Обзор аниме Провожающая в последний путь Фрирен (Sousou no Frieren)

Этот текст мог получиться совсем иным, если бы Фрирен закончилась на прологе. У сериала очень крепкий старт, и он удерживает высокую планку качества до первой крупной экшен-арки. А вот дальше начинаются проблемы.

Многие справедливо укажут на то, что с обзором я поспешил: на момент публикации показ сериала еще даже не завершился. Дело в том, что это не имеет никакого значения.

Мои претензии к Фрирен лежат не в плоскости общего сюжета. Они направлены к конкретным сценам – к тому, как эти сцены устроены, и новые эпизоды никак не улучшат их качества. Это во-первых.

Во-вторых, давайте начистоту: выпуская критический разбор, я выстреливаю себе в ногу. Сериал снискал народную любовь, и любое посягательство на любимую эльфийку будет воспринято в штыки.

Пример народной любви: Фрирен – первый тайтл, сумевший сбросить Стального Алхимика с пьедестала MALа (анимешный IMDb) на столь длительное время (предыдущие олимпийцы держались от силы месяц-полтора). И рейтинг сериала продолжает расти.

когда я начинал писать, было 9.14
когда я начинал писать, было 9.14

Из недавних хитов похожую динамику демонстрировал только первый сезон возвращения Блича (Тысячелетняя война). Но на то были свои, особые причины: синдром утенка у повзрослевшей фанбазы; ожидание продолжения длиной в десятилетие; подход к анимации с максимальным сохранением дизайнов из манги. Люди успели соскучиться по любимой истории из детства и остались в восторге. Просевшие цифры второго сезона доказывают, что это было временной аномалией.

Оценки Фрирен тоже, вероятно, выровняются, но не настолько быстро, как у других. Сомневаюсь, что в ближайшие годы Фрирен вылетит не то что из десятки, но даже из первой пятерки. Современная классика.

А вот так реагируют пользователи русскоязычного сайта на нейтрально-положительный комментарий о сериале. Бедняга посмел усомниться в его темпоритме:

Обзор аниме Провожающая в последний путь Фрирен (Sousou no Frieren)

Это затянувшееся вступление написано для того, чтобы наглядно показать: некоторым Фрирен не просто понравилась – она стала для них откровением. У людей в голове не укладывается, что анимешное фентези может быть сложнее того примитива, который пачками выходит каждый сезон.

На просторах сети я обнаружил следующий ответ на критику тайтла: «Да вы радоваться должны – в кои-то веки не исекай, а обычное фентези забралось в топы!»

Но при ближайшем рассмотрении Фрирен не так уж и сильно отличается от типичного исекая. Если вынести за скобки троп о попаданстве и перерождении, то в глаза бросаются привычные для жанра элементы: DnD-эстетика с подземельями и группами приключенцев; сверхсильный протагонист, который не сталкивается с особым сопротивлением; даже магический экзамен наводит на мысли о «Реинкарнации безработного» с его школьной аркой.

ей все нипочем...

Но я забегаю вперед. Давайте обо всем по порядку.

Лев Николаевич Толстой жаловался на то, что романы непременно заканчиваются свадьбой, но все равно переженил героев своего крупнейшего произведения. Канэхито Ямада, автор манги Sousou no Frieren, поступила хитрее, начав повествование там, где классическое DnD-приключение обычно подходит к концу – аккурат после победы над вселенским злом.

Поклонники Фрирен любят акцентировать внимание на завязке, называя ее уникальной находкой. Но, по-моему, в последнее время труднее найти фентезийное шоу, в котором протагонист по старинке сражается с королем демонов, а не сюжеты в духе: «Меня выгнали из отряда, и я стал фермером/ разнорабочим/ криптоинвестором». Это, естественно, отдельный троп, не имеющий к Фрирен отношения, но общая тенденция налицо.

Пара слов о сюжете. Spoiler alert.

Итак, зло побеждено. Благодарный мирняк закатывает праздник и с помпой чествует своих спасителей. Наши бравые герои с пивными кружками в руках травят байки, вспоминая пройденный путь, и только эльфийка Фрирен, их напарница-маг, досадует, что путешествие выдалось каким-то чересчур уж коротким. Сопартийцы в замешательстве.

