Забудьте про оригинал. Raidou Remastered - второе пришествие самой панковой игры от Atlus.

Забудьте про оригинал. Raidou Remastered - второе пришествие самой панковой игры от Atlus.

Кадзума Канэко – создатель серии Shin Megami Tensei – сравнивал её с панк-музыкой. Нынешний продюсер серии, Кадзуюки Ямаи, и вовсе называл Кодзи Окаду (создателя Megami Tensei) и Кадзуму Канэко «панками, с которыми я хотел бы работать».

Стоит отдать должное Канэко за его бескомпромиссность: он делал игры такими, какими хотел, до самого конца. Дилогия Raidou Kuzunoha станет последним крупным проектом бывшего визионера Atlus. После неё выйдет нишевая SMT: Strange Journey – и на этом завершится его активная карьера в компании.

Raidou Remastered: The Mystery Of Soulless Army - это образцовая операция по пересадке горячего сердца старой игры в новое геймплейное тело. А еще – наглядный урок, как в ироничном детективе задаются самые неудобные вопросы японской истории и национальной идеи?

Рождение и распад серии Devil Summoner

Для понимания того чем являлась оригинальная серия Devil Summoner и чем сегодня представляется Raidou Remastered давайте проведем небольшое расследование. Если вам не интересно копаться в маркетинговых заморочках компании Atlus то просто переходите к следующему пункту.

После выхода Shin Megami Tensei I&II в почтовый ящик компании Atlus посыпались предложения о создании игр для консолей следующего (пятого!) поколения. Один из лидеров рынка, SEGA, и дерзкий новичок — Sony — хотели видеть в своих библиотеках игры от популярной в Японии студии. Взамен они предлагали более мощное «железо» и носитель в виде компакт-диска.

К тому моменту менее чем за четыре года Atlus выпустила три игры серии SMT, и Кадзума Канэко с Кодзи Окадой были измотаны физической разработкой и набившим оскомину сеттингом. Окада и вовсе отошёл от непосредственного программирования, переключившись на продюсирование проектов компании. Поэтому Atlus предложила обеим платформам игры, в которых реализовала то, что не смогла включить в Shin Megami Tensei.

Так, к примеру, Кадзума Канэко изначально хотел, чтобы оригинальная SMT начиналась более размеренно. По его задумке, протагонист должен был ходить в школу, жить обычной жизнью и постепенно замечать странные изменения вокруг. Были даже прописаны несколько сюжетных сцен, происходящих в стенах учебного заведения. Однако из-за ограниченного объёма картриджа SNES пришлось ограничиться лишь походом за покупками для мамы — с этого и начиналась оригинальная SMT. Все «школьные» концепции в итоге нашли воплощение в Persona для PlayStation.

Выбор сеттинга тоже не был случайным. Sony позиционировала свою консоль как платформу для казуальных геймеров, тогда как Saturn ориентировалась на хардкорную аудиторию (по словам Канэко). Вот и отправились школьники на PlayStation, а детективная история о призывателях демонов — Devil Summoner — на Saturn.

Характерной особенностью Devil Summoner стал детективный сеттинг. Канэко хотел переосмыслить устоявшиеся жанровые клише и взглянуть на них под новым углом. Например, ключевые предметы в большинстве RPG обычно находились в сундуках или передавались сюжетными персонажами. Канэко же стремился заменить банальные блуждания по локациям на элементы расследования с поиском улик.

Кроме того, герои Devil Summoner были старше персонажей Persona, что позволяло создавать более серьёзный нарратив.

Devil Summoner получила приписку к серии Shin Megami Tensei по настоянию SEGA. Отсутствие уже знакомой плашки SMT пугало своей потенциальной маркетинговой слабостью. Похожая ситуация позже повторится с серией Persona, только на этот раз в роли паникёров выступят сотрудники отдела продаж Atlus. Слово Persona казалось им слишком сухим и отталкивающим для фанатов, поэтому они давили на Окаду, требуя придумать название, которое органично сочеталось бы с серией SMT. После ночного мозгового штурма Канэко и Окада «родили» Megami Ibunroku Persona — вариант, который устроил всех.

Впрочем, не одной лишь детективной составляющей должна была отличаться новая серия для SEGA Saturn. В SMT из-за свободы выбора и сюжетных развилок существовало несколько концовок, что делало невозможным слдование единой нарративной линии. Создание нового мира на обломках Токио напоминало скорее конструктор, где игрок сталкивался или избегал определённых событий и побочных квестов. Persona и Devil Summoner, имевшие другую игровую механику и преимущества CD-носителя, сужали повествование, зато углубляли его в других аспектах. Если Persona погружала игрока во внутренний мир травм и противоречий подростка, то Devil Summoner поднимала актуальные социальные вопросы.

