«Аркейн»: Неравная битва между формой и содержанием

Впечатление о втором сезоне.

«Аркейн»: Неравная битва между формой и содержанием

Премьера «Аркейна» осенью 2021 года для меня стала ярким событием и впечатлением, которое частично помогло справиться со стрессом из-за перенесённого коронавируса и связанных с ним проблем в семье. Я даже заинтересовался вселенной Рунтерры, погрузившись в изучение её лора. Добрался и до самой League of Legends, но игру пришлось поспешно бросить из-за нелюбви к подобному жанру.

Вместе с остальными ценителями сериала я ждал премьеры следующего сезона. Продолжение состоялось, но ощущения от просмотренного оказались не такими однозначными. Хочу сразу отметить, что я из тех, кто считает сценарий стартового сезона хорошим. Он не деконструирует жанр, не поражает невиданными ранее глубинами драматургии, но работает в хорошей связке с видеорядом. И если первый сезон — это обстоятельная история с элементами музыкального видеоклипа, то во втором соотношение резко меняется, теперь это уже видеоклип с элементами истории.

«Аркейн»: Неравная битва между формой и содержанием

На первый взгляд такой подход не кажется плохим, создатели приближаются ещё больше к тому принципу, что киноискусство в общем-то визуальное: если ты можешь донести до зрителя что-то метафорами и мелкими деталями, то в определённых случаях это ничуть не хуже длинных диалогов и растянутых сцен, а местами даже и лучше.

Было бы так с самого начала, я бы не имел никаких претензий и просто наслаждался приятной картиной. Но в первом сезоне была хорошо прописанная и неторопливая история, которая в продолжении из-за клиповой стилистики стала выглядеть очень дёрганой и порезанной. Основные события и ветви некоторых персонажей перестали ощущаться органично. Например, превращение горюющей и злющей Кейтлин в местного карманного диктатора и дальнейшее её возвращение к тому самому «кексику».

<i>@wompmol (X)</i>
@wompmol (X)

Я не то, чтобы против таких сюжетных поворотов, но сам факт перехода Кейтлин на другую сторону происходит очень быстро, а часть предполагаемых сцен, которые в теории должны были проложить аккуратный мостик из точки А в Б, отсутствуют. Им банально не нашлось места, хронометраж страдает от нехватки воздуха. По итогу зрителю приходится додумывать эпизоды в своей голове. Я уж молчу про линию примирения и прощения, её используют несколько раз с разными персонажами, будто это какая-то мыльная опера, где герои ссорятся и через некоторое время опять сходятся друг с другом.

Словно этих проблем недостаточно авторы сценария совершают другую более серьёзную ошибку, повышая градус эпичности и создавая глобальную угрозу всему привычному мироустройству. Они вводят мультивселенную, активно используют манипуляции со временем (Экко буквально спасает положение, как и Флэш из снайдеровской «Лиги справедливости»). Появляется стойкий привкус той самой штампованной супергероики. Если Riot хотели показать свою версию «Мстителей», то до полного набора им не хватило разве что фирменных шуточек и сцен после титров.

«Аркейн»: Неравная битва между формой и содержанием

Справедливости ради, MCU постепенно вводило персонажей и поначалу рассказывало вполне себе локальные истории, которые позже перетекали в кроссовер, где разношёрстная команда боролась с мегаугрозой. В «Аркейне» же начали за здравие, а закончили за упокой, переключив локальную историю сразу в спасение мира. Что это — самонадеянность или нехватка времени из-за нарушения первоначальных планов на несколько сезонов? Остаётся только гадать. Даниэль Рихтман как-то проговорился, что Нетфликс настоял на том, чтобы сериал закончили уже в новом сезоне. В чём причина такого решения неизвестно, инсайдер пока не давал подробных комментариев.

Как можно было исправить ситуацию с рваным повествованием? В моём варианте продолжения нет чётко выраженного протагониста, «великой эволюции» Виктора и Чёрной Розы. В этой версии основной акцент сводился на противостоянии между Пилтовером и Зауном, вытекающем из концовки первого сезона. Мы бы видели разные стороны конфликта, у каждого имелись свои причины и мотивы. Из-за недопонимания и сложных обстоятельств персонажи воевали бы друг с другом, оставляя за собой шлейф из боли и разрушений. Как раз тут можно было бы уделить больше времени химбаронам, от которых поспешно избавились в первом акте.

«Аркейн»: Неравная битва между формой и содержанием

В самом конце персонажи не могли просто взять и обратить время вспять или призвать своего мальчика-спасителя. Из этой битвы никто не вышел бы однозначным победителем. Выжившим героям приходилось жить дальше с последствиями своих поступков. От подобного варианта сюжета наступал бы необходимый катарсис, схожий с финальным эпизодом начального сезона. Развитие событий в примерно похожем духе мне кажется наиболее логичным и драматичным, но в реальности приоритет сместился в другую сторону.

