Знакомство с PS VR2

Итак! прошло уже какое-то время с тех пор, как я начал +\- активно играть в VR и вот чем могу поделиться:

ПРЕДЫСТОРИЯ

Однажды, когда я гостил в городе Чита, я попал в игровой клуб, где был шлем виртуальной реальности (такие, какими они были в 2000х) и это было прикольно, хоть и запущенная игра особо не впечатлила; Но вот сама мысль, что в игру можно было бы погрузиться настолько глубоко - завораживала.

Однако дизайн этого поколения от SONY мне нравится<br />
Однако дизайн этого поколения от SONY мне нравится
  • ПРЕЛЮДИЯ
  • ИГРЫ
  • МИНУС первый (вынужденный и спорный)
  • ТЕХ БАЗА (чуть)
  • СРАВНЕНИЕ С QUEST 3
  • ПОЧЕМУ PS VR2
  • МИНУС второй (жирный такой и личный)
  • МИНУС третий (вестибулярный и относительный)
  • ОСОБЕННОСТИ
  • ЭКСПЛУАТАЦИЯ И АКСЕССУАРЫ
  • ЦЕНЫ
  • ВЛИЯНИЕ НА ЗРЕНИЕ
  • КОМУ Я ЭТО ПОСОВЕТУЮ
  • ЭПИЛОГ

ПРЕЛЮДИЯ

*Приведённые цены будут в рублях, если не указан иной символ*
*Цены - это примерный диапазон от минимума до максимума не считая вариантов с рук*
*Если кто-то не в теме, то приставка *К у числа это "кило" т.е.: 1000 = 1к*

Я взял PS VR2 для PS5, и заказал переходник, чтобы юзать его с ПК позже. Ощущение объёма просто великолепное; Если когда-нибудь вы ходили на кино в 3D, вот представьте, что оно повсюду куда ни посмотреть и нет ощущения, что какой-то объект выходит за границы, всё целостное, живое;

Я очень люблю игры и еще в детстве\юношестве мне было безумно интересно, каково это было бы - погрузиться в игру целиком (ну почти) При моей фантазии и особенностях психологии, я прекрасно проваливаюсь в них и через плоский экран; Но тут - нечто совсем иное; Это нужно именно почувствовать;

Я играю стоя в комнате и так сказать "подыгрываю" игре для погружения (знаешь, как в детстве, когда ты все действия несколько "театрально" проигрываешь и переживешь) - повороты ходьба\бег приседания; Это помогает и против укачивания (об этом чуть ниже) и позволяет получать по-настоящему глубокий опыт переживания игры;

А ведь до сих пор хочется попробовать рагу из мясных жуков и рисовый шнапс...
А ведь до сих пор хочется попробовать рагу из мясных жуков и рисовый шнапс...

Мои игровые сессии могли раньше длиться по 6-8 часов, если игра по-настоящему захватывала, а сейчас я играю 1-3 часа максимум (с небольшими перерывами на водичку или протирание линз\шлема (...и об этом немного ниже) Но эмоций и впечатлений я получаю несравнимо больше; И такую разницу в ощущениях, я даже как-то и не знаю с чем сравнить; Это как представлять себе, каково ехать на велосипеде и поехать на нём в самом деле :р

ИГРЫ

Сейчас у меня закуплены Resident Evil Village, Resident Evil 4 Remake, Horizon Call of the Mountain, Gran Turismo 7, After the Fall но я пока НАСТОЛЬКО залип в RE: Village что в остальные (с небольшим исключением в лице GT7) даже не заходил;

Все-таки не могу сказать, что большое количество игр из каталога PS5 вызывает у меня интерес~<br />
Все-таки не могу сказать, что большое количество игр из каталога PS5 вызывает у меня интерес~

И в самом деле, я думал, что ну 5 игр это как-то не густо (мы ж привыкли с вами к библиотеке стим в 100+ игр (лично у меня уже 350+ не считая других платформ и магазинов)
Однако, по моим впечатления одна VR игра мб и займет 40 часов по игровому времени, но в жизни эти 40 часов растянутся не на пару-тройку выходных (как бывает, если плотно за что-то засядешь) а на пару недель;

Ну и таки-да; подключение к ПК теперь осуществимо; что значительно расширяет возможности~

МИНУС 1 (вынужденный и спорный)

Возможно вы уже задались вопросом: "Что ж, сплошные плюсы и никаких минусов что ли?" Конечно нет, недостатки есть везде; По-началу это непривычно, нужно какое-то время чтобы как следует разобраться, как правильно надевать гарнитуру, как подстроить под свою голову, зрение и глаза;

В моем случае - она проводная; и провод - тоже недостаток, но это даёт нам полную производительность и скорость передачи данных без потерь; Всё-таки тут передача идет в 120 Гц и разрешении несколько выше чем 4к.

