Повседневность В Аниме

Повседневность В Аниме

Почему мы так любим аниме про повседневность? Казалось бы, уходя из реальности, мы как раз и бежим от нее, поглощая тонны историй про несуществующие миры. Однако, каждый так или иначе сталкивался с аниме в стиле повседневности. Так почему мы смотрим эти картины и даже получаем от них удовольствие? В качестве примеров я буду использовать произведения Макото Синкая - во первых потому что могу, а во вторых, потому что они подходят для этого просто идеально.

Если углубляться в биографию Макото Синкая, то можно заметить интересную особенность. Многие его фишки, которые он использует в своих аниме, автор берет из детства. Как известно, Синкай родился в префектуре Нагано. Чтобы было понятно, поясню - это небольшой городок с прекрасными природными видами. Именно оттуда Макото черпал вдохновение для “Пять Сантиметров В Секунду” и “Твое Имя”. Его любовь к космосу тоже берет свое начало из детства. Как говорил он сам - в родном городке было не так много увлечений, поэтому приходилось развлекать себя созиданием прекрасной природы, величественных гор и красивейшего неба. Теперь давайте не будем томить и перейдем к его замечательным картинам и к самому жанру повседневности.

Повседневность В Аниме

Прежде всего стоит выделить то, как я познакомился с данным жанром. Вообще, парни, ну, признайтесь, вы ведь тоже хотя бы раз смотрели романтику. Вот и я не стал исключением. Пять сантиметров в секунду Макото Синкая вообще считаю одним из красивейших его картин, ее опережает разве что “Сад Изящных Слов” или “Твое Имя”. Одна сцена нарезки еды чего стоит. А говорить про городские пейзажи, и уж тем более пейзажи загородные я не буду - это просто нужно один раз увидеть. Или даже не один. Вообще Синкай к рисовке подходил крайне скрупулёзно. Его часто обзывали перфекционистом в этом плане и на самом деле, возможно это было даже хорошо. Такое внимание деталям отлично сближает зрителя с происходящем на экране. Все аниме Макото Синкая смотрятся не как двумерные истории, а как трехмерные шедевры. Он уделяет мелочам просто гигантское внимание, показывая и раскрывая эстетику даже самых бытовых вещей.

Повседневность В Аниме

Но ведь не всегда мы смотрим аниме из-за рисовки, правильно? Из-за рисовки мы скорее можем его не смотреть. Да, берсерк 2016 года, брат, ты неисправимо плох для моих глаз. Стоит кстати сказать, что повседневность, это все таки жанр не для всех. Если как-то в общих чертах описать его, то можно сказать так. Этот жанр повествует нам о том, что жизнь прекрасна сама по себе, и чтобы это показать не нужны какие-то запутанные и сложносочиненные сюжеты или дикий экшн. Достаточно простой созерцательности мелочей и радости в жизни человека. Все гениальное в простоте, так ведь? А жанр повседневности - это простота в самом чистом своем виде.

Но так ли все просто в этом жанре? На самом деле нет. Стоит понимать, что воссоздать такую близкую картинку с ее непосредственной атмосферой, которая мало того, что будет тебе близка, так еще и вызовет у тебя неподдельные чувства тихой меланхолии - это надо постараться. Я уже упомянул про тщательный подход Синкая к прорисовке деталей, но все таки вернусь к этой теме еще раз. Просто блин посмотрите, как он это делает. Задний план в его картинах - это всегда отдельный действующий персонаж. Раньше из-за небольшого бюджета художники сначала прорисовывали статичный задний фон, который использовался по несколько раз. Это, конечно, помогало сэкономить огромное количество времени и сил, но также приводило и к нереалистичному виду картинки. Всё окружение становилось картонным и каким-то неживым. В такие миры трудно полностью погрузиться. Что же делает Синкай? Он уделяет окружению гораздо больше внимания, чем персонажам на экране. Все вокруг блестит, живет, двигается, словом - не остается статичным. При чем эта фишка прослеживается и в самых первых его работах. Такой метод помогает зрителю лучше поверить в происходящее на экране, создается некий эффект личного присутствия. А когда речь заходит о жанре повседневности, то такой прием сильно играет на руку. И Макото Синкай прекрасно это понимает. Показывая кадры обширной местности или просто комнаты главного героя, Синкай наполняет эти места большим количеством деталей. Эти детали также прекрасно играют роль передатчиков информации. Они могут рассказать зрителю о времени и месте происходящего повествования. Могут дать намек на то, что из себя представляют герои и о чем планируется вестись сюжет. Думаю, с современными картинами Синкая вы знакомы, но знаете ли вы что-то про его первые короткометражки? Давайте откинем самую первую его работу, просто потому что сейчас ее банально невозможно найти в интернете. Даже фанаты художника с реддита не смогли с этим справиться. Предлагаю в таком случае взять не менее показательный фильм - и да, я говорю о короткометражке “Иные Миры”. Заметили ли вы, сколько экранного времени Макото Синкай отводит главным персонажам в этом фильме? Совсем чуточку. Основное внимание зрителя он устремляет на окружение. Уже в те времена Макото показывал свою истинную натуру. И ,Господи, как же это хорошо сделано. Аниме склеено из большого количества прерывающих кадров. Каждое место, каждый герой появляются на короткое мгновение. Но этого с головой хватает, чтобы увидеть всю картину целиком. Я даже не буду говорить о том, что различные фишки из 3д анимации здесь подобраны идеально и отлично вписываются в двумерный мир. Да и давайте говорить честно - мир не ощущается двумерным. Вообще. Вот такую магию Макото Синкай творил уже в начале своей карьеры.

