О чем молчит старая консоль: Моя личная история JRPG
Как-то так вышло, что я с детства люблю JRPG. Меня завораживало всё: длинные видеовставки с невероятной по тем временам графикой и постановкой, глубокий геймплей с прокачкой, множеством секретов и мини-игр, и, конечно, зрелищные атаки. Я, может, тогда понимал не все сюжетные перипетии в силу возраста и слабого владения английским. Однако есть ряд игр, которые в той или иной степени участвовали в моем формировании. Сегодня хочу вспомнить о них.
Оглавление
Серия Final Fantasy
Я играл в разные игры на Dendy и Sega лет с трех. Мне нравилось это занятие, но оно не было увлечением и никак не выделялось среди остальных хобби. Все изменилось одним летом, которое я проводил у бабушки с дедушкой. Это была поворотная точка.
Во дворе я познакомился с парнем постарше, который был настоящим фанатом консольных игр. Больше всего он любил серию Final Fantasy. Помню, как он с горящими глазами рассказывал мне про Сефирота, корпорацию «Шин-Ра» и невероятное путешествие длиною в 40 часов. Я слушал, и в голове рисовались фантастические картины, которые я и представить не мог в играх. В тот момент мой мир перевернулся. Я понял, что игры могут быть искусством, наравне с книгами и кино.
Несмотря на то, что я провел много времени с FF 7-9, самые сильные эмоции у меня вызвала FF X. Я помню как вставил диск в PS2, которую одолжил у друга, и моментально оказался втянут в ошеломительное путешествие на почти 100 часов. При этом я проходил игру где-то в году 2003-2005, и даже на тот момент меня поражала графика, особенно в роликах.
FF X – это Тидус, Юна, Вакка, Рикку, Луллу, Кимари, Син, Джек, блицбол, попытки понять чужой язык, знакомство с новым миром и история, где все, что ты знаешь о мире, все, во что ты веришь, переворачивается с ног на голову. И, конечно, не могу обойти стороной To Zanakard, композиция, которая и по сей день находится в моем плейлисте, вызывая все те же мурашки, что и 20 лет назад.
Забавно, что помимо изучения Аль-Бедского языка в игре, я параллельно узнавал много новых слов на английском. Тогда переводов не было, и мне приходилось играть со словариком.
Мне кажется, что именно с десятой части я начал внимательнее и активнее относиться к секретам и мини-играм. Собирал команду и строил тактику, чтобы побеждать в турнирах по блицболу. Рыскал по всему миру в поисках секретных Аэнов. Пытался выиграть во всех чокобо гонках. Уклонялся от молний в Грозовых равнинах. В общем, делал все, чтобы максимально прокачаться, достать самых сильных Аэнов и оружие. Тогда я понял почему это весело! Правда с гонками мне помогал тот самый друг. Он заходил ко мне домой и показывал свое мастерство.
Хотелось бы еще вспомнить FF XII. В нее я уже играл практически на релизе. Ей удалось меня впечатлить, но эффект оказался гораздо слабее, чем от предыдущей части. Мне потребовалось какое-то время, чтобы привыкнуть к боевой системе, которая на тот момент мне не нравилась.
Со временем я втянулся: начала нравиться охота, понял как комбинировать цепочки атак, научился грамотно составлять пати и нашел то самое ядро в геймплее, которое мне нравилось в предыдущих частях. Это действительно пример игры, которая раскрывается не сразу. Зато вступительный ролик моментально интригует, вовлекает и дарит массу разных эмоций.
К сожалению, я не прошел FF XII до конца, так как надо было возвращать консоль, которую я одолжил у друга. Я помню, что в процессе прохождения я не испытывал такого трепета, как перед FF 7-10, но сейчас, по прошествию лет, я готов включить ее в список лучших финалок. Планирую пройти, чтобы уже составить более аргументированную позицию.
The Lord of the Ring the Third Age
Я действительно считаю эту JRPG одной из лучших игр по Властелину Колец. Действия the Third Age разворачиваются параллельно событиям оригинальной трилогии, но от лица других персонажей. При этом там встречаются уже знакомые лица. Да что уж говорить, возможность, например, сразиться с Балрогом дорогого стоит!
