«Это всё из-за игр»: как индустрию развлечений пытаются обвинить в массовых убийствах

От детских сказок и комиксов до жестоких видеоигр.

Комментируя недавнюю трагедию в Паркленде, президент США ясно дал понять, что он считает основным виновником произошедшего индустрию развлечений. По мнению Дональда Трампа, на 19-летнего Николаса Круза, совершившего массовое убийство, наверняка повлияли либо видеоигры, либо жестокие фильмы.

Возможно, нам стоит что-то сделать с тем, что смотрят подростки и как они это смотрят. Это относится и к видеоиграм. Я всё чаще слышу, что уровень насилия в видеоиграх формирует мышление молодых людей.

Следом фильмы. Они такие жестокие. Тем не менее детям можно смотреть картины, где есть убийства, — главное, чтобы не было сцен секса. Может быть, стоит ввести рейтинговую систему именно для этого.

Дональд Трамп, президент США

Эти заявления привели к недавней встрече президента США с представителями игровой индустрии и вызвали широкую дискуссию в американской прессе. Среди прочих к спору присоединился Тревор Бёррус, представитель аналитического центра под названием Cato University. Аналитик углубился в историю обвинений игр — и художественных произведений в принципе — в насилии, происходящем в реальном мире.

«Это всё из-за игр»: как индустрию развлечений пытаются обвинить в массовых убийствах

Поиски виновного

По мнению Бёрруса, подобная точка зрения берёт начало в далёком прошлом — как минимум в XIX веке. В качестве примера он приводит сказку Братьев Гримм под названием «Как дети играли в мясника», изданную в 1812 году.

Однажды дети увидели, как отец забил поросёнка. Когда они стали играть, один ребёнок сказал другому: «Давай ты будешь поросёнком, а я мясником», после чего взял нож и воткнул его брату в горло. Их мать в это время мыла самого младшего ребёнка в комнате наверху. Услышав крики детей, она сбежала вниз, увидела, что случилось, вытащила нож из горла сына и воткнула его в сердце тому ребёнку, который изображал мясника.

Она побежала обратно наверх, чтобы проверить, всё ли в порядке с малышом, но тот к тому моменту уже утонул. Женщина была в таком ужасе и отчаянии, что не дала прислуге себя утешить и повесилась. Когда её муж вернулся с поля и увидел всё это, он немедленно умер от горя. Конец.

братья Гримм

В конце девятнадцатого века в проявлениях жестокости среди молодёжи было принято винить «бульварное чтиво». Исследователь приводит две статьи из New York Times — за 1890 и за 1896 год. Автор первой уверенно заявляет, что преступник «стремился подражать героям бульварной литературы». Во второй рассказывается о молодом грабителе, укравшем золотые часы и стрелявшем в преследователей из пистолета. Если верить публикации, «друзья парня говорили, что он — жертва бульварной литературы». Чтение о насилии приводит к насилию — судя по всему, в 1890-е в этом никто не сомневался.

«Это всё из-за игр»: как индустрию развлечений пытаются обвинить в массовых убийствах

Вероятно, общество очень быстро начало подозревать, что полиция просто ищет козла отпущения. Уже в 1909 году журналист The Times довольно прямо пишет:

Времена, когда полиция видела в бульварном чтиве опасные учебники из «школы преступлений», подходят к концу. Они нашли новый объект для нападения. Теперь они говорят, что аппарат с двигающимися картинками в случае, если им управляют недобросовестно и безответственно, может заставить легко внушаемую молодёжь свернуть на путь, ведущий в тюрьму, даже эффективнее, чем криминальная литература.

The New York Times

Одновременно с американской полицией в России за борьбу с кинематографом принялся император Николай Второй. Обычно его резкие резолюции были связаны с беспорядками, или другими нежелательными происшествиями в кинотеатрах, однако император никогда не упускал случая подвергнуть критике саму суть кино — «ненужного, и даже вредного развлечения». Например, всё в том же 1909 году он пишет о кинотеатрах следующее:

Пользы от них не может быть. Они вообще оказывают пагубное влияние, приучая публику к дурным привычкам. Надо в каждый такой театр назначить по жандарму, чтобы постоянно следить за подозрительными посетителями.

Николай II, Император Всероссийский
«Понизовая вольница», 1908
«Понизовая вольница», 1908

Бёррус рассказывает, что из-за веры в то, что художественные фильмы могут быть «использованы в злых целях», в США кино не попадало под действие первой поправки к Конституции о запрете на ограничение свободы слова или печати — вплоть до 1952 года.

В перерывах между цензурированием фильмов активисты принимались за радиопередачи — в 1941 году некая доктор Мэри Престон провела исследование, согласно которому у огромного количества детей наблюдалась «острая зависимость» от криминальных радиопостановок. Как утверждает доктор, от одного десятилетнего ребёнка она услышала следующее: «Убийства — это самое лучшее. Стрельба и гангстеры — на втором месте. Мне очень понравилось, как вампиры сосали кровь».

