Что не так с русским геймдевом

и когда всё это кончится...

Вы никогда не задумывались, как так получается: в России выпускается over900500 программистов (и неплохих, если учесть, что их с удовольствием берут ведущие иностранные компании, при условии владения приемлемым английским), игры у нас любят и ХОТЯТ делать, вроде и IT корпорации есть с большими деньгами, но всё что у нас выпускается за редким-редким исключением - это тонны мобильных др... ммм... какое бы культурное слово подобрать? В общем, мобильных приложений, в которые в основном играют тёти в метро, желая как-то убить время по дороге на работу. Я ничего не имею против подобных игр, на самом деле, но всё таки, говоря о хороших компьютерных играх - мы, очевидно, имеем в виду несколько иное. Давайте порассуждаем - как мы к такому пришли, что нас ждёт в дальнейшем и что нам со всем этим делать.

Всё очень плохо.
Всё очень плохо.

На самом деле, на эту тему снята куча видеороликов, написано много статей, но все они в целом повторяют примерно одну и ту же историю. Сначала всё было хорошо, были русские квесты, всякие "чапаевы", потом "Вангеры", "Паркан" и "Аллоды", русский геймдев развивался, а потом кризис и пиратство всё это счастье убили и теперь мы клепаем вот эту мобильную слизь. Но ничего, подбадривают нас авторы этих статей, компании на мобилках заработают, накопится капитал и тогда снова заживём! Появятся у нас свои ведьмаки с берёзками и прочее-прочее.

Начнём с последнего - не появятся. По крайней мере в такой схеме. Игровой бизнес так не работает и тому есть масса примеров. Если вы уходите в мобильную "ферму" (условно, т.е. в какой-то примитив) и начинаете жить за счёт продаж этих приложений, то именно в этом направлении и будет развиваться компания. Потому что рост прибыли, рост бизнеса связан с увеличением доли продаж того, что вы УЖЕ умеете делать. Рынок ставит свои условия. Чтобы сделать в будущем Skyrim - нужно начинать с TES: Arena, а не с "фермы". Так что с этими розовыми мечтами нужно сразу расстаться.

По пиратству - очень коротко. С пиратством российской игровой продукции боролись очень эффективно. Купить пиратскую российскую игру и раньше и сейчас было крайне трудно, так что дело тут не в нём.

Кризис - да. Он действительно очень сильно ударил, об этом говорят все российские игровые компании. В России крупная разработка не окупается, на западный рынок выйти сложно - это наверно главная жалоба отечественной разработки. Но другие то выходят? Что не так?

Главное отличие современного российского геймдева от иностранного - это БЕССЮЖЕТНОСТЬ. 99% выпускаемой в России игровой продукции построено на механике: убей, собери, добеги. Танки, сетевые стрелялки, всё те же мобилки. Сеттинга и сюжета либо нет вообще, либо он настолько примитивен, что его всё равно что нет. Ах да, есть ещё игры про ВОВу. Нет, это не Ворд оф Варкрафт, это Великая Отечественная Война. Расскажу об одном моменте, когда в российский игропром могли хлынуть крупные государственные деньги, но этого не случилось. В далёком 2011 году один очень большой человек заявил следующее:

Я смотрел, чем балуется наша молодежь — большинство (игр) носят псевдоисторический характер и положены на основу историй в стиле фэнтези. Тот же самый World of Warcraft — если кто не знает, это одна из самых популярных игр в мире, в которую играют десятки миллионов людей, если не сотни, и не только дети, но и взрослые особи просиживают часами. Мы вполне могли бы что-то подобное постараться сделать, пусть не в мировых масштабах, но в масштабах нашей страны.

Дмитрий Медведев

Что произошло вслед за этим поведал Алексей Щербаков (российский разработчик) в подкасте "Адовая кухня" - выпуск №43. Министерство образования и науки запустило тэндер в 90 миллионов рублей на создание ядра такой игры, но он не состоялся из-за отсутствия участников. Как оказалось "русский варкрафт" должен был быть - да, про Великую Отечественную. Истинные причины того, почему этот тэндер не состоялся - мне конечно не известны, но известно то, что никакого "русского варкрафта" у нас нет и не намечается, а на сайте самой известной некогда российской игровой конторы Nival уже несколько лет висит заставка "Блицкриг 3".

Мужик, уйди уже... Покрасовался и хватит.
Мужик, уйди уже... Покрасовался и хватит.

А ведь Nival в своё время выпускал самобытных "Демиругов", опережая в каком-то смысле тот же Нearthstone от Blizzard. Выпустил успешную во всём мире 5-ю часть Героев Меча и Магии с двумя дополнениями. Куда это всё ушло? Видимо погибло в войне под фашистскими танками.

