[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-549065259", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxeub&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Станислав Минасов", "author_type": "self", "tags": ["\u0438\u0442\u043e\u0433\u04382016"], "comments": 7, "likes": 19, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "3139" }
Станислав Минасов
3 313

Лучший платформер 2016 года: кто прыгнул выше головы

Ratchet & Clank, Super Mario Run, Unravel — должен остаться только один.

Поделиться

В избранное

В избранном

2016 год выдался урожайным по части платформеров. Мы увидели и классические 2D-проекты, и продолжения именитых серий, и перезапуски, и дорогие блокбастеры, и даже VR.

Но, несмотря на большое количество претендентов, победителя голосования внутри редакции мы определили почти единогласно.

С эксклюзивами в этом году больше повезло Sony. В апреле вышла Ratchet & Clank, римейк самой первой части 2002 года — и вместе с тем продолжение знаменитой серии. Впервые за 14 лет (и двенадцать частей) Insomniac Games смогли добиться потрясающей мультяшной картинки: сочные яркие цвета, живая анимация, динамичные сцены. К запуску Ratchet & Clank в рамках рекламной кампании вышел полнометражный мультфильм, и в сравнении игра выглядит ничуть не хуже.

Но Insomniac Games не просто сделали красивую картинку — они в который раз доказали, что умеют создавать отличные 3D-платформеры. Враги в Ratchet & Clank звонко рассыпаются на монетки, во все стороны летят разноцветные лучи, всё взрывается, а инопланетный фенек Рэтчет носится над полем боям на реактивном ранце и меняет пушки на ходу. Пиломёт, огнемёт, забавно-агрессивный боевой робот-компаньон Мистер Зуркон, пикселизатор (который, как можно догадаться, превращает врагов в пиксели) — опыт создания Resistance, Sunset Overdrive и других частей серии явно не прошёл даром. Именно благодаря разному оружию и его апгрейдам в Ratchet & Clank чертовски весело играть.

Ratchet & Clank

Другой эксклюзив для PS4, Bound, вышел в конце лета и скорее похож на Journey и Abzu. Сказочная притча о том, как принцесса спасает королевство от Монстра, получилась простым, но необычно выглядящим платформером. Мир вокруг — это торжество абстракции, смесь парадоксальности картин Эшера и выверенных геометрических фигур. Они перетекают друг в друга, трансформируются, земля дрожит от внутреннего ритма, а стены рассыпаются и собираются вновь.

Под стать окружению и сама принцесса. Кроме необычного внешнего вида она ещё и двигается с грацией балерины — встаёт на носочки, переходя пропасть, изящно скользит по лентам, легко и невесомо отталкивается от стен. Каждое её движение отточено и отлично чувствуется, словно это игрок сам танцует сквозь уровень. Да, если отвлечься от всего происходящего, Bound — весьма обычный и короткий (всего три часа) платформер. Но отвлечься просто не получается, ведь этот уникальный стиль и есть игра.

Bound

Большие надежды возлагались на ReCore, проект Microsoft от создателей Metroid Prime и Mega Man. Игра про путешествие девушки Джул по пустынной планете в компании многочисленных роботов получилась неоднозначной. Несмотря на современный внешний вид, в глубине души она — старомодный платформер, со всем тем, за что мы любим и ненавидим жанр.

ReCore не столько пытается рассказать связную историю, сколько испытывает игрока хорошо продуманными и выверенными уровнями и боевыми эпизодами. Каждая способность позволяет вернуться в уже исследованную локацию и открыть что-то новое, атаки противников различаются по их цвету, а порой встречаемые подземелья с маленькими движущимися платформами и тикающим таймером заставляют вспомнить эпоху первых 3D-платформеров.

Увы, недостатки игры перекочевали прямиком из тех времён. Во-первых, у ReCore была откровенно слабая техническая реализация на момент выхода. На ПК игра смотрелась хорошо, но вот владельцы Xbox One ощутили всю прелесть низкокачественных текстур, долгих загрузок и невысокой частоты кадров. Во-вторых, нередко игрок оказывается перед закрытой дверью и необходимостью найти определённое количество предметов. Приходится возвращаться и раз за разом бродить по подземельям, что быстро надоедает и напрочь сбивает темп повествования.

ReCore

Неожиданно удачной получилась Unravel, пасторальный и очень милый платформер от Electronic Arts. Главный герой, вязаный человечек Ярни, для решения загадок использует пряжу из собственного тела: цепляет рычаги, перекидывает тонкие мостики и хватает предметы. Если расходовать материал слишком лихо, герой исхудает на глазах и просто не сможет продолжить путь — механика интересная, но используется она реже, чем хотелось бы.