Проблематика Soul Hackers о цифровой миграции человечества остаётся актуальной даже сегодня. Devil Summoner: Raidou Kuzunoha заставляет размышлятьо дилеммах прогресса и смены эпох. Держаться ли за национальные традиции изо всех сил или безропотно плыть по течению прогресса — главная линия игры. Но об этом подробнее поговорим в сюжетном разделе.

Так или иначе, в конце 1995 года на прилавках появилась первая игра серии Devil Summoner. А уже через два года свет увидит Devil Summoner: Soul Hackers. SEGA своими аппаратными решениями умудрится за одно поколение PlayStation похоронить и Saturn, и Dreamcast — в результате обе игры потеряют эксклюзивный статус и переедут на другие платформы: Soul Hackers выйдет на PlayStation, а Devil Summoner — на PSP.

Особенностью серии Devil Summoner было и то, что детектив Кёдзи Кудзуноха из первой части встречался и в других играх серии выпущенных в этот период. Так Persona 2 действие которой происходило в период между Devil Summoner и Soul Hackers знакомила нас с его реинкарнацией Дайсуке Тодороки, который так же как и Кёдзи руководил детективным агенством с тем же названием Kuzunoha Detective Agency. По-видимому мысли о создании мультивселенной персонажей Atlus были в планах компании в конце 90-х. Намеки на это встречаются и в словах Люцифера в SMT III. Но не сложилось. Как и с появлением Кёдзи Кудзунохи в приключениях Райдо, хотя 3D-модель для него там заготовили.

В 90-е годы Atlus очень осторожно знакомила западную аудиторию со своими проектами — ни Shin Megami Tensei, ни Devil Summoner так и не получили официальной английской локализации. Игры компании изобиловали запрещенкой и вместе с релизами Atlus получила бы повестки в суд. Позже Soul Hackers переиздадут для Nintendo 3DS, а вот первая часть серии навсегда останется запертой в языковых границах Японии. Вышедшая в 2005 году Raidou Kuzunoha vs. The Soulless Army, подобно SMT III: Nocturne, станет для западных игроков первым знакомством с франшизой. Через два года выйдет вторая часть приключений Кудзунохи XIV.

Давайте зафиксируем: к выходу Devil Summoner Raidou Kuzunoha vs Soulless Army в нейминге серии (как и полагается) творилась откровенная чертовщина.

Причин было несколько:

Во-первых, сама задумка смешивать разные сеттинги внутри серии Devil Summoner была явно провальной. Нельзя не согласиться с нынешним продюсером серии Persona Казухисой Вада в том, что игры Atlus до 2003 года делались без учёта каких-либо стратегий продвижения. В случае с Devil Summoner в 2005, когда вышла первая часть приключений Райдо, было довольно сложно объяснить геймерам, почему одна и та же серия с каждой новой игрой радикально меняет свой облик. А с учётом того, что между выходами игр были довольно большие паузы, эти объяснения были бы просто бессмысленными.

Во-вторых, нельзя не упомянуть безумия, творившегося в нейминге при выпуске игр Atlus на Западе. Материнская компания Atlus USA без разбора добавляла плашку SMT ко всем играм, выходящим для североамериканской аудитории. И плевать на то, что серия Persona была самостоятельным проектом, да и сам Кацура Хасино никак не хотел связывать себя с серией Shin Megami Tensei. Даже попросил Соэдзиму отрисовать по-новой весь бестиарий и исключил из третьей части персонажей из предыдущих игр. Но если с Persona приставка SMT ещё смотрелась не слишком аляповато, то полное название приключений Райдо на Западе звучало как Shin Megami Tensei: Devil Summoner: Raidou Kuzunoha vs. The Soulless Army — настоящая тавтология. К уже обособленной серии Devil Summoner прилепили плашку SMT.

60 беспощадных знаков безумия Atlus USA
60 беспощадных знаков безумия Atlus USA

Наводить порядок в нейминге и позиционировании серии начали в 2010-х. Во многом этому способствовал успех Persona 3 и 4 Кацуры Хасино. Стоит отдать должное P-Studio — они точно знали, как хотят развивать маркетинг франшизы Persona. Так, в переиздании Persona 4 Golden исчезает рудимент в виде приписки SMT.

