В защиту Baldur's Gate 3

Ответ на просьбу разобрать критику игры. Ну давайте поговорим на языке фактов, раз уж многие меня спрашивали. Лонг.

В защиту Baldur's Gate 3

Говорить мы будем о популярной, вполне себе выстрелившей статье с критикой игры, собравшей около 100 лайков (половина из которых рофлы). Именно здесь начался весь движ с непонятными претензиями в мою сторону, мол, я слился, мне нечего ответить и т.д. Людям порой тяжело понять, что не всем хочется заниматься подобной галиматьёй, но, так и быть, чем бы дитя не тешилось, так сказать. Я готов принять вызов. Ссылки и имена я намерено не оставляю, ибо не ставлю перед собой задачу развести хейтспич.

Начнём фактить мы прямо с заголовка разбираемого материала.

Давайте вспомним Baldur’s Gate 3 как пример того, что общественный фон об «10 из 10» ничего общего с реальностью не имеет.

Обращаемся к реальности.

В защиту Baldur's Gate 3

Отзывы на игру оставило более полумиллиона человек, и 96% из них — положительные. Это крайне высокий показатель даже для аудитории Steam с её тенденцией закупориваться во мнении (если тебе не нравится игра, ты её даже покупать не будешь) и оставлять только хорошие обзоры.

Уже здесь можно поддушнить, сказав, что рейтинг 96% уже является той самой объективной оценкой 10 из 10, ибо вполне себе доказывается статистикой, но мы все понимаем, что это не совсем корректно. Однако то, что перед нами отличная игра — уже походит на факт.

Также мы имеем аномальную статистику онлайна. Спустя год после релиза в одиночной сюжетной игре, слабо претендующей на высокую вовлечённость, ибо в ней нет механик песочницы и элементов сервиса, пиковый онлайн составляет сто тысяч человек. А ежесуточно играют в неё и того больше людей.

В защиту Baldur's Gate 3

Ещё одна плоскость объективной реальности — реакция прессы. Если первоначальные отзывы формата «шедевр 10 из 10» можно было списать на беглое знакомства лишь с первым актом, потому что релиз на ПК перенесли на месяц раньше, игрожуры не успели дойти до титров, то вот итоги года всё расставляют на места.

Чекаем заголовки.

В защиту Baldur's Gate 3
В защиту Baldur's Gate 3

И это всё в один год с Zelda: Tiers of the Kingdom, главным системселлером Nintendo, от которого писались кипятком все игровые журналисты. Ладно там Alan Wake 2, Spider-Man 2, Mario и ремейк RE4, но утереть нос сиквелу Breath of the Wild? (кстати, читайте мою статью об игре) Ещё и на всех крупных церемониях? Такое уже нельзя назвать совпадением или списать на продолжительность игры, это уже проверяемая объективная реальность и крайне аномальная статистика в целом.

Оценки, рейтинги, награды — все основные показатели говорят, что BG3 является феноменом, но это...

ничего общего с реальностью не имеет.

Я уже молчу о том, что сама формулировка заголовка не несёт в себе какого-то предметного смысла. Хорошо, игра не 10 из 10, пусть будет 8, 9. Хоть 0 из 10! А с чем мне спорить? С субъективной оценкой одного человека, который имеет неизвестный мне бекграунд и который мне абсолютно не знаком? Может, он любит научную фантастику, а не классический фэнтези сеттинг, может, ему не нравятся D&D механики. С этим в принципе никак не поспорить, и я этого делать не хотел! Но раз уж в этом тексте собрана бескомпромиссная аргументация авторской позиции (ага, вокруг субъективной оценки, ещё и непонятной, ведь оценки никто не даёт), то хорошо, давайте с ней ознакомимся.

В защиту Baldur's Gate 3

Кстати, рофл в том, что я в своей статье по Baldur's Gate 3 тоже поставил ей не 10 из 10. Продиктовано это в том числе и тем, что в игре на релизе вообще не было эпилога. Сейчас он есть, так что оценочку в итоге поднял. Не считаю, что игра идеальная, в ней много спорных моментов, но таких, которые не могут затмить сильные стороны, то есть не переходящих в критический статус. При желании можно всё оправдать: и низкий левелкап, и обрезанную сюжетку Карлах, и отсутствие верхнего города, и т.д.