Единственное что раздражает в Unravel, так это её неряшливость как платформера. Некоторые моменты игры почти невозможно пройти с первого раза — к примеру, избежать падающих булыжников, когда ты не знаешь, куда прилетит следующий. Кроме того, Ярни порой недолетает, перелетает или вовсе живёт своей жизнью, цепляя и отпуская предметы. В такие моменты Unravel вызывает никак не умиротворённое умиление.

Но, что важнее, благодаря успеху приключений Ярни Electronic Arts обратила пристальное внимание на инди-сектор, подобно Sony и Ubisoft. И уже за одно это Unravel можно ценить.

Unravel

Продолжения известных серий в этом году получались по большей части спорными. Sonic Boom: Fire & Ice ввела интересную механику переключаемых стихий — огонь сжигает или испаряет препятствия, а лёд замораживает жидкости над опасным участками (нечто подобное было в Prince of Persia: The Forgotten Sands). Но вместе с тем сами уровни, враги и музыка выглядят и звучат очень предсказуемо и быстро забываются.

Соник с друзьями проносится по пляжу, раскидывает в сторону робоптиц и уворачивается от шипов так же стремительно, как происходящее проносится мимо игрока, ничуть не откладываясь в памяти. Запоминаются лишь сражения с боссами, и то в основном из-за необычного вертикального геймплея — некоторые из них занимают оба экрана Nintendo 3DS.

Sonic Boom: Fire & Ice

Mighty No. 9 позиционировалась как преемник культовой серии Mega Man и стала одним из самых успешных игровых проектов на Kickstarter, но по факту оказалась довольно посредственным платформером. Формально здесь есть все те же составляющие, что и в предшественниках, но разные части попросту не стыкуются вместе. Новые способности, получаемые от боссов, не вызывают никакого удивления, а большинство спецприёмов вообще нет смысла использовать на уровнях — гораздо быстрее и эффективнее работает стандартный бластер.

Порой механика игры мешает сама себе. Дезориентированных врагов можно убить рывком и получить за это временные бонусы, которые накапливаются в комбо-множитель до тех пор, пока игрок вовремя выполняет рывки. Но способность «Криосфера» замораживает врагов и тем самым продлевает этот момент, позволяя накапливать практически бесконечный счётчик.

Mighty No. 9

Super Mario Run, первая игра про Марио на мобильных платформах, получилась не совсем такой, какой её видели фанаты. После шумной рекламной компании Nintendo выпустила однокнопочный сайд-скроллер, что сразу отразилось на акциях компании. Одним игрокам не понравилась монетизация внутри проекта (полная версия стоит 10 долларов), другие были возмущены тем, что игра требует постоянного подключения к сети. Впрочем, есть в игре и ряд удачных решений.

Super Mario Run

Пожалуй, лучшим продолжением классики в 2016 стала Shantae: Half-Genie Hero, вышедшая под самый конец декабря. WayForward знают толк в олдскульных 2D-платформерах, именно они выпустили Double Dragon Neon и Duck Tales: Remastered, и их новая игра — тот представитель жанра, где все механики работают как надо.

Главная героиня, Шантэ, бегает по красочным уровням, а для решения загадок превращается в различных животных. Обезьянка может лазать по стенам, слониха — толкать большие объекты, а милый улыбающийся краб плавает под водой без какого-либо вреда. Превращения не только выглядят забавно, но и хорошо вписываются в общую эстетику игры.

Shantae: Half-Genie Hero

Порадовал в этом году и инди-сектор. Наконец-то добрался до выпуска Owlboy, который шёл к этому почти 9 лет — и, несмотря на все проволочки и смену концепций, оказался необычным и интересным проектом. История сложных отношений учителя и ученика, совёнка Отуса, как минимум необычна для игр, а встречаемые по пути знакомые участвуют не только в сюжете, но и геймплее.

Сам по себе совёнок может только летать да бить крыльями, поэтому приходится носить в когтях друзей с разными способностями. Похожее переплетение сюжета и игрового процесса было в The Last Guardian или Prince of Persia 2008 года, где игроку везде помогала спутница Элика.

