Почему быть мангакой — не «круто»?

Потянуло меня на провокативные заголовки) А если серьёзно, то этот пост вызревал достаточно давно. Сразу скажу, что его цель — показать рынок манги с непривычной стороны и рассказать о нелёгкой судьбе её авторов.

Почему быть мангакой — не «круто»?

За свою пока ещё не очень долгую жизнь я встречала два принципиально разных взгляда на мангу. Первый, которого часто придерживаются консервативные исследователи: «Манга, конечно, хорошо, но на что-то серьёзное не тянет, так что лучше изучайте проверенную временем классику». Второй, напротив, отстаивает идею о том, что японская манга — не какие-то комиксы потехи ради, а настоящее искусство.

Но на самом деле манга — прежде всего бизнес.

Манга, которую мы привыкли видеть в России, издаваемая в формате книжек (они же по-японски — «танкобоны»), не совсем отражает первоначальную идею. Изначально манга выросла из журналов и до сих пор в них же и публикуется: самый известный, который, наверное, на слуху у всех фанатов — «Сёнэн джамп» — еженедельный (!) журнал, являющийся для практически любого автора пределом мечтаний и билетом в большую жизнь. Потому что «Сёнэн джамп» безумно популярен. Потому что если опубликуешься в нём, то сможешь стать невероятно известным. И богатым (но об этом позже).

Не все журналы манги — еженедельники, некоторые выпускаются раз в месяц. Да и, в целом, сейчас эпоха электоронок, так что рынок стремительно меняется. Однако участь авторов всё равно тяжела.

«Ты можешь быть сколько угодно талантливым, но это не главное», — именно так описал позицию издателей мой профессор. Журналами заправляют крупные издательства, которые, естественным образом, заинтересованы в получении прибыли. Им нужны не просто «хорошие истории» или «интересные работы» — им нужно то, что будет продаваться. Так как издатели хорошо знают своих читателей — их вкусы и интересы — то от начинающего автора они ожидают той манги, которая впишется в канву журнала.

Пример. Мой знакомый нарисовал безумно трогательную и романтичную историю, которая не ушла дальше черновика: трагичный конец и некоторые элементы истории не подходили журналу «от 12 до 18-ти». В общем, работу отклонил редактор, и свет она так и не увидела. Хотя написана очень качественно.

И вот эта гонка за журналами и издателями — занятие очень выматывающее. Не только физически, сколько морально. Представьте, что Вы из раза в раз слышите примерно одно и то же (пусть даже Вас при этом хвалят за талант), которое по итогу сводится к простому: «Вы нам не подходите».

Но даже если звёзды сошлись, и автор получил возможность опубликоваться, его ждёт тяжёлый и очень изнуряющий труд. Да, любая работа сложна, но в случае с мангой существуют свои особенности.

Сухие цифры — за одну страницу мангака получает около 10 тыс. йен (это примерно 6 тыс. руб.). В уже упомянутом «Сёнэн джампе» цифра может доходить до 16 тыс. йен (почти 10 тыс. руб.). Звучит очень притягательно. Однако тот же «Сёнэн джамп» — еженедельник. Это значит, что автор каждую неделю должен сдавать рукопись примерно в 20 страниц. За неделю. «Золотой стандарт» в таком случае: 3 готовые страницы за 1 день.

Мангакам прошлого в принципе не позавидуешь: у них и оплата была ниже, и рисовать им приходилось полностью вручную. Представьте: все эти мелкие точечки на фоне, залитые чёрным большие фреймы и тому подобное. А надо же ещё как-то историю придумывать, в персонажах не запутаться и раскадровку нормальную сделать. На раскадровку, к слову, у нас не принято обращать внимание, однако она является одной из ключевых для любой манги и требует большой работы ума, так как именно благодаря ей происходит плавный процесс чтения (взгляд не прыгает хаотично туда-сюда). Поэтому нельзя просто взять и нарисовать влёгкую очередную страницу.

Сейчас с развитием технологий очень многие мангаки полностью перешли в диджитал: там и фон залить чёрным быстрее, и поправить ошибку проще, и «точечки» (это я так скринтон условно называю) поставить можно в один клик. Однако сжатые сроки работы и все остальные составляющие хорошей истории никуда не делись. Отсюда и рабочий день дольше обычного, и проблемы со здоровьем. Не буду в очередной раз вспоминать, как много мангак брали перерывы из-за болезни, а некоторые — даже умерли из-за долгой работы на износ (вспоминаем Миуру Кэнтаро (автор «Берсерка»)).

