«Ванги» 41 тысячелетия: предсказатели в Warhammer 40000 (от Тзинча до Императора)
С давних времен люди задаются вопросом: «Возможно ли изменить судьбу или все заранее предопределено». В Warhammer 40000 будущее - не неизбежность, а гибкая ткань возможностей, которую можно переписать. Бог Хаоса Тзинч, Повелитель судьбы и изменений, - главный манипулятор вероятностей, как никто другой способен влиять на ход событий грядущего. Предлагаю подробнее разобрать как можно обмануть предопределение и кто ещё кроме Тзинча способен на такое.
Концепция времени
В материальном мире вархаммера нет альтернативных таймлайнов. Имеется лишь единственная истинная временная шкала, чего нельзя сказать об альтернативном измерении - варпе. Тут прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно, переплетаются, накладываются друг на друга. Будущее может влиять на прошлое, а прошлое на будущее, в частности, демон может умереть задолго до своего рождения, время для них не имеет значения. Характерен пример, когда инквизиция уничтожила один из малоизвестных орденов космодесанта только из-за того, что в будущем один из его представителей перейдет на сторону сил хаоса - ордена «Тысяча сынов», хотя сам космодесантник будет думать, что его предал Империум. Тем самым причина и следствие меняются местами, создавая временной парадокс.
Варп предоставляет безграничные возможности для манипуляций со временем и именно в этой мутной воде различные силы пытаются разглядеть вариации будущего и использовать их в свою пользу. Из-за странного течения времени в варпе, в теории, можно изменить даже прошлое, но на практике такого не происходит, разве что, в каких-то незначительных моментах. Впрочем есть исключения из этого правила. Это некроны. Но о них чуть позже, а пока разберем основных игроков на этом поле битве.
Тзинч
Тзинч - это Бог хаоса, чей удел перемены и изменения. Но чтобы они происходили исключительно в его интересах, Тзинч постигает каждое событие и намерение, а его могучий разум, основываясь на этом познании, разбирает как повернуть их в нужную ему сторону. Для этого он создал тайную библиотеку, где хранятся все знания, каждая мысль любого разумного существа во всем пространстве и времени.
Представьте фондовый рынок, где вместо акций - судьбы живых существ. Тзинч - главный трейдер, знающий всевозможные исходы и играющий на опережение.
Неудивительно, что в определенный момент Тзинч стал самым могущественным из богов Хаоса и лишь объединенная мощь Кхорна, Нургла и Слаанеш вновь вернула баланс сил между ними.
Однако даже Тзинч напрямую не создает будущее, а ищет наиболее выгодный сценарий из миллиона вариантов. Для этого он прибегает к хитрым планам, а порой, и к грубой силе. И даже поражение может быть лишь частью более глубокого замысла, чтобы события пошли по нужному сценарию. В частности, гибель Хоруса от рук Императора.
Такое будущее обрадует Старую Четвёрку, ибо они мечтали увидеть быструю смерть и внезапный конец, но потерпели неудачу и теперь взамен получат вечную агонию на бесконечных просторах Галактики, которая станет несмолкающим молебном силам, что они воплощают.
Одним из наиболее простых, но весьма эффективных методов манипуляций над смертными созданиями является демонстрация будущего, мотивирующее цель совершить тот или иной поступок. И неважно истинное это будущее или ложное. Зачастую именно попытка избежать судьбы и приводит к ее исполнению.
Так случилось с Хорусом, когда силы Хаоса показали ему будущее, где Императора почитали как бога, а его предали забвению. Интересно, как из видений варпа, впоследствии мы узнаем, что на месте Хоруса мог быть Сангвиний, и именно его изначально хаос планировал склонить во тьму.
Тзинч также способен искажать пророческие видения тех или иных псайкеров, показав им именно то, что они хотят увидеть или дать узреть лишь ту часть, которая ему выгодна. В результате такие псайкеры становятся проводниками его воли.
В похожую ловушку Тзинча угодил даже второй по силе псайкер после Императора - Магнус Красный (примарх ордена «Тысяча сынов»).
Предоставив Магнусу возможность увидеть предательство Хоруса, он скрыл к чему приведёт попытка предупредить Императора об этом. В результате Магнус стал частью плана Тзинча по вторжению демонов на Терру и крушению мечты Императора по передвижению между планетами без использования варпа.
Несмотря на столь обширные возможности и коварство даже Тзинч не может учесть все переменные - иногда судьба выходит из-под контроля.
Псайкеры человечества
Император, Сангвиний и колода Таро
Самым мощным псайкером в истории человечества был и останется Император. Исполнение его планов растягивается на многие тысячи лет, в этом смысле он не сильно уступает самому Тзинчу. И безусловно без изучения варпа и различных вариаций будущего тут не обходится. Однако это не помогло ему предвидеть сначала похищение только что созданных примархов, а затем и Ересь Хоруса. Вот что он говорит на этот счёт:
Это – предвидение, Ра. Знать триллион возможных вариантов будущего и гадать о бесконечных путях достижения каждого из них. На планирование даже одного возможного события, принимая во внимание каждое решение, которое каждое живое существо сделает и тем самым повлияет на окружающих, уйдут все прожитые мной жизни. Единственный способ узнать что-либо наверняка…
Он замолчал и показал на далёкий берег.
