Геймдев Скандинавии

Геймдев Скандинавии

Скандинавия! Край суровых викингов, эля, драккаров и Одина… А еще родина “Лего”, “Икеи” и множества талантливых разработчиков. Давайте посмотрим на местный геймдев поближе!

Чаще всего к Скандинавии относят только Швецию, Норвегию и Данию, не включая Финляндию по географическими ли этническим причинам, а Исландию - по географическим. Как вы знаете, это остров в Атлантическом океане. Иногда все пять стран (а еще Фарерские острова, входящие в состав Дании) называют просто “Nordic countries”. Для нашей темы нюансы не так важны, поэтому скандинавскими странами мы будем называть Швецию, Норвегию, Данию, Исландию и Финляндию.

История индустрии в регионе

Швеция

В этой стране геймдев начал развиваться в восьмидесятых, а ощутимый рост пережил в конце девяностых - начале нулевых. Первые игры появились уже в 1970-х годах. Например, Stugan (она же The Cottage), созданная в 1978. Это текстовое приключение о жизни в домике в шведской провинции с долей мистики, своего рода “прадедушка” Harvest Moon и Stardew Valley. Интересно, что создали Stugan дети - Вигго и Киммо Эриксоны (10 и 12 лет), а также их друг Олле (14 лет). Родители братьев работали в Stockholms Datamaskincentral (Стокгольмский компьютерный центр), благодаря чему у них был доступ к компьютеру Oden. С его помощью мальчики научились программировать и написали игру на домашнем Texas Silent Writer (он же Silent 700).

Геймдев Скандинавии

Ныне успешная EA Dice появилась в далеком 1992 как DICE (или Digital Illusions CE). Ее основатели были участниками демосцены - субкультуры разработчиков аудиовизуальных компьютерных композиций. Устраивались целые масштабные демопати с конкурсами и призами (в девяностых и нулевых такие ивенты проходили и в России). DICE делала самые разные игры (в основном, гоночные), но настоящая известность пришла к студии после Battlefield 1942 (2002). В 2006 ее купила Electronic Arts за 23,9 миллионов долларов. Помимо серии Battlefield, DICE разработала Mirror’s Edge и Star Wars: Battlefront, а также отметилась созданием движка Frostbite.

Штаб-квартира EA DICE
Штаб-квартира EA DICE

В 1993 Петер Зеттерберг, Михаэль Брунстрём и Карл Брундквист основали Unique Development Studios. Студия просуществовала 11 лет, разработав 20 игр. В их числе единственный на Atari ST шутер от первого лица SubStation (1995), Absolute Pinball (1996), несколько гоночных проектов и платформер Futurama (2003).

Еще один шведский разработчик, Massive Entertainment, был создан в 1997 году в Мальмё. В 2000 Sierra издала их тактическую RTS Ground Control, получившую положительные отзывы и несколько наград. Через два года успешную студию купила Vivendi Universal Games. При ней Massive создали еще одну стратегию World in Conflict (2007). В 2008 компания поменяла собственника. Им стала Ubisoft, подразделениям которой ME помогла с Assassin's Creed: Revelations и FarCry. Сейчас у Massive Entertainment тоже все хорошо - в разработке Avatar: Frontiers of Pandora и пока не имеющая названия игра в сеттинге “Звездных войн” с открытым миром.

Перечислять шведских разработчиков можно очень долго: это и легендарная Paradox Interactive, известная своими глобальными стратегиями (Hearts of Iron, Crusader Kings и другие), и Embracer Group, активно покупающая новые студии. Minecraft - тоже шведский продукт. Игру сделал программист Маркус Перрсон и его студия Mojang AB. Так что вклад страны в культуру компьютерных игр очень велик.

Норвегия

Норвегии (когда-то бывшей частью Швеции, а до этого - Дании), тоже есть чем похвастаться, хотя ее игровая индустрия меньше, чем у восточного соседа. Один из ранних продуктов геймдева страны фьордов - это Crossfire, MMORPG 1992 года. Разработал ее Фрэнк Торе Янсон из Университета Осло.

В 1993 появилась Funcom, начавшая с игр для консолей четвертого-пятого поколений - в основном разработанных для крупных компаний. Примеры: Disney’s Pocahontas, Casper, Samurai Showdown. В 1999 студия представила квест The Longest Journey, ставший одной из ее “визитных карточек”, а в 2001 - Anarchy Online. AO - ныне здравствующая MMORPG в научно-фантастическом сеттинге. Игра оказалась новаторской для своего времени, а также обладала интересным визуалом и сеттингом, не пытаясь копировать более популярные франшизы.