Здесь зритель впервые узнает о трагедии Фрирен, которой и посвящен сериал: восприятие времени, отличное от людского.

Уставшие победители меланхолично наблюдают за пролетающими в небе звездами и, предчувствуя скорое расставание, договариваются встретиться через полвека, когда этот особенный звездопад случится вновь.

По прошествии пятидесяти лет товарищи и вправду собираются, но легко это дается только Фрирен. Остальные члены отряда страдают от недомогания, одышки и ревматизма – одним словом, от старости. Ни следа былого величия. И только беловолосая волшебница так же юна, как и прежде. Так же прекрасна.

Пока остальные любуются небом, лидер отряда, герой по имени Химмель, ведет внутренний монолог, непрозрачно намекая на свои чувства к неприступной магессе. А затем умирает.

Фрирен вначале недоумевает: к чему печалиться? Она знала Химмеля всего лишь десять лет. Каких-то жалких десять лет – это ничто, меньше мгновения для тысячелетней эльфийки. Но когда ее дорогого друга и соратника, с которым она прошла сквозь огонь и воду, безвозвратно, на веки вечные зарывают сырой землей, ее сердце не выдерживает. По щекам бегут слезы.

Если бы на этом моменте история подошла к концу, то получилась бы неплохая мелодраматичная короткометражка/ваншот, напоминающая слезодавилки Дзюна Маэды и Мари Окады – серьезно, посмотрите Sayonara no Asa ni Yakusoku no Hana wo Kazarou (Укрась прощальное утро цветами обещания) и найдете много общего.

К сожалению, вовремя уйти – целое искусство, и подвластно оно немногим.

На протяжении следующих 20+ эпизодов сериал будет все реже вспоминать о том, что он вообще-то притча о скоротечности времени. Апофеозом этой деменции стала текущая арка экзамена, которая сосредоточилась на стандартном сёнэн-повествовании с пространными диалогами о способностях врага.

После окончания пролога сериал какое-то время балансировал между медитативным роуд-муви и полноценным экшеном, но последняя арка съела столько драгоценного хронометража, что паритет нарушился окончательно. И положение ухудшается тем, что Канэхито Ямада не умеет писать экшен истории.

вставки с путешествиями – сильная сторона экранизации

Чтобы привести аргументы, мне придется подробно разобрать несколько сюжетных кусков. И снова предупреждаю: спойлеры.

Возьмем для примера десятую серию. В самом начале Ферн рассказывает поверженному демону, что для победы над Аурой Гильотиной Фрирен скроет от нее свою ману. Затем идет флешбек длиной в целый эпизод (кхм-кхм), в котором маленькая Фрирен обучается у волшебницы Фламме. За этот флешбек – помимо деталей лора – нам сообщают ровно то же самое: чтобы убить демона, достаточно его обмануть, не показывая истинный объем маны. После флешбека происходит развязка, и Фрирен наконец расправляется с демонессой. Угадаете как? Галочка, ты сейчас умрешь: обманывает, скрывая от Гильотины ману! И больше ничего – никакого усложнения ситуации.

Супер Сайян...

Чуете, к чему я клоню? Один, о д и н сюжетный бит на целую серию (бит в сценарии – это такая информация, которая двигает историю, меняет положение вещей и т.п.) – 20 минут хронометража, чтобы разными способами донести одно и то же!

Кто-нибудь обязательно решит, что виновата экранизация – дескать, проклятые аниматоры опять тянут резину. Но медленный темп – меньшая из проблем приведенного отрывка. Любой первокурсник сценарного факультета вам скажет, что базовый принцип киносценария – это постоянные американские горки: если у героя что-то получается, то через минуту он уже должен быть на краю гибели.

На протяжении всего фрагмента Ямада не озаботилась тем, чтобы создать даже малейшую иллюзию того, что Фрирен может проиграть. Это тривиальный сторителлинг и это попросту скучно. Какая по итогу цель у данной сцены? Показать, насколько крута наша аутичная эльфийка. А это уже, простите, уровень Solo leveling (Поднятие уровня в одиночку), который сейчас шествует по экранам.

