Боясь проблем со стороны государства: как создавались игры по мотивам протестов в Гонконге

Из разговора с разработчиками.

Протесты в Гонконге против закона об экстрадиции, начавшиеся в марте 2019 года, затронули в том числе и игровую индустрию — в октябре Blizzard отстранила киберспортсмена blitzchung от участия в турнирах за поддержку оппозиции. Это подняло волну возмущения в сети — скандал дошёл даже до конгресса США.

Других же эти события вдохновили на создание собственных игр по их мотивам. Журналист Eurogamer пообщался с авторами подобных проектов — разработчики рассказали, в каких условиях они ими занимались и чего им это стоило.

Боясь проблем со стороны государства: как создавались игры по мотивам протестов в Гонконге

Пожалуй, самая «шумная» игра о протестах в Гонконге — это Liberate Hong Kong. Игру написали всего за пару недель, но её качество не помешало ей засветиться во многих международных СМИ — включая BBC и Bloomberg. Она доступна в том числе и в VR.

Действие Liberate Hong Kong происходит посреди улицы Аргайл — места, где протест набирал свою силу. Главный герой — анонимный протестующий, одетый в чёрный костюм, серую респираторную маску и жёлтую каску. В руке он держит дорожный знак, будто щит.

Задача игрока — собирать шашки со слезоточивым газом и бросать их обратно в сторону полиции. Игра завершается, если в него попадают из травматического оружия.

Улица Аргайл — это большая улица, где часто происходили столкновения между полицией и протестующими, поэтому локацию выбрали верную.

Рис Джонс, исследователь видеоигр из Гонконгского политехнического университета
A team created this “Liberate Hong Kong” game simulating the on-going #HongKongProstests . The scenarios take references of the real protest scenes. Guess this could become a protest “mind gym”?

Video credit: Liberate Hong Kong Game Team https://t.co/3CEld3wF3Z
Боясь проблем со стороны государства: как создавались игры по мотивам протестов в Гонконге
Команда создала Liberate Hong Kong — игру с симуляцией протестов в Гонконге. Сценарии вдохновлены реальными местами со столкновениями. Как думаете, она поможет поупражняться протестующим?

По словам создателей, они понимали, что Liberate Hong Kong могут резко воспринять на родине — и про-китайские игроки ей «уже недовольны». На разработку их вдохновило высказывание blitzchung в поддержку оппозиции.

В Steam отклонили заявку на публикацию игры в магазине. А сами авторы Liberate Hong Kong остались анонимны — остерегаясь проблем со стороны правительства.

Мы всё ещё боимся, что гонконгское правительство арестует нас — ведь они сделают всё, чтобы остановить протестующих. К тому же, мы не хотим причислять создание этой игры лишь себе.

разработчики Liberate Hong Kong

Другая игра, созданная на фоне протестов — это визуальная новелла Karma в жанре антиутопии. В отличие от Liberate Hong Kong, её авторы не анонимны — проектом занимается гонконгская студия Herstory. Karma рассказывает про выдуманный город, «в котором свобода граждан подавляется правлением тоталитарного государства». Как указано на странице игры в Steam, она «вдохновлена грустью и печалью, витающей в Гонконге».

Нас поддерживают в том числе игроки из Китая — однако большинство из них связываются с нами через личные сообщения, потому что боятся правительства.

Арти Ли, продюсер Herstory

Karma так и не вышла в Steam, хотя её уже давно можно купить на itch.io. Сообщество обвиняет Valve в задержке релиза — игроки считают, что корпорация «боится рассердить Китай».

Боясь проблем со стороны государства: как создавались игры по мотивам протестов в Гонконге

Сами разработчики при этом говорят, что опубликовать Karma в магазине они были готовы ещё осенью — однако после того, как авторы обновили билд, поддержка почти перестала отвечать. И это странно — ведь сама Valve публично заявляла, что будет удалять лишь «незаконный или нацеленный на троллинг контент». На запрос комментария от Eurogamer корпорация не ответила.

Мы всё ещё ждём ответа от команды Steam. Но, как нам кажется, вряд ли Karma будет доступна этом магазине. Они продолжают закрывать тикеты.

Арти Ли, продюсер Herstory

Её начали создавать в июне 2019 года, когда протесты вновь достигли пика.

После всего того хаоса, который устроило гонконгское правительство — например, стрельба резиновыми пулями в пожилого человека с раком третьей стадии, или незаконное использование слезоточивого газа в тех местах, где даже не было протеста — члены нашей команды из Гонконга оказались сильно подавлены, и мы перестали разрабатывать наш [прошлый проект].

Чтобы взбодриться, в Herstory переключились на коротенькую историю, которая могла бы помочь нынешней ситуации.

Арти Ли, продюсер Herstory

Karma проходится довольно быстро — в пределах одного часа. Весь доход с неё за первые полгода должен был идти в некоммерческую организацию поддержки оппозиции Spark Alliance, однако в январе её членов задержали по подозрению в отмывании денег. Сейчас компания не может принимать пожертвования.

Боясь проблем со стороны государства: как создавались игры по мотивам протестов в Гонконге

Также в 2019 году вышла The Revolution of Our Times — текстовая игра от разработчика Spinner of Yarns. В ней присутствует нелинейный сюжет с выборами: например, можно попробовать отбить у полиции задержанного друга, либо же остаться дома в дни самых ожесточённых столкновений.

По словам её автора, игру поддержали уже в первые несколько часов после релиза.

Я создал пост на LIHKG (гонконгском форуме) после того, как Google одобрила выход The Revolution of Our Times — и вскоре игра привлекла сотни людей, в основном жителей города. Я слышал, им нравилось, что игроки могли вновь пережить то, что с ними происходило в июне 2019 года. Впрочем, кто-то говорил, что многие элементы вроде UI/UX оставляли желать лучшего.

Spinner of Yarns, автор The Revolution of Our Times

Недавно Google провела чистку среди приложений о протестах, и The Revolution of Our Times удалили за нарушение правил об изображении «болезненных событий». Впрочем, вскоре поддержка магазина вновь одобрила релиз игры в Google Play.

По мнению исследователя видеоигр из гонконгского университета Риса Джонса, вряд ли все эти проекты как-то кардинально повлияют на сложившуюся ситуацию — скорее, они нужны для того, чтобы повысить осведомлённость игроков о протестах за пределами Китая.

На самом деле, у этих игр нет шансов что-либо изменить — но они приносят куда больше пользы на международном уровне. Про них пишут и говорят.

Рис Джонс, исследователь видеоигр из Гонконгского политехнического университета
3030
62 комментария

Комментарий недоступен

24
Ответить

Игры такой же способ распространения информации, разве что пока что не под контролем государства и госпропаганды как все крупные СМИ в Китае или России. Так что не вижу ничего плохого
Другой вопрос что как видим и на инди игры государства могут давление оказывать посредством торговых площадок

5
Ответить

Ну конечно Steam ничего не пропустит, корпорации давно жопу Китаю продали

6
Ответить

А зачем пропускать политизированные игры?

6
Ответить

Рыночек порешал, все по правилам.

1
Ответить

Бизнесмены ВНЕЗАПНО стали бояться потерять часть рынка

1
Ответить

Выглядит как ещё более лобовая пропаганда и конъюнктура, чем даже игры сделанные по госзаказу. 

9
Ответить