Повседневность В Аниме

Предлагаю продвинуться чуть вперед и взглянуть на следующие его картины. Тут просто глаза разбегаются от их обилия. Взять то же “Твое Имя”, которое обошло по кассовым сборам шедевр Миядзаки? Или может окунуться в мир Сада изящных слов? Или обратиться к уже упомянутому “Пять Сантиметров В Секунду“? А давайте попробуем взять все эти картины сразу и пройтись по отдельным их частям? То, как Макото Синкай создает повседневность - это целая наука. Во первых - звук. Попробуйте включить “Сад Изящных Слов” и послушать окружение. То, как оно разговаривает со зрителем вызывает особые эмоции. Конечно, это может прозвучать грубо, особенно если учесть то, что мы говорим про творчество Синкая, но я все таки осмелюсь это сказать. Последние его аниме можно слушать. Просто слушать, без всякой картинки. Правда, попробуйте закрыть глаза во время просмотра и просто насладиться звуками, образы сами будут возникать у вас в голове. А замечательные саундтреки вообще вызовут у вас экстаз. Более того, русский дубляж просто шикарен, поэтому все диалоги тоже будут усладой для ушей. Но звук - это не та особенность, из-за которой мы восхищаемся произведениями Макото. Вы замечали, что он часто использует приемы из реального кино. Имитирует блики на линзе камеры, создает реалистичные отражения или дополняет картинку солнечными лучами. Часто сама камера не остается статичной. Да и ракурсы, которые берет Синкай имитируют реальную съемку. В рамках жанра это работает просто замечательно. Как говорил сам Макото - анимацию он любит за то, что она дает свободу выражать свои мысли. В противовес моим словам о звуке скажу , что многие сцены без слов раскрываются с помощью визуала лучше, чем если бы их описывали текстом.

Вообще хочется сказать еще много теплых слов об авторе, но к сожалению или к счастью интернет уже переполнен видеороликами на эту тему. Интересно, что многие люди правда не понимают произведения Макото Синкая. Я зашел почитать рецензии на его картины и удивился, сколько же людей считают их затянутыми, неинтересными и скучными. Да, ребят, реальность может представать перед вами именно в таком образе, но не стоит забывать, что повседневность изменится лишь тогда, когда мы станем смотреть на нее по-другому. То, как мы воспринимаем нашу жизнь - и есть наша жизнь. Всем добра, смотрите хорошее аниме, любите своих близких и не забывайте о ценности жизни.

Статья скорее имеет ознакомительный характер, хочу попробовать для себя данный формат, быть может понравится.

Видеоверсия статьи - буду рад вашему просмотру и комментарию.

103103
34 комментария

Если бы моя повседневность была как в аниме, я бы её по умолчанию любила)

28

Будь милой девочкой и делай милые вещи.
С другой стороны - может твоя повседневность уже как в аниме.

GiTS, Serial Experiments Lain, Elfen Lied - повседневность есть разная и вопрос каким кофеём она залита.
Да и даже повседневность-повседневности. У кого-то повседневность это лёгкие косячки в работе копом, пока муж откисает в командировке, а у кого-то - отрываться за всю оставшуюся молодость, думая, что у этой полицейской тоже мужа нет. (Lucky Star)

3

Комментарий недоступен

Хотел написать про слайсы, а вышло про Синкая. Классика. Тема слайсов куда шире и глубже работ Синкая

25

а при чем тут повседневность до повседневной супергероики Шинкая?

16

Ща бы графонистые мылодрамы Синкая повседневностью называть...

6

Романтика для слабых духом)
Хорошая повседневность и без неë обходится

3