хотя бы на мемы сгодилось и на том спасибо

Еще один эпизод Фрирен хотелось бы подать в сравнении с другим онгоингом – настолько они сюжетно схожи между собой. Речь идет о 25 серии Фрирен и 9 серии Dungeon meshi (Подземелье вкусностей).

Обе серии – кульминации сюжетных арок о столкновении с препятствием, которое герои не могут преодолеть нахрапом. В случае Фрирен таким препятствием становится ее клон, созданный подземельем; в случае Dungeon meshi – ундина, водный дух, невероятно сильный и быстрый, которого не сразить ни магией, ни оружием.

Как побеждают ундину ребята из Подземелья? Казалось бы, никакой надежды нет: водный дух превосходит авантюристов на голову. Но не тут-то было: отчаянные приключенцы, проявляя чудеса ловкости, запирают духа в прочном казане, а потом… варят из него бульон. Это практически хрестоматийный пример нахождения неочевидного решения из безвыходной ситуации. И такого в сериале полно – не прошло и серии, чтобы я не поймал себя на мысли о том, насколько остроумна Рёко Куи, автор замечательного первоисточника.

не устану повторять – посмотрите Подземелье вкусностей! 

А теперь к Фрирен. Половину хронометража 25 серии занимает монотонный разговор персонажей (просто сравните с эпизодом Подземелья, где каждая реплика развивает конфликт между героями), под конец которого Ферн наглядно демонстрирует, что способна превзойти Фрирен. План у экзаменуемых простой: Фрирен отвлекает, Ферн убивает, остальные стоят в сторонке. Креатив, конечно, так и прет. Начинается потрясающе анимированное сражение между ушастой и ее клоном, которое прерывается очередным флешбеком (как вам такой схематизм, а? Та же шарманка, что и в случае с Гильотиной).

Флешбек посвящен разговору Фрирен с Зерие, наставницей Фламме и еще более древней эльфийкой. Во время разговора зрителя грузят солидной порцией экспозиции, после чего Зерие предостерегает нашу героиню: «Берегись, Фрирен, скоро человеческий маг сможет тебя победить!».

ну, это отвал башки, чего тут скажешь

Кажется, Ямада не до конца улавливает функцию флешбеков. Ее флешбеки информативны, но они совершенно не реконтекстуализируют происходящее в настоящем времени, не дают нового измерения. Другими словами, флешбек должен вносить новую переменную в уравнение, но сценаристка продолжает строчить заметки на полях.

Если разница между Подземельем и Фрирен до сих пор понятна не всем, то давайте еще раз объясню на пальцах. Хорошая сценарная работа похожа на загадывание загадок. Писатель создает ситуацию, которая должна вызвать следующую реакцию: как же герой из этого выпутается? Каким образом добьется цели?

Вот почему так важно неочевидное решение, как было показано в случае с Подземельем. Ответ должен удивить зрителя, подстегнуть его к дальнейшему просмотру. Смотря Фрирен, ты не задаешься никакими вопросами. Ты знаешь, как победит Фрирен: просто жахнет самым мощным заклинанием.

И это не было бы такой проблемой, будь сражения лишь приятным бонусом к основному повествованию. Но нет – чем дальше, тем экшена становится больше.

Несколько абзацев назад я говорил об остроумии Рёко Куи как автора. Теперь я вынужден сделать обратное, пускай это и не слишком этично, и сказать: Канэхито Ямада – не очень-то хороший писатель.

Она достойно справляется в жанре мелодрамы и абстрактной философской притчи. У нее есть интересные мысли – многие подметили свежий взгляд на демонов как (не)мыслящих существ. Стоит также отметить химию между главной тройкой, хотя зачастую взаимодействия героев и сводятся к незатейливым шуткам.

Но во всем, что находится за пределами перечисленного, Ямаде просто-напросто недостает писательского мастерства. Не хватает ярких образов (компенсируется экранизацией), конкретных деталей, интересных ситуаций. Создается впечатление, что у мангаки просто не получается продумывать напряженные батальные сцены.