Чтобы упростить себе задачу, авторы часто нанимают ассистентов. Думаю, те, кто увлекается аниме и мангой, встречали на страничках любимых работ упоминание ассистентов. Однако в таком случае волшебная цифра в 10 тыс. йен за страницу естественным образом снижается, и конечная зарплата уже не кажется такой высокой (по сравнению со средней японской зарплатой).

При этом, если речь идёт об авторах сёнэна (работ для мальчишеской аудитории), то поведение читателей обычно таково, что они с удовольствием будут продолжать следить за понравившейся историей, длись она хоть десяток лет, но, как только мангака эту самую историю закончит, они про него забудут. То есть, ты можешь написать классную работу, но если она вдруг тебе наскучит, и ты банально от неё устанешь, то придётся или продолжать через силу, или писать то, на что старая аудитория не придёт. Так было, например, с создателем «Драконьего жемчуга», чью следующую мангу в принципе никто не знает и не вспомнит. А ведь «Жемчуг» разошёлся десятками миллионов копий.

При всём при этом японцы читают очень быстро: в среднем 30-40 минут на томик манги, а журнал — и того быстрее. Затем, буквально «проглотив» произведение, сразу же переходят к следующему. И есть же к чему.

Напоследок хочется всё же сказать о плюсах, чтобы манга-рынок не показался совсем уж суровым и ужасным.

Журналов много. Правда, очень много. Сейчас с уже упомянутым распространением электронок появляются и новые, ранее неизвестные издания, которые изначально публикуются только в Интернете. Это позволяет привлекать больше авторов и давать читателям больше разнообразных сюжетов. По этой причине мангака может найти что-то, что ему самому ближе по духу.

Рисовка — не главное. Неяпонские читатели обращают внимание прежде всего на стиль художника — плавность линий, общее качество прорисовки картинки. Однако важнее сама история и её подача. Это не значит, что мангакам позволяется плохо рисовать, но это значит, что они могут экспериментировать. До сих пор помню забавную мангу про кота из раздела нишевых произведений, которая была нарисована буквально карандашом: там даже полутеней не было.

Так что быть мангакой — не «круто», а очень сложно. Однако стоит ли того результат, решать им самим. Я же просто надеюсь, что этот пост помог посмотреть на жизнь любимых авторов под другим углом и в очередной раз убедиться, как много труда и усилий вложено в популярные «Наруто», «Ван Пис» и им подобные.

Больше об аниме и манге здесь: vk.com/studymanga

2525
34 комментария

https://www.chookgeek.ru/product/dnevnik-moih-ischeznoveniy литералли автобиографическая манга про мангаку, который так задолбался, что ушел из дома и стал бродягой

7

Можно посмотреть тот же самый Бакуман, может там все показано довольно и оптимистично, но не так уж и далеко от реальности.

6

Согласен, Бакуман даёт достаточное понимание что из себя подразумевает манга. Издательству как ни как нужен не просто продукт а его сериал и уже этот факт даёт понять то что это очень не простая работа. Придумать идею и тут же придумать продолжение продолжения. Где-то слышал, как бы не из самого аниме, что редакторы не возьмутся за публикацию если автор не то что не знает, не совсем даже определился с концовкой. Оно и ясно, какой бы не была идея, нужно осознавать сразу к чему она приведет читателя и только тогда можно дать объективную оценку задумке

3

Как-то тупо. Все давно и прекрасно знают, что на манге вероятность разбогатеть и даже заработать крайне мала. Люди идут туда не потому что хотят много зарабатывать, а хотят заниматься любимым делом, деньги то не всё решают

4

проблема в том, что индустрия устроена таким образом, что автору даже публиковаться не дают. Дело не только в деньгах. Любой творческий человек хочет признания, а в итоге очень часто есть риск услышать от редакторов: «Ну, ты талантливый, но издавать мы тебя не будем»

как раз в плане зарплаты мангаки нормально зарабатывают, даже из средненьких журналов)

Зачем вообще сейчас идти в джампы эти ваши и вообще вписываться в отсталую японскую систему? В интернетах надо продвигаться, тогда издатели может и сами к тебе придут.
И книги и музыка и любое медиа - это про деньги, но людям это не мешает создавать все это просто для себя. Сначала творчество - потом деньги, если хотите создавать что-то приличное. Если интересуют деньги в первую очередь, то лучше просто фурри прон ваять.

3