Интервью. Как стать мангакой: об обучении в Японии и трудовых буднях автора манги

«В колледж все идут с амбициями и мечтами о том, что станут вторыми Обата Такешами, а выходят с одной единственной мыслью: «хотя бы на ассистента устроиться». И как бы странно это ни прозвучало, обучение там было одним из лучших периодов в моей жизни».

Кошта — мангака из Москвы. Она училась в Японии, вернулась на родину, выпустила две серии веб-комиксов для сайта comico и теперь работает над собственными проектами.

Мы поговорили с художницей об обучении в стране восходящего солнца, о жизни, рисовании и работе профессиональной мангаки.

Интервью. Как стать мангакой: об обучении в Японии и трудовых буднях автора манги

Как давно вы рисуете? И почему именно мангу?

Когда мне было лет девять, я твёрдо решила, что буду «рисовать мультики» — мне очень нравились диснеевские мультфильмы. Мама даже сводила меня в анимационную школу для детей. Там я узнала, что «мультики» делает очень много людей: аниматоры, художники, сценаристы, режиссеры, продюсеры... что это коллективный и тяжёлый труд, который занимает кучу времени. Меня это очень расстроило, я хотела делать всё и сразу — и рисовать, и придумывать истории, и оживлять всё это на экране; мне тяжело давалась мысль, что надо выбрать что-то одно.

Потом мне в руки попался диск со сканами нескольких известных манг. Я была просто потрясена. Чёрно-белые картинки, которые оживали прямо перед глазами и превращались в самый настоящий мультфильм! Неужели ТАКОЕ вообще существует? На мой неокрепший мозг манга тогда произвела эффект взорвавшейся Фудзиямы. И всё это создал один человек! Так я поняла — хочу заниматься именно этим.

Почему поехали именно в Японию?

Тут всё было предельно очевидно — познав чудесный мир манги, я не могла отделаться от мысли, что должна поехать и покорить Японию, став самой супер-пупер-мега-популярной мангакой... Глупым людям всегда мерещатся перспективы масштабные и неприлично радужные.

Где именно вы учились?

В «Японской школе дизайна» ( 日本デザイナー学院), на факультете «Манга». По сути, это колледж, где обучение длится 2 года. Очень приятное место с отличными учителями. Я помню, что выбрала его, так как среди выпускников было много тех, кто стал-таки мангакой. Среди множества известных выпускников: NON, Исикава Эми, Сакураи Гамон.

Колледж «​Японская школа дизайна»
Колледж «​Японская школа дизайна»

Сложно ли было поступить на обучение?

В самом поступлении не было особых сложностей — это платное учебное заведение, куда принимают всех, у кого есть деньги. Правда, если вы иностранец, то вам ещё необходимо иметь 2-й уровень норёку сикэна или выше (норёку сикэн — экзамен по определению уровня владения японским языком). Перед поступлением я полтора года училась японскому языку в языковой школе в Японии, а учителя таких школ, как правило, помогают своим студентам с поиском подходящих вузов и оформлением документов.

Как строилось обучение в «Японской школе дизайна»?

В моём колледже основной упор делался на рисунок, а именно на аккуратное техническое исполнение. Когда я училась, компьютерные программы для рисования манги были не очень популярны, поэтому нас учили всё делать вручную. Мы рисовали пером, клеили тон, штриховали, чертили и прочее. Честно говоря, многие вещи мне ни разу в жизни не пригодились благодаря появлению Clip Studio. Как обстоят дела с программой японских колледжей сейчас, я не знаю. Возможно всё уже поменялось, и студенты всё рисуют на компьютерах.

​Примеры домашних заданий
​Примеры домашних заданий

Основной блок занятий был о создании самой манги, и он был самым ценным. Мы рисовали разные истории на 4, 8, 16 и 32 страницы. На занятии учитель должен был сначала одобрить сценарий, потом персонажей, потом раскадровку и, наконец, карандаш комикса. В нашей группе за это отвечал Канэко-сэнсэй — человек очень категоричный, который никогда и никому не делал никаких поблажек.

Были у него и свои заморочки. Принесешь ему, например, сценарий с какими-нибудь архангелами Габриэлями, избранными, параллельными мирами и прочей серьёзной пафосной дичью — отправишься сценарий переделывать. Не потому, что тема плоха, а потому что «ты со своими каракулями весь этот пафос должным образом не вытянешь».