Идеальных игр вообще не бывает. Даже в GTA 5 нельзя грабить корованы и заходить в каждый подъезд — это специфика всех видеоигр, ибо их можно делать и улучшать до бесконечности. Возвращаемся к тексту.

Начинается статья с описания положительных впечатлений от первого акта, но сразу же вскрывается один важный нюанс.

Потом у нас был лагерь Гоблинов. Но я к сожалению практически ничего из него не запомнил кроме игры в догонялки, про то что гоблины много пьют, бабку, и Минтару, которую хотелось в пати.

Человек слабо помнит контентное наполнение игры, хотя интересных приключений в первом акте до жути много. И разборки с Каргой, и встреча с божеством гитьянки, и подземные приключения, если говорим вообще. В лагере гоблинов наличествует множество дополнительных активностей: спасение Воло, получение бафа от БДСМ пыток, вызволение наёмника, три вражеских босса. Даже перечислять устанешь, куда там можно всунуть свой нос.

В защиту Baldur's Gate 3
Наиграл я много в первом акте, но загружаться надо было многовато, потому что выборы которые приводят к бою или без награды из-за отрицательного броска кубика было много.

Сильное заявление. Даже не потому, что оно какое-то неверное, нет. А потому что для его проверки потребуется очень много времени. Примеров в доказательство своей позиции тоже никаких не приводится.

Я вот точно помню, что провал проверки на болотах приводит к ситуации, когда игрок не видит реальную картину мира, но постоянно бьётся о неё. Я помню, как провалил проверку на убеждение гоблина, пытающего наёмника. Затем игра предложила мне другие варианты. Я притворился союзником, для доказательства вырвал ноготь заключённому, гоблин мне поверил и ушёл. Человек спасён, но при этом каким-то нестандартным способом. Провал в проверке позволил обыграть ситуацию уникально.

В защиту Baldur's Gate 3

А если игрок проваливает проверку и начинается бой — это нормально. Возможность пропустить схватку является не данностью, а наградой, следствием либо конкретной прокачки, либо удачи. А обратное означает, что схватка быть должна. Примеры: гоблины в разрушенной деревне в первом акте и родственники Торма во втором.

Несостоятельность авторской позиции заключается: а)в отсутствии примеров и невозможности знать наверняка, ибо автор слабо помнит даже поверхностное контентное наполнение игры б)в принятии награды за данность в)в моих контрпримерах обратного положения вещей г)в казуальной позиции по отношению к вероятностям в целом. Предполагается, что игрок должен принять получившийся исход, ведь так играть интересней, но и обратное не возбраняется. Baldur's Gate 3 позволяет сейвскамить везде, и это тоже прекрасно.

Где то я на 70 часу иду во Второй акт.

Тут у меня нет слов. Даже представить себе не могу, что можно делать в первом акте 70 часов. Если только 40 из них стоять афк. Это не игра задушила автор, а автор принял решение выкачать из комнаты весь воздух! По-моему, столько времени набежать не должно даже в случае полного пылесосинга всех локаций, каждой корзинки и ящичка.

В защиту Baldur's Gate 3
И что же я увидел? А ничего!!!! Я просто ходил по локации и убивал монстров, был унылый диалог с Пивасом, какие то мелкие загадки, и больница, которая закончилась одним диалогом. Конечно еще был лагерь с Джахейрой, но что я в нем сделал? Доставил дочь до царя Бессмертного и обратил лагерь в зомбей. Я подумал что это как то повлияет на конечный бой и Царек(к примеру) сдастся без боя, но мне все равно пришлось сражаться, из-за чего я потерял локацию целую(оказывается бой будет всегда, договориться нельзя).

Предметных претензий не вижу. Ходить по локациям и убивать монстров надо было и в первом акте, но он автору нравился. Диалог с Пивасом не станет от того унылым, если его таковым назвать. По-моему прикольно, что каждого из боссов сей локации можно победить без боя: пиваса перепить, хирурга уломать сделать себе же смертельную операцию, бюрократа попустить бюрократией. Плюс они круто задизайнены сами по себе.

Также во втором акте есть дополнительные квесты, то есть бессмысленно бегать не придётся. Их меньше, чем в первом, но это обусловлено размерами самой локации. Спасение земель от порчи — крутой квест и нарративно, и геймплейно. Тавердефенс с армией всевозможной мелочи, сиди и думай теперь, как быстро их снести. Был точно квест с вороном, связанный с дилеммой наказания человека после смерти, была история про хозяина леса.

