Ругань в чате, разрыв с Microsoft и сцена изнасилования в следующей игре: разработчики Ori о «токсичности» Moon Studios

«Многие считают, что такие милые игры должны делать настолько же милые люди, но это не так».

Ругань в чате, разрыв с Microsoft и сцена изнасилования в следующей игре: разработчики Ori о «токсичности» Moon Studios

Издание VentureBeat опубликовало большое расследование, посвящённое Moon Studios, для которого пообщалось со множеством бывших и текущих сотрудников компании, создавшей Ori and the Blind Forest и её сиквел.

Разработчики рассказали о «непрофессиональном и инфантильном» подходе основателей, Томаса Малера и Геннадия Короля, кранчах и отсутствии конструктивной критики от начальства по большинству вопросов. Некоторые даже назвали свой опыт сотрудничества с Moon «худшим в своей карьере».

Мы выбрали самое главное из материала.

«Токсичная» атмосфера

Основной проблемой практически все назвали неуважительное отношение сооснователей студии друг к другу, которое распространяется и на их подопечных. В рабочих чатах постоянно царит очень напряжённая атмосфера, а ругань в общении между коллегами — обычное дело.

На регулярной основе сотрудники Moon сталкивались с самыми разными сомнительными ситуациями, неприемлемыми для здорового, в их представлении, рабочего места.

  • Малер и Король регулярно в шутку оскорбляют как друг друга, так и окружающих, независимо от того, насколько близко общаются с тем или иным человеком.
  • Сооснователи компании могут устроить групповой звонок, и провести целый час, крича и покрывая друг друга матом. В результате общение не приводит ни к чему, а только негативно влияет на рабочий дух команды.
  • В команде позволительны сексистские и расистские высказывания, до такой степени, что ироничный или шутливый тон многих из них теряется.
  • Лиды зачастую устраивают «публичные порки», жёстко критикуя работу того или иного сотрудника в общем чате студии. Похвалы от них рядовые разработчики почти не слышат.
  • Нередко «порки» касаются в том числе опытных членов команды, которые пришли в Moon из крупных студий. Малер и Король высказывают «всё, что думают», о других играх, над которыми трудился тот или иной сотрудник.
  • Добиться от руководителей конструктивной критики почти невозможно. Вместо того, чтобы объяснить, что именно им не нравится, они предпочитают отмахиваться оскорблениями, к примеру, называя результат работы «говном», а автора — «жертвой аборта». Процесс повторяется до тех пор, пока лид не получит удобоваримый, в его понимании, результат.

Подобное отношение сами главы компании объясняли желанием создать «свойскую» культуру общения, в которой каждый может высказывать, что захочет, не боясь увольнения. Однако немногие кроме них самих вступали в перепалки и позволяли себе грубить коллегам — в основном из страха, что их обругают в ответ.

Ситуацию усугублял тот факт, что все сотрудники Moon Studios работают удалённо, а офиса у них нет. Общение сводится к текстовым и голосовым чатам (чаще всего — без веб-камер), что, как считают некоторые экс-сотрудники, способствовало тому, чтобы не относиться к коллегам как к живым людям. Многие при этом отмечали, что в редких случаях, когда удавалось устроить групповой видеозвонок, чтобы все могли увидеть лица друг друга, общение приобретало более спокойный и уважительный тон.

Томас — какой-то очень злостный «холиворщик», он говорит самые жуткие грубости, что текстом, что голосом. Но когда включена камера, он ведёт себя чуть иначе. А если встречаешь его вживую — так он постоянно улыбается.

Думаю, это какой-то синдром «диванного воина», когда ты до определённой степени отстранён от общения. У него появляется такой слой защиты, ведь он в одной стране, а ты — на другом конце света.

анонимный сотрудник Moon Studios

Дезорганизация, кранчи, текучки

Большинство сотрудников признало, что Малер и Король обладают не самыми лучшими управленческими навыками, а некоторые даже назвали своих начальников «инфантильными». Рабочие процессы под надзором сооснователей нередко давали сбой.