Anarchy Online (Funcom)
Anarchy Online (Funcom)

В 2006 вышла Dreamfall: The Longest Journey, получившая высокие оценки в прессе. Она не была прямым продолжением игры 1999 года, но имела с ней общий сеттинг и некоторых персонажей. Третий проект серии Dreamfall Chapters вышел в 2015, его создавала уже не Funcom, а инди-студия Red Thread Games. Другие известные тайтлы в портфолио команды: Conan Exiles, Mutant Year Zero, Secret World Origins. Сегодня Funcom - международная компания с подразделениями в Осло, США и несколькими дочерними студиями.

Dreamfall: The Longest Journey (Aspyr Media)
Dreamfall: The Longest Journey (Aspyr Media)

С 1996 по 2003 работала Innerloop Studios (первоначально - просто Innerloop), созданная бывшими сотрудниками Funcom. В результате партнерства с издателем Eidos она объединилась с DiMaga Studios. Innerloop успела поработать с несколькими паблишерами и разработала пять игр (например, тактический шутер Project I.G.I, авиасимулятор Joint Strike Fighter), но закрылась, не сумев найти финансирование для следующих проектов.

Дания

Перемещаемся на юг, в Данию. Это не только родина Ганса Христиана Андерсена и Мадса Миккельсена, но и немалого количества разработчиков. Любопытный образец творчества ранней датской инди-сцены - игра The Vikings (1986) для Commodore 64 и Amstrad CPC от коллектива Kele Line. Это экшен о викинге Эрике, который ищет волшебное копье и отбивается от недружелюбных обитателей двух островов. Кроме The Vikings, Kele Line создала еще две игры, но до девяностых не дожила.

Геймдев Скандинавии

В 1988 году в Копенгагене основали SilverRock Productions, позднее переименованную в Interactive Television Entertainment. Продукция компании на самом деле хорошо знакома росшим в девяностые. Это серия игр Hugo, у нас известная как “Кузя” из телевизионной передачи “Позвоните Кузе” (1998-1999). Дозвонившиеся в студию дети могли управлять троллем в игре, получая призы. Оригинальное шоу появилось в самой Дании, а до этого SilverRock выпустили Skaermtrolden Hugo для Commodore 64 и компьютеров Amiga. Компания создала еще несколько подобных телепередач и более 190 игр, прекратив свою деятельность в 2010 году.

Skaermtrolden Hugo (Silverrock Productions)
Skaermtrolden Hugo (Silverrock Productions)

В 1998 на рынок вышла IO Interactive - создательница серий Hitman и Kane & Lynch. В 2000 - Kiloo, известная любителям мобильных развлечений благодаря раннеру Subway Surfers (2012). Игру создали совместно с SYBO Games, основанной в 2010 году. Нельзя не упомянуть самую успешную в индустрии игр и игрушек датскую компанию - Lego. В 1996 она открыла Lego Media (позже - Lego Interactive), ответственную за развитие интерактивного направления. Сейчас этого подразделения не существует, и разработка “лего-игр” поручается сторонним студиям, но в свое время оно внесло свой вклад в развитие датской (и мировой) индустрии.

Кстати, игры делают даже на Фарерских островах, имеющих автономию, но входящих в состав Дании. Здесь есть по крайней мере один разработчик - Gaman Games с мобильной игрой Hey Breyd.

Исландия

В маленькой Исландии с населением 360 тысяч человек тоже есть геймдев. По данным портала Icelandic Game Industry в стране 24 активных студии с 449 сотрудниками. Большинство из них созданы в нулевые-десятые, но CCP Games, например, существует с 1997 года. Ее флагманский тайтл вы наверняка знаете. Это популярная космическая MMO Eve Online.

Eve Online (CCP Games, SSI)
Eve Online (CCP Games, SSI)

Выходцы из CCP Games братья Кристианссон основали 1939 Games, известную в узких кругах благодаря карточной игре Kards в сеттинге Второй мировой. В 2013 Стефан Гуннарссон и Стефан Пер Бьернссон создали Solid Clouds. Главный продукт студии - мультиплеерная космическая стратегия Starborne: Sovereign Space (2016). Другие яркие имена местной индустрии - это Arctic Theory, Parity, Directive Games. В основном, исландские геймдев-компании базируются в столице Рейкьявике.

Финляндия

Страна Тысячи Озер не отставала от соседей. Одна из первых известных финских игр - это компьютерные шахматы (1979). Свою роль в развитии финского геймдева сыграла Nokia, обеспечившая первопроходцев связью и оборудованием.