В защиту Baldur's Gate 3

Да, второй акт сильно меньше, чем первый, но я не вижу в этом проблемы. Наоборот, многим игрокам он понравился за свою камерность. Мне же он зашёл атмосферой и акцентом на мейнсюжет.

Возвращаемся к аргументам. Автор принял решение загасить окутанную щитом таверну и получил закономерный исход. Боссфайт с Кетериком Тормом можно пропустить, но лишь частично — с ним придётся сражаться в любом случае, потому что он находится под влияние бога смерти. Ну и это босс, в конце концов. Пропуск одной из его фаз — хорошая награда, я считаю.

Какую локацию автор в процессе потерял, сложно сказать. Но самое забавно в том, что это как бы нормально. Это лично твоя история, всё, до чего доберутся твои руки, принадлежит тебе, а непрохождение того или иного квеста — часть твоего уникального приключения. Я тоже при первом прохождении ненамеренно пропустил лагерь гитьянки (думал, что я сразу попаду во второй акт), контент в лунных башнях (боялся, там же вражеская армия), квест Императора с его дружбаном драконом (играл без гайдов) и ничего! Это полностью нормально!

В защиту Baldur's Gate 3

Зато автор, судя по всему, был на суде Минтары, (иначе какой смысл злого рута?) и предварительно познакомился с культом Абсолют. Я же — нет. И это классно, что наше прохождение отличалось.

Диалоги с персонажами как то резко прервались, ничего практически никто не говорил.

А у меня не закончились. Идём дальше?

Как я уже отмечал выше, второй акт более сюжетно-ориентирован и компактен по отношению к первому. То, что фокус внимания игрока тут смещён с персонажей на сюжет — нормально. Да, я бы тоже хотел, чтобы в игре можно было грабить корованы и заходить в каждый подъезд, но надо было давно понять, что видеоигры на деревьях не растут. Хотеть всего и сразу глупо.

К тому же сюжет второго акта плотно переплетён с аркой Шадоухарт, а один из сайдов — с Хальсином. Там же можно принести второй кусочек адского железа кузнецу по квесту Карлах. Так что какое-то взаимодействие с персонажами совершенно точно остаётся, но так как акт сам по себе имеет промежуточный характер и более камерный (сильно более), то может сложиться неправильное впечатление, что кого-то где-то обманули на контент. Но нет, впереди ещё третий акт, там с персонажами автор бы наговорился.

В защиту Baldur's Gate 3
Каких то интересных событий не было кроме храма Шар, но меня заебала головоломка с коридорами и это все что я запомнил оттуда.

А если перечислить? Некоторое я уже, но там ещё тьма контента, босс файт с некромантом и демонюгой с арбалетом, интересная схватка с телепортирующими пати в разные стороны чертями, поиск способа прохода через сильную тьму, куча всевозможных нычек для потенциального исследования, выяснение сюжетных обстоятельств, связанных с антагонистами, иллитидами, коронами, камнями, песнями ночи и прочим. И это только то, что я вспомнил — проходил игру год назад.

Да, головоломки. С какого, интересно мне, момента головоломки перестали быть украшением любого приключения? Это по факту играет на разнообразие всей игры и по факту является уникальным контентом, которого так не хватило автору.

В общем, тезис в молоко.

В защиту Baldur's Gate 3
Много филлерных моментов(те самые бои), из-за которых я буквально потерял время ни на что, это просто была прокачка для 3 акта.

В игре почти все бои, так или иначе, уникальны, ибо предлагают какие-то особенные обстоятельства и уникальных противников. Я бы ещё понял, если бы Baldur's Gate 3 была похожа на Pathfinder. Если бы разработчики просто заваливали игрока мясом, но тут такого нет. А нарративного контента тоже во втором акте достаточно, он в целом, повторюсь, про мейнсюжет.

Ну и странно слышать что-то о потере времени от человека, который провёл в первом акте 70 часов.

И концовка 2 акта, где Минтара что-то проплела и села на Трон.

Не играл за злой рут. Не имею представления о какой концовке идёт речь и, что важнее, что именно с ней не так.