При этом боевая система удачно копирует мою любимую FF X. Наверное, поэтому у меня нет претензий к излишней линейности и большому количеству битв. Каждое сражение для меня было праздником, особенно нравилось наблюдать за специальными атаками.
А вот к чему есть претензии, так это к персонажам. Они достаточно невнятные, да и их практически не раскрывают. Они теряются на фоне книжных героев. Самостоятельная часть истории тоже невзрачная, но ее спасает интеграция в основную канву. Я бы сказал, что тут превалирует геймплей над сюжетом, хотя за последним следить интересно, особенно смотреть вставки из фильмов.
Вообще, игра выглядела дорого, да и звучала богато. Видно, что денег не пожалели. Графика на момент выхода была впечатляющая, хотя на PS2 заметно хуже, чем на GameCube. Есть в планах пройти лучшую версию.
Если Hogwarts Legacy сейчас идеальный старт для тех, кто в игры не играл, то LOTR the Third Age – для тех, кто не играл никогда в JRPG.
Grandia 2
Ко мне эта игра попала случайно все от того же друга, который познакомил меня с жанром. На тот момент я и не догадывался, что это эталонная JRPG золотой эпохи жанра. Одна из тех игр, ради которой можно было взять Sega Dreamcast.
Во-первых, разработчикам удалось внести существенные изменения в, казалось бы устоявшуюся, боевую систему. Это все еще пошаговая система, но с возможностью динамических атак и прерывания ходов противника. Из-за этого каждое сражение обладало тактическим разнообразием. Во-вторых, развитие персонажей и их взаимодействие друг с другом формирует запоминающиеся моменты. В совокупности с визуальным стилем и музыкой, это все выделяло Grandia 2 на фоне остальных JRPG.
При этом сама история достаточно простая и не имеет те вау моменты, которые были, например, в FF X. Игра запомнится скорее персонажами и диалогами, чем глобальным повествованием и финалом.
Кстати, тут нет случайных сражений. Все враги видны, и игрок может решить участвовать в сражении или нет. Тогда не так много JRPG, особенно такого уровня, имели подобную систему. Я до сих пор помню, как порой надоедали случайные сражения в той же Final Fantasy. Очень мешало исследованию мира. Разработчики, скорее всего, это понимали, поэтому добавляли в игры предметы, уменьшающие вероятность случайных сражений.
А еще забавно, что я в глаза не видел первую часть. Зато видел третью часть на PS2. Вы даже представить не можете степень моего восторга, когда я увидел диск. Тогда я не читал игровых журналов, да и интернета не было, так что я никак не мог узнать о релизах. Наличие третьей части было настолько неожиданном, что все мое тело буквально взрывалось от восторга.
К сожалению, игра не смогла повторить успех второй части. В ней достаточно плюсов, но и минусов немало. В итоге, эта была последняя часть Grandia...
Skies of Arcadia
А вот и вторая JRPG, ради которой можно было взять Sega Dreamcast. Я почему-то до сих пор помню сцену казни в Колизее. Я плохо запомнил игру, но этот момент почему-то въелся мне в голову. Тогда я окончательно понял, что за пределами Final Fantasy есть жизнь.
Почти все игры, которые я тут перечислил, обладают невероятным духом приключения. Но в Skies of Arcadia он находится на каком-то заоблачном уровне. То ли дело в том, как построен мир: куча парящих островов и других точек интереса, которые игрок должен сам открывать. То ли история пиратов, в том числе с возможностью отстраивать базу и нанимать людей, давала какое-то ощущение свободы. Как бы то ни было, это идеальная игра, если хочется большого приключения.
На общую атмосферу хорошо работали воздушные бои. Я реально чувствовал себя капитаном, отдавая команды, следя за тем, в каком мы сейчас положении на сетке. На мой взгляд, разработанная Sega система очень хорошо вписалась в игру. При этом наземные битвы хоть и были классическими для жанра, но обладали рядом уникальных особенностей. Самое главное, все действия расходовали определенные очки, поэтому нужно было аккуратно продумывать когда стоит их копить, а когда надо тратить. К тому же, магия делилась на 6 камней и добавляла сражениям тактической глубины.
К сожалению, в Skies of Arcadia какое-то нереальное количество случайных сражений, поэтому я помню, что наземные битвы начинали в какой-то момент утомлять. Кроме того, они редко когда ощущались сложными, что делало процесс механическим и под конец скучным.
