The Cat Lady: каким должно быть интерактивное кино

Чему Дэвиду Кейджу и другим авторам игр в жанре «интерактивное кино» стоит поучиться у создателя The Cat Lady.

Идея Дэвида Кейджа «Beyond: Two Souls должна быть удобна любому игроку с любым возрастом и опытом» себя явно не оправдала. За эту игру маму не посадишь — управление героями (особенно призраком Айденом) слишком сложное, даже если поставить упрощенный режим передвижения. Можно играть со смартфона, но это неудобно. Да и порванный на лоскуты сюжет — не то, что хотелось бы видеть вашей маме: любому хорошему паранормальному триллеру последняя игра автора Heavy Rain и Fahrenheit проиграет. Хардкорных игроков отпугивает нарочито упрощенный геймплей: игра вываливает все карты на стол сразу и не предлагает новых механик по ходу пьесы. Впереди у Кейджа — Detroit: Become Human, посмотрим, что будет там.

The Cat Lady («Госпожа кошек» в русской версии), вышедшая ещё в 2012-м, для вашей мамы не подходит тоже. Да что там, даже вы сами вряд ли будете в неё играть — слишком специфичен визуальный ряд. Декорации — это сюрреалистичные коллажи из фотографий с фильтрами фотошопа. Однако есть в ней то, чего отчаянно не хватает играм Кейджа. Давайте разберемся, что именно.

The Cat Lady: каким должно быть интерактивное кино

Важные темы

The Cat Lady идеально подходит для лечения или, как минимум, облегчения депрессии. Начинается игра с насквозь минорной ноты: главная героиня кончает с собой. Причина простая — всё навалилось, хрупкие плечи не выдержали. У Сьюзан Эшворт нет друзей, она видит мир в грязно-серых тонах, переживает давнюю кошмарную трагедию и не верит больше в добро. Всё это выливается в самоубийство.

Но вместо спокойного небытия она оказывается в другом, сюрреалистичном мире и встречает там старуху, Королеву червей. Она предлагает сделку, от которой невозможно отказаться: временное бессмертие за счет жизней случайных людей в обмен на убийства неких пяти Паразитов — безумных маньяков, которые не должны существовать в этом мире. Сьюзан задувает свечу, гася тем самым чью-то жизнь, и просыпается в больничной палате для суицидников. Охота начинается.

The Cat Lady: каким должно быть интерактивное кино

Игра первым делом вгоняет в депрессию, давая в полной мере познать внутренний мир человека, потерявшего всё, а затем медленно и постепенно из этой депрессии выводит. Вместе со Сьюзан Эшворт вы пройдете путь от полного отрицания этого мира до принятия мира в себе.

The Cat Lady элегантно тасует жанры: драма перетекает в хоррор, хоррор — в комедию, а комедия — в психологический триллер. Хочется сравнить её с графическими новеллами The Sandman Нила Геймана — там вроде бы сказка, а вроде бы и лица отрезают. Диалогов в игре очень много, и все они наполнены жизнью и образами: максимально реалистичны, но в то же время метафоричны и литературны.

The Cat Lady: каким должно быть интерактивное кино

Сьюзан приходится много общаться с людьми, хотя ей это и явно претит. А они попадаются разные, и каждая личность постепенно раскрывается с той стороны, о которой вы и не думали. Это одна из главных идей игры — не стоит думать обо всех людях одинаково. У каждого за плечами богатая история жизни, и каждый — вовсе не тот, кем кажется на первый взгляд.

The Cat Lady: каким должно быть интерактивное кино

The Cat Lady не стремится понравиться всем. Не стремится она и произвести какое-то особое впечатление — просто рассказывает историю.

Здесь есть мат, взрослые темы вроде критики суицида или бытового насилия, откровенно жуткие, но реальные бытовые ситуации — The Cat Lady ничего и никого не боится.

Так смелость превращается в честность: игра выглядит плохо (многие мои знакомые отказались играть в «Госпожу кошек» исключительно из-за визуального ряда), но веришь в неё сильней, чем во что бы то ни было.

Хоррор-элементов в The Cat Lady не очень много, но от некоторых моментов вы забьетесь в угол
Хоррор-элементов в The Cat Lady не очень много, но от некоторых моментов вы забьетесь в угол

Раньше так было с комиксами. В определенный момент на этот нишевый литературный жанр обратила внимание общественность, и графические романы стали слащавыми и отцензурированными до полной беззубости. А потом появились, например, «Хранители» Алана Мура, полностью изменившие восприятие комиксов. Вдруг выяснилось, что через картинки со смешными облачками можно повествовать о серьёзных темах.

Quantic Dream во главе с Кейджем, главный двигатель жанра «интерактивное кино», пошли по тому же печальному пути — Beyond: Two Souls — это очень выхолощенное произведение, сделанное по законам массового беззубого кино. А игры вроде The Cat Lady, проживая где-то на окраинах жанра, напротив, исследуют человека без всякой розовой призмы — напрямик. Никто не собирается обращать на них внимания, и это хорошо.

Игра, конечно, получила рейтинг 18+
Игра, конечно, получила рейтинг 18+

Эмоциональная близость

Несмотря на все эти сумасшедшие тиражи и бюджеты, сюжетные видеоигры все ещё остаются вещью для избранных. Время от времени случаются мощные события вроде миссии «Ни слова по-русски» в Call of Duty: Modern Warfare 2, которые выбрасывают видеоигры из теплого моря на холодный песок, но потом все утихает и возвращается на круги своя.

