GOG: Сохраняя прошлое и будущее гейминга (русский перевод)

Русская версия документального фильма от NoClip.

GOG: Сохраняя прошлое и будущее гейминга (русский перевод)

Приветствую, сообщество DTF! Мы продолжаем перевод крутых зарубежных документалок о видеоиграх. На этот раз к нам на перевод и озвучку попал фильм от NoClip, рассказывающий о магазине GOG. Мы бы не стали делать русскую версию, уж слишком поздно по сравнению с оригинальной она вышла, если бы не странный перевод субтитров, где порой местоимения заменяются с третьего лица на второе. Но это всё неважно. Важно другое. О чём же фильм, и почему его стоит посмотреть?

Русская версия.

Часть 1: Старые идеи

Много лет прошло с тех пор, как издательство CD Projekt выпустило Baldur's Gate. Их конкурентами были вовсе не другие издательства, желавшие получить прибыль с зарубежных новинок. Главными противниками выступали пираты. Когда рухнул Железный Занавес, и Польшу наводнили западные видеоигры, в Варшаве активно шла торговля пиратскими дисками на Стадионе Десятилетия – там можно было купить что угодно. Польская молодёжь даже и не думала, что пиратит игры. По мнению молодых людей, это всё была лицензионная продукция, а сами лицензионные боксы они считали особым изданием. Качество перевода пираток их не волновало, все думали, что у разработчиков просто нет денег на достойную локализацию. Невзламываемых игр не существовало. Всё так или иначе появлялось на рынке за считанные дни или даже часы.

После такого некоторые люди поняли, что бороться с пиратами с помощью каких-то средств защиты бесполезно. Более того, если легальному покупателю приходится морочиться с DRM, то тому, кто просто скачал игру, не нужно проходить через трудности. Но такой подход, по мнению создателей GOG, неправилен. Почему легальная покупка игры вызывает больше сложностей?

В край задолбавшийся Марчин Ивиньски. Благодаря этому человеку, мир узнал одну из лучших RPG последнего десятилетия и один из самых ламповых сервисов по продаже игр.
В край задолбавшийся Марчин Ивиньски. Благодаря этому человеку, мир узнал одну из лучших RPG последнего десятилетия и один из самых ламповых сервисов по продаже игр.

В итоге негативное отношение к DRM и прочим методам защиты стало частью идентичности сервиса. В GOG решили завоёвывать сердца покупателей контентом, играми, ценами. Руководство приняло решение "идти в цифру" и создавать собственный сервис. Так появился Good Old Games или просто GOG, начавшийся как бэк-каталог, в рамках которого команда восстанавливала старые игры и решала проблемы совместимости.

Часть 2: Первая подпись

Перед GOG встала задача – найти какого-нибудь издателя и убедить его приобретать игры без DRM. Обычно издатели говорили так: "Да, ребята, звучит интересно и смело, но давайте попробует кто-то другой, а потом поучаствуем и мы". Руководство сервиса понимало, что главными конкурентами в этой сфере были пираты, ведь такие игры можно было скачать с сайтов устаревшего ПО. В итоге покупателей решили привлекать как можно большим количеством бонусов. И необходимо было убедиться, что старые игры совместимы с новыми системами.

Олег Клаповский занимается бизнес-процессами.
Олег Клаповский занимается бизнес-процессами.

Руководству GOG очень помогли связи из прошлого. Первой компанией стала та, благодаря которой CD Projekt Red, совершила прорыв в 90-х, издав на территории Польши Baldur's Gate. Контракт с сервисом подписала Interplay.

Было ещё много походов по издателям, но в итоге всё завертелось, и на связь с GOG вышла Ubisoft уже по своей инициативе. Французский издатель предложил выпустить свои игры на платформе GOG. Тогда руководство сервиса и почувствовало, что придумало что-то крутое.

Но прежде чем приступать к поискам исходного кода, к попыткам воссоздать обложку или решать проблемы совместимости, надо было выяснить, кто собственник той или иной игры. Зачастую подобные загадки не могли решить годами.