В моей фантазии уже рисуется какой-то подвижный кронштейн для провода, присверленный к стене и держащий провод под потолком над игровой зоной...

Не то о чем я думаю, но суть ясна~^^<br />
Не то о чем я думаю, но суть ясна~^^

ТЕХ БАЗА (чуть)

(не чуть); Обычно картинка в игровых движках и на компьютере рендерится в 4к это 3840х2160 и нам обычно хватает 60 fps (кадров в секунду) и где-нибудь 60Гц частоты обновления; Сам по себе рендер в этом разрешении - ресурсоёмкая задача;
В случае с PSVR2 мы рендерим два квадрата 2к на 2к, то есть 2000 пикселей на 2000 пикселей для КАЖДОГО глаза т.к. точка обзора и следовательно, изображение отличаются;
Это 4000х4000 против 3840х2160 простая математика показывает, что здесь мы видим разницу в 160х1840 просто по разнице в количестве пикселей дисплея; Так рендер еще идёт и в 120Гц против среднестатистических 60Гц о которых я говорил чуть выше;

И тут альтернативы кабелю, пока нет, кроме варианта - разместить в самой гарнитуре достаточно мощное оборудование, чтобы выдавать подобные разрешения и частоту обновления;
Вы, вероятно, возразите: "но погоди, ведь мы смотрим видосы с ютуба в 4к по вайфаю, что мешает передавать всё по вафле?"
Думаю, дело как раз в герцовке, стандартная частота обновления видео 30 FPS; Не так давно появилась опция для просмотра в 60FPS однако нам надо 120 а это обозначает нагрукзу еще в 2 раза выше на канал передачи; И не забывайте, про потерю информации, что она бьётся при предаче и тд;
Думаю, сейчас программеры и инженеры уже насоздавали всяких полезных решений, чтобы свести эти проблемы к минимуму или нивелировать их вовсе. И все-таки для видео, которое ты смотришь расслабляясь на диванчике - это всё не страшно;

- крутая прогреско-хакерская-инженерная картинка здесь-

ну или так... сойдет.

И всё же для экшен игры, где тебя загоняют в угол и ты должен быстро реагировать, двигаться и что-то решать - критически важно, т.к. все эти проблемы будут вас очень сильно накалять; представьте, что вы играете в Контру\доту\лол\валорант\овервоч или нечто подобное, и вот в ответственный момент, у вас начинаются лаги или фризы\падение FPS; Очевидно, что удовольствие будет существенно подпорчено этим фактом.

Кстати, к заслуге SONY они создали интересную технологию, которая отслеживает направление взгляда и рендерит участки, куда вы смотрите в высоком разрешении, а периферию - размыто, в низком; Это снова позволяет нам экономить ресурсы и нужные вещи рисовать красиво, а не нужные "опустить"

СРАВНЕНИЕ С QUEST 3

Знатоки, вероятно, возразят "а вот Oculus Quest 3 без проводов работает", и мы снова вернёмся к вопросу качества картинки, производительности, о которых я рассказал выше;
В чем фишка киллерфича QUEST 3 - он действительно может работать без провода; но как правило это будут игры 2005 года (например адаптация оригинального Re4);
В нулевые я интенсивно играл во многое и потому уже наелся графики того времени как и многих механик; Да и мне хотелось наиболее реалистичного опыта;
QUEST 3 может выдавать картинку не хуже, НО только при подключении к ПК по проводу (=
Единственное, чем он реально "уделывает" PS VR 2 - это собственные эксклюзивы для железки; Но я посмотрел их и лично меня, они не заинтересовали, всё-таки я знал во что хочу играть. (а пара игр у меня уже были куплены)
Но возможно QUEST 3 вам понравится\подойдет больше~
А я возможно и его куплю в будущем :р
Правка: Как подсказали в комментах, с хорошим роутером можно обойтись вообще без провода в случае QUEST-3 (ориентировочныая цена от 10к; Wi-Fi 6 и выше)
Тут уже решайте, что вам лучше;

Великий и ужасный~<br />
Великий и ужасный~

НУ ПОЧЕМУ PS VR2?