Кино, комиксы, радио

В своё время в жестокости подростков винили не только фильмы и пьесы, но и комиксы. Образ комиксов, пропагандирующих «жестокость, садизм, преступления, избиения и неразборчивые связи» популяризовал другой психиатр — доктор Фредерик Вертем. В 1948 году журнал Saturday Review выпустил его статью, в которой доктор сообщал, что тринадцатилетний подросток, убивший своего товарища, заявил, что он «прочитал все комиксы, какие мог заполучить».

Этот факт, по словам Вертема, разрушал теорию о том, что любители комиксов «не имитируют прочитанное». Книги и статьи, в которых доктор связывал склонность к насилию и любовь к комиксам, получили широкое распространение и в результате привели к созданию организации, наложившей огромное количество ограничений на индустрию комиксов.

Фредерик Вертем читает комиксы
Фредерик Вертем читает комиксы

Вертем прославился прежде всего своим крестовым походом против комиксов, но и о других видах искусства он не забывал. Одиозный психиатр называл телевидение «школой криминала» и нелестно отзывался о кино. Он заявлял, что если бы ему пришлось столкнуться с буйным подростком в тёмном переулке, он бы предпочёл, «чтобы тот не смотрел «Бонни и Клайда».

В наш просвещённый век подобные дискуссии тоже происходят. Например, после истории о нападении на кинотеатр, в котором показывали фильм «Тёмный рыцарь: возрождение легенды», в прогрессивном издании The New Yorker вышла колонка, в которой автор рассуждает о том, что преступник мог вдохновляться Джокером и Бэйном — хотя и оговаривается, что «фильм не может заставить вас убивать». Автор The Wall Street Journal идёт дальше, заявляя, что «жестокие фильмы обладают силой дестабилизировать, снижать чувствительность, делать хуже».

«Это всё из-за игр»: как индустрию развлечений пытаются обвинить в массовых убийствах

После этих же печальных событий знаменитый режиссёр Питер Богданович дал интервью Hollywood Reporter, в котором прямо обвинил в произошедшем создателей жестоких фильмов.

В их фильмах полно трупов. Это заставляет аудиторию считать, что это не ужасно. Объём насилия на экране увеличился десятикратно. Это почти порнография. Да нет, это порнография. Это вышло из-под контроля. Я понимаю, что это может свести кого-нибудь с ума.

Питер Богданович, режиссёр

Однако, в целом, если не брать в расчёт особые случаи, подобные инциденту с «Возрождением легенды», количество претензий общества к жестоким фильмам за последнее время резко сократилось. Общество, по выражению автора The New York Times, нашло «новый объект для атаки». В наше время место комиксов и радиопостановок заняли жестокие видеоигры.

Видеоигры и стрельба

На фоне недавних событий Колин Кэмпбел, колумнист Polygon, написал статью, в которой перечислил всех известных массовых убийц, увлекавшихся видеоиграми.

Как известно, Эрик Харрис и Дилан Клеболд, устроившие бойню в Колумбине в 1999 году, были заядлыми игроками в Doom. 14-летний Майкл Карнил, застреливший троих школьников в 1997-м, увлекался играми — на этом основании родители жертв безуспешно пытались засудить видеоигровые компании.

«Это всё из-за игр»: как индустрию развлечений пытаются обвинить в массовых убийствах

Есть и куда менее однозначные случаи: Адам Ланца, застреливший 20 детей и шестерых взрослых в Сэнди Хук в 2012 году, «проводил кучу времени в подвале, играя в самые разнообразные игры». Его любимой игрой была Dance Dance Revolution — вероятно, самое безобидное интерактивное развлечение из возможных. А стрелка, убившего 32 человек в Вирджинии в 2007 году, и вовсе «обвинили» в увлечении видеоиграми по ошибке — спустя какое-то время его сосед по комнате заявил, что ни разу не видел, чтобы убийца играл в Counter-Strike, в фанаты которой его записала пресса.

Двое подростков, застреливших мотоциклиста, утверждали, что увлекались GTA 3. В эту же часть знаменитой серии играли члены совершившей немало убийств Оклэндской банды. С тех пор за GTA закрепилась слава игры, вдохновляющей на преступления — можно вспомнить хотя бы о российской «банде ГТА».

«Это всё из-за игр»: как индустрию развлечений пытаются обвинить в массовых убийствах

Наконец, известно, что в видеоигры играли Джеймс Холмс, ответственный за уже упомянутый инцидент на показе «Возрождения легенды», и печально известный норвежский террорист Андерс Брейвик. Последний, по его словам, играл в World of Warcraft, «чтобы расслабиться», и в Call of Duty — чтобы повысить меткость стрельбы.

По подсчётам Кэмпбела, из ста самых крупных массовых убийств в школах 40 произошли в США, из них 33 — между 1980 и 2018 годами, в период, когда уже можно говорить о возможном влиянии видеоигр на психику. Лишь в четырёх случаях из 33 убийцы оказывались поклонниками видеоигр. Учитывая тот факт, что видеоигры — крайне популярное развлечение среди молодёжи, 4 из 33 — явно слишком маленький процент, чтобы можно было всерьёз говорить о тенденции.