Кейдж задумал невероятное, но предприятие провалилось — вместо действительно важных вещей вроде эмоционального отклика в Beyond: Two Souls он сконцентрировался на управлении и общем упрощении повествования, и ближе к пользователю игра от того не стала. Все истории, рассказанные Кейджем, основываются в первую очередь на массовом кино, которое так любит их автор.

Стивен Кинг в процессе работы над книгой «11/22/63» общался с бывшими агентами, изучал отчеты об убийстве Кеннеди и анализировал газетные вырезки. Нил Гейман ради сюжетной арки «Термидор» в The Sandman перечитал все книги о французской революции: «Мне пришлось закопаться в исследования как последнему сукину сыну» — писал он. Потому что Кинг и Гейман — писатели, а писатели должны изучать материал, чтобы насытить свои книги ценностью.

К сожалению, в Steam и GoG сейчас продается версия с не самым удачным переводом на русский язык. Отличный перевод от «Акеллы» встроить невозможно
К сожалению, в Steam и GoG сейчас продается версия с не самым удачным переводом на русский язык. Отличный перевод от «Акеллы» встроить невозможно

The Cat Lady реалистична, даже несмотря на очевидные условности. Сьюзан постоянно рефлексирует, и это прямо влияет на её самочувствие и жизненный уклад. Благодаря подруге Митзи, страдающей раком, она постоянно меняется. Большую часть времени девушки проводят в диалогах — Митзи пытается поменять мнение Сьюзан о людях и, в результате, меняет всё её мировозрение. Она добавляет Сьюзан в друзья на «Фейсбуке» и убеждает, что социальные сети — это не плохо, что они позволяют людям быть ближе. Минуты и часы они проводят в пыльной квартире Сьюзан за разговорами на самые разные темы — как бытовые, так и не очень.

Герои The Cat Lady говорят и ведут себя как настоящие люди. Видно, что автор — польский дизайнер Рем Михальски — знает, о чем пишет. Это честно по отношению к игроку. Именно честность вызывает ту самую эмоциональную близость, за которой гонятся, пожалуй, все писатели.

The Cat Lady: каким должно быть интерактивное кино

Простота и разнообразие

The Cat Lady — не интерактивное кино, по своей сути. Она сделана в бесплатном конструкторе 2D-игр и по механике — скорее очень хорошо срежиссированный квест. По локациям можно перемещаться строго влево или вправо, есть ещё инвентарь. Ваша мама бы с этим справилась.

Загадок немного, и часть из них — не очевидны. Вроде самой первой, в отделении для суицидников. Попробуйте догадайтесь так сразу, что нужно бросить резиновые перчатки в унитаз. Но в то же время The Cat Lady, используя максимально простые механики, постоянно подбрасывает новый геймплей. Как и Сьюзан, она беспрерывно меняется.

The Cat Lady: каким должно быть интерактивное кино

В определенный момент Сьюзан сядет в кресло психиатра, и тут вы вдруг поймете, что отвечаете на вопросы — вы, а не старая кошатница. Или вот ещё: Сьюзан возвращается из больницы домой, но депрессия её никак не отпустит — нужно выполнять обычные бытовые действия (сварить кофе, разогреть бургер) и постоянно следить за шкалой депрессии — сделаете что-то не так, и Сьюзан в слезах упадет на кровать. В другой раз вы будете обшаривать многоквартирный дом, взламывая двери — это умеет только Митзи.

Разнообразие игровых механик — вот чего не хватает интерактивному кино. Рем Михальски умудрился подать это максимально малыми средствами, без бюджетов и штата дизайнеров. Но при всем при этом, The Cat Lady по-прежнему ощущается как кино.

The Cat Lady: каким должно быть интерактивное кино

Катарсис

Ну и, пожалуй, главное, что дарит «Госпожа кошек» — очищение. Исследуя сложную тему депрессии, она стремится повлиять на вас, излечить, сделать лучше. Нелинейности, как таковой, нет, но игрока постоянно ставят перед выбором — что сказать, как поступить. Решения практически не влияют на ход игры, но влияют на ваше личное самочувствие. Это не у Сьюзан есть шкала эмоционального состояния, а у вас.

При всем странном визуальном ряде, The Cat Lady имеет свой стиль и периодически выдает потрясающе красивые кадры
При всем странном визуальном ряде, The Cat Lady имеет свой стиль и периодически выдает потрясающе красивые кадры

Да, на передний план выходит охота на тех самых «паразитов», которые вредят обществу, но в итоге вам захочется выйти из дома и встретиться с друзьями.

The Cat Lady идет от противного — она показывает жизнь человека, страдающего депрессией, и через его историю защищает от депрессии вас. Она повествует о моральном разложении общества, но заставляет любить людей.

The Cat Lady: каким должно быть интерактивное кино
11 показ
4.6K4.6K открытий
11 репост
2 комментария

Удивительная совершенно игра, которая прикидывается хоррором, а в итоге оказывается жизнеутверждающим произведением искусства. А визуальный стиль наоборот меня к ней и привлек в свое время.

Ответить

И все-таки это спойлер. Если сравнить ощущения от конца, когда ты заранее знаешь как он реализован или если это будет неожиданно.

Ответить