По вышеизложенным причинам я и купил PS VR 2 тк RE:Village у меня уже был куплен, как и пятая плойка, а когда SONY анонсировали адаптер для ПК - я просто посмотрел аналоги и после некотрых раздумий укрепился в своём выборе; Ведь PS VR 2 адаптировали под стим а со стимом работает VorpX который позволяет запускать в VR даже те игры, которые для этого не предусматривались~

На самом деле мне все VR дивайсы нравятся и я в целом рад, что это направление сейчас разивается, пусть мб и не так интенсивно как хотелось бы~

МИНУС 2 (жирный такой и личный)

Сидит гарнитура хорошо, держится надёжно. Это обеспечивается подушкой на лбу и на затылке;

Всё это чудесный, отборный силикон\резина~<br />
Всё это чудесный, отборный силикон\резина~

И вот обе подушки - силиконовые, без какой-либо "перфорации" даже; т.е. это ПОТНО, прямо реально потно, особенно с непривычки и если вы решили играть стоя, как я описывал выше, с "симуляцией" движений в игре; С меня буквально ручьями пот стекал, благо не попадая на линзы :D
Потому я порой (в промежутке от 20 до 60 минут) прерывался на протирание гарнитуры и себя :DDD Сейчас я уже попривык и не так потею т.к. все-таки по началу тут подключались нервишки, возня для подстройки, что тоже влияло;

НО! Так будет не со всеми, это сугубо особенности моего организма, и стиля игры, (а также устройства психики) из-за чего я по-началу расстроился, но понял, что это вообще никак не отменяет моего желания играть и всех эмоций и неподдельной детской радости, прямо-таки восторга.

МИНУС 3 (вестибулярный и относительный)

Игра в VR и в наушниках одновременно - это своего рода "камера сенсорной депривации", т.е. мЕста где отключаются твои чувства; И это действительно может вызвать дискомфорт, головокружение, тошноту у кого-то; И даже если вы не из числа счастливчиков - долгое использование без перерывов может привести к этому.

В машинах и прочих местах, где укачивает людей, я засыпаю~<br />
В машинах и прочих местах, где укачивает людей, я засыпаю~

Тут как раз помогает "подыгрывать" виртуальной реальности т.е.: вместо разворота на контроллере - сами повернитесь в нужную сторону\наклонитесь, посмотрите, присядьте (аккуратно), загляните за угол;
Да, здесь снова вступает в игру провод, который, увы-увы, будет мешаться. Но, включаем фантазию и вуаля - это просто в игре, у тебя что-то валяется под ногами и мешает ходить :D

Лично у меня вестибулярка сбоила, когда я телом поворачивался в одну сторону, а на контроллере нажал поворот в другую сторону; Причем, например стик у меня зажат вправо, и я вдруг резко доверну голову влево, и вот такое несколько выбивает из колеи~
Кстати, быстрое приседание сделать тоже непросто, лично меня немножко штормит в процессе, слегка;

В целом, меня скорее уже после игры несколько головокружит; И должен отметить, что после долгой игровой сессии реальность ощущается иначе (почувствуй себя кибер-психом, чумба!).
(Думаю здесь именно бывает сложно различить расстояние между объектами и глубину)

ОСОБЕННОСТИ

Все-таки для VR лучше иметь хотя бы 2х2 свободных квадратных метра, или возможность их освободить; Играть стоя со всеми ужимками и прыжками (прыгать не советую, это просто фраза такая) - это совсем не то, что сидя.
Т.е. в идеале, встать посреди игровой зоны, вытянуть руки в разные стороны и проверить, не появились ли границы, если нет - всё отлично; Если появились, но вы их не задели - всё в порядке (=

Знакомство с PS VR2

Еще буквально сегодня узнал про Эффект MURA, который бывает виден в PS VR2 и других OLED экранах; Эффект MURA Подробнее здесь:

Если коротко - Mura - результат плохой согласованности цветов и яркости от одного пикселя к другому. На практике - в темных участках можем увидеть статичный "шум" поверх изображения;
Это НЕ дефект линзы\экрана, вы ничего не сломали и это не брак; Но можно попросить обменять гарнитуру на ту, где эффект будет менее ярко выражен; и это уже зависит от поставщика;
Лично в моём случае я не хочу морочиться и сам эффект мне особо не мешает и не выбивает из погружения.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И АКСЕССУАРЫ

Нужна тряпка из микрофибры как минимум, а еще лучше - набор для чистки оптики, все-таки форма линз такая, что пыль забивается в их уголки и без щеточки её не вычистить, а если взять слишком жесткую - поцарапаете линзы;

Тут раскрывается еще один подводный камень, заложенный SONY, а точнее, их любовь к своим фирменным аксессуарам (как и у apple), которые "никто кроме нас" не сделает;
В комплекте с VR очками идут 2 контроллера и 1 провод Type-C и вот, провод-то один, а контроллера два... В итоге мы покупаем зарядную станцию где-то за 5-7к, чтобы после игры красиво положить на место и оно всегда было готово к игре;

Доплата за удобство... но хоть бы 2 провода положили для приличия~<br />
Доплата за удобство... но хоть бы 2 провода положили для приличия~

Станция довольно дорогая (для сравнения, оригинальная зарядка для двух джойстиков стоит 2-3к), однако, она заряжается от розетки + помимо самой док-станции, в комплекте с ней идут заглушки для Type-C портов, на обратной стороне которых - контакты для зарядки; Т.е. положи на место и они будут заряжаться.

Чуть не забыл упомянуть переходник для ПК от SONY который выключает половину функций шлема, но позволяет его подключить к ПК;

Собствено он и стал последней крупицей, что привела к покупке~<br />
Собствено он и стал последней крупицей, что привела к покупке~

Лично для меня вообще странно, что они сделали именно переходник, а не просто платный драйвер или что-то в этом ключе; В чем тут особенность - PSVR2 подключается через type-c к PS5

Переходник же с одной стороны подключает шлем по type-c, а с другой имеет питание, USB и Display Port разъём; Например, у меня ноут на RTX4070, и как раз один из моих type-c разъёмов подрубается напрямю к дискретной видюхе; На какой хрен бы мне этот переходник?

Скорее всего с этим связаны какие-то инженерные особенности незивестные мне; Однако что мешает написать драйвер, чтобы давать полный функционал? Насколько мне известно, например для геймпада DualSense (который для PS5) умельцы уже написали свои дрова и софт где при подключении к ПК ты можешь задавать любую подсветку, жесткость курков и тд и тп;

Возможно, это связано еще с особенностями игровых движков; т.к. для работы этих фишек, игре надо обращаться к драйверу и т.к. он на PS5 родной и известный для разработчика а на ПК уже своя кухня, это может потребовать перелопатить код;

Но это сугубо мои догадки. Т.к. дивайс свежий, вышел только в начале августа, инфы по нему малова-то; Больше тут:

Еще в комплекте с гарнитурой идут внутриканальные наушники, и впринципе они вполне юзабельны и хороши; Но я уже отвык от наушников с проводами ^^" Плюс эти ушки не выдают 3D звук, которым SONY так хвастались при разработке PS5; И да, к консолям SONY нельзя подключить не родные Bluetooth дивайсы;

1 - место подключения и крепления наушников; 2 - заръёмы куда можно воткнуть наушники, пока они не используются<br />
1 - место подключения и крепления наушников; 2 - заръёмы куда можно воткнуть наушники, пока они не используются

Можно, конечно, выводить звук на ТВ а к нему уже подрубить наушники, но тогда и никакого фирменного 3D звука не будет; Судя по отзывам, это прямо the-next-level-play и куда более крутое погружение в игру с ними; (заказал себе Pulse Explore с авито, надеюсь всё будет хорошо) В итоге для наушников есть 3 варианта:

1 - Pulse 3D - большие, охватывающие
2 - Pulse Elite - большие, охватывающие
3 - Pulse Explore - вакуумные \ внутриканальные
Т.к. мне и так жарко, я взял самый маленький вариант, помимо 3D звука для игр их хвалят за отличный музыкальный звук; А я как раз хотел новые ушки;
Расскажу, когда попробую (=