Если вы интересовались играми в течение хотя бы нескольких лет, вы без сомнения уже устали от одинаковых споров. Но они стоят повторения. Игры — главное развлечение для многих молодых людей. Если преступление совершит молодой человек, то высока вероятность того, что когда-то он играл в видеоигры.

Колин Кэмпбел, Polygon, журналист

Непоколебимые убеждения

Однако ни статистика, ни научные исследования, опровергающие эту теорию, не могут избавить общество от убеждённости в том, что увлечение жестокими видеоиграми может вести к насилию в реальной жизни. Активнее всех ответственность за насилие в реальном мире на видеоигры пытаются переложить, конечно же, политики.

Одни обосновывает это убеждение выводами, которые могут показаться логичными, как, например, губернатор Кентукки Мэтт Бэвин, экс-депутат Госдумы Олег Михеев или сенатор Елена Мизулина.

Существуют игры, которые дают игрокам возможность зарабатывать очки — как ученикам в школе! Здесь ты получишь дополнительные очки за то, что прикончишь того, кто лежит и умоляет о помощи. Эти так называемые «игры» заталкивают нам в глотку под предлогом «свободы слова». Это — мусор. Это хуже порнографии.

Мэтт Бэвин, губернатор Кентукки

Есть два обстоятельства, влияющих на 100-процентное закрепление информации в мозгу игрока: во-первых, повышается порог агрессии и снижается чувствительность к жестокости и страданиям, а, во-вторых, повторное возвращение к игре закрепляет её образы в сознании как неотъемлемую часть жизни.

Олег Михеев, экс-депутат Государственной Думы РФ

Игры-стрелялки стирают психологический барьер между реальностью и виртуальным миром, изначально они и были придуманы для американских военных как часть тренировочного процесса. Ребёнок пребывает в полной уверенности, что это — только игра, в которой у него несколько жизней. Родителям необходимо с исключительным вниманием отнестись к подобным увлечениям детей.

Елена Мизулина, сенатор
«Это всё из-за игр»: как индустрию развлечений пытаются обвинить в массовых убийствах

А другие, как, например, вице-президент Национальной стрелковой ассоциации США Уэйн Лапьерр, или как сам Трамп, просто доверяются иррациональным эмоциям.

В этой стране существует бессердечная, продажная и оскверняющая всё вокруг индустрия, которая продаёт и сеет насилие — насилие против собственного народа. Она делает это через греховные, жестокие видеоигры с названиями вроде Bulletstorm, Grand Theft Auto, Mortal Kombat и Splatterhouse. Или вот ещё одна — Kindergarten Killers. Она доступна онлайн вот уже десять лет!

Уэйн Лапьерр, вице-президент Национальной стрелковой ассоциации США

Жестокость и её восхваление в видеоиграх нужно остановить — это создаёт монстров!

Дональд Трамп, президент США

В словах этих политических деятелей слышится непоколебимая уверенность — научным исследованиям их явно не разубедить. Можно предположить, что таким образом политики просто-напросто пытаются найти простые ответы на сложные вопросы, уйти от ответственности за собственные ошибки и отвлечь население от действительно важных проблем. Так или иначе, в случае с видеоиграми многие из них, скорее всего, в той или иной степени верят в то, что говорят. Что ещё более важно — им верит значительная часть общества.

Рано или поздно место нынешних борцов с жестокими играми займёт новое поколение, которое не будет испытывать панического страха перед интерактивными развлечениями. Видеоигры оставят в покое — как уже оставили в покое книги, комиксы, радиопостановки и обычные детские игры, в своё время так впечатлившие автора сказки «Как дети играли в мясника».

8080
124 комментария

В качестве примера он приводит сказку Братьев Гримм под названием «Как дети играли в мясника», изданную в 1812 году.Учись, Мартин, хватает и одной книжки, чтобы всех убить.

21
Ответить

Тут не книжка, тут за минут за 15 действа 4 трупа и ещё пятый, как вишенка на торте. Благодать то какая, за такой короткий абзац можно узнать характеры персонажей, посочувствовать им и проводить в мир иной орошая клавиатуру слезами.

3
Ответить

вице-президент Национальной стрелковой ассоциацииВ этой стране существует бессердечная, продажная и оскверняющая всё вокруг индустрия, которая продаёт и сеет насилие¯\_(ツ)_/¯

21
Ответить

Просто эта ассоциация, при всей полезности данной организации - гнездо и оплот упоротых республиканцев. Ну а упоротость, леволиберальная ли, в духе современных американских "демократов", республиканская ли, все равно упоротость.

Ответить

Ну, в этом обвинении ровно столько же правды, сколько в обвинении игр.

Ответить

В моем детстве неадекватные взросылые обвиняли покемонов и книги про Гарри Поттера (коих на те года было около 3), моему другу родители в серьез запрещали их читать, аргументируя тем, что дети прыгают из окна с метлой и тыкают друг другу в глаза палками, играя в волшебников

10
Ответить

Нет чтобы как раньше в войнушку во дворе играть, одни за немцев другие за наших, вот это намного безопаснее)))))))

2
Ответить