Старые добрые европейские ММОРПГ
Где они все?..
У каждого любителя компьютерных игр рано или поздно наступает такой период в жизни, когда игр в библиотеке много, в куче расплодившихся цифровых магазинов - еще больше а играть все равно не во что.
И ладно бы если речь касалась исключительно каких-нибудь шибко узких жанров, как кооперативные бои на мехах с динамически изменяющимся размером силовых ядер в зависимости от температуры окружающей среды - я уже шесть лет пытаюсь найти себе ММО с нераздражающим меня визуальным стилем и вменяемым геймплеем.
Не поймите меня неправильно - я за разнообразие визуальных стилей, жанров, сюжетов, полов и рас персонажей. Просто в какой-то момент разнообразие игр на рынке перестало быть равным разнообразию внутри оных.
Нечто подобное уже полвека как есть в моде.
Что такое мода, скажем, во внешнем виде? В теории - способ выразить свой "богатый внутренний мир" и "нетаковость" с помощью одежды, причесок, обуви, аксессуаров и выделиться из толпы.
На практике мы имеем орды любителей подворотов, например, и теперь проще выделиться НЕ следуя последним тенденциям популярной моды, чем пытаясь следовать им.
Существующие тенденции в визуальном стиле - от тенденции лепить мультяшность где можно и нельзя до т.н. "сильных женских персонажей" - настолько приелись, что вызывают скорее негатив чем что-либо позитивное.
Особенно раздражает обилие визуальных эффектов, которые выглядят уже как оружие массового поражения эпилептиков и полуголые персонажи в окружении, к полуголости не предраспологающем (джунгли, горы, ледяные пустоши и т.п.)
Отдельным пунктом стоит тотальное упрощение и оказуаливание геймплея. Не, правда - сложность геймплейных механик не означает их неинтересность per se, сложность геймлпейных механик привносит разнообразие и - нередко - необходимость чаще взаимодействовать с другими игроками [в ММО проектах].
Убрать этот элемент - и в итоге играть становится банально неинтересно, что особенно сильно видно на примере масштабных ММОРПГ типа WoW/LotRO. Да, так удалось привлечь новую аудиторию совсем уж картошечек с их кошельками - но как только картошечки потеряли интерес (а теряют они его быстро, особенность мировоззрения) они уходят, и с ними уходят их деньги.
Более-менее хардовые фанаты же остаются у разбитого корыта с засильем микротранзакций, упрощенными до уровня пирамидок и погремушек механиками и контентом, которого никто из них не просил, но в рамках развития персонажа проходить должен.
Была, например, замечательная Star Wars Galaxies - замечательная социальная ММО в сеттинге Звездных Войн, мультикультурная, многоязычная и - по меркам своего времени - имевшая очень хорошую графику.
Решили разработчики упростить геймплей и убрать необходимость хотя бы иногда пользоваться мозгом по прямому его назначению (Trials of Obi-Wan) - все, конец.
Был старый-добрый World of Warcraft, собственно один из двух наиболее популярных проектов на рынке ММО. Свой визуальный стиль - есть, интересные механики - есть, разделение на действительно отличные друг от друга классы - есть...
Но потом был WotLK, после которого все пошло под откос.
MoP долили абсурда с тем самым набившим оскомину визуальным стилем корейского гриндилова, что было дальше... Сейчас я смотрю на WoW и совсем не узнаю уникальный проект, в который когда-то играл. Это уже и РПГ-то назвать трудно, это уже скорее ММО Action.
Еще одна яркая рэйвово-дискотечная "корейская гриндилка".
Была неплохая Warhammer Online, но, как это часто бывает с изначально нишевыми проектами на изначально слабой технической базе быстро сдулась.
Было LotRO (собственно оно и сейчас ничего так себе живет), которое на старте было весьма хардовой штукой с эндгейм-рейдами по 12-20 часов кропотливого прохождения.
Его ж ведь даже на русский язык перевели (не без косяков), но издателем оказались Mail.ru и в итоге русские сервера несколько лет назад закрылись насовсем. Русское коммьюнити игры мигрировало на европейско-североамериканские сервера и даже сравнительно оперативно пилит своими силами нелегальную локализацию (не без косяков).
Изначально слабая технически игра, запиленная в 2007 году на уже тогда не самом свежем движке, до сих пор тянет лямку исключительно из-за требований соответствия лору. Но, черт побери, в ВКО такой лор ЕСТЬ, и копирайт ЕСТЬ, и надсмотрщик от WB, не допускающий совсем уж грубого насилия над лором ЕСТЬ. Оттого и инклюзивность выглядит не так дико, как во всяких там TERAх, Aionах и прочих Черных Пустынях Онлайн.
Вот и приходим к тому моменту, когда ты либо принимаешь то, что в индустрии ММОРПГ больше не уделяется внимание проработке лора и созданию уникального геймплея и "жрешь что дают" в какой-нибудь TERA/GW2 (1), либо работаешь бета-тестером в каком-нибудь Eternal Crusade за свои же деньги (2), либо сидишь и перепроходишь старый контент в LotRO (3).
Не, можно еще конечно вообще в ММОРПГ не играть, тоже вполне себе вариант... Но это как сидеть на веганской диете, чесслово. Можно, но тускло, кисло и грустно.
Из того, что мне хоть как-нибудь зашло из более-менее современных ММОРПГ - это Guild Wars 2. Трудно сказать почему, наверное по ряду причин (от удобной для меня монетизации до приемлемого визуального стиля без излишней корейщины) и я время от времени туда захожу поиграть вместе с женой.
И все же это не то.
Потому где-то раз в неделю я логинюсь в LotRO и потихоньку, полегоньку уже в который раз рассматриваю мир Властелина Колец во всей его лорной красоте. И даже с вылетами по утечке памяти смирился.
Все равно лучше ничего не осталось :(