Неоднородность качества размеренных и экшен-ориентированных арок так и подмывает опуститься до спекуляции: можно подумать, что автору хочется писать одну историю – простую и медитативную повседневность, вроде Арии, а редакторы тянут из бедолаги экшен и хайп. Но воображение намеренно рисует черно-белую картину мира с угнетенным творцом и жадными торгашами, тогда как в реальности творец может сам страдать от внутренней цензуры и страха потерять аудиторию.

Писательская «безалаберность» Ямады проявляется и в других аспектах. Несмотря на обилие лорных вставок, информация о мире так и остается фрагментарной и не складывается в цельную картину. Не выручают даже титанические усилия художников фонов: мир Фрирен так и остался для меня DnD-декорацией.

С персонажами тоже беда – в особенности не повезло отряду героя. Характер каждого из сопартийцев определяется банальной шуткой: герой Химмель – нарцисс, позирующий для памятников, священник Хайтер – пьяница, о чем повторяют, ей-богу, в каждой сцене с его участием, а гном… ну, он просто гном. Знаете, какой еще мангака любит сводить своих персонажей к одному конкретному гэгу? Великий и ужасный Эйитиро Ода. Вот только Ван Пис не чурается буффонады, и такой подход к характерам смотрится органично. А тут, что называется, не верю.

Какие-либо зачатки личности у Химмеля и Хайтера проявляются лишь в тот момент, когда это необходимо для развития нашей героини. Во всем остальном – в биографии, манере говорить, отношении с другими персонажами – герой и священник так и остаются болванчиками.

Есть кое-что еще, что роднит Фрирен с Ван Писом, а именно чудовищная схематичность истории, ее отдельных элементов. Ода-сенсей пишет островные приключения как по шаблону из-за того, что ему приходится продумывать сюжет на десятилетия вперед. Но какие оправдания у нашей аутичной красавицы (речь про героиню, а не автора)?

Говоря о схематизме, я имею в виду воспоминания Фрирен, которые рифмуются с текущими событиями сюжета. Я, конечно, понимаю, что «флешбеки на все случаи жизни» объясняются тем, что путешествие идет по следам былой славы эльфийки, и у нее буквально есть память о каждом из посещенных мест. Но это работает против погружения – настолько частотные здесь флешбеки. В какой-то момент воспринимать всерьез очередную ауф-цитату Химмеля становится действительно трудно. Порой логику стоит отбрасывать в пользу художественной стройности и уместности.

Но что я все о плохом: не так давно я писал, что Tengoku Daimakyou (Иллюзия рая) – вершина телевизионного аниме в отношении визуальной презентации. Так вот, Фрирен способна потягаться с Tengoku, а временами выглядит даже более впечатляюще. Стоит отдать Кэйитиро Сайто и Madhouse должное – они творят историю.

эта сцена > Jujutsu Kaisen S2

Страна восходящего солнца впитала эстетику DnD преимущественно через игры в жанре ММО-RPG. Оттого и все сюжеты в этом сеттинге у японцев получаются однообразными, словно дейли-квесты, а персонажи – одномерными, как NPC. Но издевка над искусством не могла продолжаться вечно, и японская поп-культура наконец разродилась собственной Моной Лизой. Только взгляните на эльфийку и увидите до боли знакомую полуулыбку и раскосые глаза – выражение лица, которое не спутаешь ни с чем.

Фрирен – это Мона Лиза, которую виабушники заслужили: забывчивая, неловкая, с явными признаками аутизма и торчащей из мимика попой... А еще про нее зачем-то нарисовали мангу и анимационный сериал, хотя можно было ограничиться артиками в интернете.

P. S. Не хотелось бы нести в мир один сплошной негатив, потому что у негатива есть свойство возвращаться обратно. Как говорится, критикуешь – предлагай. Так что предлагаю: если вам хочется посмотреть хорошее аниме на тему неотвратимого хода времени, то могу посоветовать Top wo Nerae! Gunbuster. А если нужно фентези с женщиной-протагонистом, то попробуйте 12 королевств (Juuni Kokuki) – построение мира там изобретательнее.

354354
11
712 комментария

Как я себя чувствую, нажимая кнопку "Опубликовать

55
1
Ответить