Что же случилось с Adobe Flash?

Перевод статьи с Techspot.

Что же случилось с Adobe Flash?

Adobe Flash долгое время считался синонимом веб-анимации, браузерных игр и интерактивных веб-сайтов. К 2011 году плагин Flash Player был установлен на 99% настольных браузеров в западном мире. Однако спустя десятилетие ни один современный веб-браузер за пределами Китая не поддерживает Flash.

В 1990-х годах Интернет стремительно развивался, и веб-браузеры не успевали за появлением новых форматов файлов, предназначенных для обмена в сети. Это привело к созданию плагинов: небольших приложений, которые не были самостоятельными программами, а предоставляли браузеру дополнительную функциональность, подобно тому, как работают современные расширения для браузеров.

Суперкрошки были созданы из сахара, специй, милых штучек и Flash.

Видеоплагины, такие как Apple QuickTime и Windows Media Player, отображали видеоконтент, состоящий из отдельных кадров, работая аналогично анимированным GIF, но с дополнительной возможностью показывать некоторые из этих кадров, пока остальные еще загружаются. Эти плагины также позволяли сжимать видео для повышения скорости загрузки, хотя и ценой снижения качества.

В эпоху dial-up модемов интернет-видео было либо низкокачественным, либо мучительно медленно загружалось, либо и то, и другое. В таких условиях интерактивное видео, которое быстро загружалось и полностью использовало разрешение экрана, казалось чудом. Это история о том, как появилась важная часть ранней веб-культуры.

Рисуя будущее

В 1993 году Чарли Джексон, Джонатан Гэй и Мишель Уэлш основали компанию FutureWave. Компания выпустила приложение для рисования SmartSketch для операционной системы PenPoint, которая была одной из первых операционных систем для графических планшетов. SmartSketch создавал файлы с использованием векторной графики, во многом похожей на современный формат изображений SVG. На маленьких планшетах было очень важно иметь возможность создавать изображения, которые будут выглядеть идентично при просмотре на больших экранах с высоким разрешением.

Когда PenPoint потерпел неудачу, приложение было портировано на Mac и Windows. В 1995 году компания FutureWave добавила в приложение возможности анимации и выпустила его под названием FutureSplash Animator. По иронии судьбы, в том же году компания Adobe отклонила предложение о покупке FutureWave.

PenPoint была первой ОС, на которой работал SmartSketch.
PenPoint была первой ОС, на которой работал SmartSketch.

Выпущенный в 1996 году плагин FutureSplash Player стал солидной альтернативой Shockwave Player от Macromedia, который был представлен в предыдущем году и мог воспроизводить более тяжелые типы файлов, используемые также в играх на CD-ROM. Хотя масштабируемость видео FutureSplash была впечатляющей, это не было причиной их успеха. Наоборот, это была способность создавать файлы с ограниченной анимацией, которые были удивительно малы.

Например, чтобы показать объект, движущийся на статичном фоне, файл FutureSplash не требовал десятков или сотен кадров с объектом в разных положениях. Ему требовались только инструкции по перемещению объекта. В пределах нескольких сотен килобайт FutureSplash мог создавать видео длиной в несколько минут.

Позже в том же году FutureSplash был использован Microsoft в меню MSN Program Viewer, новаторской программы по стримингу видео, которая опередила свое время, но быстро провалилась, что заставило Microsoft полностью отказаться от этой концепции. Впоследствии FutureSplash использовался на более успешных сайтах, включая Disney Online и The Simpsons.

Интерактивный и популярный

В 1997 году программа The Goddamn George Liquor была удивительно смотрибельной в Интернете.

В конце 1996 года Macromedia приобрела компанию FutureWave, которая затем была переименована во Flash, а программа FutureSplash Animator была перевыпущена под названием Macromedia Flash.

В следующем году Flash был использован для создания, как многие считают, первого анимационного сериала, доступного только в Интернете: The Goddamn George Liquor Program, созданный Джоном Крикфалузи, известным по «Шоу Рена и Стимпи». Несмотря на то, что он был более детализированным, чем большинство Flash-видео, он был удивительно смотрибельным в Интернете. В 1999 году сериал WhirlGirl канала Showtime стал первым сериалом, который одновременно вышел в кабельной сети и в Интернете.