Насколько я понял, в Skies of Arcadia Legends (версия для GameCube) все недостатки исправили. По классике, туда же добавили новые охотничьи задания и квесты. Есть у меня мысль пройти эту версию, заодно освежить в памяти игру.
Disgaea
Диск для PS2 достался мне все от того же друга-дилера JRPG. Хотя Disgaea все-таки тактическая RPG, но на тот момент я разницы не видел. Зато я увидел невероятно уморительные диалоги и совершенно безумные геймплейные механики.
Вот, например, как вы думаете здесь надо качать предметы? А все просто, персонаж входит в мир меча, зелья или любого другого предмета. Там ему предстоит пройти случайно сгенерированное подземелье. На каждом этаже можно найти новые предметы или получать бонусы к показателям текущего. Надо ли говорить, что процесс бесконечный?
Вообще, это рай для тех, кто любит качаться в играх. Здесь максимальный уровень 9999, а очки урона могут достигать цифр, которые еле помещаются на экран. Я думаю это все неслучайно. Огромное количество юмора построено на высмеивании жанра, ломании четвертой стены и шутках о клише.
При этом геймплей невероятно глубокий. Поле боя состоит из цветных гео-панелей, каждая из которых дает определенные бонусы или штрафы. Часто бывает такое, что разрушая гео-символы, возникает цепная реакция, которая в итоге наносит урон по врагам. Иногда это выходит боком и для игрока, но что ж, это тоже часть веселья.
Кроме того, в Disgaea есть механика броска. Да, еще до Baldur's Gate 3 и Mario + Rabbits. Игрок может поднимать своих союзников и врагов, чтобы бросить их на соседние клетки. Это позволяет перемещать персонажей на большие расстояния, создавать "башни" из юнитов для мощных командных атак или просто бросать врагов друг в друга.
Уже только эти два пункта дают огромный простор для тактического планирования каждой битвы. Помимо этого есть еще куча всего, что вносит свои коррективы по ходу сражений. Можно вообще реинкарнировать персонажа, спустив его уровень до 1, но сохранив часть базовых характеристик и получить доступ к новым классам. Эта механика позволяет создавать очень сильных персонажей и является основой для продвинутого эндгейма (то есть для ультра задротов).
Я бы сказал, что игра опередила свое время, предоставив игрокам глубокий геймплей. Зато по части гринда Disgaea отлично вписывалась в дух того времени. Его тут было очень много, и не каждый решался открыть весь контент. Я точно сдался, а вот тот друг люто задрачивал.
Прошли по касательной
Xenosaga Episode II
Да, ко мне в руки попал именно второй эпизод (отгадайте от кого). Я ничего не знал про Xenogear, Xenosaga Episode I и создателя этих игр. Черт, да до недавнего времени я не знал, что Xenoblade это духовный наследник тех игр. Вот так и живем.
Вообще история Тецуя Такахаси и его игр очень интересна. Xenogears была первой игрой в этой франшизе. Изначально он предлагал её как сюжет для Final Fantasy VII, но руководство Square посчитало историю слишком мрачной и сложной для Final Fantasy, поэтому она была выпущена как отдельный проект. Для меня это странно, потому что FF VII, как и некоторые следующие номерные части, и так мрачные.
Собственно, Xenosaga появилась после того, как Тецуя ушел из Square и создал свою студию Monolith Soft. Это хоть и новый IP, но исследует она все те же темы, что и Xenogears: поиски смысла, природа бога и машины, роль человечества. К сожалению, этой серии тоже не повезло. Вместо шести игр вышло всего три.
В 2007 году Nintendo выкупила основную долю в компании Monolith Soft, что позволило начать Xenoblade Chronicles. Да-да, опять новый IP с той же философией внутри. У этой серии пока все хорошо в финансовом плане, так что надеюсь Такахаси сможет закончить то, что планирует.
А про Xenosaga Episode II мне мало что есть сказать. На тот момент я мало чего понял в сюжете (не удивительно, это все-таки второй эпизод). Помню, что мне нравились видеовставки, а вот стиль самой игры был чересчур стерильный. Как-то не проникся, но про себя ее отметил. Не думаю, что буду знакомиться с этой серией, но вот картриджи Xenoblade Chronicles стоят, ждут своей очереди.