1 - PS VR2; 2 - Pulse_3D; 3 - Elite; 4 - Explore <br />
1 - PS VR2; 2 - Pulse_3D; 3 - Elite; 4 - Explore

Есть еще всяческие приколы в духе: другие подушки для гарнитуры (под глаза, на лоб, на затылок), пластиковая "винтовка\пистолет" к которой можно подсоединить контроллеры и тд и тп А если уж совсем хочется заморочиться - можно взять сенсоры на ногу+руку+живот (KATVR Loco S) которые будут передавать вашу ходьбу на месте, приседания и тд - в игру; (стоит где-то 15-20к) Есть даже VR-перчатки (которые всё еще выглядят как прототипы и что-то ОЧЕНЬ дорогое (от 1500$) и не готовое к массовому производству;
Ну и едва ли juyb пригодны для игр, скорее для работы, например, в 3D скульптинге;

Ах, да, еще есть беговые дорожки для игры в VR (тут уже дешевле 150к я не видел вариантов)

Моя виртуальность, я бегу к тебе~~~<br />
Моя виртуальность, я бегу к тебе~~~

ЦЕНЫ

Угадайте откуда скр<br />
Угадайте откуда скр

Это всё, конечно, хорошо (с) но что в итоге по суммам? Где деньги, Лебовски? (c) Приведу цены, по которым я брал всякое и то, что находил в сети:

  • PS5: 40-60к (зависит от комплекта 1 или 2 геймпада, какие игры входят и тд; я брал давно на OZON где-то за 45к) PS VR2: 40-65к (также зависит от комплекта, но больше от места покупки, я брал на OZON за 45к)
  • Адаптор для ПК: 10-17к (оригинальная цена 60$ при конвертации ~6к, такие вот наценки дикие) Док станция: 5-7к (снова OZON за 5.5к)
  • Наушники: Pulse 3D - 10-12к; Pulse Elite - 17-25к;Pulse Explore - 19-32к (впервые, Avito за 14к)
  • Набор для чистки оптики: 500-1.5к (на вкус и цвет, посмотрите отзывы перед покупкой)
  • Беговые дорожки (я смотрел KATVR): 150-2кк+ и выше
  • VR Перчатки: 25-600к+ (думаю для игры на PS5 в них нет никакого смысла)
  • Игровое пространство - бесценно (шучу, можете купить отдельную хату под VR кто ж против~)

ВЛИЯНИЕ НА ЗРЕНИЕ

Практически последняя по порядку, но не последняя по значению - влияние VR на зрение; Если коротко, то ничего страшного для зрения VR не представляет, конечно, если что угодно делать без меры - могут быть всяческие побочные эффекты; Но если вы боитесь посадить зрение играми в VR с игровыми сессиями по 3-5 часов без перерыва; Думаю да, мышечный аппарат глаза устанет и тут могут быть негативные последствия; Но ровно также они могут быть и при чтении книг и при работе за монитором;

<br />

Более того, лично от себя хочу заметить, что когд мы сидим у монитора, чаще глаза сфокусированы на одной точке и не слишком отклоняются от неё будь то 3D экшн, ММО или что угодно еще;
Да, мы смотрим не только в центр но бывает и поглядываем по углам в поисках интерфейса и тд;
Но для глаза это все-аки микродвижения; В VR можно ворочать глазами во все стороны, что вообще-то полезно для мышц глаза, ясно дело, что обычно мы будем смотреть по центру, но тут движения глаза имеют больше амплитуды, чем при игре на мониторе.

Обращу ваше внимание, что проблемы субъективные, т.е. они могут проявиться у вас, но это не значит что VR виноват или что это обязательно произойдет.