Пожалуй, самая известная и попсовая (не в плохом смысле слова) финская игровая франшиза - это Angry Birds, детище Rovio Entertainment. Студию создали в городе Эспоо как Relude в 2003, но через два года переименовали. Основатели, студенты Хельсинкского технологического университета Никлас Хед, Ярно Вякевяйнен и Ким Дикерт, тоже были выходцами из демосцены. На демопати Assembly они взяли приз с игрой King of the Cabbage World, что и вдохновило их на открытие студии. Rovio начинала с гонок и шутеров, но впоследствие переориентировалась на мобильные проекты. Первой была Bounce Tales, второй (и по-настоящему успешной) - Angry Birds.

Игру о “сердитых птичках” скачали более миллиарда раз. Из простенького мобильного развлечения она превратилась в крупную франшизу с игрушками и мультфильмами. И большим количеством сопутствующей пиратской продукции, конечно.

Rovio Entertainment
Rovio Entertainment

Впрочем, не Angry Birds единой. Еще одна студия из Эспоо, Remedy Entertainment (основана в 1995), подарила миру серии Max Payne и Alan Wake. Frozenbyte (работает с 2001) из Хельсинки стала известна благодаря платформерам Trine, а Fingersoft (создана в 2011) - серией мобильных Hill Climb Racing.

Краткий обзор рынка

В Скандинавии (особенно в Швеции) сама культура гейминга имеет прочные корни. В восьмидесятых началось распространение домашних компьютеров Commodore, а в девяностых государства стимулировали кредитование для покупки гражданами ПК. Интернет тоже развивался интенсивно, и сегодня скандинавские страны занимают хорошие позиции в рейтингах доступности и скорости подключения к Сети. Вкупе с прогрессивной предпринимательской культурой это сформировало среду, благоприятную как для гейминга, так и для геймдева. Холодный климат тоже располагает к тому, чтобы не выходить на мороз, а делать игры (конечно, это не главный фактор).

Обратимся к цифрам. По данным Dataspelsbranschen в 2020 году шведский геймдев показал рекордный доход в 3,3 миллиарда евро - почти на миллиард больше, чем в предшествующем. Аналитики считают, что сказалась пандемия и потребность сидящих дома людей в развлечениях. Больше всех заработала Embracer Group (861 миллион евро). За 2020 появилось 81 новая компания, а каждая восьмая из всемирно популярных игр была шведской (примеры: Minecraft и Candy Crush Saga).

Minecraft (Mojang Studios)
Minecraft (Mojang Studios)

Норвежская индустрия заработала в 2020 году 327 миллионов крон. Это примерно 32 миллиона евро - гораздо меньше, чем в Швеции, но и геймдев-компаний в стране фьордов тоже не так много. Все же Швеция - лидер индустрии в Скандинавии. Датский геймдев за тот же год сгенерировал доход в 2,6 миллиарда датских крон (338 миллионов евро), финский - 2,4 миллиарда евро, исландский - 85 миллионов долларов (около 82 миллионов евро). Во всех странах региона индустрия растет.

Nordic Game Expo 2022
Nordic Game Expo 2022

Геймдев-инфраструктура в регионе хорошо развита. Шведская экосистема Sweden Game Arena проводит образовательные ивенты и помогает начинающим разработчикам. В Дании действуют бизнес-инкубаторы Game Hub Denmark и Interactive Denmark, помогающие стартапам. В Исландии есть сообщество Game Makers Iceland, организующее джемы, просветительские мероприятия и нетворкинг. Nordic Game Community проводит конференции, помогает в поиске стажировок и работы, организовывает хакатоны и питчинги. Скандинавский геймдев хорошо интегрирован в глобальный. Свидетельство тому - сотрудничество с топовыми издателями.

Индустрию поддерживают государственные структуры, есть инструменты для привлечения инвестиций. Например, Nordic Game Ventures с офисами в Швеции и Финляндии вкладывается в геймдев-студии и высокотехнологичные стартапы, работающие в смежных сферах. Нет проблем и с получением профильного образования. Учебные программы предлагает Futuregames, Университет Скевде, Уппсальский университет и другие организации.

Разумеется, вышесказанное не означает, что Скандинавия - просто рай для разработчиков, в котором не нужно прилагать усилий для успеха. Да, возможностей много, но и среда конкурентная. За внимание инвесторов и паблишеров точно придется побороться.

Во что поиграть?

