4X-стратегии и нарратив

Как создать интересные истории в практически бессюжетных играх.

Лучшие игровые истории редко бывают связаны с сюжетом. Они появляются, когда, помимо написания хорошего сценария, разработчики на полную используют особенности игр как медиа: выстраивают механики так, чтобы игрок создавал свою историю сам. О том, как это работает в «симуляторах ходьбы» и играх серии Souls написано много, а автор Eurogamer решил исследовать наименее очевидный в плане нарратива жанр — 4Х-стратегии. В частности, серию Endless от студии Amplitude Studios.

4X-стратегии и нарратив

Если сильно упрощать, эти игры в целом соответствуют формуле Civilization, самого известного представителя жанра: нужно построить империю, развить её и добиться одного из заранее заданных условий победы. Действия Endless Space происходят в научно-фантастической вселенной с космическими кораблями, колонизацией планет и чёрными дырами, а Endless Legend выполнена в фэнтезийной тематике, но с элементами высоких технологий.

В Civilization игроки сами формируют нарратив, экспериментируя с реальными историческими личностями, нациями и чудесами света. В серии Endless вместо этого есть развитая мифология, которую игрок раскрывает с каждой новой игрой. Она проявляется в квестах, описаниях фракций и артефактов, некоторые из которых нарративно связаны со всеми играми серии.

Когда игрок начинает новую партию в Endless, он как будто открывает случайную страницу древней энциклопедии. Например, в Endless Space 2, можно наткнуться на фракцию Пилигримов, космических кочевников, одержимых поиском происхождения Бесконечных (Endless) — таинственной вымершей расы, когда-то колонизировавшей галактику. Если игрок подружится с Пилигримами, он получит немного информации не только о Бесконечных, но и об автократичной Объединённой империи (United Empire), человеческой фракции, от которой откололись Пилигримы.

Пилигримы
Пилигримы

Игрок начинает лучше разбираться в законах вселенной, и следующая партия будет для него более «сюжетной». Получается «кумулятивная» система: чем больше партий сыграет игрок, и чем чаще он экспериментирует, тем интереснее становится процесс. На такое из медиа способны только игры.

Этим всё не ограничивается. Если пользователь играл за Пилигримов в первой части Endless Space, он будет знать, почему во второй фракция Софонов получает небольшой прирост популяции Пилигримов на каждой колонизированной планете (и те, и другие очень любят технологии). Лор точечно раскидан по играм, и чем больше времени в них проводит игрок, тем лучше он понимает происходящее. При этом типичная для 4Х-игр «рандомность» в Endless тоже присутствует.

Также в серии есть побочные квесты, которые не только служат источником ресурсов и избавлением от скуки на промежуточных этапах партий, но и расширяют сюжетную составляющую игр также, как это делают описания оружия из Dark Souls.

В Endless Legend есть специальные квесты, расширяющие познания игрока о мире игры (Lore Quest)
В Endless Legend есть специальные квесты, расширяющие познания игрока о мире игры (Lore Quest)

В Endless Legend игрок может наткнуться на анклав Безглазых (Eyeless Ones). Если построить для них храм в одном из своих городов, они оставят игроку руины, которым поклонялись. Наградой станут не только ресурсы, но и возможность включить новую расу в свою империю и узнать, что они молятся «великим существам прошлого», которые по силе превосходят Бесконечных.

Так открывается новый слой информации о вселенной — кто эти древние боги, какое место они занимают в лоре? Поскольку все партии рандомизированы, игрок не знает, какую информацию он узнает на этот раз. Получается нарратив, который формируется как бы случайно.

Фракционные механики тоже влияют на сюжет. В типичной 4Х-игре (Age of Wonders или Civilization) фракции различаются лидерами, юнитами и бонусами к показателям, которые так или иначе влияют на геймплей. Например, одна нация строит города у рек, а другая у пустынь. В Endless же все фракции радикально отличаются друг от друга.

Например, у культистов может быть только один город, а своё влияние они распространяют за счёт обращения младших фракций NPC в свою веру (небольшие племена, выдающие задания, которые можно интегрировать в свою империю). Механика объединена с нарративом: играя за культистов, все встречающиеся племена и полноценные противники воспринимаются игроком как упрямая паства, которую нужно учить истине.

Культисты
Культисты

А в предыдущей партии он мог управлять более «спокойной» фракцией, и младшие фракции тогда становились ценными союзниками, а нации оппонентов — торговыми партнёрами.

Другая раса, инсектоиды Некрофаги, питаются трупами. Во время игры за них младшие фракции становятся своего рода мясными фермами с пищей.

В зависимости от выбранной стороны, меняется то, как игрок смотрит на своих противников и союзников, и нарратив подстраивается под изменение механик.

Некрофаги
Некрофаги

В игре остаётся свобода, свойственная 4Х-играм, но при этом игрок руководствуется интересами фракции, которой управляет. Квесты и механики заставляют его менять своё поведение, даже если он обычно ведёт себя не так.

Напрямую игры серии Endless не связаны, есть лишь намёки и пересечения лора. Как механики шутеров от первого лица были переделаны для «симуляторов ходьбы», а игры серии Souls использовали формулу «метроидвании» для создания небольших трагичных сюжетов, Endless использует механики 4X для формирования мифологии миров. И получается настоящий игровой нарратив: истории, рассказанные через взаимодействие с игрой.

22 показа
5.5K5.5K открытий
8 комментариев

Ничего не знаю просто играю в ES2 за кейверов и мирно перегоняю население галактики на консервы, какие-то там боги их тоже в тушонку.

Ответить

После релизного трейлера ES2 все еще жду FPS/RPG а-ля масс эффект в этой вселенной. Но у студии, к сожалению, вряд ли найдутся ресурсы, чтобы сделать что то такого масштаба.

Ответить

Не смотря на то, что игры этой серии мне вообще не зашли (кроме Dungeon of endless), идея всей этой Endless Universe просто великолепная.

Ответить

В свое время после погружения в лор Энлесс Ледженда, интерес к истории помог мне заново погрузиться в первый Эндлесс Спэйс. С лором в первой частиможет было и не так все хорошо, но новые детали все равно открывались, на которые ранее не особо обращал внимание.
Сейчас же, после прохождения всех игр серий, пазл более-менее собрался и мир в этих играх действительно интересный.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

"Напрямую игры серии Endless не связаны, есть лишь намёки и пересечения лора. "

Ну напрямую может и нет, но в Dungeon of the endless падает космическая тюрьма на планету, где происходит действие endless legend

Ответить

Я даже больше скажу: при игре за хранителей в Эндлесс Ледженд история повествуется от лица медицинского бота, который в дальнейшем выдает местоположение Ауриги, о чем говорится в начале первого Эндлесс Спэйса. Возможно, этот же самый бот участвует в событиях (если так можно выразиться) Данжен оф зе Эндлесс.
Параллели со второй частью пока только выискиваю, поскольку лор там перенасыщен, так еще и разветвлен.

Ответить