Несколько веб-мультфильмов на взрослую тему, такие как Happy Tree Friends и Queer Duck, позже стали телевизионными шоу. Среди сериалов на основе Flash, которые с самого начала транслировались по телевидению, можно назвать «Суперкрошки», «Дружба — это чудо» (My Little Pony: Friendship Is Magic) и «Фостер: Дом для друзей из мира фантазий».

В эпоху Macromedia, Flash становился все более интерактивным. Одним из известных примеров является Frog in a Blender, выпущенный компанией Joe Cartoon в 1999 году и ставший одним из первых вирусных видеороликов в Интернете. Пользователи могли переключаться между первым и девятым уровнями скорости блендера, но переход на 10-й уровень быстро заканчивал видео (хотя следует отметить, что лягушка, о которой идет речь, вела себя очень неуважительно).

Независимо от того, что вы думаете о его содержании, Frog in a Blender эффективно использовал ограниченные ресурсы анимации.

В том же году замечательным примером стала игра Pico’s School, приключенческий экшен, разработанный Томом Фулпом и выпущенный на Newgrounds. Игра была вдохновлена массовым убийством в школе Колумбайн и помогла утвердить Flash в качестве популярной игровой платформы, а Newgrounds стал центром браузерных игр.

Macromedia Flash 5, выпущенный в 2000 году, первым официально поддержал ActionScript, язык программирования, который облегчил разработку более сложных игр. Со временем с помощью Flash были созданы такие игры, как Alien Hominid, Farmville, Club Penguin и серия Meat Boy.

С 2003 года многие мобильные телефоны поставлялись с приложением Flash Lite, которое позволяло воспроизводить Flash-контент, специально разработанный для мобильных платформ.

В 2005 году появился YouTube, что потребовало использования Flash Player для просмотра видео, хотя сами видео не были масштабируемыми или интерактивными. К концу года плагин был установлен более чем на 98% ПК, подключенных к Интернету. Примечательно, что в том же году Macromedia была приобретена компанией Adobe.

Укушенный "Apple"

Выпуск iPhone должен был произвести революцию в мобильных компьютерах, но Flash не был частью этого уравнения.
Выпуск iPhone должен был произвести революцию в мобильных компьютерах, но Flash не был частью этого уравнения.

Первая версия Adobe Flash была выпущена в 2007 году и могла похвастаться улучшенной интеграцией с Photoshop и инструментами для рисования, аналогичными Adobe Illustrator. В том же году состоялся выпуск первого iPhone без поддержки Flash. Несмотря на то, что Safari был полноценным веб-браузером (для мобильного устройства той эпохи), он не поддерживал Flash-сайты, которые были очень распространены в то время. iPhone мог воспроизводить видео с YouTube в специальном приложении только благодаря тому, что после выхода iPhone на рынок компания Google перевела их в формат H. 264.

В следующем году HTML5 был представлен общественности и стал способен имитировать Flash на веб-сайтах без необходимости использования плагинов. Это было достигнуто благодаря интеграции JavaScript, который обеспечил интерактивные функции, аналогичные ActionScript, и позже CSS3, которые предоставили различные способы отображения HTML-страниц и поддержку добавления SVG-анимации. Архитектура плагинов Flash подвергалась критике из-за способности создавать файлы cookie, которые браузер не мог обнаружить или удалить.

Что же случилось с Adobe Flash?

В 2008 году Adobe выпустила приложение для разработки интегрированных систем, позже переименованное в Adobe AIR, которое позволяло запускать Flash-контент в специальных приложениях без необходимости в Flash Lite, например — игры.

Adobe потребовалось несколько лет, чтобы разработать полностью функциональную мобильную версию Flash Player, но Стив Джобс не хотел ждать. В 2010 году он опубликовал открытое письмо «Размышления о Flash», в котором заявил, что мобильные устройства Apple никогда не будут поддерживать плагин из-за проблем с производительностью, безопасностью и временем автономной работы.