Vagrant Story
Вот уж где мрачняк во все поля. Камерная история о личной драме с небольшим слоем политики. Сюжет глубоко погружается в темы власти, коррупции, веры и предательства, и остается интригующим до самого конца. Кажется у мира Ивалис какая-то склонность к таким сюжетам. История FF XII чем-то похожа на Vagrant Story, а действия происходит в одном и том же мире.
Кстати, только сейчас понял, что боевая система у этих игр тоже чем-то похожа. В Vagrant Story она происходит в реальном времени, тоже есть цепочки, как и в FF XII. Правда, в первой можно еще наносить удары в разные части тела. В целом, мне тогда геймплей казался освежающе новым: никаких тебе арен для битв, нет магазинов – приходится искать предметы по ходу дела и шкала риска с искусством слома добавляли перчинки.
К сожалению, я не смог в нее много наиграть. Тогда она показалась мне сложной, поэтому я ее через время забросил. Зато мой тот друг постоянно про нее говорил (да, диск я тоже от него получил).
Legend of Dragoon
Заканчивая разговор о великих JRPG эпохи PlayStation One, стоит вспомнить Legend of Dragoon. Тогда мне казалось, что это какой-то клон Final Fantasy, но на деле отличий было больше, чем сходств. Боевая система, например, включала в себя систему сложений. Надо было в ритм нажимать кнопки, чтобы получилась серия ударов. На тот момент это здорово освежало сражения.
Сюжетно оценить мне сложно, я слышал разные мнения. Поначалу, это история о мести, которая быстра превращается в нечто более глобальное. Я, к сожалению, бросил игру из-за излишней сложности. Все как с Vagrant Story, тот друг тоже мне уши прожужжал о Legend of Dragoon.
Сейчас появилось желание пройти. Может как-нибудь попробую.
Эпилог
Были еще какие-то игры, в которые я играл и забыл. Список может быть не полным, но основная идея была в том, чтобы освежить в памяти те JRPG, которые меня сформировали. Я очень люблю жанр, и мне немного грустно наблюдать в каком он сейчас состоянии. Нет, есть конечно же устоявшиеся серии типа Atelier, Tales of и так далее, но не все они дотягивают хотя бы до средней планки. Большие и качественные JRPG уже не такие частые гости.
Самое главное, я лишился того выбора, который был в 90-х и 00-х годах. Когда каждый мог найти игру под себя: будь то сетинг, персонажи, игровые механики или что-то еще. Сейчас из крупного остались Atlus, Monolith, Game Freak и Square (может еще кто). За первых трех у меня нет никаких переживаний. Они делают отличные проекты, которые продолжают традиции их же игр золотой эпохи JRPG. А вот Square как будто потерялась. Хотя это в основном касается серии Final Fantasy. Более бюджетные игры все еще радуют ветеранов жанра.
По-моему, PS3/Xbox 360 были последними консолями (за исключением Nintendo) с неплохой подборкой JRPG. Хочется отдельно отметить The Lost Odyssey, Blue Dragon, Persona 5 и Ni no Kuni. Хотя сейчас, в целом, кажется в индустрии жанр начинает потихоньку оживать. Буду держать за него кулачки.
А еще, пока я готовил этот материал, удивился какими увлекательными и проработанными были игры для того времени. Множество разных механик, каждая из которых сделана не просто для галочки. Учитывались те, кто захочет что-то еще поделать помимо или после основного сюжета. Глубина базового геймплея. Невероятное ощущение огромного путешествия. Там было все.
В очередной раз для себя убедился, что Nintendo Switch был куплен мною не зря. Там еще сохранилось разнообразие JRPG игр: Pokemon, Xenoblade, Fire Emblem (да, я знаю, что это TRPG) и куча других, в том числе от Atlus.
Мне будет очень интересно почитать в комментариях о ваших любимых JRPG. Я сейчас как раз испытываю новую волну интереса к жанру. Может что-то найду для себя. Пока я сформировал список того, что хочу пройти, но с радостью добавлю туда что-то из вашего.
Так, например, мимо меня прошла серия игр Dragon Quest. Я немного играл в последнюю номерную часть, мне понравилось, но пока не было времени добить.
В общем, жду ваших историй!