Owlboy

Неожиданным сюрпризом стала Clustertruck, которая хорошо развивает идею платформера от первого лица. Первые 10 уровней создают обманчивое впечатление, что мы просто будем бежать вперёд по мчащимся прицепам, избегая препятствий. Но дальше нам предлагают разблокировать умения, и тут начинается настоящее веселье. Двойной прыжок, рывок в воздухе, замедление времени, полёт — прохождение уровней превращается в стремительное безумие, а со стороны происходящее смотрится как повторы из Superhot. Все 90 эпизодов занимают от силы три часа, но благодаря этому не успевают приесться.

Clustertruck

Другой сюрприз — The Climb от Crytek, первый платформер для шлемов виртуальной реальности. Игра посвящена скалолазанию и в чём-то похожа на Steep — тоже симулирует вид спорта, которым гораздо интереснее заниматься вживую. Но, как это обычно бывает у Crytek, The Climb в большей степени про визуал, а не про необычный игровой процесс, и с ним в игре всё отлично.

The Climb

Наконец, приятно порадовала и Turn On, отечественный проект об ожившем шарике энергии. Сами авторы называют его «платформером без платформ», и доля истины в этом есть. Кроме классических уровней здесь есть и эпизоды со свободным скольжением, чем-то похожие на музыкальные этапы из Rayman Legends, и различные головоломки. Тем примечательней, что пермская Brainy Studio состоит всего из 4 человек, а их проект стал победителем Imagine Cup в 2014 году.

Turn On

Платформер года — Inside

В 2010 году датчане из Playdead выпустили свой дебютный проект Limbo — чёрно-белый мрачный платформер о приключениях безымянного мальчика. Игра, ради которой и основывалась компания, заработала массу наград и в течение последующих трёх лет портировалась на все мыслимые платформы.

Но фанаты ждали не этого, а новой игры, заодно пребывая в сомнениях. Сможет ли компания удержать ту планку, которую взяла в Limbo? Получится ли у датчан повторить успех?

Теперь мы знаем ответ. Playdead не только отлично справились, они превзошли все ожидания.

Inside во многом продолжает идеи Limbo. Здесь мрачная цветовая гамма всего из нескольких оттенков, главный персонаж — хрупкий мальчик, а игрока закидывают в действие без какой-то предыстории. Приходится разбираться на ходу.

Но при внешней схожести Inside намного глубже. В местной антиутопии, безысходной, обречённой, физически сложно находиться. И если к мрачности Limbo постепенно привыкаешь, то Inside подкидывает сюрпризы до самого конца.

Playdead сделали большой шаг вперёд и по части загадок. В отличие от той же Limbo, где в основном надо было тянуть рычаги и толкать ящики, в Inside головоломки отличаются разнообразием. Вот мы обнаруживаем, что многие горожане зомбированы и куда-то движутся. Чтобы проскользнуть мимо охраны, мы идём в строю с ними, странно и пугающе бессмысленно: шаг, шаг, поворот, прыжок. А вот мы уже сами управляем одним из таких зомбированных малых, надев специальный шлем.

Сам мальчик боится падений с высоты и не умеет быстро бегать или далеко прыгать. Поэтому единственный шанс выжить — прятаться и убегать. Некоторые эпизоды рассчитаны до секунды: выбегаешь из укрытия, слышишь громкий лай, в последний момент успеваешь прыгнуть через ров и увернуться от клацнувших зубов. В такие моменты кажется, что ты сам только что убегал от разъярённой собаки, боясь быть пойманным.

Головоломки действительно тщательно просчитаны, но их прохождение не вызывает сложностей. Редко какая загадка требует больше нескольких минут или двух-трёх попыток (не в пример Limbo, где можно было застрять надолго).

Весь сюжет подаётся через окружение — никаких записок или разговоров. Здесь нет однозначных подсказок, ровно как и открытой истории. Игрок в итоге узнает только то, что успеет увидеть сам. Теорий относительно сюжета много, и сложно сказать, какая из них правильная — и есть ли единственно верная в принципе.

Inside не привносит чего-то принципиально нового в жанр, но этого и не нужно. Это очень цельный и хорошо скроенный платформер, который отлично развивает идеи Limbo, и отдельные части которого работают друг на друга: музыка, атмосфера, головоломки, цветовая палитра.

Playdead смогли прыгнуть выше головы. Правда, возникает вопрос: а что дальше?

Но пока у нас есть однозначно лучший платформер 2016 года. И это уже немало.

Другие номинации, а также розыгрыш Xbox One S — на странице нашего большого спецпроекта «Итоги 2016».

#итоги2016

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Узнавайте первым важные новости

Подписаться