Ну а потом пришла очередь Devil Summoner. Вышедшая в 2019 году Soul Hackers 2 порадовала игроков лаконичным названием, пёстрым содержанием от команды, создавшей Tokyo Mirage Sessions, и отсутствием упоминаний о серии, из которой она вышла. А наш сегодняшний экземпляр — Raidou Remastered — свидетельствует о том, что, по-видимому, история Devil Summoner в Atlus завершилась. И Soul Hackers, и Raidou Kuzunoha теперь позиционируются как разные вселенные и не сбивают игроков с толку неочевидными пересечениями.

Зачем понадобилось переиздавать Devil Summoner Raidou Kuzunoha?

К моменту, когда Кадзума Канэко задумал выпустить очередную игру серии Devil Summoner, в компании произошли серьёзные перемены. В 2003 году Atlus покинул её основатель Наоя Харано, а после неудовлетворительных продаж SMT III: Nocturne из компании ушёл создатель оригинальной Megami Tensei и ключевой продюсер Кодзи Окада.

Однако, оставшись без своего давнего соратника (Окада), Кадзума Канэко не только сохранил позиции, но и получил продвижение — в проекте Raidou Kuzunoha он выступал в роли руководителя проекта и геймдизайнера. Совмещать обязанности арт-директора и создателя игрового мира было непросто, поэтому на должность режиссёра пригласили перспективного Кадзуюки Ямаи.

К тому времени Ямаи уже успел поработать под руководством Кацуры Хасино — того самого, чей гений упорядочил сюжетные события SMT III и Digital Devil Saga. Теперь же Хасино переключился на свой первый самостоятельный проект — Persona 3. Если забежать вперёд, то именно Хасино впоследствии выведет Atlus в высшую лигу с Persona 5, а Ямаи принесет первый крупный успех серии Shin Megami Tensei.

И если оригинальная Raidou Kuzunoha в плане геймплея была довольно ограниченной, то её сюжет и режиссура по праву считаются одними из лучших в карьере Кадзумы Канэко... или всё же Кадзуюки Ямаи? Как бы то ни было, после очередного переосмысления франшизы Shin Megami Tensei в пятой номерной части, Ямаи поручил доработку расширенного издания другим сотрудникам, а сам сосредоточился на ремастере своего первого крупного проекта.

Чем уникальна Devil Summoner Raidou Kuzunoha vs Soulless Army?

Прежде всего — необычным сеттингом. Японских RPG, действие которых разворачивается в начале XX века, можно пересчитать по пальцам. Ближайший аналог — серия Shadow Hearts. Для своей истории Канэко выбрал альтернативную версию Японии, где эпоха Тайсё не закончилась со смертью императора Ёсихито.

Небольшой исторический экскурс: эпоха Тайсё («Великая справедливость»), связанная с правлением императора Ёсихито, характеризовалась перестройкой японского общества и внедрением демократических институтов. Этот период также ознаменовался экономическим подъёмом, но преждевременно завершился из-за скоропостижной смерти 47-летнего императора от инфаркта. Наследнику Ёсихито предстояло стать последним императором Японии (да и всего мира), начать милитаризацию страны и после поражения во Второй мировой войне привести нацию к тому национал-куколдизму, в котором Япония пребывает сегодня. Именно осторожное обсуждение этого переломного момента и составляет исторический подтекст первой части Raidou Kuzunoha.

Для передачи атмосферы эпохи Канэко настоял на пререндеренных фонах, создающих эффект фотореалистичности. Всё это визуальное великолепие, разумеется, легло на плечи Масаюки Дои.

Действие игры происходит в 20-м году эпохи Тайсё (1931–1932 гг., хотя в реальности период завершился в 1926 году).

Тема японского национализма (и, умоляю, пожалуйста, не путайте его с немецким нацизмом) не впервые всплывала в играх Канэко. Так, генерал Гото в SMT I тоже стремился вернуть Японии былое величие, используя силу демонов. Согласие с его планом (включая убийство американского посла) сразу же бросало игрока на путь Хаоса.

Генерал Гото в SMT I и Юкио Мисима в реальной жизни
Генерал Гото в SMT I и Юкио Мисима в реальной жизни

Прообразом Гото стал Юкио Мисима — японский националист и номинант на Нобелевскую премию по литературе. По сюжету, генерал погибал в ядерном пепле после бомбардировки Токио ракетами США. Так что игра была богата не только использованием сакральных символов, оскорблявших религиозные чувства западного общества, но и аллюзиями на острые исторические моменты.

