Когда НЕ нужно рисовать лицо

Художник Томми Арнольд поднял любопытный вопрос: когда какие-то вещи нужно рисовать, а когда нет. Перевели самое главное из его рассуждений и дополнили.

Автопортрет Рембрандта
Автопортрет Рембрандта

Почему лица так важны?

По сути все люди — немного машины, отлично считывающие лица. Распознавание лиц — это особый навык, который не дается нам от рождения, как зрение: он появляется в младенчестве и развивается в течение жизни.

Уже в четыре месяца дети могут отличить папу от неизвестного мужчины с улицы, и плачем просигнализировать, что их беспокоит кто-то чужой. От этого умения зависело выживание наших предков, поэтому мы научились узнавать друг друга в лицо на удивление хорошо.

За чтение лиц у людей отвечает зона мозга на границе между затылочной и височной долями — ее называют веретеновидной извилиной. Считается, что мозг человека обрабатывает лицо как единое целое. Поэтому если ваш друг спрячет половину лица за ладонью, вы все равно его узнаете. Но стоит совместить лица двух разных людей и сразу станет сложнее понять, кто на картинке.

Это «гибрид» Вуди Аллена и Опри Уинфри.
Это «гибрид» Вуди Аллена и Опри Уинфри.

Кстати, есть люди, в том числе художники, которые так и не научились узнавать лица в силу каких-то причин. В тяжелых случаях они не могут узнать в лицо даже членов своей семьи. По голосу — да, а по лицу — нет. Это явление называется «прозопагнозией» и считается расстройством восприятия.

Юко Шимизу — известный иллюстратор с прозопагнозией. Среди ее клиентов Pepsi, Apple, Microsoft и др. 
Юко Шимизу — известный иллюстратор с прозопагнозией. Среди ее клиентов Pepsi, Apple, Microsoft и др. 

Обычно мы гораздо быстрее узнаём человека в лицо, чем со спины по фигуре или по походке.

Как работает узнавание? Где-то в подсознании мы «коллекционируем» лица — с самого рождения. В итоге у нас «в базе» формируется усредненный шаблон лица. Узнавание происходит в тот момент, когда мы сравниваем с этим шаблоном лицо собеседника и находим различия: губы пухлее, нос больше картошкой, кожа розовее и так далее. Можно представить, что выглядит этот шаблон примерно так:

В рамках этого фотопроекта множество портретов девушек наложили один на другой. 
В рамках этого фотопроекта множество портретов девушек наложили один на другой. 

Иногда нам кажется, что люди другой расы «на одно лицо». Это происходит, потому что мы недостаточно тренировались различать людей этой расы. Стоит пожить среди другого народа подольше, и это ощущение пропадет.

Зачем это знать художникам?

Все это влияет на законы восприятия картины человеком. Так как узнавать лица для нас важно, мы всегда находим их на картинах — они притягивают нас. Мы инстинктивно пытаемся найти лицо везде — в толпе, на фото, в хаотичных мазках краски на абстрактной картине.

У художника из Южной Кореи Шина Квангхо целая серия работ с закрашенными лицами. Хочется ли вам увидеть на них глаза, рот нос? Ищете ли вы знакомые формы в сплетении красок? Shin Kwangho
У художника из Южной Кореи Шина Квангхо целая серия работ с закрашенными лицами. Хочется ли вам увидеть на них глаза, рот нос? Ищете ли вы знакомые формы в сплетении красок? Shin Kwangho

Рисуя человеческую фигуру, мы всегда должны понимать: вне зависимости от того, как мы нарисуем тело, основное настроение будет зависеть от головы — лица персонажа и его мимики.

Улыбка может полностью изменить ощущение от позы. Иногда именно такого эффекта мы и хотим добиться, а иногда нет. Небольшие отклонения могут привнести в рисунок хаос, если мы не научимся их контролировать. Например, если герою на этой иллюстрации приподнять уголок губ, восприятие его позы может поменяться с “коварной и серьезной” на “хладнокровную и уверенно-озорную”.

The Thousand Deaths of Ardor Benn Tommy Arnold
The Thousand Deaths of Ardor Benn Tommy Arnold

В идеале об этом нужно думать до того, как мы приступаем к рисунку. Учитывая эффект, который может оказать лицо, первое, что мы должны сделать — это решить, нужно ли оно вообще или нет.

Разберем на конкретных примерах

Взгляните на эту работу Крейга Маллинза. Золотые отблески на зданиях позади фигуры, движение облаков и толпы, детали строений — все элементы картины связаны с портретом мужчины. Они подкрепляет то видение персонажа, которое старался передать художник.

Эцио Craig Mullins
Эцио Craig Mullins

А что, если скрыть лицо персонажа от зрителя и направить его интерес на другие части картины? Тогда тело персонажа и его взаимодействие с остальными элементами выйдут на первый план.

Вновь Эцио. Окружение, в частности архитектурная арка, ничего не говорит нам о персонаже и его чувствах. Зато она подчеркивает движение его рук вверх.  Craig Mullins
Вновь Эцио. Окружение, в частности архитектурная арка, ничего не говорит нам о персонаже и его чувствах. Зато она подчеркивает движение его рук вверх.  Craig Mullins

Один и тот же персонаж, нарисованный одним и тем же художником. Но стоило автору спрятать лицо героя в тень, как у него получилась совсем другая картина, не только с точки зрения цветов и деталей, но в первую очередь — темы. Теперь эта работа рассказывает не о персонаже, а о действии — о застывшем мгновении.

Заметьте, как мало нужно для того, чтобы затруднить восприятие лица! Часто достаточно скрыть глаза персонажа капюшоном или увести лицо в тень, чтобы сбить зрителя с толку.

Хорошо, мы спрятали лицо. Не потеряет ли работа в выразительности?

Чем меньше лица мы видим, тем больше способно выразить и передать тело. Посмотрите, какой уязвимой выглядит женщина на примере ниже. Это стало возможно во многом потому, что ее мимика не видна. Нарисуй автор лицо во всех подробностях, он мог наоборот создать слишком театральный эффект. Именно акцент на теле вместо лица сделал подобную выразительность возможной.

Научитесь задавать себе вопрос: что вам нужно, лицо или тело? И не спорят ли они между собой? Фигурные наброски Brian Stelfreeze.
Научитесь задавать себе вопрос: что вам нужно, лицо или тело? И не спорят ли они между собой? Фигурные наброски Brian Stelfreeze.

Помните: не нужно пытаться вместить в картину “все и сразу”, как не нужно и равномерно прорисовывать все детали. Лучше показать лишь то, что служит вашей цели.

Не важно, вы делаете самую важную картину в вашей жизни или всего лишь проходной набросок. Всегда спрашивайте себя, что важнее — лицо или тело. Эта мысль пригодится. Особенно если вам нужно набраться храбрости, чтобы стереть лицо или обрезать глаза, или разместить гигантское лицо прямо в центре картины и сказать “вот о чем эта картина, мне не нужно показывать тело.”

Текст подготовлен специально для Smirnov School. Мы — онлайн-школа, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придете к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

103103
18 комментариев

Комментарий недоступен

19
Ответить

И руки)))

1
Ответить

И это лайфхак! :)
Рады, что статья понравилась. 

1
Ответить

Моё почтение

8
Ответить

Когда НЕ нужно рисовать лицо

ну вы поняли

5
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Рады, что вам понравилось)

Ответить