Если я вас не убедил, можете подробнее почитать об этом тут:

КОМУ Я ЭТО ПОСОВЕТУЮ

Людям, которые находятся в здоровом контакте со своим внутренним ребёнком :з Ведь, когда мы по-настоящему радуемся и удивляемся чему-то, как не в детстве? Тут и фантазия ваша поможет и желание играть и погружаться, поверьте, я человек довольно эмоциональный и по-хорошему-впечатлительный, но я как-то и не могу сейчас, когда испытывал настолько яркий восторг от чего-то и такую искристую радость ^^"

Знакомство с PS VR2

Однозначно стоит попробовать энтузиастам, которые хотят разнообразия;
И даже, если вы скажете "я играю по 2 часа в день от силы" то вот, возможно, VR будет для вас куда лучшей альтернативой, чем любой другой гейминг;
В нем вы лучше понимаете когда устаёте, и эмоции и впечатления намного ярче и, поверьте, 1-2 часа игры стоя и двигаясь вам заменят неплохую физ активность :3

Если у вас есть какие-то игры, которые вышли специально для VR и вам хотелось бы погрузиться в их атмосферу - вперед и с песней :з

ЭПИЛОГ

Пожалуй, теперь я поделился всем, чем хотел по теме, и затронул все более\менее значимые аспекты, надеюсь, было интересно и в какой-то степени полезно (= Как сказал один товарищ (и эти слова мне врезались в память, т.к. не часто люди говорят настолько разумные вещи), перед покупкой - лучше попробуйте VR где-нибудь;
Сейчас немало всяких VR парков развлечений, если у вас нет товарищей, которые приобрели себе такой девайс. Так вы точно поймете, каково это, надо ли оно вам и насколько плюсы и минусы для вас в балансе, или что из этого перевешивает;
Чудесный трек на прощание~

Всем приятных дней, хорошей работы и классных игр! (=

88
11
11
50 комментариев

Красиво пишите, приятно читать! А какое у вас железо? Хотя бы какая видеокарта? PS5 нет, но хочу взять для PC. Вот, собираюсь обновить карту и хочу понять, какая нужна для того что бы не тормозило в качественных играх. Пробовал играть в этих очках в GT7 на PS5. Очень понравилось, но минут через 15 начало тошнить, хотя вистюбелярка в порядке. Надеюсь что это с непривычки. Возможно позже возьму PS5 PRO специально для GT7. Кресло и Fanantc сетап уже имею.

1
Ответить

Благодарю за отзыв и рад, что понравилось (=

Вообще у меня ноут с RTX 4070 и Рязанью 9 7940HS;
Не стоит забывать, что железо должно быть сочетаемым, чтобы ЦП или ГПУ не становились «узкими» местами при обработке изображения;

Мне кажется для пк лучше попробовать квест тк он беспроводной и требует хороший роутер для этого;
Плюс, вроде бы, в нем линзы лучше, чем в PS VR2 и будет проще находить свитспот (место лучшей видимости) когда будете надевать гарнитуру;
Кстати, а ведь GT7 только на плойке;
Мб по этой же причине вы также хотите взять PSVR2, возможно~

Кстати укачивание и прочий дискомфорт может быть от общей усталости; так что рекомендую играть отдохнувшим ((=

1
Ответить

Кстати, про укачивание при повороте камеры в одну сторону, а головы в другую абсолютно верно написано. Я могу легко переносить восьмичасовые сессии в VR, но при таком раскладе у мозга возникает рассинхрон, и моментально появляются соответствующие позывы. Именно поэтому во многих играх используется моментальный поворот на фиксированный угол, а не постепенный)

1
Ответить

Вот, кстати, этот фиксированный поворот я сразу выключил ^^" в тот же разик, мне вообще не понятно как можно с ним играть;
Но это скорее про погружение и сугубо мои впечатления~

1
Ответить

В случае с PSVR2 мы рендерим два квадрата 2к на 2к, то есть 2000 пикселей на 2000 пикселей для КАЖДОГО глаза т.к. точка обзора и следовательно, изображение отличаются; Это 4000х4000

Ошибка в логике. Рендерятся 2 квадрата по 2к на сторону. А не 4 квадрата. В итоге разрешение считать надо так: 2000x2000x2. То есть 4000 по горизонтали и 2000 по вертикали.

QUEST 3 может выдавать картинку не хуже, НО только при подключении к ПК по проводу (=Ошибка по фактике. Quest спокойно берет картинку с компа по WiFi.

1
Ответить

А ради чего его подключают по проводу? Я мб что-то не так понял~

Ответить

Насчет рендера;
Не совсем понимаю, почему по горизонтали всего 2к? Кадры для левого и правого глаза вещь не идентичные должны быть;
Арт рендере если изображения идентичны - их можно дублировать; но тут они не идентичны, т.к. две разных точки обзора~
Или есть какие-то хитрости?(=

Ответить