В защиту Baldur's Gate 3
Так же здесь начала показывать себя игра на Средней сложности, потому что я с 1 кнопки выносил практически всех

Проблема решается поднятием уровня сложности. К тому же, учитывая счётчик в 120 часов лишь к концу второго акта, подозреваю, что человек словил лютый перекач, а это, на минуточку, нормально для ролевых игр.

Baldur's Gate 3 грамотно балансирует между тем, чтобы не душить новичков в D&D, и тем, чтобы обеспечить препятствие для более вовлечённых игроков. Игра учитывает, что кто-то может сформировать не самую удачную пати, второй перекачается, третий не докачается, четвёртый хардкорщик и предпочитает один сейв, как в реальной жизни. Геймдизайны учитывают все сценарии развития событий, а это важно, ведь, как мы выяснили ранее, в игре практически нет понятия обязательного контента. Его пропуск в таком случае становится нормой.

В защиту Baldur's Gate 3

Также в Baldur's Gate 3 есть три уровня сложности, которые отражают реальный баланс вещей с учётом бесконечного числа переменных. Ну а для людей с манчкинством в терминальной стадии есть режим доблести или тактика — автору надо было спекаться куда-то туда. Комон, 120 часов к концу второго акта на нормале, какой смысл удивляться геймплею на уровне спама ЛКМ?

Я же проходил на нормале и получил сбалансированный для себя опыт. Многие файты большой угрозы не представляли, но были и сложные: финальная секция, файт в Лунных башнях, отдельные боссы. Игра обделила разве что трайхардеров, которые по полной используют преимущества мультиклассов и механики, но на то они и трайхардеры, метагейм — не норма. Пусть резвятся в соло доблести.

В защиту Baldur's Gate 3
Интересных персонажей практически Нет, их недописали или не стали прописывать нормально.

Сильное заявление от человека, который прошёл игру лишь на половину. Да даже без учёта сего факта это звучит бредово. Характеры персонажей отлично считываются, в них зачастую заложена какая-то драма. Шадоухарт фанатична по отношению к не самой доброй богине, но при этом сама добрая, лишь чуть-чуть хамоватая. Идеальная альтушка. Карлах вообще находка — сильная, воинственная, вспыльчивая, но бесконечно жизнерадостная, человечная, искренняя. Ловит каждый момент в силу сюжетных обстоятельств.

Гейл — свой рубаха-парень, весёлый умник, желающий реализовать свой потенциал, воплотить в жизнь свои непомерные амбиции. Жабка же колючая, дерзкая, но и ей не чуждо людское. При этом каждого из персонажей можно изменить, направить по тому или иному руту, что отлично демонстрирует трансформация Шадоухарт.

В защиту Baldur's Gate 3

Основным персонажам посвящено много игрового контента, все они несут бессчётное множество забавных мелочей, реплик. Буквально лучшие напарники в ролевые играх: харизматичные и с ярко выраженной индивидуальностью. Коммьюнити не даст соврать — оно их любит, что прекрасно видно по народному творчеству и отзывам. У Baldur's Gate 3 много сердцец, и одно из них — персонажи.

Так что считаю слова про какую-то непонятную непрописанность несостоятельными. Чтобы такое сказать, это надо быть либо в крайне изменённом состоянии, либо иметь сильно другие персональные предпочтения. До степени, чтобы откровенно врать. Ну или быть абсолютно некомпетентным, чтобы не видеть контент на поверхности и не мочь сложить два плюс два.

Нет второстепенных НПС Запоминающихся, мне только зашла Песня ночи из всего этого.

Есть. Я, как и миллионы других игроков, запомнил многих.

Более растекаться мыслью в ответ на заведомо глупые высказывания не буду. Думаю, всем понятно, что мы имеем дело с банальной вкусовщиной и вытекающим из неё самообманом. Ведь, напомню, всё это аргументы в пользу позиции, что игра не 10 из 10. Автор таким образом оспаривает в сути своей субъективное понятие — оценку сложнейшего художественного произведения (ещё и масштабной видеоигры с триллионом контекстов и подтекстов), описанную в десятибалльную систему по принципу индивидуального восприятия. И оспаривает он субъективное понимание сложного материала других людей своим субъективным пониманием сложного материала, ещё и без конкретных аргументов.

