Крестовый поход детей: почему в противостоянии Epic Games и Apple нет ничего от борьбы за свободный рынок

Манипуляции, прикрытые идеалами.

Крестовый поход детей: почему в противостоянии Epic Games и Apple нет ничего от борьбы за свободный рынок

«Apple закрыла и изувечила экосистему, создав абсолютную монополию на распространение и монетизацию программного обеспечения», — такое заявление сделал руководитель Epic Games Тим Суини в интервью телеканалу CNBC в конце июля 2017 года. Тогда он сетовал на то, что компания, которая фактически создала ПК-рынок, замкнулась в себе и теперь навязывает разработчикам ПО свои условия.

Суини также раскритиковал Google — она, по его словам, хоть и не монополист, но «не даёт продохнуть» конкурирующим с Google Play магазинам на Android. Наконец, руководитель Epic Games выступил против комиссии в 30% от выручки, которую забирают себе цифровые магазины.

Если все разработчики смогут устанавливать собственные ценники, избегая налога в 30%, который взимают Apple и Google, то это положительно скажется на потребителях. Мы сможем предлагать лучшие цены на внутриигровые предметы. Благодаря снижению входного порога, появится экономическая конкуренция, совершенно новые формы оплаты.

Тим Суини, руководитель Epic Games

Впрочем, негласная «война» Epic Games c платформодержателями началась куда раньше. Так, Fortnite на Android изначально вышла в обход Google Play — скачать игру можно было лишь через проприетарное приложение Epic Games App.

Таким образом разработчики избавили себя от необходимости платить те самые 30% и, по подсчётам аналитиков из Sensor Tower, лишили Google порядка 50 миллионов долларов потенциальной выручки в год. Как отмечал Тим Суини, обработка платежей и техподдержка не стоят такой комиссии.

Крестовый поход детей: почему в противостоянии Epic Games и Apple нет ничего от борьбы за свободный рынок

Однако через два года после релиза, Google «вынудила» Epic Games выпустить Fortnite в собственном магазине, так как все приложения, скачанные вне его, ОС Android воспринимала как вредоносные. Тогда Тим Суини выразил надежду на то, что Google всё-таки пересмотрит свою политику в отношении «открытых сервисов». Но этого так и не произошло.

При этом с Apple у Epic Games никогда не было подобных проблем. Да, Тим Суини высказывался против комиссии, однако разработчики не могли ничего поделать с этим ввиду закрытости экосистемы iOS. Не могли ничего поделать до 13 августа 2020 года.

Крестовый поход детей: почему в противостоянии Epic Games и Apple нет ничего от борьбы за свободный рынок

В этот день Epic Games добавила в Fortnite возможность приобретать премиум-валюту напрямую через систему Epic Direct — при этом Google и Apple не получали положенные им 30% от каждой транзакции. В результате игру удалили из App Store и цифрового магазина Android.

В Apple объяснили это решение тем, что собственная система оплаты Epic Games не прошла сертификацию и нарушает правила App Store. Google поступила так же по аналогичной причине, и в итоге обе компании получили судебные иски от Epic Games.

В обоих случаях разработчики отдельно отмечают, что не ставят своей целью получение денежной компенсации от платформодержателей, но борются за свободную конкуренцию на рынке. В частности, в иске к Google отмечается, что в ОС Android в открытость была поставлена во главу угла.

Epic не ищет компенсации за понесённый ущерб. Epic также не стремится заключить сделку на особых условиях с Google. Epic ищет судебного решения, которое заставит Google исполнить нарушенное обещание об открытой и конкурентной экосистеме Android как для пользователей, так и для субъектов индустрии. Мы крайне нуждаемся в таком решении.

Из иска Epic Games

О том, что Epic не преследует финансовой выгоды, говорят и данные аналитиков из Sensor Tower. По их словам, компания может потерять солидную долю выручки — с 2018 года Fortnite в App Store заработала порядка 1,8 миллиарда долларов. Более того, избавившись от комиссионных сборов, Epic Games снизила цены на премиум-валюту на 20%, чем, кажется, подтвердила, что внедрение собственной платёжной системы — это борьба за конкурентный рынок, а не за кошельки.

Крестовый поход детей: почему в противостоянии Epic Games и Apple нет ничего от борьбы за свободный рынок

Epic Games явно ожидала удаления Fortnite из App Store и Google Play после введения Epic Direct, судебные иски, очевидно, были подготовлены заранее. К тому же, сразу после того, как Apple вынесла своё решение, в Fortnite показали ролик Nineteen Eighty-Fortnite — пародию на рекламу Apple «1984», снятую Ридли Скоттом.

Таким образом, Epic Games ещё раз бросила вызов основам видеоигрового рынка, как сделала эта во времена запуска Epic Games Store. Тогда компания тоже выступала против 30% комиссии, взимаемой Steam, предлагая разработчикам 88% долю от выручки.

В этой связи ситуация с Fortnite в App Store и Google Play не кажется чем-то из ряда вон — напротив, это продолжение давней борьбы Epic. Авторы одного из самых популярных движков в индустрии и разработчики одной из самых популярных игр выступают здесь этаким гласом народа.

В результате Epic получила широкую поддержку аудитории — достаточно взглянуть на записи с хештегом FreeFortnite в Твиттере. Вдобавок к этому, в пользу разработчиков королевской битвы высказались и другие сервисы, «страдающие от монополии Apple», например, Spotify.

