«Теперь мы снова погрузимся во тьму»: прекращение работы SteamSpy и реакция разработчиков

Чем грозит закрытие популярного аналитического сервиса.

«Теперь мы снова погрузимся во тьму»: прекращение работы SteamSpy и реакция разработчиков

SteamSpy — аналитический сервис, который собирал статистику по продажам игр в цифровом магазине Steam. Сайт был создан в 2015 году Сергеем Галёнкиным, который в то время работал аналитиком в Wargaming.

Сервис получал информацию с помощью специального API, собиравшего его на основании данных пользовательских аккаунтов. Несмотря на погрешность в пределах 10%, SteamSpy помогал оценить успешность того или иного тайтла и был полезен как разработчикам, так и профильным СМИ.

11 апреля 2018 года Valve объявила об изменениях в настройках приватности профилей Steam. В частности, пользователи теперь могут скрывать полученные ими достижения, списки желаемого, а главное — купленные игры.

Вы сможете выбирать, кому показывать игровую информацию, которая включает список игр, которые вы купили или добавили в список желаемого, а также достижения и игровое время. Эта настройка позволяет контролировать, видят ли вас «в игре», а также название игры.

Фрагмент объявления администрации Steam

В своём объявлении Valve не указала, что по умолчанию игровые библиотеки всех пользователей скрыты, из-за чего SteamSpy больше не может собирать информацию о продажах. Об этом в своём Твиттере позднее сообщил сам Сергей Галёнкин.

Valve внесла изменения в свои настройки приватности. Из-за этого игры, которыми владеют пользователи Steam, теперь скрыты по умолчанию. SteamSpy опирался на эту информацию, которая была видна по умолчанию, а теперь не сможет функционировать.

По словам Галёнкина, он знал, что момент, когда сервис не сможет работать, рано или поздно наступит. При этом он не знал о готовящемся обновлении платформы, так как Valve не сообщает об изменениях в своей политике заранее.

Галёнкин не связывает нововведение с попыткой компании закрыть SteamSpy. По его словам, сначала он подумал, что изменение настроек приватности связано с Общим регламентом по защите персональных данных, который вступит в силу на территории ЕС в мае, однако в таком случае Valve пришлось бы скрывать всю информацию пользователей, включая настоящие имена и ссылки на другие социальные сети.

Есть более простые способы заблокировать SteamSpy. Если я правильно понял, они запретили пользователям играть с их друзьями, потому что те не смогут увидеть, какие игры есть на чужом аккаунте. Я думаю, если бы они хотели заблокировать SteamSpy, они бы выбрали более простой путь.

Сергей Галёнкин, основатель SteamSpy

Создатель сервиса считает, что прекращение работы SteamSpy ударит первую очередь по инди-разработчикам, так как теперь придётся тратить большие суммы на то, чтобы заказывать маркетинговые исследования у специализированных фирм.

В настоящее время он думает над своим следующим шагом. По словам Галёнкина, у него есть несколько вариантов, но статистическая погрешность при сборе данных иными методами может оказаться слишком высокой. Также он не видит смысла обращаться к разработчикам, чтобы собирать данные из-за политики Steam.

Их контракт с разработчиками запрещает делиться информацией с третьими лицами.

Кроме того, Галёнкин мог бы собирать данные на основе информации об одновременном количестве игроков (CCU) в той или иной игре, но такой подход требует много работы, а результат будет не слишком точным. Ситуация не изменится даже если пользователи станут добровольно открывать доступ к своим аккаунтам.

В любом случае, основатель сервиса планирует оставить SteamSpy в качестве архива. При этом, решение Valve об изменении настроек приватности цифрового магазина Галёнкин считает «шагом в правильном направлении».

Дать пользователям некоторый контроль над настройками приватности — это шаг в правильном направлении […] Но странно, что они позволили прятать только часть информации, а важные личные данные остаются доступными всем. Не понимаю, почему они поступили именно так.

Сергей Галёнкин, основатель SteamSpy

Реакция разработчиков

Прекращение работы SteamSpy во многом ударило и по создателям игр. Так, теперь им будет тяжелее отслеживать успешность конкурентов и вообще следить за состоянием и трендами индустрии.

Так, главный дизайнер Path of Exile Крис Уилсон (Chris Wilson) называл SteamSpy полезным инструментом, «позволявшим изучить разные ниши и оценить успех других игр», а дизайнер Sexy Brutale Чарльз Гриффитс (Charles Griffiths) считает, что сервис помогал студиям не полностью зависеть от данных, предоставляемых издателями.

Глава издательства tinyBuild Алекс Ничипорчик в комментарии для DTF отметил, что теперь разработчики будут предоставлять ложные данные о своих успехах, потому что проверить правдивость их информации будет невозможно.

Будет меньше прозрачности и больше раздутых историй, в которых разработчики притворяются, что их игры успешны. Будет меньше материала, подтверждающего бизнес-кейсы.

Алекс Ничипорчик, CEO tinyBuild

Пол Килдафф-Тейлор (Paul Kilduff-Taylor) из студии Mode 7 и вовсе считает, что из-за прекращения работы SteamSpy многие разработчики уйдут из профессии. При этом он не удивлён тому, что сервис был закрыт и так же надеется на то, что Steam предложит ему альтернативу.