  • За несколько лет главы Moon не приспособились к тому, что все сотрудники живут и работают в разных часовых поясах и назначали групповые звонки на неудобное для большинства время.
  • Хотя на собеседованиях Малер говорил, что в студии не следят за тем, сколько часов в день трудятся сотрудники, он создал специальную программу, отслеживающую рабочую активность каждого.
  • Переработки были необязательными, но очень желательными — сотрудникам регулярно напоминали о дедлайнах и подгоняли. Сверхурочные при этом не выплачивали.
  • Разработчикам постоянно обещали крупные премии за успех игры, однако многие уходили, так и не получив их. Бонусы выплачивались только тем, кто остался в студии и дождался роялти от издателей (зачастую через много месяцев после релиза) — в результате выплаты оказывались не такими уж большими.
Ругань в чате, разрыв с Microsoft и сцена изнасилования в следующей игре: разработчики Ori о «токсичности» Moon Studios

На фоне дезорганизации и токсичной атмосферы на рабочем месте многие быстро покидали компанию. Некоторые сотрудники утверждают, что отдельные новички увольнялись по собственному желанию через несколько недель после начала работы.

Когда я пришёл к ним, я думал, что со мной будет трудиться намного больше людей из команды первой Ori. Но вышло так, что к тому моменту почти никого из них уже не было в студии.

Почему ушла команда художников? Это уже было для меня тревожным звоночком. Команда звуковиков тоже не вернулась. Мне кажется, что Томас и Геннадий считают, что каждого работника легко можно заменить. И для тех, кто работает под их началом, это не самое приятное чувство.

Думаю, что те немногие причины, по которым люди оставались — это дружба с коллегами и тот факт, что они действительно делали отличные игры. Мы знаем, как фанаты любят эту игру. И сюжет, и её мир.

анонимный сотрудник Moon Studios

Я искренне верю, что в Moon полно чудесных людей. Просто студией руководят два монстра. Пока работа шла за их спинами, то мы даже получали удовольствие, потому что можно было общаться с людьми, которые уважают окружающих.

А те два парня не уважают даже друг друга. Что уж говорить об остальных.

анонимный сотрудник Moon Studios

Несколько человек, с которыми пообщались журналисты VentureBeat, заявили, что сильно выгорели за время работы в Moon и заработали себе эмоциональные расстройства. Кто-то говорил о депрессии, кто-то — о посттравматическом стрессе, а некоторые подчеркнули, что не собираются возвращаться в индустрию.

Отношения с Microsoft

Знали ли в Microsoft, которая финансировала создание обеих частей серии Ori, о подробностях того, как шли дела в Moon, доподлинно неизвестно.

Одни сотрудники считают, что компания была в курсе токсичности и ничего не делала с этим. Другие, в свою очередь, отмечают, что напрямую с издателями общался только Томас Малер, поэтому представители корпорации не имели никакой возможности узнать о трудностях, если сам руководитель не рассказывал им об этом.

Microsoft и Moon больше не сотрудничают друг с другом, и, как говорят в самой студии, это произошло по обоюдному согласию. Хотя в самой статье VentureBeat не говорят о возможных причинах, по которым компании разошлись, источники журналиста Джеффа Грабба утверждают, что Microsoft сама отказалась финансировать очередной тайтл Moon, узнав о внутренних проблемах.

Ругань в чате, разрыв с Microsoft и сцена изнасилования в следующей игре: разработчики Ori о «токсичности» Moon Studios

Следующая игра

Проект, которым занимается студия Малера и Короля в настоящее время — никак не связанная с Ori экшен-RPG, а издавать её будет Private Division, подразделение Take-Two. Как рассказали разработчики, игра сильно отличается от Ori по тону — она будет намного мрачнее и серьёзней.

Некоторые сотрудники не поддерживают такое творческое направление, и в компании всё чаще разгораются споры. Несколько разработчиков подтвердили, что на каком-то этапе Малер собирался добавить в игру сцену изнасилования центрального персонажа.