Доплыть до той стороны, – сказал Ра.
Иными словами можно видеть тысячи вариаций будущего, но в итоге не отследить все возможные переменные и ошибиться. Таков парадокс всеведения.
Сангвиний - примарх ордена «Кровавые ангелы», являясь одним из сыновей Императора, унаследовал от него пророческий дар. Сначала он увидел как его найдёт Император на планете Ваал, а в дальнейшем на примарха снизошло откровение о своей смерти от рук Хоруса. Но даже зная о таком печальном исходе, Сангвиний не пытался его изменить. Более того, он сознательно шел именно к такой судьбе, ибо понимал, что любая попытка обмануть провидение может привести к такому будущему, где Император умрет, а Хорус победит.
Весьма любопытным инструментом для предсказания будущего, в том числе в арсенале Императора, является колода карт Таро. Это гадательные карты, тесно связанные с течениями в варпе, психической энергией человечества и волей самого Императора. Их результат зависит от текущего положения дел в материальном мире и варпе, а также от таланта того, кто их раскладывает.
Теперь же, овладев псионическими искусствами, ты научился ценить эти образы. Они — отпечатки воображения. Карты привязывают внутренние, бессловесные символы к архетипам бытия. Они сложный и загадочный инструмент, способный тонко реагировать на изменения и точно предсказывать события.
Таким образом, в руках псайкера карты таро могут точнее предсказать будущее. Впрочем после смертельного ранения Императора и подсоединения его к золотому трону данные карты приобрели особое значение. Карты таро - один из способов, через который его послания достигают смертных, зачастую, независимо от наличия у них соответствующего психического потенциала. Впрочем это же делает данный инструмент крайне ненадежным. Кто-то может настолько преисполниться, что подумает, что Император послал ему пророческий знак. Да и шарлатанов в мире вархаммера тоже хватает.
Адептус астартес (библиарии, жрецы и не только)
Библиариями становятся космодесантники, имеющие псайкерские таланты. Они могут быть достаточно мощными, но в большинстве своем их возможности предсказания ограничиваются событиями, которые вот вот уже произойдут.
Сыны Орара предугадывали каждую атаку и контратаку. Теперь девушка лихорадочно искала их провидца, пораженная, что человек мог оказаться настолько одаренным псайкером.
Такие силы незаменимы в ходе сражения, но заглянуть в более отдалённое будущее большинству библиариев уже не под силу. Однако есть и исключения из этого правила:
- Мефистон (старший библиарий ордена «Кровавые ангелы»)
Возможно сильнейший псайкер на службе Империума. Являясь одним из сынов Сангвиния (примарха «Кровавых ангелов»), предвидевшего собственную смерть, Мефистон частично унаследовал пророческий дар. Исследуя потоки варпа, он смог разглядеть, на фоне тиранидского вторжения, пришествие высшего демона Кхорна - Ка'Бандхи на планету Ваал, успев к нему вовремя подготовиться.
- Рунные жрецы «Космических волков»
Их особенность - это предсказание будущего по рунам. Кроме того, в качестве источника силы и взаимодействия с варпом, они используют свою родную планету - Фенрис. Благодаря помощи рунных жрецов примарх «Космических волков» Леман Русс смог узнать как можно победить в бою Хоруса, не имея шансов на успех.
- Чемпионы Императора ордена «Чёрные храмовники»
«Чёрные храмовники» - единственный орден адептус астартес, где отсутствуют библиарии. Чемпионы Императора - это избранные воины, выбранные им для особой миссии. Зачастую их посещают различные видения, которые, как считается, ниспосланы самим Императором. В частности, в книге «Боги Марса» такой чемпион увидел во сне как защищает эльдарскую ведьму, что в последующем и произошло, когда они объединились против общего врага.
- Колдуны ордена предателей «Тысяча сынов»
Данный орден состоит сплошь из псайкеров. Помимо исследования варпа, в их арсенале есть возможности по подчинению демонов и использования их для предсказания судьбы. «Тысяча сынов» считается легионом Тзинча и активно претворяют в жизнь его планы. Отдельные колдуны (в частности, Азек Ариман) пытаются быть независимыми, проводя собственную политику, но даже их действия, зачастую, уже вплетены в планы Тзинча.
Мы считаем, что прошлое творит будущее, но так ли это? Может, судьба создается в попытке увидеть ее? Что, если бы мы не заглядывали в будущее? Как бы развивались события в таком случае?
Ариман и его приближенные уничтожили всю жизнь на одной из планет только потому, что в будущем на ней соберется конклав инквизиции, используя ее как необитаемое место, где можно провести секретные переговоры. Парадокс в том, что если бы Ариман не уничтожил органическую жизнь на планете, то и инквизиции бы на ней не было. Тем самым Ариман повернул будущее по выбранному им курсу.