Авторы «Аркейна» невольно стали узниками видеоигры-первоисточника, не дающей сюжету быть полностью независимым из-за условностей её жанра. Они пошли по пути наименьшего сопротивления, отдав предпочтение крутым нарезкам, битвам, фан-сервису и сценам, которые желали увидеть многие поклонники. И не сказать, что их творческие решения не нашли должный отклик — масса положительных отзывов, горячие обсуждения в соцсетях и высокие оценки на сайтах типа IMDb тому подтверждение. Жаль только в желании угодить своей фан-базе сериал потерял сбалансированный подход к истории, лишний раз доказав, что перед нами прежде всего коммерческий продукт, самая дорогая реклама к видеоигре из когда-либо выпущенных.

«Аркейн»: Неравная битва между формой и содержанием

При всём моём разочаровании в сценарии, в музыкальном и общем визуальном наполнении финал не только не уступает в качестве, но местами даже превосходит своего предшественника. Если говорить об «Аркейне» в целом, то это наглядный пример превосходства формы. Дизайн персонажей, окружения, анимация, монтаж, задники и локации словно из ожившего концепт-арта — всё это по-прежнему приковывает к себе внимание и заслуживает неоднократного пересмотра и смакования отдельных сцен.

<i><b><a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.amazon.com%2FArt-Making-Arcane-Gaming-ebook%2Fdp%2FB0DDVB9PYS%2F&postId=3267287" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">The Art and Making of Arcane</a></b>: Официальный артбук можно пощупать не только в бумаге, но и в цифре</i>
The Art and Making of Arcane: Официальный артбук можно пощупать не только в бумаге, но и в цифре

Несмотря на проблемы в сюжете, «Аркейн» вызвал у меня хоть и неоднозначные, но вполне сильные чувства, оставив отпечаток в душе. Конечно, если воспринимать его как один дорогой рекламный ролик игры, растянутый на 12 часов, то недостатки содержания уже не кажутся настолько критичными. Но я всё же склонен считать, что форма расцветает ещё больше от цельной и проработанной истории, особенно если вы хотите выдержать баланс между картинкой и текстом. К счастью, «Аркейн» не единственный проект во вселенной, и хотелось бы верить, что Riot Games не повторят этих ошибок в новых сюжетах про другие регионы Рунтерры.

1616
22
22
22
20 комментариев

Форма: 10/10
Содержание: 2.5/10

10
5
1
Ответить

Содержание 12/10
Форма 20/10

9
2
Ответить

Дтф никогда не меняется, градации между говном и шедевром здесь не существует.
Всегда возвращаюсь, чтобы заценить здешний говносрез мнений.

А по факту будь там такое хуёвое содержание, не было бы всех этих восторженных эмоциональных реакций и подробных эссе на ютюбе - по факту там есть чем восторгаться и что разбирать, если смотреть не жопой.

Но типичный дтфер поставит себя выше всей этой массы, у которой средняя оценка каждой серии на imdb выше 9 баллов, и скажет что это всё хуйня.

Такое может сработать с всеобщим хейтом, потому что хейтить много ума не надо, а вот чтобы что-то полюбить - надо уже найти за что. Но типичный дтфер ответит на это, что быдло купилось на картинку и таким образом отменит все эссе, обсуждения арок персонажей и т.п.

Ну и я как всегда. Вернулся в эту выгребную яму, сгорел и опять сваливаю. Захожу сюда только чтобы убедиться как здесь в очередной раз обосрут [вставь название чего-угодно вообще].

3
Ответить

Второй сезон оставил смешанные впечатления. События выглядят форсированными настолько, что я даже перепроверял, не пропустил ли ненароком серию. Показанные события прогибаются под недостатком хронометража. Второму сезону нужно ещё столько же серий, чтобы он ощущался нескомканным цельным произведением, а не набором микро-историй, прогнанным будто на перемотке.

5
Ответить

я пересматриваю некоторые моменты в 0.5 и просто в ахуе сколько всяких деталей нахожу

3
1
Ответить
Автор

Кстати хронометраж финальной серии превышал час, в итоге они его порезали до 50 минут.

https://www.gamesradar.com/entertainment/animation-shows/arcanes-finale-was-originally-longer-as-the-showrunner-admits-some-things-were-cut/

1
Ответить

Даниэль Рихтман как-то проговорился, что Нетфликс настоял на том, чтобы сериал закончили уже в новом сезоне

Он никак не связан с создателями сериала, прост пчел. Это проект Riot и Fortiche и деньги Riot, Нетфликс свечку только держал, у них нет такого влияния.

3
Ответить