Это история, как и во многих других случаях странного хейта к хорошим играм, про личностные предпочтения с невозможностью разобрать свои же эмоции в контексте плохого знания материала.

В защиту Baldur's Gate 3

Не нравится? Пожалуйста. Мне то какое дело? Я потому и не стал изначально ничего оспаривать, ибо мне никому ничего доказывать не надо. Чаще всего это попросту бессмысленно, но отнимает много усилий и времени. Но зато через формат лонга читатели могут почерпнуть для себя что-нибудь интересное.

Нет целостности истории, как будто фрагментами что-то происходит(кроме наверно ветки Шар и Жабы)

Во-первых, автор не прошёл игру, о целостности истории в таком случае говорить глупо. Во-вторых, игра заимствует концепции иммерсивов, то бишь ультимы. Некоторые обстоятельства событий приходится выуживать самому посредствам внимательного исследования мира, изучения деталей, прохождения квестов и проверок. Даже порядок прохождения игры может сказаться на восприятии истории.

Наглядный пример, пожалуйста. Мне вот, наоборот, история Жабки показалась куцей. Почему? Да потому что я в ясли гитьянки не попал. Игра подобное позволяет, что, опять-таки, круто.

В защиту Baldur's Gate 3
Игра затянута как мне кажется, разработчики хотели большего, но в процессе они просто "сделали чтобы сделать".

Я уверен, что разработчики изначально хотели большего. По вырезанному контенту видно, что игру сильно рерайтили где-то после выхода в ранний доступ. И что самое обидно, оно чувствуется во время прохождения, но чувствуется в деталях. С этим можно жить, ибо сильные стороны решают.

Я же говорил, что идеальных игр не бывает? В тему повторить.

Про затянутость не согласен. Мне кажется, что многим даже сточасового приключения было мало. Я бы с удовольствием проглотил ещё одну Baldur's Gate 3 или какое-нибудь сюжетное DLC. Она отлично тасует типы геймплея, держит фокус внимания на квестах, персонажах, всевозможных целях, дарит вариативный, иммерсивный опыт. Игра попросту очень красивая. При таких вводных за 100 часов одного прохождения сложно устать. Как говорил один хороший автор: люди вдруг поняли, что игровой импотенции не бывает (не дословная цитата).

В защиту Baldur's Gate 3
Нет интересной боевки, все скатывается до 1 кнопки.

Тупо бред, идём дальше.

Багов у меня не было практически, но баг с Прыжком был всю игру и он сильно раздражал.

Баги есть в любой игре. В сложных с точки зрения кода играх, то есть в высоковариативных RPG, багов кратно больше. Такова реальность, с которой приходится мириться. Достаточно вспомнить Арканумы, Вампирчиков, Скайримы, Нью Вегасы. Но для своих масштабов Baldur's Gate 3 даже на релизе держалась неплохо, а уж с патчами тем более.

Развилки в диалогах сомнительны, либо ты добряк добряком, либо убиваешь НПС.

Не всегда и не везде. Расовых и классов реплик много, встречаются они очень часто. Игра позволяет игроку отыгрывать ситуации очень по разному: помимо прочего, быть крысой (запросить деньги за яйцо гитьянки и не возвращать товар), нейтральным (лишний раз никому не помогать), кровожадным (убивать всех, кто не так на тебя посмотрит), прямолинейным (вдарить камнем по магическому зеркалу для прохода) и так далее, и так далее.

Тейк уже традиционно не жизнеспособен.

В защиту Baldur's Gate 3
Игра еще находится Бета тесте

Нет. То, что для игры выпускается контент, не означает, что она находится в бета-тесте. Тут наоборот надо радоваться, что Larian не забивают на игру и балуют коммьюнити улучшениями и расширениями. Причём довольно крупными.

Этим текстом я хотел сказать что я смотрел на игру и у меня не было «опьянения» от популярности и обсуждений игры

Нет никакого опьянения от популярности тайтла. Игру нахваливали ещё на стадии раннего доступа, в том числе и ваш покорный слуга. Уже тогда никто не стеснялся категоричных формулировок, потому что были опьянены самой игрой, а не какой-то там популярностью или обсуждениями. Всё это появилось после медведя.