Забудьте про оригинал. Raidou Remastered - второе пришествие самой панковой игры от Atlus.

Канэко, в отличие от представителей Японии в ООН, хватало яиц ответить на главный вопрос: «Кто же бомбил Японию?»

В первой части приключений Райдо Кудзунохи тема японского величия становится одной из центральных. И здесь же проявляется главный недостаток игры — полное отсутствие выбора в RPG-составляющей. Raidou Kuzunoha предлагает лишь одну, «правильную» концовку, а роль «принести добро кулаками» достаётся детективному агентству Наруми. Тема милитаристского величия Японии как возможного исхода событий в игре подаётся однобоко и заведомо негативно.

Однако такая позиция в развитии сюжета, скорее всего, была сознательным решением. К примеру, игра была запрещена к продаже в Китае и Корее — странах, особенно чувствительных к японской исторической повестке (Корея находилась под оккупацией Японии в 1910–1945 гг., а 1937 год в Китае ознаменовался печально известной Нанкинской резнёй).

Если выйти за рамки геймплея, Raidou Kuzunoha в современном историческом дискурсе предстаёт игрой, намеренно затрагивающей болевые точки японской истории и национальной идентичности. Мало кому в жанре JRPG хватало смелости так прямо рефлексировать на важные для нации темы с минимальной стилизацией исторического контекста.

Для контраста: создатели Radiata Stories с её блестящей ролевой системой сознательно ушли в мир фэнтези с эльфами и гоблинами. Игра хоть и мрачная, но не тычет игрока носом в неудобные исторические параллели — что, опять же, тоже вполне оправданный подход.

Впрочем, мир Raidou Kuzunoha не зациклен исключительно на национальном вопросе. Герои стремительно меняющегося общества обсуждают с игроком и отказ от традиционных костюмов в угоду западной моде, и изменение моральных устоев нового поколения (Тургенев-сан, где ты?!), и другие социальные трансформации эпохи.

Особой похвалы заслуживает Сигео Комори, мастерски обернувший идеи Канэко в увлекательный сценарий. Погружение в эпоху через диалоги с NPC выполнено превосходно.

Сложные вопросы переходного периода разработчики упаковали в формат юмористического детектива с мемными персонажами вроде Rasputin, который (естественно!) сражается с помощью демонических matryoshka. А ещё кроет матом нашего героя. Игра использует сериальную структуру с разделением на главы, где каждая часть напоминает эпизод манги, заканчивается обязательным босс-баттлом и сохраняет баланс между серьёзностью и иронией юмористического детектива.

Манга по игре тоже выходила, но её разбор лучше оставить для полноценного лонгрида по истории франшизы Devil Summoner.

Как Кадзуюки Ямаи исправляет оригинальную версию игры?

При всей необычности сеттинга, оригинальная игра оказалась самой слабой в плане геймплея среди всех проектов Atlus для PS2. Её боевая система, перекочевавшая в режим реального времени, работала топорно, бестиарий был урезанным (всего 70 демонов), а побочные активности — пресноватыми. В распоряжении Кудзунохи находился лишь один демон, чей интеллект на поле боя оставлял желать лучшего, а вербовка нечисти осуществлялась не через переговоры, а путём путём уничтожения бамперов геймпада. Гораздо проще было спуститься в подвал к безумцу Виктору и создать нужного демона через слияние (fusion). Играть в неё имело смысл разве что ради сюжета. К тому же, сложность была предательски низкой.

Зато вторая часть существенно отличалась от предшественницы. Частично используя старые локации, она представляла собой отполированную версию первой игры: расширенный состав партии, улучшенную физику движений, больше сюжетных поворотов и дополнительных заданий. Именно на этой переработанной основе и был создан Raidou Remastered.

Работу над переизданиями игр Atlus важно различать. Одно дело, когда компания поручала переиздание своих хитов для новых консолей сторонним студиям (как в случае с Megami Tensei I&II для SNES или SMT III HD Edition), и совсем другое — когда она сама перерабатывала механики собственных игр (например, Persona 1&2 для PSP или Strange Journey Redux). Когда за дело берётся сама Atlus, вас ждёт не просто перенос игры на новый движок, а фундаментальная переработка игровых систем.

Ремастер приключений Райдо потерял свою "фотогеничность" (скучать не будем). Замыленные пререндеры не могли отчистить никакими решейдами и улучшайзерами даже дотошные энтузисаты. Теперь все объекты в игре сделаны в 3D, а фиксированная камера оставлена для подражания оригиналу.

