«Пишите даты выхода карандашом, а не ручкой»: как изменится летний сезон блокбастеров и выживут ли кинотеатры

Из-за пандемии «лето» в кинобизнесе теперь будет идти круглый год.

Лето — это время дорогостоящих блокбастеров, авторы которых намерены собрать не менее 700-800 миллионов долларов в прокате, а то и целый миллиард. «Трансформеры», «Форсаж», ленты Кристоферы Нолана — все эти фильмы зачастую выходили летом и становились кассовыми хитами.

Но в 2020 году пандемия нарушила все планы крупных студий. «Довод» и «Мулан» уже в который раз переносят с даты на дату — а из-за новой вспышки заболевания в США ленты могут не выйти летом вовсе. В большинстве стран кинотеатры всё ещё закрыты — показы не начались даже в Китае, где эпидемия уже сошла на нет. С учётом лета мировой прокат рискует потерять вплоть до 70% сборов.

В The Hollywood Reporter пообщались с руководителями крупных студий и сетей американских кинотеатров — о том, оправится ли летний сезон от потерь и чего стоит ожидать от кинобизнеса. Аналитики предполагают, что в будущем благодаря пандемии и переносам лето перестанет быть самым доходным временем года.

«Пишите даты выхода карандашом, а не ручкой»: как изменится летний сезон блокбастеров и выживут ли кинотеатры

«Довод» рискует потерять много денег

В начале июня топ-менеджеры Warner Bros. устроили онлайн-встречу с Кристофером Ноланом и его женой, продюсером Эммой Томас — чтобы обсудить выход «Довода». Изначально в студии в качестве даты релиза выбрали 17 июля, но, очевидно, её нужно было сдвигать. Руководители предложили режиссёру сразу несколько дат, просчитав все возможные потери.

Нолан же тогда сказал, что дело не в деньгах — постановщик хотел, чтобы «Довод» был одним из первых больших фильмов в кинотеатрах после их открытия. По задумке режиссёра, летний релиз «Довода» — это знак солидарности между киностудиями и сетями кинотеатров, которые в этом году терпят миллиардные убытки.

Ещё в марте Нолан выразил поддержку площадкам, обратившись к правительству США с просьбой помочь индустрии — ведь она «играет немаловажную роль в нашей общественной жизни, предоставляя рабочие места для многих и развлечения для нас всех».

В итоге ленту сдвинули сначала на 31 июля, а затем на 12 августа.

«Пишите даты выхода карандашом, а не ручкой»: как изменится летний сезон блокбастеров и выживут ли кинотеатры

Ещё до карантина кинобизнес и так сдавал позиции под натиском стриминговых сервисов — а пандемия и её непредсказуемое течение всё усугубили. В конце мая никто не думал, что в июне случится новая вспышка — количество случаев Covid-19 продолжает расти, и потому кинотеатры даже в августе могут остаться закрытыми.

Если студии вновь сдвинут даты выхода, то лето 2020 года впервые за 45 лет останется без крупных блокбастеров. В 1975 году Стивен Спилберг выпустил «Челюсти», тем самым представив миру (и кинобизнесу в частности) концепт летнего мегахита.

Благодаря Спилбергу лето стало самым доходным сезоном — в 2019-м сборы фильмов в это время составили 4,35 миллиарда долларов, или 38 процентов от всех доходов (11,4 миллиарда).

Причём, даже если «Довод» всё же выйдет летом при отсутствии конкуренции, доходы Warnet Bros. упадут. В среднем фильмы Нолана собирают 56 миллионов долларов в США в первый уикенд — а аналитики верят, что «Довод» заработает лишь 30 миллионов. Это связано с тем, что в открытых кинотеатрах ввели меры социальной дистанции — площадки будут продавать лишь половину билетов, чтобы избежать аншлага.

А ведь фильму нужно заработать как минимум 400 миллионов, чтобы выйти в ноль — это не считая затрат на маркетинг, которые в этом году стали намного меньше из-за отсутствия дорогостоящей рекламы на спортивных мероприятиях.

В похожей ситуации оказалась и Disney — «Мулан» перенесли уже в третий раз, сначала с 27 марта на 24 июля, а затем на 21 августа.

