Assassin's Creed: Odyssey — больше RPG, чем многие RPG

Мнение после 40 часов игры.

Assassin's Creed: Odyssey — больше RPG, чем многие RPG

Assassin's Creed: Odyssey встречает игрока вопросом об уровне сложности —лёгкий уровень советуют выбрать тем, у кого «мало опыта в RPG». С самого начала Ubisoft уверенно заявляет: новый «Ассасин» рассчитан на тех, кто знаком с The Elder Scrolls или с Divinity: Original Sin, а вовсе не на любителей стелс-экшенов.

К такому утверждению могут отнестись со скепсисом даже те, кто играл в Assassin's Creed: Origins. Несмотря на то, что именно в предыдущей игре серии в графе «жанр» впервые появилось слово «экшен-RPG», назвать Origins полноценной ролевой игрой было трудно: главным «RPG-элементом» в ней была тотальная зависимость всего происходящего от уровня игрока и его врагов.

Теперь, когда стало понятно, что собой представляет Assassin's Creed: Odyssey, Origins выглядит промежуточным звеном эволюции — той самой амфибией из школьного учебника биологии, которая ещё сомневается, стоит ли ей вылезать на берег и эволюционировать. Как показали дальнейшие события, совершенно напрасно.

Assassin's Creed: Odyssey — больше RPG, чем многие RPG

Дебют Ubisoft на поприще полноценных RPG получился неожиданно удачным — удивительно, но кое в чём у Odyssey может поучиться даже классика жанра. Попробую пояснить, что имею в виду, разобрав игру по элементам.

Побочные задания

Большинство заданий в Odyssey нельзя назвать особенно оригинальными — примерно можно представить себе, какого рода поручения будут давать наёмнику в Древней Греции.

Общее качество квестов выросло по сравнению с Origins: побочные задания почти всегда состоят из нескольких этапов и содержат какой-нибудь сюжетный поворот. Многочисленные более примитивные задания в духе «зачисть лагерь бандитов», «спаси меня от преследователей» или даже просто «дай мне денег» объединены в особую категорию, и даже на карте отображаются лишь малозаметным значком.

Assassin's Creed: Odyssey — больше RPG, чем многие RPG

Однако главная уловка Ubisoft заключается в другом: раз в какое-то количество заданий происходит нечто совершенно необычное. И речь не о том, что наниматель кинет вас на деньги и попытается убить — это повседневные проблемы. Речь о масштабных событиях, вытекающих из совершенно непримечательных квестов.

Например, самый неинтересный квест из возможных — сбор ресурсов на лесной поляне, — приведёт вас к встрече с одним из важнейших для истории главного героя персонажей. Другим заданием, не менее прозаичным, открывается масштабная квестовая линейка — с политикой, едва ли не шекспировской драмой и битвой в финале, — в которой переплетаются судьбы других жителей региона, квесты которых игрок уже успел выполнить.

Assassin's Creed: Odyssey — больше RPG, чем многие RPG

Да, это единичные случаи — но благодаря им появляется желание пройти каждую стороннюю миссию в игре. В этом и заключается великолепная уловка. В Origins я зачастую видел в дополнительных заданиях лишь возможность получить немного опыта; здесь же берусь за каждый квест, поскольку знаю, что иначе могу пропустить что-то важное и интересное.

Assassin's Creed: Odyssey — больше RPG, чем многие RPG

Последствия выбора

Когда слышишь, что в новой Assassin's Creed у принятых решений будут последствия, такое заявление не воспринимаешь до конца серьёзно: в конце концов, настоящих последствий выбора нет даже в некоторых больших RPG и во вроде бы основанных на возможности принимать решения играх Telltale.

Первые диалоги только усиливают скепсис: два совершенно разных варианта ответа, из которых один приведёт к диалогу «да ладно тебе! — ну хорошо, я согласен» и к точно такому же результату, что и первый. Не первый день играем в игры — нас такой «свободой выбора» не проведёшь.

Assassin's Creed: Odyssey — больше RPG, чем многие RPG

И тем сильнее эффект, когда вы впервые сталкиваетесь с этими самыми «последствиями». Когда вдруг понимаете, что машинально побежав выполнять первое из двух доступных сюжетных заданий закрыли себе доступ ко второму. Что решив, что перед тем, как взяться за спасение смертельно больного, можно вдоволь поисследовать округу, вы обрекли его на гибель. Когда узнаете, что действие, которое вы из лучших побуждений совершили несколько десятков часов назад в совершенно другом уголке Греции привело к катастрофическим последствиям.

Assassin's Creed: Odyssey — больше RPG, чем многие RPG

Всё это происходит безо всякой помпы, без навязчивого «Перикл это запомнит» — естественно, как будто так и должны быть устроены игры. Вопреки всем лекциям и статьям о том, что настоящая нелинейность слишком дорога в производстве, и вообще не нужна, если есть мнимая.

К некоторым персонажам, на жизнь которых вы повлияли, даже можно вернуться спустя какое-то время и посмотреть, что с ними стало. Например, я осознанно избегаю одной деревни, потому что у меня очень нехорошее предчувствие насчёт судьбы одной из её жительниц — не хочу знать правду.