Часть 3: Охота

Для того, чтобы понять, кому принадлежат права на ту или иную игру, необходимо проверять разные зацепки - например, фильмы по играм, википедию, разговаривать с компаниями-разработчиками или с продюсерами и спрашивать, кому принадлежат права. Если повезёт, права оказываются у издателя, но порой ему принадлежат не все права, а сам издатель утруждаться не хочет. Приходится делать работу за него и выяснять, у кого права на музыку, на торговую марку и так далее.

Наши люди в GOG. Артём Шуйко, русский. Начальник отдела по развитию бизнеса в GOG. Сравнивает работу в компании с работой в детективном агентстве.
Наши люди в GOG. Артём Шуйко, русский. Начальник отдела по развитию бизнеса в GOG. Сравнивает работу в компании с работой в детективном агентстве.

Порой компании, у которой были права, не существует, и встаёт вопрос - как найти правообладателя, как заполучить игру. Обычно это юридический ад. Интересно выходит, когда было два партнёра. Их представления о том, как составлен договор, могут различаться. Поэтому нужно искать первоисточник, людей, участовавших при его заключении и так далее. Кейсов великое множество, и зачастую они сопряжены с юридическим адом.

Многие контракты удалось заключить только после открытия офиса в США. Причиной этому - культурные различия, которые сильно влияют на ведение бизнеса.

Часть 4: Вычищение кода

Очень редко можно найти сборку для игр, вышедших раньше 2000 года. И речь даже не просто об исходном коде, а о копии игры. Поэтому GOG активно работает с сообществом игры. Коммьюнити очень помогает, порой даёт билд. Для того, чтобы исправить проблемы совместимости, в GOG привлекают программистов извне, тоже хардкорных геймеров.

Марчин Пачиньски. Главный по продукту.
Марчин Пачиньски. Главный по продукту.

Часто работа ведётся вместе с создателями DosBox, эмулятором, помогающим запускать старые игры на современных системах.

Одна из важнейших задач команды – убрать DRM. Сейчас это системы онлайн-активации, но DRM существовали и раньше в виде ключей, кодовых слов. Книги с кодам и кодовые колёса в своё время были очень популярны.

После вычищения кода, удаления DRM, оцифровки инструкций и сбора бонусов игру можно выпускать. Но при этом команда должна убедиться, что каждая игра запускается на максимальном количестве операционных систем, в том числе на новых.

Часть 5: Будущее

Задачи сервиса расширяются. Поначалу аббревиатура GOG означала Good Old Games (Старые добрые игры). С марта 2012 года теперь сервис занимается и новыми играми, стремясь в первую очередь получать игры без DRM – как AAA, так и инди. Для многих инди-разработчиков выход на GOG стал знаком качества.

Пётр Карвовски. Управленческий директор GOG
Пётр Карвовски. Управленческий директор GOG

Современные издатели не спешат отказываться от DRM, они свято верят, что игры с DRM продаются лучше. И, по мнению руководства GOG, нужно больше примеров вроде Ведьмак 3. Игра вышла в первый день без DRM, и она до сих пор неплохо продаётся. Но одним примером не переубедишь, процесс идёт медленно как вода точит камень.

В общем-то это основные тезисы фильма. Оригинальную версию можно посмотреть здесь.

Оригинальная версия. Есть русские субтитры, но плохие.

А мы продолжим радовать вас озвучкой лучших документалок. При этом у нас в планах есть создание своего крутого контента. Со временем у нас появится такая возможность. Всего хорошего. Цените качественный продукт!

8989
51 комментарий

Интересный фильм. Как то упущен аспект, который лично мне было бы интересно узнать. А именно GOG Connect, благодаря которому в основном, моя библиотека доросла до 119 позиций, почему то мне кажется, такая простая идея стоила GOG немалых усилий.

7

Комментарий недоступен

1

А что это вообще такое?

1

Комментарий удалён модератором

Ведьмак 3 хорошо продаетсяон неплохо продается, но никак не хорошо.

4

Второй был успешен, по цифрам тех времен. Порядка 300 000 копий продано. Не МЕГА-успех, конечно, но учитывая объем рынка 2000 года, учитывая то, что игра была явно не для всех (читай: не для средних умов), выходила только на PC и т.д. и т.п, нормально. И уж точно, DRM не помог бы ему продаться лучше.

3

Ну, это точка зрения GOG. Можно соглашаться, можно не соглашаться. =)