Переносить выход — не лучшая идея, особенно по несколько раз. Но мы будем продолжать это делать, пока ситуация не стабилизируется. Это болезненно, но прямо сейчас здоровье и безопасность для нас в приоритете.

Алан Хорн, креативный директор и сопредседатель Walt Disney Studios
Иллюстрация The Hollywood Reporter
Иллюстрация The Hollywood Reporter

Даже открытые кинотеатры почти не приносят дохода

Причём, даже если кинотеатры где-то откроются, в них будет нечего показывать.

Со стороны может показаться, что у тех сетей кинотеатров, которые всё же запустились, дела идут хорошо — например, небольшая техасская сеть Santikos Entertainment открыла три из девяти площадок и за неделю заработала аж 57% всех доходов в традицинных (крытых) кинотеатрах в США. И это при том, что, согласно ограничениям, в Техасе залы тогда могли заполняться лишь на четверть.

Но в Америке сейчас доминируют автокинотеатры — пока что они приносят основную прибыль. С их учётом Santikos не попала даже в двадцатку.

Без новых релизов открытые кинотеатры немногим лучше закрытых. Мы открылись 2 мая, чтобы сотрудники вернулись к делу, перевели дух от карантина и научились работать в таких дерьмовых обстоятельствах. Мы всё ещё терпим убытки — просто теперь уже не так быстро.

Тим Хэндрен, генеральный директор сети кинотеатров Santikos Entertainment

Сейчас залы могут заполняться уже на половину — но, по словам Тима Хэндрена, даже с таким ограничением места всё равно не раскупают, потому что в кинотеатрах крутят старые фильмы.

Надежда на лучшее — для меня не вариант. [...] Это раздражает — пытаться найти хоть какую-то стабильность, чтобы всё распланировать. В Warner Bros. могли бы хотя бы чётко сказать: «Мы выпускаемся в августе», и тогда я бы всё рассчитал. Но они ведь каждую неделю сдвигают даты.

Тим Хэндрен, генеральный директор сети кинотеатров Santikos Entertainment

Вместо блокбастеров — низкобюджетные ленты

При этом недостаток нового контента совсем необязательно заполнять высокобюджетными и рискованными фильмами. Так поступила Sony — студия сдвинула сиквел «Венома» и «Охотников за приведениями» на 2021 год, а к открытию кинотеатров в августе подготовила романтическую комедию «Галерея разбитых сердец», которая стоила ей меньше 10 миллионов.

Причём, Sony планирует показывать «Галерею» сразу несколько месяцев — пока будут открываться кинотеатры. И люди пойдут на неё, так как ничего подобного в кино больше крутить не будут.

Ставка на «Галерею разбитых сердец» рассчитана не на уикэнд, а на несколько месяцев. Если кинотеатры в Огайо открыты, а в Лос-Анджелесе ещё нет, то всё в порядке — сначала мы покажем фильм в Огайо, а затем и в Лос-Анджелесе.

Так показывали фильмы в эпоху до «Челюстей» — их выпускали постепенно. Это нормально, если ты единственный фильм на рынке, просто нужно сохранять терпение.

Тим Ротман, председатель Sony Pictures Entertainment
«Галерея разбитых сердец»
«Галерея разбитых сердец»

Той же стратегии придерживается небольшая студия Solstice Studios, которая планирует выпустить триллер «Неистовый» с Расселом Кроу. Изначально его релиз был запланирован на сентябрь, но в надежде заполнить нишу студия перенесла его на начало июля. Впрочем, ввиду последних событий ленту пришлось сдвинуть на 31 июля.

Приходится обзванивать владельцев кинотеатров, потому что надо менять всю рекламу. [...] Мы знали, что это будет сложно — но есть огромное преимущество в том, чтобы быть первым. Мы получили столько внимания — 400 миллионов реакций в медиа и соцсетях. В обычное время нам бы повезло, если бы мы заработали 50 миллионов.