Vallheim

Valheim (Coffee Stain)
Valheim (Coffee Stain)

Атмосферный survival в скандинавском мифологическом антураже от шведской Iron Gate. Игроку предстоит выжить в Вальхейме, десятом мире викингов, который процедурно генерируется при каждом прохождении. Несмотря на нелинейность, здесь есть задания и сюжет. Вдохновлялись разработчики The Legend of Zelda: Breath of the Wild и The Elder Scrolls V: Skyrim. Игра в раннем доступе.

Battlefield 2042

Battlefield 2042 (Electronic Arts)
Battlefield 2042 (Electronic Arts)

Да, новая Battlefield оказалась неоднозначной. Dice не стали делать одиночную кампанию и с реализма переключились на более аркадный и насыщенный перестрелками стиль. Некоторые геймдизайнерские решения пользователи встретили без восторга. Однако с релиза прошло несколько месяцев, игра пережила несколько обновлений, а многие недочеты поправили.

Brothers: A Tale of Two Sons

Brothers: A Tale of Two Sons (505 Games)
Brothers: A Tale of Two Sons (505 Games)

Еще одна шведская игра, adventure от Starbreeze Studios, вышедшая в 2013 году. Главные герои - братья, отправившиеся в путь ко Древу Жизни для того, чтобы спасти больного отца. Важный элемент геймплея - взаимодействие мальчиков, каждым из которых управляет игрок (в кооперативном режиме игроки делят управление между собой). Пройти игру в гордом “одиночестве”, используя брата как пассивного спутника-помощника, не получится.

Draugen

Draugen (Red Thread Games)
Draugen (Red Thread Games)

Обратимся к плодам норвежского геймдева. Draugen - детективный квест от первого лица в декорациях норвежской же глубинки 1920-х годов. Натуралист из США вместе с напарницей расследует исчезновение своей сестры. Разработчики остроумно определили жанр игры как фьорд-нуар.

Earthlock

Earthlock (Soedesco)
Earthlock (Soedesco)

Яркая и красочная RPG от норвежской Snowcastle Games, первая из запланированных трех частей. Разработчики явно ориентировались на JRPG - об этом говорят мультяшная стилистика, пошаговая боевая система, головоломки и гринд. Пользователи Steam оценивают Earthlock положительно, отмечая “ламповость” и сходство со старыми-добрыми консольными RPG.

Deep Rock Galactic

Deep Rock Galactic (Coffee Stain)
Deep Rock Galactic (Coffee Stain)

Напоследок игра о космических гномах, созданная датской Ghost Ship Games. Это кооперативный шутер от первого лица, в котором нужно исследовать пещерные системы планеты Хоксес-4 и выполнять миссии: от добычи минералов до спасения оборудования. Ориентирована Deep Rock Galactic на взаимодействие между персонажами разных классов.

На этом наше путешествие в скандинавский геймдев завершено! Надеемся, было интересно, и вы узнали что-то новое. Конечно, рассказать обо всем в одном материале невозможно. Наша статья - это введение в мир игровой индустрии пяти северных стран. Яркий, разнообразный и развивающийся.

Источники:

1. Jolyn Moh. Swedish Gaming Industry: History. Ссылка: https://medium.com/swedish-app-scene/swedish-gaming-industry-history-aa813e7711d5

3. How Sweden conquered the gaming world. Ссылка: https://www.thelocal.se/20210312/analysis-how-sweden-conquered-the-gaming-world/

4. Craig Hewitt. Denmark’s Incredible Gaming Heritage. Ссылка: https://denmark.net/denmarks-incredible-gaming-heritage/

6. Funcom - about us. Ссылка: https://www.funcom.com/about-us/

7. Gaming in Iceland. Ссылка: https://icelandictimes.com/gaming-in-iceland/

Подписывайтесь на официальный аккаунт Black Caviar Games на DTF, чтобы не пропустить новые интересные статьи! ;)

Мы также есть в YouTube, VK, Telegram, Яндекс.Дзен и TikTok.

6161
20 комментариев

Во что поиграть? Battlefield 2042чё я тебе сделал такого, а?

12

=)) Мы указали, что игра вышла неоднозначной

2

Мне нравится: о Remedy и Paradox написано вскользь, зато Angry Birds и Clownfield...

8

Но Финляндия - не Скандинавия же

2

Пора устраиваться на работу в Скандинавии))

1

в случае бабла айтишником конкретно в Норвегии ты выиграешь плюс пицод-симсод баксов к зп после оплаты налогов, оплаты за съем квартиры, еды и кучи дополнительных трат.

смотришь, вроде все не плохо, а потом бац, батла 2042

1