Крестовый поход детей: почему в противостоянии Epic Games и Apple нет ничего от борьбы за свободный рынок

Вообще, условия, которые предлагает Apple разработчикам, в последнее время критикуются особенно остро. Взять хотя бы недавние заявления Павла Дурова, генерального директора Telegram.

В своих обращениях он, как и Тим Суини, называет Apple монополистом и указывает на то, что комиссия в 30% несправедлива. Кроме того, деньги, полученные компанией, по его словам, не идут на улучшение устройств.

В реальности Apple тратит на поддержку App Store лишь незначительную часть того, что забирает у разработчиков приложений. Каждый квартал Apple изымает у авторов сторонних приложений миллиарды долларов. Однако затраты на хостинг и модерацию приложений исчисляются не в миллиардах, а в десятках миллионов долларов. Мы в Telegram знаем это потому, что размещаем и модерируем большее количество публично доступного контента, чем App Store. Поддержание любой крупной видеоплатформы требует больше серверов и модераторов, чем содержание каталога приложений.

Павел Дуров, генеральный директор Telegram

В основе борьбы и Павла Дурова, и Тима Суини лежит та самая комиссия в 30%. Это камень преткновения, из-за которого и возникают вопросы о закрытости iOS. Размышляя здраво: если бы Apple взимала меньший процент с выручки, вызывало бы недовольство то, что публиковать приложения можно только в App Store? Вряд ли.

И не поймите меня неправильно: 30% — это действительно большая доля и то, что она стала стандартом в индустрии, совсем не значит, что с ней не стоит бороться. Но с другой стороны, разработчики играют на поле Apple и Google, там, где именно эти корпорации устанавливают правила.

Крестовый поход детей: почему в противостоянии Epic Games и Apple нет ничего от борьбы за свободный рынок

Условия, которые предлагают они и другие крупные игроки, действительно могут препятствовать развитию свободного рынка. «Apple находится в позиции привратника, когда дело касается распространения приложений и контента пользователям», — заявляла вице-президент Еврокомиссии Маргарет Вестагер, говоря о том, что компанию следует проверить на добросовестную конкуренцию.

Вопрос конкуренции на рынке приложений действительно стоит остро, и Epic Games вполне способна выступать vox populi в его разрешении. Но не в текущем состоянии и не теми методами, которые избрала сейчас.

По большому счёту, вся история с удалением Fortnite — это не какое-то объявление войны, а провокация. Epic Games сознательно нарушила правила App Store и Google Play, заранее зная, к чему это приведёт. И в самом этом нет ничего плохого, некоторые сражения действительно стоит начинать так, однако Epic с помощью манипуляций превратила борьбу за деньги в борьбу за свободу.

Крестовый поход детей: почему в противостоянии Epic Games и Apple нет ничего от борьбы за свободный рынок

Эта борьба началась не вчера и не сегодня, и, как отмечают аналитики, Epic вряд ли удастся победить в суде против Apple и Google. Это не значит, что Epic не сможет повести за собой других — такие же многомиллионные компании, вполне возможно, последуют за ней. Однако простые пользователи, те самые, которые распространяют хештег FreeFortnite, вряд ли сыграют какую-то заметную роль в смене парадигмы рынка, если таковая случится.

Хештег FreeFortnite с его лёгким революционным флёром, на деле — маркетинговый продукт. Это не лозунг вроде J’accuse, не призыв к свободе, а Fortnite — это не программный текст. За хештегом и во главе борьбы с произволом корпораций стоит такая же корпорация, которая использует собственные ресурсы в виде игроков, превращая тех если не в армию, то в громкоголосое меньшинство, позволяющее ей выглядеть светочем правды.

В этой связи ролик Nineteen Eighty-Fortnite смотрится не как пародия на Apple, а как фарс — на роман демсоциалиста Джорджа Оруэлла ссылаются компании, которые используют ресурсы регуляторов и допускают переработки сотрудников.

В основе борьбы лежат не права разработчиков и не желание построить свободный рынок, а деньги. И даже в этом нет ничего плохого, ведь война за выручку — это то, чем занимаются игроки на конкурентном рынке. Плохо то, что с помощью манипуляций эта война подаётся как борьба за свободу и равенство.

448448
540 комментариев

Странно если правда кто-то думает что это не ради денег, это же бизнес и компании сражаются за выгоду, ничего личного

282
Ответить

Самое печальное, что кто бы там не выиграл у них в судах, пользователи все-равно проиграют.
#жизнизаголовковважны

55
Ответить

Я ещё вчера задумался. Станет ли мне лучше (как игроку) если выиграют Apple/Google? Нет. Если выиграет Epic? Нет. На том и порешил

32
Ответить

Ну мне и как потребителю, и как разработчику для мобильного рынка выгодно, чтобы эпики придавили оба стора, ситуация там совсем нездоровая

21
Ответить

Да это понятно. Просто очень мерзкий, лицемерный подход. Они подносят себя как спасителей игровой индустрии от всяких тиранов apple store, play market и т.д. которые "дерут" 30% с издателей. Хотя у самих рыльце в пушку. И ладно бы они просто себе бабла побольше заработать хотели своими средствами. Но нет, они промывают всякими штуками мозги игроков, чтобы они их защищали. Хотя пользы от этого игроки никакой не получат, а они в это верят по заявлениям Эпиков.

5
Ответить

То есть ты тоже согласен, что это вода и шитпост?

1
Ответить

Чем больше натыкаюсь на твои комментарии, тем больше ты мне нравишься. <3

Ответить