее приправлено лёгким безумием: то вулкан разгорается и сжигает всё вокруг, то мы сотнями садим людей в тюрьмы, то строим красный рай, снося церкви, банки, министерства, и делая всех людей равными — одинаково бедными.

Четыре пиратских пещеры — уникальное явление для одной из миссий. Сам остров неплодороден, так что сырьё приходится заимствовать у более удачливых соседей.
Четыре пиратских пещеры — уникальное явление для одной из миссий. Сам остров неплодороден, так что сырьё приходится заимствовать у более удачливых соседей.

К сожалению, минусы тоже появились: как бы вам не хотелось, для выполнения целей нужны деньги, а это значит придётся каждый раз развивать городок в промышленный комплекс. И это занимает очень много времени. По факту, больше половины времени я занимаюсь одним и тем же — строя производственные цепочки и налаживая социальную инфраструктуру.

Очевидно, что система метапрогрессии была целиком убрана. Теперь счёт на швейцарском банке каждый раз обнуляется при старте нового сценария, а Президенте ведёт одинокий образ жизни без приемников.

Архипелаг

Одной из продвигаемых фишек игры было то, что теперь у вас под контролем несколько островов. Повлияло ли это как-то на геймплей? Да не особо.

Если раньше на большом острове вы строили мини-поселения для добычи руды и связывали их длинными дорогами с центром, то тут вы строите порты для жителей и перевозчиков и организовываете такие же мини-поселения.

Реакция игроков с русского региона, когда цену на базовую игру подняли с 1400 ₽ до 2300 ₽.

Бывает, что сам остров разделён горами на несколько секций. Тогда к каждой секции надо достроить порты. А если острова находятся близко, то между ними можно прокинуть мосты, и тогда разница вовсе сойдёт на нет.

Большое количество кораблей сыграло злую шутку внутри сложных архипелагов: теперь явно видно, как те бессовестно проходят друг сквозь друга и портовые здания :(

Колониальная эпоха

Сельское хозяйство

3К — это ни о чём, Корона и то больше платит просто так, поэтому имеет смысл всегда брать мандат.
3К — это ни о чём, Корона и то больше платит просто так, поэтому имеет смысл всегда брать мандат.

Как и раньше, мы зависим от Короны, выполняем её поручения по производству и торговле ресурсами, за это получаем продление срока полномочий. С другой стороны революционеры требуют постройки новых социальных зданий и за это присылают новых революционеров. В какой-то момент мы можем повысить свой независимый настрой и откупиться от Короны.

Расстановка полей — один из немногих элементов, над которым приходится думать.
Расстановка полей — один из немногих элементов, над которым приходится думать.

Экономика тут в основном держится на производстве сырья. Плантации мало того, что должны содержаться на плодородных почвах, так ещё и иметь поблизости другие культуры — ведь монокультура постепенно деградирует почву. Альтернативно можно построить ранчо (если позволяет плодородность) и возить оттуда навоз, но за это придётся получить штраф производительности к выпасу животных (впрочем, альтернатива — штраф к плодородности, что не слишком лучше).

К пищевым ресурсам добавились кокосы — у них тоже своя плодородность, только принцип работы у них как у дровосеков.
К пищевым ресурсам добавились кокосы — у них тоже своя плодородность, только принцип работы у них как у дровосеков.

Рейды и чертежи

Как по мне, экономика стала намного жёстче. Вроде и цепочки производства выстроены, и торговые пути работают, а я почти всегда плавал около нуля. Видимо, свой вклад в баланс ввели рейды.

Пиратская пещера позволяет вам грабить сырьё, спасать граждан (кучу рабочей силы или только образованных) и получать деньги и чертежи.

Окно рейдов. Почему-то на четыре здания из разных эпох одна очередь, и фиг поймёшь, что откуда пришло. «Очередь рейдов заполнена», хотя ещё три свободные ячейки в очереди .–.
Окно рейдов. Почему-то на четыре здания из разных эпох одна очередь, и фиг поймёшь, что откуда пришло. «Очередь рейдов заполнена», хотя ещё три свободные ячейки в очереди .–.

Что такое чертежи? Это ещё одна механика, затягивающая геймплей. Теперь вместо того, чтобы просто взять и построить условный сыр-завод за 10К, вам нужно ещё купить его чертёж за 3К. И если для множественных зданий это ещё имеет смысл, то для уникальных — это просто дополнительная наценка.

Почему так сделано? Ну, видимо, чтобы вам в рейдах вместо 10К денег привозили дешёвый чертёж ненужного здания. Или чтобы вы активней выполняли задания брокера и получали чертежи за пол-цены через швейцарский счёт.

10К за чертёж — это нормально???
10К за чертёж — это нормально???

Ладно, построим форт, чтобы отбиваться от пиратов, накопим денег на независимость и перейдём в следующую эру.

