Jazz Playlist Vol. 1 - Восточная Европа

Присоединяюсь к трендам раздела.

Dresch Quartet
Dresch Quartet

Вместо предисловия

Так уж вышло, что джаз я поглощаю очень активно и в очень больших количествах, и поэтому хочу запустить небольшую серию (если не вмешается прокрастинация, ха-ха) статей, посвященных не совсем очевидным жемчужинам жанра и просто приятным исполнителям со всех краев света. В пилотном посте – самую малость пробежимся по Восточной Европе.

Oleś Brothers & Jorgos Skolias

Начну сразу с тяжелой артиллерии – коллаборации братьев-поляков по фамилии Олес (Олеш? – поправьте, если кто в польском разбирается) и поляка греческого происхождения Сколиаса. Братья – контрабасист Мартин и ударник Бартоломей – широко известный в узких кругах виртуозный дуэт, который способен выступать не только в качестве ритм-секции, но и совершенно самодостаточно.

Так и происходит на двух альбомах этого творческого союза – Sefardix и Sefardix Maggid. Как можно догадаться из названий, в основу положена музыка сефардов. Сефарды – крупнейшая еврейская общность после ашкеназов, после изгнания из Испании расселились по всему юго-востоку Европы, являются носителями своего особого языка – ладино.

Коллектив братьев и Сколиаса подверг творческой аранжировке древние народные песни сефардов, кое-где использовав греческие тексты вместо ладиноязычных. Результат – два совершенно невероятных и полных жизни альбома. Минималистичная инструментальная секция успешно заменяет большой ансамбль, а Сколиас – едва ли не самый впечатляющий джазовый вокалист, который мне известен. Он использует с какой-то первыботной энергией огромное количество самых разнообразных техник и при этом, что очень важно, органично чувствует себя в такой специфичной музыке, оставляя чувство соприкосновения с чем-то старинным и аутентичным, несмотря на все модернистские эксперименты.

С чем знакомиться: Sefardix Maggid (2016)

Dusko Goykovich (Duško Gojković)

Следом идет еще один мой любимчик – сербский трубач по фамилии Гойкович, который отражает совсем другую сторону джаза, не модернистски-экспериментальную, но старомодно-боповую. За долгую карьеру мэтру доводилось играть и с Гиллеспи, и с Роллинзом, и даже с Дэвисом. Но куда больший интерес для меня представляет его сольное творчество, охватывающее без малого пять десятков лет.

Лично я обожаю стиль Гойковича, хоть и нельзя сказать, что он очень выделяющийся, как джазмен сам по себе – скорее очень типичный качественный представитель бибопа и хард-бопа шестидесятых. Но его стандартный джазовый костяк пропитан очаровывающе мягкой эклектикой – музыка сербского джазмена буквально под завязку набита, что называется, цепляющими за душу, мелодиями Балканского полуострова и безупречным свингом:

Собственно, у него есть альбом с очень говорящим названием Swinging Macedonia. А вот magnum opus творчества Гойковича в этом ключе – двухчасовой Balkan Blue, который, вдобавок ко всему этому, очевидно вобрал в себя немало т.н. Третьего течения джаза:

Есть у Гойковича и альбомы классического бопа, которые, что очевидно, куда менее интересны, чем подобное творчество его более именитых коллег по цеху – просто талантливое ремесленничество. Но есть и два совершенно необязательных, но оттого не менее прекрасных альбома самба-джаза – Samba do Mar и Samba Tzigane. Солнечное настроение и замечательный венгерский гитарист Ференц Снетбергер в комплекте.

С чем знакомиться: Swinging Macedonia (1967), After Hours (1972), Soul Connection (1994), Balkan Blue (1997), Samba Tzigane (2006)

Mode Plagal

Разбавим меланхолию Балкан вот такими эксцентричными греками. Особо многого тут не скажешь – традиционная греческая музыка, немного джаз-рока, немного обычного фьюжна – и перед нами приятный современный джаз-фьюжн, который одновременно достаточно легок и приятен для прослушивания, и, о чудо, – не звучит как музыка для лифтов.

С чем знакомиться: Mode Plagal (1995), Mode Plagal III (1997)

Бонусом: такая вот коллаборация, которая не про джаз-фьюжн, а про традиционную греческую музыку, исполненную в традиционном ключе.