Во всём этом море горя и отчаянья конечно есть счастливые исключения, которые, как известно, лишь подтверждают правило. Речь конечно о команде Ice-Pick Lodge и их легендарном "Море". Я играл в первую часть, донатил через Kickstarter на ремейк и теперь с огромным удовольствием слежу на новостями этого восхитительного отечественного проекта. Там есть сюжет, есть уникальный сеттинг, есть переживания и моральный выбор. То, чего так нам не хватает. Теперь будет и современная графика.

Ещё есть надежда, не все умерли...
Ещё есть надежда, не все умерли...

Да, Kickstarter на сегодняшний момент - наверно единственный выход для русских гейм-мейкеров, потому что надеяться на инвестиции со стороны крупных российских концернов не приходится. А без денег даже проект AA не сделаешь, о ААА - и мечтать не стоит.

Впрочем, у Николая Дыбовского - преподавателя школы дизайна НИУ ВШЭ и лидера студии Ice-Pick Lodge есть другой ответ на этот вопрос. На страницах DTF Николаю был задан вопрос:

"Николай, вот раньше Россия славилась своими интересными играми - Ил-2 Штурмовик, Дальнобольщики, Космические рейнджеры, Heroes of Might & Magic V, В тылу врага, Периметр. Кроме того российские разработчики поддерживали теже жанры, которые в остальном мире уже считались мёртвыми - пошаговые стратегии и автосимуляторы например. А сейчас о крупных российских разработках ничего не слышно. Все ударились во free-2-play и микротранзакции, и сейчас остаётся надежда лишь на инди-сектор, который по сути от других стран мало чем отличается.

Как вы относитесь к такой ситуации, и считаете ли вы что в российских реалях ещё можно сделать игру уровня зарубежных ААА-проектов вроде Uncharted, Battlefield, Horizon и прочих?"

И вот что он ответил:

Очень сожалею о ней и надеюсь, что она исправится. Конечно, можно, но для этого должны произойти серьезные перемены в самой России. То, что происходит в политике и экономике нашей страны сейчас, уродует и давит не только игровую индустрию - все сферы нашей жизни. Будем ждать перемен.

Николай Дыбовский

Хочу сразу сказать, я бы не хотел, чтобы мы тут обсуждали политику, на DTF это запрещено и абсолютно правильно на мой взгляд, но из цитаты, как из песни, слов не выкинешь. Хотелось бы услышать мнение читателей по поводу возрождения русского геймдева, если это вообще возможно. Прошу в комментарии.

186186
911 комментарий

С "русским геймдевом" все отлично. Деньги зарабатывают, студии растут, конференции проводятся. Тебя волнует не "что не так с геймдевом", а "почему не выпускают игр которые мне понравились бы." Но ответ на этот вопрос все давно уже обсосали со всех сторон.
Сам текст наполнен диванной аналитикой и странной ненавистью к мобильным играм. Как будто все мобильные разработчики держат в заложниках ААА тайтлы, не выпускают их вам назло и злобно хихикают.

30

странной ненавистью к мобильным играмЧто странного в ненависти к мобильным играм?
Это звучит как: странно ненавидеть спид, странно ненавидеть раковые заболевания, странно ненавидить массовые убийства, странно ненавидеть писающих в бочки людей с завода газировки...

15

Отлично? Ну ок. Главное, что "конференции проводятся" )

3

>Вы никогда не задумывались, как так получается: в России выпускается over900500 программистовЗадумывались. Игры - это не программирование, игры делают не только и не столько программисты.

168

Игры делают в последнюю очередь программисты.
Это как о кризисе театра высказаться "плотники делают сцены, а у нас есть ПТУ, их выпускающее".

29

Это не так уж важно. По визуальной части специалистов ААА-уровня в России достаточно. Геймдизайнеров и сценаристов можно нанять из-за границы. Чего действительно не хватает, так это капитала, готового вкладываться в такие проекты.

14

Вот только есть одна проблема: нормальное обучение Геймдеву у нас стало появляться только в прошлом-позапрошлом году. И-то только в самых крупных городах.

И куда податься выпускнику школы, чтобы затем пойти работать разработчиком? Правильно, хотя бы в какое-то русло IT, чтобы потом из него попасть в разработку.

Например, у нас в Академгородке (Новосибирск) довольно много интересных компаний именно по разработке (тот же Alawar со своей Веселой фермой по всему миру известен, пусть сейчас немного популярность растерял), много фирм на аутсорсе у крупных студий. А обучение при этом только в одном ВУЗе на магистратуре (т.е. попасть можешь только после того, когда отучился на программиста).

7