Напишешь какой-нибудь «крутой» диалог на энное количество знаков — сэнсэй тебе всё это красным карандашом перечеркает. Потому что «если хочешь писать текст, иди пиши книгу. В комиксе должен быть ритм, и он должен быть легким для восприятия». Принесёшь ему на это Death Note и ткнешь пальцем в страницу, где дофига диалогов, он тебя вообще пошлет на... Хоккайдо, мол — «дорасти сначала до их уровня, а потом уже делай что хочешь, «мангака» доморощенный».

Ещё он просто ненавидел, когда рамку кадра рисовали под наклоном просто «потому что так красиво». На это у него было железобетонное правило: «если нет динамики, то и рисуй под 90 градусов и не выпендривайся».

В итоге, пока вы получите «добро» на отрисовку самого комикса — с вас семь потов сойдет. Вы будете делать, переделывать, снова делать и снова переделывать. И это очень важный опыт. Во-первых, это вроде разминки перед тем, что вам предстоит ощутить, работая с настоящими редакторами. Во-вторых, пройдя всё это, вы привыкнете постоянно искать лучший вариант. Научитесь убирать все лишнее: страницы, сцены, диалоги. Поймёте, что никакой вы не гений.

В колледж все идут с амбициями и мечтами о том, что станут вторыми Обата Такешами, а выходят с одной единственной мыслью: «хотя бы на ассистента устроиться». И как бы странно это ни прозвучало, обучение там было одним из лучших периодов в моей жизни. Беззаботное время, наполненное постоянной борьбой с невидимыми «мельницами». Не передать, насколько сильно я благодарна учителям за то, что они для нас делали.

Страница из манги Кошты.
Страница из манги Кошты.

Что ещё вы изучали?

Рисовали персонажей, но академического рисунка в программе обучения не было. А лучше бы он был. Вы всё время рисуете в «своём» стиле, иногда делаете наброски с натуры или с фотографии. Все обычно сводится к тому, что те, кто вкалывают — прогрессируют; те, кто нет — уходят через два года с тем же уровнем, какой был. Основной прогресс в рисунке у меня произошел, когда я начала работать комиксистом: сроки поджимали, и мне пришлось учиться рисовать много и быстро. Каких-то особых тайн, которые помогут вам вдруг научиться рисовать «как японцы» никто в колледже не раскрывает. А жаль.

Были у нас и уроки по написанию сценариев. Большая часть программы очень похожа на ту, что есть на русскоязычных ресурсах по сценарному мастерству для фильмов. Вот один из них, где очень доходчиво объясняют основы.

​Домашнее задание. «Дверь»
​Домашнее задание. «Дверь»

Можете вспомнить какую-то забавную историю времен обучения?

Было у нас одно задание. Выполняя его, абсолютно все в классе испытывали чувство испанского стыда, легкую депрессию и ощущение надвигающейся истерики. Закончив работу над очередной мангой, студенты должны были сделать бумажную копию работы, прикрепить к ней сзади тетрадь и пустить по классу. После мы читали комикс каждого одногруппника и писали ему комментарии с критикой в той самой тетради.

В группе было человек 30, и все мечтали о разном: кто-то хотел попасть в Джамп, кто-то — стать известной мангакой в жанре сёдзё, ну а кто-то метил в жанр с рейтингом повыше... Писать комментарии для каждого — и так задача не из легких, а тут ещё приходилось читать каждый раз то хентай, то яой, то прочую эротику, исполненную студенческой неуверенной рукой. Вот так вот сидишь и чахнешь над очередной хентайной работой молчуна с последней парты, и страдаешь, что бы ему помягче такое написать…

«Хочу это развидеть» — единственное, что при этом приходит на ум. Это вам не в интернетах разгромные комментарии постить... Тут надо максимально тактично — мы же в Японии, в конце-концов! Да и кто его знает... этого молчуна.

Кошта
Кошта

Какой дальнейший карьерный путь у выпускника таких вузов?

Вариантов на самом деле немало: вы можете стать мангакой, ассистентом мангаки или иллюстратором, а можете вообще плюнуть и попробовать устроиться не по профилю. Я так проработала два года в рекламном агентстве, а моя одногруппница устроилась в дизайнерскую фирму.

С какими трудностями вы столкнулись после колледжа?