В Raidou Remastered изометрическую карту из оригинальной игры заменили полноценной трёхмерной с возможностью вращения камеры, а анимации Райдо стали значительно пластичнее. В оригинале он двигался с грацией угловатого подростка периода пубертата, которого отправили колоть дрова к бабушке в деревню.

Механика стрельбы теперь реализована с прицеливанием — никаких "дантесопушкинских" дуэлей тоже не предвидится. Покупку патронов, как в оригинале, убрали — стреляйте сколько душе угодно.

Мувсет Райдо значительно расширился: добавили специальные убойные атаки с уникальной анимацией для каждого оружия.

Систему создания мечей из второй части перенесли в ремастер, дополнив её новыми пассивными способностями оружия.

Среди других улучшений:

• Миникарта (в оригинале карта была "вырви глаз")

• Система быстрых сохранений

• Ускоренное получение титулов в иерархии призывателей

• Быстрое перемещение между ключевыми локациями (логово Виктора и магазин припасов)

И да, теперь это замечательное отполированное приключение, где демоны сами ищут для вас улики, а тёмный мир Токио раскроется перед вами во всех своих проявлениях - не только в квартале кагэма.

За что можно полюбить дилогию о Райдо Кудзунохе?

Самый несопливый школьник в играх Atlus
Потомок клана Кудзуноха - молчаливый профессионал, который просто делает свою тёмную работу. Нужно расследовать - расследует. Нужно бить - бьёт. Вместе с героем Radiant Historia он один из самых адекватных своему положению протагонистов Atlus.

Самый классный кот-спутник
Думали, Моргана из Persona 5 - оригинальное изобретение? А вот вам его предшественник, который сам появился от кота из Digital Devil Saga. А помните тень Сайе Ниидзимы из той же Persona 5? Так это же почти копия антагонистки Райдо из манги! Кот здесь замечательный, да и истоки образов главной франшизы Atlus не лишним будет посмотреть. Фанатам на заметку.

Необычный геймплей

Здесь вас ждёт не просто схема "сюжет-бой-сюжет", а уникальная (и при этом интуитивная) механика управления демонами. Райдо может отправлять их:на сбор улик, в боевые задания, на устранение препятствий и другие активности. Играть можно за весь расширенный бестиарий!

Уникальная атмосфера Японии XX века

Устали от заезженного фэнтези? Хотите альтернативы фирменной городской современности Atlus? Добро пожаловать в Токио эпохи Тайсё - мир деревянных построек, речных лодок и подлинного национального колорита, сохранившегося только на старых фотографиях.

Что делать, если очень захочется добавки?

Лучше, конечно, подождать. Но давайте сначал обсудим вопрос о перспективах приключений Райдо. Вывод игры за рамки серии Devil Summoner и непосредственное руководство проектом одним из самых лучших сотрудников компании последних лет говорит нам лишь об одном – Atlus пробует запустить новую серию. Пусть хотя бы и с учетом переиздания старого материала. Если не брать ремейков вроде Persona 3 Reload и адаптаций той же оригинальной третьей Persona для PSP, то Raidou Remastered это самое серьезное исправление геймплея в истории игр от Atlus.

Нынешний ремастер существенно превосходит по качеству геймплея не только оригинал, но и даже улучшенную вторую часть. Если переиздание первой игры Райдо Кудзунохи окажется успешным, можно ожидать и ремастера Raidou Kuzunoha vs King Abaddon. Но если совсем невтерпёж - всегда можно пройти вторую часть на эмуляторе PlayStation 2.

Настоятельно рекомендую PC-версию (PCSX2) с HD-текстурами. Учитывая прекращение разработки AetherSX2 (и отсутствие изменений в рекомпиляторе NetherSX), в альтернативных эмуляторах наблюдаются глитчи при апскейлинге и использовании аппаратного рендеринга. А играть на програмном рендере в 2025 году также больно, как и на оригинальной консоли.

Если и этого покажется мало - обратите внимание на SMT III HD Remaster, где в дополнительном контенте полудемона от Capcom можно заменить на 14-го Кудзуноху. Лично мне кажется, что он органичнее вписался в коллаборацию с Demi-fiend. В

В общем, спасибо Atlus, что в очередной раз подарили нам замечательный повод убить 30-40 часов (игра короткая кстати).
#atlus

А для коротких постов у меня есть ТГ-канал

118
10
2
1
1
76 комментариев