Эффект снежка

Если для вас всё это звучит похоже на «игру мечты», то не обольщайтесь: это всё тоже единичные случаи. У меня вообще сложилось ощущение, что «единичные случаи» — это новый творческий метод Ubisoft.

Автор фэнтези Брендон Сандерсон в своё время вывел «принцип снежка»: чтобы читатель поверил в ваш вымышленный мир, нужно очень тщательно продумать один его элемент, а потом разбросать свидетельства этой тщательной продуманности на первых страницах книги. Читатель сделает логичный вывод, что и все остальные элементы вашего мира продуманы настолько же тщательно.

Assassin's Creed: Odyssey — больше RPG, чем многие RPG

Примерно то же самое происходит и в новой Assassin's Creed: последствия будет иметь, скажем, одно из десяти ваших решений, но у вас будет ощущение, что важен каждый выбор. Захватывающие приключения на несколько часов могут скрываться за одним из десяти побочных квестов, но остальные девять вы тоже пройдёте с интересом — кто знает, во что они выльются?

Впрочем, огромные побочные квесты и настоящую нелинейность нельзя назвать чем-то удивительным — существует множество RPG, в которых всё это реализовано, по крайней мере, не хуже, чем в Odyssey. Впечатляет это скорее из-за заниженных ожиданий — ну кто будет ждать качественной RPG-составляющей от очередной части «Ассасина»? Главный козырь Odyssey, который делает её уникальной, не в этом.

Assassin's Creed: Odyssey — больше RPG, чем многие RPG

Система целей

Наверное, это ни для кого не будет спойлером: в Odyssey есть аналог тамплиеров, от которых главному герою нужно будет избавить Грецию. Этих «прототамплиеров» в игре несколько десятков — значительно больше, чем в предыдущих Assassin's Creed. Но дело не в их количестве, а в том, как они вписаны в геймплей.

Для того, чтобы покончить со злонамеренным Культом, главному герою необходимо уничтожить его лидеров. Сведениями о личностях лидеров, как и о личностях других своих коллег, располагают их подчинённые.

Эти подчинённые рассыпаны по всей Греции — кто-то засел в серебряной шахте, кто-то перемещается между островами на корабле, кто-то спокойно гуляет прямо по Афинам или Коринфу — возможно, вы даже столкнулись с ним, пока бежали по улице, но не узнали. Один — изнеженный аристократ, который испустит дух после первого же удара, другой всюду ходит с толпой телохранителей, третий — свирепый воин, который в два раза превосходит вас в уровне. Рано или поздно, вам придётся добраться до всех. Вот тут и начинается самое интересное.

Assassin's Creed: Odyssey — больше RPG, чем многие RPG

Расскажу небольшую историю, из которой наглядно становится понятно, что именно представляет из себя геймплей Odyssey — вернее, та его часть, которая приводит меня в восторг. Она незначительно спойлерит незначительный побочный квест — читайте без страха.

Я получил информацию о том, что командир неназванной крепости в одном из регионов Греции может располагать сведениями о личности одного из культистов. Регион был большим и почти мной не исследованным — я сел на коня и отправился на поиски крепостей.

Assassin's Creed: Odyssey — больше RPG, чем многие RPG

Небольшое путешествие привело меня в деревушку, где мой персонаж неожиданно столкнулся с бывшим коллегой-наёмником — тот обратился к главному герою с просьбой. По его словам, афинский военачальник украл его меч и прячет у себя в крепости — как добраться до нужной крепости, бывший наёмник подробно объяснил. Я взялся за задание в надежде, что это будет именно та крепость, и не прогадал — в кармане у убитого мной полководца я нашёл любовное послание к культисту. Злодеем оказался персонаж, с которым я совсем недавно познакомился, выполняя задания основного сюжета — я немедленно отправился в город, чтобы прикончить его.

Assassin's Creed: Odyssey — больше RPG, чем многие RPG

Перемещаясь верхом от одной точки до другой, я задался вопросом: а чем конкретно я сейчас занимаюсь? Я выполняю побочный квест — возвращаю меч старому другу? Я занимаюсь побочной активностью — выслеживаю культиста? Я двигаюсь по сюжету? Прокачиваюсь?

В этом — главная прелесть Odyssey. В Origins я двигался от сюжетной точки к сюжетной точке, время от времени прерываясь на квесты и прокачку. Здесь такого ощущения нет: я просто «живу» в Odyssey, и в каждый конкретный момент просто занимаюсь тем, что мне кажется наиболее подходящим.

Assassin's Creed: Odyssey — больше RPG, чем многие RPG

Культисты и механизм их выслеживания здесь играет огромную роль: можно закупаться товарами в лавке и неожиданно наткнуться на предмет, который выдаёт месторасположение очередного врага; можно выполнять задание и осознать, что плохой человек, о котором все говорят, подходит под описание одного из культистов. Можно путешествовать по безлюдным лесам, наслаждаясь природой, а потом совершенно случайно наткнуться на безумную культистку-отшельницу и узнать о том, кто она такая, только после её гибели от ваших рук (это реальный случай). Куда бы вы ни пошли, чем бы вы ни занялись, в теории это всегда будет на шаг приближать вас к конечной цели.

