Бесплатное использование труда соискателя
В этой статье речь пойдет об одной очень нехорошей тенденции Отечественного Gamedev как бесплатное использование труда соискателей.
Не помню точно в каком году на DTF уже была статья, в которой автор обвинял студию Playrix в использовании труда соискателей, а именно ТЗ (здесь и далее - тестовые задания), которые не оплачивались, а результаты своей работы соискатели обнаруживали в продуктах студии.
Не знаю, чем там все закончилось у Playrix: стали ли они оплачивать ТЗ или не использовать результаты соискателей? - об этом мне неизвестно, но тенденция никуда не исчезла.
Пример
Наглядно продемонстрирую эту тенденцию на объявлении, взятом с LinkedIn.
Итак, вот объявление от небезызвестной отечественной студии ZeptoLab.
Обычная вакансия, ничего особенного (ниже есть список требований и задач + условия - все как у всех).
А вот в конце вакансии содержится самое интересное.
HRы Zeptolab видимо решили не заморачиваться с отправлением ТЗ отобранным кандидатам/соискателям, приславшим свои резюме и решили сразу сэкономить время и отсеить тех, кого такое ТЗ отпугнет.
Что же не так с этим ТЗ???
На мой скромный взгляд такое ТЗ больше напоминает задачи для штатных сотрудников - сразу несколько существующих проектов и вдобавок разработка концепта нового проекта.
Как-то "жирновато" выходит для ТЗ, за которое соискателю не заплатят ни рубля.
Исходя из ТЗ я делаю вывод, что студия устроила клич среди соискателей в целях получения дармовой рабочей силы.
Но самое интересное в конце вакансии.
У меня конечно есть претенции к тому, как юристы оформили подобное "подобие" соглашения, но тема статьи не об этом.
Но "разрабатывать внутри" улыбнуло конечно.
Итак, что значит текст на скриншоте?
А то, что студия Zeptolab прямо заявляет, что результаты чужого труда будут использованы по их усмотрению. О правах соискателей на результаты их труда (ТЗ) там ни слова, потому что с точки зрения студии, нет у них никаких прав.
Ссылка на "похожесть по содержанию" является уловкой, ибо для одного, похожесть это 2 проекта одного жанра, а для другого, проекты одинаковые слово в слово. При судебных спорах для решения этого вопроса проводятся экспертизы.
Суть проблемы
Формально студии и компании, ищущие соискателей и отправляющие им ТЗ, не ограничены законодательством в вопросе оплаты/неоплаты труда соискателя.
На вопрос соискателя: "Почему вы не оплачиваете ТЗ?", HRы скорее всего ответят, что-то в духе:
- мы не платим за ТЗ, потому что это условие отбора кандидата;
- это политика компании не платить за ТЗ;
- с какой стати мы должны вам платить? ты вообще никто, чтобы права тут качать, тебе честь оказали говорить с HR (тут я конечно перегнул, но может кому-то так и ответили).
Подобные отмазки самая настоящая чепуха. Студиям нетрудно защитить свои интересы при отборе кандидатов и для этого можно использовать два метода:
- 1. Оплата ТЗ - студия платит за ТЗ и по итогу получает права на использование результатов труда соискателя.
- 2. Студия не платит за ТЗ, но результаты труда соискателя не могут быть использованы студией в дальнейшем. Это легко регламентируется типовым соглашением.
В комментариях могут возмутиться: а с чего студия должна платить за ТЗ, может соискатель там ерунду подготовит и потребует оплату?
Чтобы подобного не происходило нужны квалифицированные HRы, которые проведут первичный отбор резюме, проведут интервью и только по итогам этих стадий, отобранным кандидатам будет предложено выполнить ТЗ.
Проблема отечественного Gamedev в том, что любовь к халяве пока не выветрилась из индустрии. Это явление наносит огромный ущерб отрасли, при кажущейся некоторым ограниченным умам привлекательности и выгоде.
Отношение к бесплатным ТЗ как к обязательному условию отбора кадидатов есть нечто иное как неуважение к труду и желание получить дармовую рабочую силу одноразового характера.
Пока у работодателей не будет уважительного отношения к работникам, соискателям и труду, отечественный Gamedev ничего хорошего не ждет.