Простые смертные
Среди простых смертных также встречаются псайкеры разного рода умений и талантов. Например, псайкеры преступных синдикатов, предсказывающие удачные сделки или рейды Адептус арбитрес либо деревенские ясновидящие, получающие откровения о дожде и урожае. Наиболее сильных старается выявлять инквизиция, в последующем уничтожая или вербуя к себе на службу. Интересным выглядит общество культистов, именуемое ясновидцы, представленное в цикле Дэна Абнетта «Рейвенор». Они с помощью различных ритуалов заглядывали в будущее, формируя собственные темные пророчества. Ясновидцы считали себя архитекторами судеб, устраняя любые препятствия, которые могли бы помешать их пророчествам. Судя по всему видения им направляли демоны Тзинча, хотя могли ими не ограничиваться.
Эльдары
Эльдары - мощнейшие псайкеры и тщательно изучают, что несет им судьба. Для этого специально обученные специалисты - провидцы также изучают варп в поисках опасностей, что поджидают их в будущем. Анализируя их, эльдары решают, нужно ли вмешаться в процессы, способные привести к нежелательным исходам. Они без сожалений устранят любую угрозу в зародыше либо направят ее подальше от себя.
Самым известным провидцем эльдар является Эльдрад Ультаран, разглядевший зарождение нового эльдарского бога - Иннеада, а также возвышение оркского варбосса - Газкулла. Эльдары даже помогли Газкуллу прийти к власти, лишь бы вся его мощь была направлена не против них, а на других врагов.
Впрочем судьба зачастую сплетена из такого множества мелочей, что даже эльдарские провидцы ошибаются в выборе. Возможно данный выбор и принес эльдарам выгоду на первом этапе, но ещё неизвестно, куда, в конечном счете, приведут Газкулла его завоевания и удастся ли остановить этого орка в будущем.
Особняком в эльдарском обществе стоят арлекины - отдельная группа эльдар, поклоняющаяся эльдарскому богу - Цегораху.
Они также способны разглядеть будущее благодаря возможностям их бога, а также артефактам, хранящимся в чёрной библиотеке - месте, где собрана вся информация о противостоянии с хаосом. Тем не менее данные эльдары скорее фаталисты. Арлекины верят, что будущее уже написано как пьеса. Их задача не изменить его, а обеспечить исполнение сценария. Так даже катастрофа может стать актом спасения реальности от сил хаоса.
Некроны
Некроны - единственная фракция, не взаимодействующая с варпом, но при этом способная влиять не только на будущее, но и на прошлое.
Для локальных перемещений во времени некроны используют хронометроны - устройства отматывающие время назад (на несколько секунд, максимум минут). Данная технология крайне полезна в бою и позволяет изменить ход уже вроде бы проигранной битвы. Чем то подобные фокусы напоминают принца Персии с его песками времени или изобретение Экко из вселенной «Аркейн».
Также у них в распоряжении есть астроманты - это специалисты, специализирующиеся на изучении космоса, звёзд и галактических явлений. Благодаря этому они способны вычислять будущее по положению звёзд. Но астроманты не просто астрологи, они способны манипулировать полотном времени, путешествуя по собственной временной линии, в том числе заглядывать в прошлое, исправляя те или иные ошибки. Однако, по всей видимости, данные возможности все-таки ограничиваются определенными временными рамками. Иначе можно было бы вернуться в прошлое еще до превращения расы некронтир в некронов.
Впрочем эксперименты со временем до добра не доводят, это понимают даже некроны. В свое время они создали эпохальную машину - дыхание богов, способную менять космос по своему сценарию. Вот только энергия для этой машины забиралась из прошлого и будущего. Но долги никто отдавать не собирался. Меняя космос в одном месте, подобные изменения порождали коллапс в другом, грозя уничтожить реальность в ее нынешнем виде. В результате даже некроны отказались от своего супер оружия. И это, кстати, далеко не единственный случай, когда некроны заигрывали со временем. Возможно в комментариях кто-нибудь вспомнит, что еще подобного создала данная фракция.
Заключение
Будущее не предопределено, но оно и никому не принадлежит. Каждая фракция, способная влиять на судьбу, вступает в эту игру. Они бросают «игральные кости» на доску реальности, пытаясь изменить сценарии в свою пользу. В итоге то, что изменили одни фракции, могут переписать другие, создавая клубок непрекращающихся событий. Тзинч правит балом перемен, но и для него нет никаких гарантий на победу. Однако не факт, что она ему нужна. Он сам является игроком и получает удовольствие от процесса. И Тзинч будет менять будущее так, чтобы эта игра не закончилась никогда.
Буду рад подискутировать в комментариях, подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи, стараюсь подбирать оригинальные темы по вселенной вархаммер 40000.
#warhammer40000#вархаммер40000#warhammer#вархаммер#хаос#тзинч#предсказания#император#necron#eldar#путешествиявовремени