Elek Bacsik

Венгерский бибоп-гитарист и музыкальный педагог, кузен того самого Джанго Рейнхардта, музыкант с сольной карьерой столь же короткой и малозаметной, сколь чудесной при близком знакомстве, Элек записал всего несколько собственных лонгплеев – два как гитарист, и еще два как скрипач. Как гитарист венгр изящен, нетороплив и никогда не выдает лишних нот, что является очень ценным качеством для жанра. Из его сайд-работ особо хотелось бы отметить аккомпанимент на Gainsbourg Confidentiel французского шансонье Сержа Генсбура.

Забавная деталь: на втором сольном альбоме Баксику подыгрывает на клавишных Морис Вандер, отец Кристиана Вандера, основателя культовых французов Magma.

С чем знакомиться: The Electric Guitar of the Eclectic Elek Bacsik (1962), Guitar Conceptions(1963)

Stivín & Co. Jazz System

Чешский флейтист и саксофонист Иржи Стивин – очень плодовит и весьма эксцентричен, как водится у чешских музыкантов. Перед вами – проект ему под стать, где чех в компании небольшого ансамбля всячески изгаляется с духовыми, периодически преображая старинную фольклорную музыку.

С чем знакомиться: Inspiration by Folklore (1991)

Ferenc Snétberger

Виртуозный венгерский гитарист, не только джазовый, но и классический, музыкальный педагог, Ференц пусть и не снискал широкой популярности даже в джазовых кругах, но редко оставляет равнодушными тех, кто знакомится с его творчеством. Его стиль – острая и четкая игра, которая вобрала в себя из венгро-румынской и классической музыки куда больше, чем из традиционного джаза.

Подлинная жемчужина его дискографии – Joyosa, совместная запись с трубачом Маркусом Штокхаузеном, сыном знаменитого немецкого композитора-авангардиста.

С чем знакомиться: For My People (2000), Nomad (2005), Joyosa (2004)

Еще один приятный оффтопный бонус – в сети (и на Рутрекере, да-да) можно найти бутлег, где Ференц вместе со струнным оркестром исполняет неджазовое произведение собственного сочинения – Rhapsody Romanes. Живо, энергично и при этом непросто – самый настоящий цыганский романтизм.

(Mihály) Dresch Quartet

Последний гость на сегодня – расчудесный камерно-модально-фолковый джаз из Венгрии. В противовес мягкой эклектике Снетбергера или Гойковича, этот квартет даже не пытается маскироваться под типичный джаз, вместо этого предлагая слушателям высочайшего качества импровизации на самые разнообразные традиционные мотивы и интересный состав ансамбля – кроме обычной "бас-да-ударные" ритм-секции и духовых здесь появляются скрипки и цимбалы, столь свойственные для т.н. лэутарской музыки (а теперь прочитайте это! – Lăutărească).

А еще у группы есть альбом с иконой фри-джаза Арчи Шеппом – Hungarian Bebop.

С чем знакомиться: Révészem, révészem... (1998), Egyenes zene (2004), Fuhun (2011), Hungarian Bebop (2002)

Финальный бонус: у совершенно неджазового (аутентичная Ранняя музыка) ансамбля Hesperion XXI на чудесных альбомах с записями народной музыки из совершенно разных регионов постоянно попадаются разные вкусные импровизационные вещи, и под тематику этого поста прекрасно подходит вот такая вот дойна, которая сначала в медитацию вводит, а потом в пляс. (Альбом Esprit des Balkans)

2121
17 комментариев

Как всегда красиво и познавательно, но уж очень нишевая тема. Хотелось бы что-то из классического американского джаза, соула, блюза. ТАК ДЕРЖАТЬ, ТРУДЯГА!

3

Спасибо, все еще впереди, включая борьбу с демонами лени.))

2

Разрешите посоветовать, раз такая тема, альбом, заслушанный мною в свое время до дыр: настолько крутой синергии инструментов я мало в своей жизни где слышал.

2

В левом нижнем углу хорошее имя, но сам альбом не слушал и об альбоме не слышал, спасибо за наводку.

вы как всегда умница, а фолк-джаз, как известно, почти что лучшая музыка на свете; а у меня, как назло, ни времени, ни компьютера сейчас

2

Н-да, время - это величайшая ценность все таки.

Как всегда, дядь. Респект.

1