Марк Джилл, глава Solstice Studios

Universal же вообще отказалась соревноваться с WB и Disney — поэтому новые «Миньоны» и «Форсаж» уехали сразу на лето 2021 года. И, как признались руководители студии, благодаря этому они предотвратили кучу проблем.

Это не очень понравилось прокатчикам, но мы понимали, что это наилучший вариант для фильмов — и в итоге мы очень рады, что так поступили. У нас есть отличные релизы следующим летом, и мы избежали головной боли.

Донна Лэнгли, председатель Universal
Иллюстрация The Hollywood Reporter
Иллюстрация The Hollywood Reporter

Лето круглый год

Аналитики считают, что благодаря переносам фильмов осенний и зимний сезоны 2020 года не будут сильно отличаться от типичного летнего — из-за обилия релизов. Этот тренд наметился уже давно — последние годы всё больше студий выпускали высокобюджетные ленты не летом.

К тем фильмам, которые и так должны были выйти в это время, присоединились многие другие: «Тихое место 2» (3 сентября), «Чудо-женщина 1984» (1 октября), «Чёрная вдова» (5 ноября), «Не время умирать» (19 ноября), «Душа» от Pixar (19 ноября), «Главный герой» с Райаном Рейнольдсом (8 декабря) и «Топ Ган: Мэверик» (22 декабря).

Также, по мнению некоторых аналитиков, 2021 год может стать рекордным, тоже из-за перенесённых фильмов: вместе с запланированными релизами выйдут «Охотники за приведениями: Наследие» (4 марта), Круиз по джунглям с Дуэйном Джонсоном (29 июля) и сиквел «Венома» (24 июня).

В прошлом даты были неизменны — вы были к ним прикреплены. Пан или пропал. Сейчас же всё ровно наоборот — релизы фильмов будут продолжать сдвигаться. И успех зависит от гибкости и манёвренности студий.

Тим Ротман, председатель Sony Pictures Entertainment

Сейчас даты выхода нужно писать карандашом, а не ручкой.

Пол Дергарабедян, аналитик Comscore
Иллюстрация The Hollywood Reporter
Иллюстрация The Hollywood Reporter

И, по мнению главы IMAX Рича Гелфонда, подобные сдвиги приведут к тому, что в будущем доля блокбастеров среди релизов станет ещё больше.

Какой тренд ускорится, так это увеличение количества блокбастеров. Их станет больше, чем обычных фильмов.

Рич Гелфонд, глава IMAX
5050
41 комментарий

Также, по мнению некоторых аналитиков, 2021 год может стать рекордным, тоже из-за перенесённых фильмов: вместе с запланированными релизами выйдут «Охотники за приведениями: Наследие» (4 марта), Круиз по джунглям с Дуэйном Джонсоном (29 июля) и сиквел «Венома» (24 июня).

Хахахахахаххахахахахаххаахахахахаххахахахахахха

Серьезно? Рекордным в 2021? Они точно уверены что вирус к тому времени исчезнет и у людей появится иммунитет? Вакцина в лучшем случае появиться осенью-зимой 2021. Плюс правила дистанцирования станут обычным обиходом. Народ как раньше бежать в кинотеатры не будет. Также у людей уже денег не будет чтоб пойти в кино, не то чтобы купить себе шамовку. К тому времени половина кинотеатров закроется на хрен. 

6

Да и как будто люди будут ходить абсолютно на каждый блокбастер , а кинозалы прям настолько резиновые чтобы прокатывать все фильмы. Просто обвалится большинство фильмов и все.

14

Они точно уверены что вирус к тому времени исчезнет и у людей появится иммунитет? Можно уверенно сказать что всем уже стало +- насрать. Моем руки антисептиком, иногда надеваем маски, но по домам никто не сидит и в путешествия уже очень многие ездят. Кажется многие забыли, что изначальный план был не побороть болезнь карантином, а размазать по времени и притушить начальный экспоненциальный рост. И в общем то так всё и идет.

1

Комментарий недоступен

Кроме довода, как по мне, там и ждать особо нечего. Не особо расстраивают эти переносы.

Интересно, он  могут допереносится, что показывать уже будет негде?

6

Меня ещё судьба Бонда беспокоит

9

Дюну Вильнева забыл?

8