В печатный журнал пробиться сложно. Это до сих пор для меня непреодолимая стена. Дело в том, что в Японии огромное количество мангак и бешеная конкуренция между журналами разных издательств. И вот в эти журналы так просто не попасть — нужно выиграть конкурс, и часто не один. А так как страниц в журнале ограниченное количество, берут туда далеко не всех и не каждого. Сколько бы я ни пробовала, или мои друзья-одногруппники, никто из нас в журнал так и не пробился. Зато благодаря развитию веб-формата манги и появлению разных сайтов и приложений многие теперь могут стартовать со своей серией. По своему опыту скажу, пробиться на сайт не очень сложно.

Фанарт. Джубилост из Pathfinder: Kingmaker
Фанарт. Джубилост из Pathfinder: Kingmaker

Что посоветуете тем, кто тоже хочет поехать учиться в Японию?

Вместо каких-либо советов, я им просто тихо позавидую :) Если есть такая возможность, то даже не сомневайтесь! Учите японский и вперёд!

А тем, кто хочет рисовать мангу?

Самая частая ошибка всех начинающих — это быстрый переход сразу к длинным и объёмным работам. Хотя я очень хорошо понимаю желание начать сразу делать что-то эпичное и многосерийное, но такой проект очень сложно довести до конца. Вместо этого лучше сделать десяток коротких синглов. Они помогут научиться лучше понимать структуру сценария, прорабатывать персонажей. При этом вы набьёте руку, отточите технику, и с законченными историями получите полноценный фидбэк от читателей.

Кем вы работаете сейчас?

В данный момент я работаю сама на себя, рисую мангу на русском. До недавнего времени делала комикс «Синьор Агепито Медичи» для сайта Selfmanga. Сейчас работаю над синглом — небольшим сборником советов для начинающих мангак. Как закончу, хочу попробовать сделать серию для себя.

Романтическая комедия «Синьор Агепито Медичи» скоро выйдет в бумаге. Издателем будет «Истари Комикс».

У вас есть ещё один свой проект. Расскажите о нем.

Если честно, проект сейчас совсем на начальной стадии, и рассказать о нём что-то пока очень сложно, но если кратко, на данный момент планируется история про мальчика, живущего в начале 19 века в России, к которому в руки чудесным образом попадает страница из современного комикса. Хотелось бы сделать историю про то, как комиксы могут повлиять на жизнь человека.

Персонажи для нового проекта Кошты. Пока в процессе поиска.

Что сложного в том, чтобы делать мангу «для себя»? Есть ли какая-то специфика?

Сложности, как правило, возникают примерно на середине работы. Когда вся эйфория от начала чего-то нового спадает, и начинается рутина. Из-за отсутствия сроков сдачи, которые тебя подгоняют, велика вероятность потерять темп и мотивацию и увязнуть, как в болоте. Как вариант борьбы с этим — хорошо бы найти аудиторию, которая бы читала ваш комикс и тем самым подгоняла. Или разместить его, например, на Patreon или подобном сайте, и таким образом поддерживать мотивацию. В общем, никогда не рисуйте в стол. Комиксы, даже если они рисуются «для себя», всегда должны найти своего читателя.

Что вы можете посоветовать тем, кто только начинает рисовать?

Могу посоветовать сильно не переживать насчёт рисунка. Есть множество мангак, которые рисуют очень и очень просто, но при этом у них запоминающиеся, обаятельные герои, потрясающий юмор и трогающий за душу сюжет. Рисунок в манге, в первую очередь, должен подходить вашей истории и помогать её раскрывать. К этому, я думаю, и стоит стремиться.

227227
172 комментария

Я уж испугался, что про Кувшинова будет (¬‿¬ )

31
Ответить

Не произноси эту мерзость вслух, а то начнёшь войну.

28
Ответить

Если бы я умел рисовать, то постоянно бы рисовал всякие лютые извращения и дрочил на свои арты.

Вообще не представляю, как хентай артисты рисуют и не дрочат нонстоп.
Со стояком там работать/течь постоянно -_-

27
Ответить

Пока сидишь на самомзоляции, можно потратить это время с пользой 😏

1
Ответить

Хех, они с каменным ебалом смотрят на готовую работу, а потом кривятся от найденных недочетов и ненавидят себя за кривые руки. Если ты рисовал, то поймёшь, и неважно что ты рисуешь, реакция всегда будет одна

6
Ответить

Вообще не представляю, как хентай артисты рисуют и не дрочат нонстопИммунитет вырабатывается. Где-то было интервью с разработчикам порнохаба. Они этот вопрос глубоко проработали.

5
Ответить

Да ты шо, они же как дети родные. Как так можно?

2
Ответить