Мировые войны

Промышленность

На этом этапе у нас происходит промышленная революция. Для игравших в Тропико цепочки будут знакомы — к рому из сахара и сигарам из табака добавляются новые цепочки: доски превращаются в лодки, хлопок и шерсть — в ткань, уголь+железо в сталь, а сталь+никель в оружие.

Успех как всегда прост: находи выгодные торговые пути и торгуй, торгуй, торгуй...
Успех как всегда прост: находи выгодные торговые пути и торгуй, торгуй, торгуй...

Часть производств и общественных служб начинают требовать электричество, так что мы организуем угольную электростанцию. Становятся доступны образование и медицина.

От микроменеджмента руководителей в каждом здании отказались в пользу старого доброго министерства.
От микроменеджмента руководителей в каждом здании отказались в пользу старого доброго министерства.

Промышленность так и осталась загадкой. Сколько плантаций ананасов нужно на один завод, учитывая, что люди едят часть ананасов, у плантации и завода разные производительности, на заводе люди работают посменно, так что производительность скачет?.. Для экономической стратегии игра слишком хорошо скрывает важную информацию.

Статистика собирается за год. Может, это и правильно, учитывая, что люди работают по сменам, но не позволяет оперативно отреагировать на надвигающийся кризис.
Статистика собирается за год. Может, это и правильно, учитывая, что люди работают по сменам, но не позволяет оперативно отреагировать на надвигающийся кризис.

Нужно ли говорить, что денежный счёт продолжает скакать как бешеный? То у тебя +10К, то через пару секунд уже -5К, то ты уже должен -50К и игра намекает, что приплыли, но вдруг счёт становится +60К. Почему так происходит? Почему игра пишет, что мне прислали финансовую помощь, а значение денег не меняется?

Отдельно стоит сказать про режимы работы зданий. Теперь для каждого здания нужно делать своё исследование. Вы не хотите? Ничего страшного, тогда эти мусорные исследования будут привозить вам с рейдов или давать в качестве наград за задания. Зато исследований теперь стало больше сотни!

И когда я пишу «<i>для каждого</i>», я имею в виду буквальный смысл. Жаль, что большинство из режимов спорные (минусов больше, чем плюсов), так что они так и остаются лишь в этом меню.
И когда я пишу «для каждого», я имею в виду буквальный смысл. Жаль, что большинство из режимов спорные (минусов больше, чем плюсов), так что они так и остаются лишь в этом меню.

Политика

Мы принимаем конституцию Тропико, выбирая один из трёх вариантов в разных сферах жизни: например, будет ли государство мирным или военная служба будет контрактной (требует образования), дать контроль церкви или сделать архипелаг атеистическим. Скоро грядут перевыборы, так что надо балансировать между четырьмя партиями, удовлетворять потребности жителей и задабривать сверхдержавы.

Список вариантов не особо изменился с предудущей части.
Список вариантов не особо изменился с предудущей части.

С запросами партий какой-то рофл. Я понимаю, когда монашка просит построить новую церковь или клинику, а промышленник — новый рудник. Но зачем военным театр оперы или американские горки? Что бы ты не делал, какая-то из фракций будет вечно недовольна (или будут недовольны сразу все).

Недовольные фракции выдвигают ультиматумы. Некритично, но зато очень неприятно.
Недовольные фракции выдвигают ультиматумы. Некритично, но зато очень неприятно.

В не в последнюю очередь из-за перекрёстных запросов. Пойди против коммунистов и построй дом либо пойти против промышленников и построй парковку. Какое решение? Регулярно исполнять квесты брокера и покупать репутацию через швейцарский счёт.

Почему нельзя выполнить оба поручения, учитывая, что они не противоречат друг другу — очередная загадка.
Почему нельзя выполнить оба поручения, учитывая, что они не противоречат друг другу — очередная загадка.

С выборами всё просто и сложно одновременно. Сложно, потому что вы никогда не выиграете с поддержкой 4%. Просто, потому что в предвыборной речи вы можете выключить самый плохой параметр, подлизаться к какой-то партии и склонить неопределившихся, пообещав улучшить один из параметров (обещание нужно будет выполнить). Если «за» всё ещё меньше заветной цифры в 50%, то можно набросать себе ещё голосов через подтасовки.

Прддержка избираталей — очень непостоянная вещь. Если не получается сделать хорошие условия на вашем архипелаге, а лапша закончилась, то пошлите рейды <b>ухудшать условия соседей</b>.
Прддержка избираталей — очень непостоянная вещь. Если не получается сделать хорошие условия на вашем архипелаге, а лапша закончилась, то пошлите рейды ухудшать условия соседей.

Чудеса

Каждая эпоха позволяет прихватить с окружающего мира одно из чудес света. Такие рейды требуют много времени и ресурсов, но в итоге всегда окупаются за счёт платы за посещение чудес.

Ну хоть красиво.
Ну хоть красиво.