Наёмники

На наёмников, которые охотятся на игрока, делался упор в рекламной кампании Odyssey, но, на самом деле, рассказать о них можно не так уж и много. У каждого из них есть особая сила, слабость вроде уязвимости к огню, отличительные черты и биография, плюс, если вырубить наёмников специальным несмертельным ударом, их можно будет завербовать. В 2016-м Вадим Елистратов задавался вопросом о том, почему систему Nemesis из Shadow of Mordor никто не скопировал — вот, попытались.

Assassin's Creed: Odyssey — больше RPG, чем многие RPG

Ведут себя наёмники примерно так же, как и в Origins, но в возросших масштабах — сбегаются толпой, как только вы начинаете творить беспредел, а также склонны возникать буквально из ниоткуда и пускать под откос ваши филигранные стелс-операции. Всё это довольно быстро начинает раздражать — хорошо, что от них всегда можно откупиться по приемлемой цене.

Assassin's Creed: Odyssey — больше RPG, чем многие RPG

По-настоящему ярких впечатлений от участия в игре наёмников у меня было два. Первое — когда я убегал от разъярённой толпы разбойников, из леса неожиданно вышел закованный в броню наёмник на десять уровней старше нас всех, мгновенно раскидал всех бандитов и спокойно побежал дальше — будто бы специально выручил младшего товарища.

И второй — когда я, наконец, одолел брутальную женщину, которая, как сообщалось в её биографии, кинула всех своих друзей и родственников ради денег и осталась одна, и предложил ей вступить ко мне в команду. Теперь смотрю с капитанского мостика на её здоровенный силуэт и вспоминаю, как она меня гоняла по всей Греции несколько часов назад.

Основной сюжет

Это — пункт-предостережение. До выхода игры могло сложиться впечатление (у меня, например, оно сложилось), что Assassin's Creed: Odyssey — это просто игра про Древнюю Грецию от Ubisoft, которую из маркетинговых соображений решили назвать Assassin's Creed и сделать частью известной франшизы. Это не так.

Assassin's Creed: Odyssey — больше RPG, чем многие RPG

Если вы просто хотели перенестись в историческую Древнюю Грецию, а «ассасинскую» мифологию на дух не переносите, то центральный сюжет игры вам по вкусу не придётся. Фантастики тут значительно больше, чем в тех же Origins — весь сюжет фактически вращается вокруг семейки супергероев и их сверхъестественных артефактов, а важные исторические события, как водится, объясняют деятельностью секретных организаций. Причём раскрывает свою истинную сущность сюжет Odyssey, как обычно, не сразу — первый удар по психике сторонников исторической достоверности наносится лишь спустя десяток часов игры.

Assassin's Creed: Odyssey — гигантская игра. Я провёл в ней больше сорока часов, а чувство, что всё только начинается, никуда не исчезло — судя по карте, мне ещё осталось исследовать не менее половины территории Древней Греции. Но даже если в оставшихся областях обилие контента неожиданно иссякнет и уступит место утомительному гринду, я не буду в обиде на Ubisoft: свою порцию удовольствия я уже получил.

Assassin's Creed: Odyssey — больше RPG, чем многие RPG

В Фейсбуке как-то проходил флешмоб: пользователи придумывали фразы, которые звучали бы как бессмыслица для человека из 2007 года — например, «угорел в сториз» или «Скриптонит у Дудя». Теперь к числу этих фраз можно добавить ещё одну: «Новая Assassin's Creed — отличная RPG».

378378
402 комментария

Комментарий недоступен

83

Согласен на сто процентов. Надеялся, что это и будет просто RPG про Древнюю Грецию с маленькими поклонами в сторону серии, но нет. То, что связано со сквозным сюжетом Assassin's Creed, мне пока тут кажется самым слабым элементом.

31

Но если убрать из названия Assasin's Creed, то игры про Assasin's Creed перестанут совсем выходить, и про что же люди ныть тогда будут?

24

Зачем убирать если основные элементы серии присутствуют, что за тупая притензия к названию? Паркур есть, предтечи есть, анимус есть, артефакты есть, зрение специальное есть. Ты понимаеш ьчто если бы делали просто игру про римлян тго времени то пришлось бы все это вырезать? Потому что какой нафиг паркур в латах в те времена?

5

Тут есть пара очевидных проблем и мильен не очевидных.
1. Ассасин - это раскрученый бренд. Он на слуху.
2. Если игра каждый раз называется по разному, то и ждать от неё будут разное. Разный геймплей, как минимум. И у всех будет претензия, мол игра другая, а геймплей как у ассасина. Юбисофт всех обманула, она дерьмо и тд

2

Я уже так говорил и меня заминусили)

3

Не надо ниче убирать, так искать проще, ассасины и ассасины