Как я блуждал по особняку-пятнашкам в…
Жила-была девочка по имени Хэндмейд Гейм. И нашла она в фолианте старинном, интернетом кличущимся, историю про ремесленника Издателя, игрушечного дела мастера. Дескать, мастер знал секреты финансирования, так что вольно себя чувствовал в особняке-мобилках. Взыграло у девочки любопытство, и отправилась она в этот особняк.
Да только она в него вступила, замок-контракт перегородил обратный выход. Ловушка! Но было уже поздно — теперь девочка должна играть по правилам ремесленника. И теперь, бродя по мобильным платформам она становилась сильнее, но душа её обрастала фри-ту-плей механиками.
Вон она пришла в самый центр особняка — тут находится релиз. К сожалению, итог был печален: релиз оказался финансовым провалом, а душа девочки навеки осталась под контролем озлобленного ремесленника, высасывающего крохотные денежные поступления. Конец.
...
...
— Эй, а тут есть альтернативная концовка? Мне эта не нравится.
Конечно есть. На самом деле, под контролем зла осталась лишь жалкая мобильная копия души, сама же девочка успешно сбежала в свой дом. Полученный опыт позволил ей отсечь все фри-ту-плейные ростки зла и выпустить своё творение в Стиме. Нечестные же покупные приёмы превратились в новые полноценные игровые механики.
— Это всё ещё волшебная история?
Нет, это статья об…
…игре ROOMS: The Toymaker’s Mansion (2015).
Игра является полноценным сиквелом Rooms: The Main Building и известна под множеством имён. На мобилках имя ей The Mansion: A Puzzle of Rooms (2013). В попытке откреститься от этого ужаса, название было изменено. На соньке с поддержкой VR игра зовётся ROOMS: The Unsolvable Puzzle (2018). На Свитч же игра вышла с ко-оп режимом и переделанной историей как ROOMS: The Adventure of Anne and George (2018).
Ядро игры элементарно и перекочевало со свей предшественницы. Есть у нас особняк, комнаты которого можно перемещать как пятнашки, если в них находится девочка. Есть дверь, до которой нужно добраться. Вроде просто?
У комнат появляются преграды-стены, а чтобы перемещаться между этажами особняка, приходится использовать комнаты с лестницами. Часть путей перекрывают запертые двери — для них сначала нужно подобрать ключ.
Вообще, образ старинного мистического особняка идеально подошёл для сеттинга. Где ещё можно телепортироваться при помощи пары обычных телефонов? (Да и где ещё можно встретить три пары телефонов? :) Где ещё в музыкальной шкатулке вы увидите чертёнка с бомбой, взрывающую хлипкие стены?
Кстати, несмотря на то что игра как бы пошаговая, она на самом деле нет. Потому что бомбы взрываются не через определённое количество шагов, а через время, так что можно успеть сделать несколько действий.
Игра постепенно вводит полтора десятка механик. Сначала даёт простую обучающую комнату, потом начинает сочетать с разными комбинациями уже изученных механик, так что скучать не придётся.
Особенно сложной мне показалась механика зеркал из третьего «особняка» — набора уровней. Движение комнаты с зеркалом двигает точно так же и другие комнаты с таким же зеркалом. И если до этого почти всегда можно было «откатить» состояние, неверное обращение с зеркалами почти всегда ставит в тупик.
Как я уже упоминал, в мобильной версии были нечестные приёмы, которые позволяли ломать головоломки (ты либо умный, либо богатый). Разработчики их переосмыслили и перенесли в бонусные уровни — «подвалы».
Каждый из них нарушает своё правило и пытается выяснить, как это влияет на другие механики. Так первый подвал позволяет использовать «мобильный телефон» ограниченное количество раз, чтобы телепортироваться из любого места. Это позволяет не только сдвигать комнаты в недоступные ранее места, но и быстро убегать от опасностей (например, активированных бомб).
Третий подвал выворачивает ключевую механику пятнашек наизнанку. Теперь мы можем двигать только те комнаты, где девочка НЕ стоит. А значит методом пятнашек мы можем подвести любую комнату в любое место.
Чтобы игрок особо не расслаблялся, есть лимит ходов, за которые игрок получит три «звезды» 🧩. Большинство комнат решается за пару десятков перемещений. Наиболее пугающие цифры — полсотни ходов — вызваны применением метода пятнашек для перетасовки одной конкретной комнаты.
Сюжет требует прохождения четырёх особняков, чтобы добраться до концовки. Если не получается, можно отвлечься на чердаки — необязательные уровни, или уже упомянутые подвалы.
Система подсказок тут тоже интересная. Вместо того, чтобы тыкать игрока носом в решение, игра лишь подсказывает конечное расположение комнат при помощи фонаря и обоев. Количество ходов — тоже подсказка, правда, иногда его специально завышают.
Ну, и скажу честно, я бы не ломал так голову, если бы не сюжет игры. Я всё ждал, чем всё закончится, и игра меня смогла удивить совершенно нетипичной для игр концовкой.
С самой игрой у меня проблем почти не возникало. По мне, очень не хватает функции отмотки хода, которая есть почти по всех приличных головоломках. Играл я при помощи мыши, не всегда девочка соображала, куда идти, — приходилось тыкать в каждую комнату по-отдельности. Я замечал, что несколько раз глючил счётчик ходов. Ну и мне не хватало настроек управления: я бы предпочёл двигать персонажа через клавиатуру, а комнаты через мышку, а не наоборот.
Ну и пару раз у меня возникал ступор, что не получалось пройти вроде бы простые уровни. К сожалению, пропустить их нельзя, так что приходилось откладывать игру до завтра и пересматривать головоломку на свежую голову.
Шесть музыкальных тем — главная, для подвалов и четырёх особняков — пропитаны мистикой, приятны, но от них немного устаёшь. Саму графику время пощадило меньше — на фонах комнат явно видно мыльцо.
Перевод присутствует, переведены все основные реплики, так что и обучение, и история доступны незнающим английский.
Я жалею, что столько лет эта игра лежала у меня в бэклоге, ведь она мне подарила 25 часов хорошего мозгового штурма. Я прямо почувствовал творческий подход авторов: как они брали для каждой комнаты свой набор механик и думали, что из этого может получиться интересного. Тут есть простор для перфекционистов — пройти каждый из уровней за лимит ходов, но и обычные игроки, смогут получить свою концовку — идеальные решения нужны лишь для финального достижения. Когда я добивал до 100%, то на некоторые уровни тратил по часу, пока не приходило вдохновение. Но как же здорово чувствовать себя умным! :)
Кроме того, существует версия для VR. Не уверен, насколько удобно в неё играть, но особняк в настоящем 3D выглядит великолепно. Плюс есть небольшое отличие: на каждом уровне запрятан дополнительный бонусный кусочек, например, на нижней стороне блока — без VR такого не добиться.