Даже сейчас есть много страшных историй о том, как разработчики столкнулись с негативными отзывами игроков. Без возможности получить объективные данные о состоянии рынка многие, возможно, просто уйдут из геймдева.

SteamSpy был основан на данных, которые не предполагалось использовать для оценки продаж. Поэтому не удивительно, что он прекратил свою работу после ужесточения политики приватности.

[Steam] уже публикует данные о самых продаваемых играх в течение года. Было бы здорово, если бы магазин стал предоставлять более подробную информацию.

Пол Килдафф-Тейлор, сооснователь Mode 7

Многие разработчики надеются на появление альтернативы SteamSpy. Так, основатель inXile Entertaiment Брайан Фарго (Brian Fargo) выразил надежду на то, что Valve предоставит разработчикам столь же удобный и полезный инструмент.

Я надеюсь, что Steam будет предоставлять те же данные, что и SteamSpy, так как считаю это полезным для индустрии. Эта информация позволяет геймерам узнать, сколько игроков играют в ту или иную игру и принять решение о покупке, а разработчикам — прикинуть примерные доходы и получить данные об интересе аудитории к какому-то жанру.

Брайан Фарго, глава inXile Entertaiment

Основатель студии Mandragora Евгений Кистерев рассказал DTF, что тоже надеется на создание готового решение для аналитики от самой Valve и негативно относится к ситуации со SteamSpy.

Хоть SteamSpy и появился недавно, но для меня и всех моих друзей, которые занимаются разработкой под Steam, этот инструмент стал повседневным. Теперь мы снова погрузимся во тьму. Как нам сделать анализ успешности издателя за последний год? Как узнать об успешности сиквела определённой игры? Информация подобного рода очень важна для нас, как разработчиков. Мы будем скучать по этим коротким временам с открытой информацией, которые всем были на руку и помогали развиваться.

Понимаете, я не могу рассказать третьим лицам о продажах своей игры на Steam по контракту с Valve. Это проблема отпала, когда появился SteamSpy. Но теперь она вновь будет существовать. Конечно же, мы всё ещё можем узнать количество вишлистов, человек в группе игры, CCU, отзывов и примерно экстраполировать эти данные для отдельно взятой игры. Но это будет не так удобно и менее точно. Я искренне надеюсь, что ситуация разрешится. Будь то SteamSpy или новый сервис от Valve. Будем следить за ситуацией. Как и с ситуацией, когда появился Steam Direct, я скажу: «Надеюсь, у Valve есть план, который учитывает интересы индустрии».

Евгений Кистерев, основатель студии Mandragora

Из-за изменения политики приватности проблемы возникли не только у аналитического сервиса. Например, администрация сервиса рекомендаций видеоигр RAWG, который синхронизируется с учётным записям в Steam, попросила пользователей сделать списки своих игр публичными.

Важное объявление о последнем обновлении Steam: сервис разделил настройки приватности вашего профиля и ваших игр, поэтому убедитесь, что ваша библиотека открыта, чтобы RAWG синхронизировался с ней.

Однако RAWG предназначен для геймеров, а SteamSpy пользовались сами создатели игр. За свою недолгую жизнь он стал для многих независимых разработчиков неотъемлемой частью работы, поэтому появление аналогичного инструмента, скорее всего — вопрос времени. Пока не ясно, как он будет работать и кто будет стоять за его созданием. Да и вероятность того, что сам SteamSpy снова заработает ещё существует, ведь пока Valve хранит молчание и не комментирует ситуацию.

9090
104 комментария

Короче все идёт к тому что скоро будет анонс сервиса разработанного ва́лв и встроенного в Стим. По доступной цене в 199.99 в год. ))))

40
Ответить

$200 в год за подробную аналитику из первых рук - б-жеская цена совершенно. Буду очень рад, если всё обернётся именно так.

19
Ответить

Комментарий недоступен

9
Ответить

Это будет уже нарушение прав разработчиков ибо разглашение коммерческих показателей их игр без разрешения. Много ли разработчиков дадут согласие на публичное раскрытие данных своих продаж?
Так что от Valve - не ждите. Не их бизнес

1
Ответить

Вообще то это противоречит политике конфиденциальности стима, поэтому стим и закрыл стимспай, про свою игру каждый разраб и так стату знает.

1
Ответить

R.I.P. Steam Spy.
Ты служил нам верой и правдой: внушал нам ложные надежды, подбадривая в ночном индидеве не меньше чем Indie The Movie, давал кучу инфы "вот, мама, у Васяна на плюсминус 500 копий меньше", позволял садиться за стол переговоров с Лакруа на равных (с публикацией потом сорян-луков), орать из багажника, едучи в лес, "да надо только распродаж дождаться, кто знал что там почти все владельцы это фармеры", пихать в презентации бесполезные слайды с и так известными выводами ("В 2017 надо делать ПУБГ для китайцев" ) и говорить что-нибудь на маркетолжском на девгаммах.
Мы давно уже привыкли смотреть на количество обзоров и пиковых пользователей для понимания успешности релизов. А делать игру мечты по анализу тэгов и дохреллиона сырых циферок — так себе вариант, если честно.
#Спасибо_За_Стимспай. Старик уходит, инди остаются. Честный обмен.

51
Ответить