Единственным аргументом гендиректора в пользу эпизода с сексуальным насилием было то, что протагонисту необходима какая-то мотивация для мести. Однако члены команды заявили, что это не повод затрагивать такую тяжёлую тему в игре. Споры затянулись на несколько недель, но в конце концов Малер согласился, что идея была неудачной.

Тем не менее часть разработчиков, трудившихся над первой и второй Ori, посчитали смену тона настолько резкой, что решили покинуть Moon.

Меня не удивит, если фанаты начнут задаваться вопросом: «А кто вообще сделал настолько мрачную игру?» Сцена изнасилования меня очень встревожила. Я спрашивал, почему мы вообще решили перейти от Ori к игре с ультранасилием. Не думаю, что это логичный шаг.

Нет, у них сейчас есть полное право двинутся в каком-то ином направлении. Но эта новая игра настолько далека от обычного стиля Moon, от идентичности студии… Думаю, что это очередная причина того, почему люди уходят.

анонимный экс-сотрудник Moon Studios

Основной причиной того, что я изначально остался в команде, было то, что я понимал: Ori очень поможет моей карьере. Так и вышло. Причина, по которой я теперь ухожу, проста: не думаю, что моей карьере хоть как-то поможет следующая игра.

анонимный экс-сотрудник Moon Studios

Несмотря на уход некоторых сотрудников, Moon Studios удалось расширить свой штат до 80 с лишним человек. Пока что они не показывали свою грядущую игру на публике и не делали официальных анонсов. Когда она выйдет, неизвестно.

Что говорят основатели компании

Малер и Король прокомментировали ситуацию и критику в свой адрес, предоставив журналистам большое обращение.

По словам руководителей Moon, они не считают, что членам команды компании приходилось на постоянной основе сталкиваться с проблемами, описанными в статье VentureBeat. Они заявили, что никогда не желали зла своим коллегам и подчинённым, а неподобающие ситуации — лишь единичные случаи.

Основатели студии подчеркнули, что в последние годы ситуация была очень тяжёлой из-за пандемии Covid-19, так как им пришлось отменить регулярные встречи сотрудников. Однако теперь они хотят вернуть практику подобных корпоративов и верят, что это поможет наладить атмосферу в коллективе.

Moon Studios процветает уже 12 лет. За эти годы мы сильно выросли и многому научились. Нам посчастливилось работать со множеством прекрасных, чрезвычайно талантливых людей. Мы по-настоящему благодарны своей команде и гордимся ей — как теми, кто сейчас с нами, так и теми, кто уже покинул Moon и занимается чем-то ещё. Мы рады, что смогли сделать их жизнь лучше.

Мы не идеальны, но глубоко заботимся о своих сотрудниках и постоянно работаем над тем, как можем стать лучше. Если мы когда-то заставили кого-то почувствовать дискомфорт или подвели, нам очень жаль и мы обязательно постараемся исправиться.

Томас Малер и Геннадий Король, основатели и руководители Moon Studios
289289
198 комментариев

Короче, если кому лень читать, то вкратце: есть какая-то студия, делает какие-то игры, имеет некоторые проблемы, свойственные любому коллективу. Ну и в общем-то всё.

157

Вместо того, чтобы объяснить, что именно им не нравится, они предпочитают отмахиваться оскорблениями, к примеру, называя результат работы «говном», а автора — «жертвой аборта»некоторые проблемы, свойственные любому коллективуМои соболезнования, если ты существуешь в подобных коллективах и для тебя это норма.

496

Комментарий недоступен

19

Какие-то ? Серию ,Ori , я считаю лучшей из последних платформеров, метроидваний, даже холлоу найт, мне так не зашёл
Да, это просто бизнес, ничего личного, но планку они задали и показали всему миру как нужно делать игры, сейчас, а не этот в общей массе убогий пиксель арт

4

Ну да, для DTF это норма.

1

Ну и требования сейчас в вакансиях, конечно.

129