Киберпанк 2.0: в чём неправы критики Cyberpunk 2077

Чем грядущий проект CD Projekt Red отличается от привычных произведений жанра, почему эти изменения наверняка пойдут игре на пользу и при чём тут посткиберпанк.

Киберпанк 2.0: в чём неправы критики Cyberpunk 2077

27 августа студия CD Projekt Red показала первый геймплей ролевой игры Cyberpunk 2077. В 48-минутном ролике разработчики продемонстрировали прохождение заданий, перестрелки, погони, установку аугментаций, систему диалогов и антураж Найт-сити. Конечно, разработчики предупредили, что многое в игре может измениться к релизу — и тем не менее, уже сейчас мы видим, что из себя представляет Cyberpunk 2077.

Почти сразу после выхода ролика коллеги с «Отвратительных мужиков» и «Страны игр» опубликовали тексты со схожим тезисом — «На самом деле Cyberpunk 2077 никакой не киберпанк, и вот почему». Авторы материалов подводят читателей к разумной, в общем-то, идее (о ней чуть дальше), но я не согласен с некоторыми аргументами.

Киберпанк 2.0: в чём неправы критики Cyberpunk 2077

К примеру, оба текста почти сразу же начинаются с довода о том, что «отец киберпанка» Уильям Гибсон в своё время раскритиковал первый трейлер игры. О первой реакции писателя на трейлер с E3 сообщили, наверное, все крупные СМИ. Однако позднее он увидел геймплей и признал ошибку.

Ответ на публикацию @CyberpunkGame
undefined
Как по мне, то выглядит намного лучше первого тизера. Есть ощущение, что на первый взгляд всё чистенько, но потом видно подноготную.

Другой аргумент — дескать, в мире Cyberpunk 2077 персонаж не может себе «позволить убивать пьяных проституток, чтобы продавать на органы». Но ведь род занятий главного героя не зависит от жанра! Найт-сити — это по-прежнему грязный и порочный город, в котором всё так же живут «бомжи» и «бедные задроты». В ролике мы уже видели бандитов — наверняка дойдёт дело и до беспринципных торговцев органами.

Ещё одна претензия к игре заключается в том, что у Cyberpunk 2077 нет мощного первоисточника. Это не совсем так — CD Projekt Red взяли за основу богатый и прописанный мир настольной ролевой игры, которая за свою историю пережила три редакции. Книги выходили с 1988 по 2005 год. Они не очень известны широкой публике, но ведь когда студия только взялась за разработку первого «Ведьмака», о книгах Сапковского в Америке мало кто слышал. На английском первый том цикла «Последнее желание» вышел в 2007 году — как и сама игра. Нынешняя ситуация во многом схожа.

Иллюстрация Найт-сити из Cyberpunk 2020
Иллюстрация Найт-сити из Cyberpunk 2020

Впрочем, сама идея о том, что «Cyberpunk 2077 — это никакой не киберпанк» скорее верна. С парой оговорок. Грядущая игра CD Projekt Red и впрямь не очень похожа на типичные произведения жанра, потому что настоящий киберпанк остался в прошлом. Романы Гибсона, Стерлинга и Дика, а также фильмы по ним («Бегущий по лезвию» и «Джонни-мнемоник») хоть и считаются эталонами жанра, безнадёжно устарели с точки зрения представления о будущем. Проводные подключения к декам и хостам вытеснил вездесущий вай-фай и беспроводные сети. А нейроимпланты и устройства виртуальной реальности уже и вовсе вошли в обиход.

Они это сделали!

Уильям Гибсон, реакция писателя на VR-шлем

Уже сейчас тот-самый-киберпанк можно отнести к ретрофантастике, а через полвека наверняка книги этих писателей будут ставить на полку к ретрофутуризму. Очень хорошо границы в жанре очертил мой коллега Леонид Мойжес. В своей статье он описал, какие произведения можно считать киберпанком, а какие — скорее выходят за рамки.

Очевидно, за прошедшие годы многие авторы привнесли в жанр что-то своё — одни актуализировали технологии, другие развивали проблематику. Так появился посткиберпанк — современный взгляд на идеи умершего жанра. Отличий от прародителя у посткиберпанка не так много, но достаточно, чтобы прочертить границу между направлениями. Прежде всего, главные герои не выступают против дистопии и общественного уклада — скорее наоборот, интегрируются в систему и пытаются её улучшить. Также для посткиберпанка характерны меньшая мрачность, высмеивание классических приёмов жанра-предшественника и социально-политическая сатира.

Пятую редакцию настольной ролевой игры Shadowrun (на ней основана одноимённая серия видеоигр) считают скорее посткиберпанком, чем классическим киберпанком. При этом к прародителю относят редакции с первой по третью.
Пятую редакцию настольной ролевой игры Shadowrun (на ней основана одноимённая серия видеоигр) считают скорее посткиберпанком, чем классическим киберпанком. При этом к прародителю относят редакции с первой по третью.

Если пробежаться по известным видеоиграм в фантастическом сеттинге ближайшего будущего, то можно увидеть, что многие из них или относятся к посткиберпанку, или заимствуют некоторые элементы. Оба последних Deus Ex, шутер Syndicate, экшен Remember Me, серия ролевых игр Shadowrun или даже тактические инди-экшены Invisible, Inc и Transistor — всё они, безусловно, «чистым» киберпанком уже не считаются. Сюда же можно отнести близкие по теме сериалы и фильмы вроде «Бегущего по лезвию 2049», «Чёрного зеркала» и «Видоизменённого углерода».

Это же верно и для Cyberpunk 2077. Грядущая игра CD Projekt Red посвящена не бунту против системы, а жизни персонажей внутри неё. И в этом она следует канонам настольного первоисточника — в Cyberpunk 2020 предлагала игрокам на выбор обширный список профессий, от копа и корпората и до кумира и нетраннера.

Иллюстрация к переизданной книге правил Cyberpunk 2020
Иллюстрация к переизданной книге правил Cyberpunk 2020

И хотя оригинал старался соответствовать критерию критика и фантаста Гарднера Дозуа «High tech, low life», удавалось это не всегда. Например, некоторые персонажи даже на старте могли получить неплохой кэш — таких представителей общества уж точно к low life не отнесёшь. Похоже, что то же самое можно сказать и про наёмника V из Cyberpunk 2077. Наш герой — не бедняк с улицы, а профессионал, выполняющий грязную работу.

Будущая игра CD Projekt Red действительно далека от того, что мы привыкли видеть в настоящем киберпанке. В ней нет дистопии, бедности и бесперспективности — наоборот, нам предстоит привести героя к чему-то большему. Это посткиберпанк, эволюция классического жанра, которая предлагает новые темы и характерные элементы.

Станет ли из-за этого Cyberpunk 2077 хуже? Разумеется, нет.

193193
246 комментариев

в чём неправы критики Cyberpunk 2077Почему я уже видел кучу статей и комментариев с критикой критиков Cyberpunk 2077, но до сих пор не видел ни одного критика Cyberpunk 2077?
Серьезно, я читаю все статьи про Cyberpunk 2077, но мне ни разу не хватило терпения добраться в ветке комментариев до "того самого" на которого все ополчились.
Я понимаю, что я невнимательный, да и тупой вообще, но тема "злобных критиков киберпанка 2077" мне кажется ооооочень сильно раздутой.

17
Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить

В начале статьи две ссылки на материалы с критикой.

3
Ответить

Это классический уже прием рекламы. Разрушать мифы, которые сами же придумали.

Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Киберпанк и есть поджанр сайфая. Это как просить не называть pubg шутером, потому что он батл-рояль.

1
Ответить