Когда мне говорили «что ты хейтер, это не твой жанр, ты это написал чтобы набросить, какая критика?». Как бы Ок, вы добились своего, но что дальше? Лариан может теперь ездить по ушам(что она и делает) и обещать горы, но будут ли эти горы Горами? Как оказалось Нет

Не знаю, как вы, а лично я здесь вижу какую-то непонятную обиду на видеоигру. По-моему, автор наоборот попал под каток общественного мнения, как бы ему не казалось обратное. Просто попал он под каток противоположного эффекта. Ну, знаете, когда людей бесит, когда кто-то получает наслаждение от процессов, недоступных им. Хватит получать удовольствие! В общем, это популярная тема, и не очень зрелая. Нетакусичность исходит откуда-то отсюда.

В защиту Baldur's Gate 3

Заключение

Было сказано много слов, сделано много выводов. Но для самых ленивых, тех, кто сразу спустится в комментарии, предлагаю очень кратко подытожить написанное.

Чаще всего первопричина подобных (как в разбираемой статье) интерпретаций видеоигр является неспособность человека понять свои же эмоции, полученные от процесса знакомства с произведением. Это совершенно нормально, от обычного игрока никто не требует быть игровым журналистом. Соответственно, понравилась ли ему BG3 или нет — его личное дело.

Дискуссия на тему может быть интересной, особенно для игрожуров для формирования академических основ, но, в целом, смысла имеет мало. Потому что лютая вкусовщина. Но люди часто не видят проявления своих личностных предпочтений в вопросах энтертеймента и искусства в целом. Бывает и такое, что оно усугубляется плохим знанием обсуждаемого предмета. В итоге приходится высасывать из пальца непонятные претензии, дабы сшить белыми нитками непонятно откуда взявшийся негатив.

В защиту Baldur's Gate 3

Также данный кейс наглядно показывает, насколько общественное мнение может повлиять на позицию человека по той или иной игре. Я это неоднократно видел и ранее: игроки прямым текстом говорили о том, что их бесит хайп или обсуждение какого-то явления. Вот все хвалят Аркейн (мультик по лиге легенд), а я принципиально смотреть не буду, уши на зло мамке отморожу! Венсдей этот ещё дырявый, ну нафиг эту Ортегу, по-любому дерьмо! И вообще, бесите!

В отношении Baldur's Gate 3 всё это звучит особенно потешно, учитывая весь тот мощный контекст по фидбеку игроков и прессы, по статистике, по реализации проекта, качеству его исполнения. Так и рождаются тейки про непрописанных персонажей и прочий откровенный булщит.

Впрочем, их право любить и ненавидеть. Нравится, не нравится, прописанные, не прописанные, скомкано, не скомкано — меня это никак не касается. Играйте в то, во что любите. Не стесняйтесь ориентироваться на свои эмоции и предпочтения. Кому-то нравятся протагонисты женщины (как мне), другому — фэнтези, третьему — в пиксельных рогаликах копаться. Ну так пожалуйста!

Но не стоит за каким-то непонятным хреном убеждать тех, для кого Baldur's Gate 3 находится по шкале субъективной оценки в районе десятки, что они не правы. Это тупо. Оценки для того и созданы, чтобы вместить сложный букет впечатлений в простейшую десятичную систему. Оценки априори объективными быть не могут, потому что не способны описать столь комплексное явление, как видеоигры. А когда попытки опровергнуть чужое впечатление (это даже звучит тупо) основаны на аргументах безосновательных, до абсурда субъективных, то вообще забей.

Я всё.

В защиту Baldur's Gate 3
Контент для взрослых
393393
2424
33
22
22
11
11
552 комментария
250 ₽

Поднимаем щиты за бг3 и поддерживаем наших слонов

48
1
Ответить

Слушай сюда, цирковая обезьяна. Я тебя на фон включаю что бы ты мне там тихонько попукивал пока я с серьезными людьми общаюсь. Еще раз заоорёшь и я тебе пизды дам

196
24
2
1
Ответить

Лонг, конечно же, не читал. Ты белку словил или всë мемно? 🤔

13
Ответить

Туда его

5
Ответить

Вы заебали уже разбираться, хорошая игра или нет. Очевидно, что да. Понятно, что существует лишь одна совершенно идеальная игра - Titanfall 2, но это не означает, что при наличии минусов нельзя БГ3 ставить 10 из 10. Все остальное все равно тупо слабее.

90
9
Ответить