Это вроде здорово, но когда читаешь описания, понимаешь, что чудеса нифига не равнозначны. Что бы вы выбрали: Стоунхедж, который чистит загрязнения и делает территорию сверх-привлекательной для туристов, или Софийский собор, который не даёт умереть жителям от плохого здравоохранения (учитывая, что квесты заставляют вас построить кучу клиник и больниц)? Тадж-Махал, дающий деньги (которых всегда не хватает) после смерти граждан, или замок Хиконе, снижающий урон от атак (которые случаются чуть чаще, чем никогда)?

Это красавица делает счастливыми всех иммигрантов.
Это красавица делает счастливыми всех иммигрантов.

Это нововведение могло бы стать основой «билда», но бонусы порой столь странные и так расплывчато расписаны, что большинство бонусов чудес кажутся бесполезными.

Холодная война

Эпоха туризма. Строим туристический причал (стоит дохреллион), строим домики туристов (вмещают чуть больше нуля туристов) и пытаемся на них заработать.

Параллельно развиваем промышленность, переходим на атомную энергию, потому что почти все улучшения зданий требуют энергию, и пытаемся не превратить острова в помойку, потому что среди уже шести фракций есть экологи, которые непременно возмутятся и устроят всеархипелажную забастовку.

Половину уже застроил, но промышленность требует больше!
Половину уже застроил, но промышленность требует больше!

Очень важно следить за дорожным трафиком. Я строил кучу зданий для перевозчиков, потому что они просто не успевают развозить ресурсы и здания простаивают. Стоит проставить парковки и метро, чтобы люди ездили на транспорте. Чтобы разгрузить дороги, нужно прокладывать автобусные депо — и в Тропико 6 у них одна из самых нелепых реализаций, потому что в каждом маршруте… ровно две остановки! Но идея понятна: связываешь рабочие окраины с жилым центром.

Новейшая история

Эпоха знаний. Вам понадобится много образованных людей, чтобы управлять солнечными электростанциями и другими зданиями. Или можно ограничиться маломощными ветряками. Зачем? Ну как минимум для того, чтобы перестроить плантации и ранчо в современные комплексы, не зависящие от плодородности.

В сочетании современных высоток и древних зданий есть что-то интересное. 

Излишки знаний можно потратить на программу покорения космоса. Коммерческие рейсы подкинут баблишек, а исследовательские — репутацию, что особенно важно, учитывая уже 8 политических фракций. Или можно заняться разработкой атомной бомбы — её можно выгодно толкнуть на чёрном рынке.

Для эффективного использования площадей вместо малоэтажных домов используются высотки, чтобы куда-то деть кучу безработных, выстраиваются красивые офисы. Наконец, можно по полной улучшить все здания.

8 фракций, 5 сверхдержав, Пенультимо, брокер, основные и дополнительные миссии кампании... Всегда найдётся, что поделать.
8 фракций, 5 сверхдержав, Пенультимо, брокер, основные и дополнительные миссии кампании... Всегда найдётся, что поделать.

Для меня она как была самой скучной эпохой, так и осталась. Мы просто достраиваем сложные промышленные цепочки, улучшаем жилищные условия своих граждан и завлекаем сверх-богатых туристов.

Несмотря на полсотни перечисленных изменений, большинство из них настолько незначительны, что вы легко спутаете пятую и шестую части.

Если вам было мало пятой части и хочется «больше!», то смело идите в шестую — вы быстро вкатитесь и поиграете в забавные сценарии.

🎶 Что стало только лучше — так это музыка: полсотни композиций длиной более двух часов. За счёт того, что треков много, даже самые прилипчивые композиции не надоедают. 🎵

Если вы не играли в пятую часть, то можете, в принципе, начать с шестой. Как минимум, раздельность сценариев не даст вам заруинить 20-часовую кампанию неверными решениями в ранних эпохах.

Трудности перевода и невлезающие надписи — до сих пор близкие друзья Тропико :(
Трудности перевода и невлезающие надписи — до сих пор близкие друзья Тропико :(

Если же вы уже наигрались в пятую часть и хотите пойти в шестую, ожидая чего-то новенького, то игра явно не для вас. Часть решений вас разочарует, а многие до сих пор не исправленные моменты — огорчат.

В четвёрку не играл, но уверен, что знающие люди опять скажут, что раньше было лучше. И в этот раз я даже не уверен, что они не правы.

1515 показов
5.3K5.3K открытий
55 репостов
56 комментариев

Я из экономических стратегий играл пожалуй только в творения Алавар, а в остальном больше по РТС и пошаговым, наверное надо будет прикоснуться и к этому жанру как следует.

Ответить

Могу ещё Workers & Resources: Soviet Republic посоветовать.
Буквально свой совок построить можно. НО! Она куда сложнее тропико.

Ответить

Есть же Anno 1800. Наверное, самая масштабная экономическая стратегия на текущее время :)

Ответить

Когда-нибудь я допишу для Anno обзор, если на слово не верится. Когда-нибудь...

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Всё может быть :)

Ответить

Президенте, найден один повстанец :)

Ответить