Джобс также отметил, чтобы компенсировать отсутствие мыши нужно переписать интерактивные элементы Flash для мобильных сайтов. Его заявление о том, что Flash является «закрытой системой», было раскритиковано как лицемерное, поскольку то же самое можно было сказать и об iOS.

Если вам нужен отдых от всех этих технических объяснений, вы можете посмотреть Queer Duck.

Примерно через два месяца после этого письма YouTube начал использовать HTML5 в основе для воспроизведения видео на мобильных платформах. Изначально компания Apple не разрешала разработку приложений на базе Flash для iOS, но позже отменила это решение. Flash Player в конечном итоге появился на устройствах Android, но его разочаровывающая производительность подтвердила опасения Джобса. В конце 2011 года Adobe прекратила разработку Flash Player для мобильных устройств.

На ПК Flash продолжал оставаться популярным в течение нескольких лет. К 2011 году Flash Player мог использовать видеокарту для 3D-рендеринга с помощью API Stage3D, что вызвало лавину браузерных 3D-игр и коммерческих демонстраций. Ответом JavaScript на Stage3D стал WebGL.

В 2015 году YouTube сделал воспроизведение на основе HTML5 по умолчанию для всех устройств. В следующем году Adobe Flash был переименован в Adobe Animate, чтобы отделить его от пошатнувшегося Flash Player.

Наконец, в 2017 году Adobe объявила о прекращении поддержки Flash к концу 2020 года.

Последствия

Проект Flashpoint сделал более 100 000 Flash-игр доступными для игры в автономном режиме.
Проект Flashpoint сделал более 100 000 Flash-игр доступными для игры в автономном режиме.

После анонса Adobe все современные веб-браузеры начали блокировать Flash-контент по умолчанию, причем блокировка полностью вступала в силу после 2020 года. Последние версии Flash Player имели выключатель, не позволяющий им работать после 12 января 2021 года. Кроме того, в 2021 году Microsoft выпустила обязательное обновление, удаляющее Flash Player из Windows.

Однако китайская версия Flash, которая собирает личные данные пользователей и показывает рекламу, все еще разрабатывается компанией Zhongcheng. В 2021 году Adobe сотрудничала с Harman, дочерней компанией Samsung, чтобы продолжить поддержку Flash для корпоративных пользователей.

Было создано несколько эмуляторов, включая Ruffle, позволяющих воспроизводить Flash-контент на HTML5-сайтах. Ruffle — самый успешный из этих эмуляторов, его использует Internet Archive и многие другие.

Для сохранения игр и приложений, которые полагались на Flash Player и другие плагины для браузеров, был запущен проект Flashpoint. К настоящему времени проект собрал более 100 000 игр, сделав их доступными для игры в автономном режиме. Вы можете скачать основное приложение размером 3 ГБ, которое загружает игры только тогда, когда вы решите в них поиграть, или всю коллекцию размером почти 900 ГБ.

402402
75 комментариев
200 ₽

кстати, спасибо за статью

27
Ответить

У меня прям вьетнамские флэшбеки с вечно требующим обновления флэш плеером, то что это дерьмо подохло - лучшее, что случилось с интернетом.

94
Ответить

т.е. ни один другой софт не требует обновления? все, что требуют должны подохнуть?

17
Ответить

Мало того что сама Адоб плевать хотела на доработку, закрытие дыр, реинжиниринг флеша как технологии, так они ещё максимально жутко делали свой софт, что бы он напрочь убивал производительность. Вот здесь кстати Аппле можно поаплодировать, что как бигтех он первый максимально ускорил "отмену флеша".

37
Ответить

производительность аналогичных HTML5 игр была намного хуже, чем во Flash

В целом это не отменяет твоего утверждения, и видимо, стало одной из причиной, почему html5 игры вообще не смогли стать такими же популярными. По ряду причин
- их нельзя скачать, они зависимо от онлайн-провайдера, который их хостит
- более тормозные, чем Flash
- расцвет мини-игр на мобилках

7
Ответить

Apple так часто делают

Ответить

Если коротко - флеш убила связка с javascript, который был неотъемлемой частью интерактивного флеша и одновременно был дырой в безопасности.

33
Ответить