Вспоминаем сериалы нашего детства

Сериалы сегодня и ещё лет 10 назад — две совершенно разные вещи. А если отмотать время ещё лет на 10, то и вовсе попадём в другую эпоху, когда само слово «сериал» произносилось с лёгким пренебрежением. Может это потому, что многие смотрели то же самое, что и родители или бабушки. Такие творения давно объединились под общим термином «Санта-Барбара», но не ими одними мы жили. Здесь я бы хотел вспомнить сериалы, оставившие самые тёплые воспоминания, и которые можно включить сегодня и с удовольствием провести пару вечеров.

Комиссар Рекс

Идея создания «Комиссара Рекса» возникла в 1992 году. Правда, изначально в планы режиссёра не входило снимать сериал с участием собаки — разрабатывался проект детективного сериала о полицейских. На пробы пригласили Тобиаса Моретти, тот явился, но не один, а в сопровождении своего пса. Парочка смотрелась очень гармонично. Тогда-то у режиссёра и родилась идея задействовать в сериале собаку.

Вспоминаем сериалы нашего детства

Роль комиссара Рекса исполнил Реджинальд фон Равенхорст – воспитанник австрийского питомника Animal Action, основанного ещё в 1960-х и выпустившего мохнатых актёров для фильмов «Бетховен», «К-9», «Бейб», «Смертельное оружие», «Бэтмен» и других. Специалисты Animal Action также работают со свиньями, овцами, мышами и даже тараканами. Для сериала Реджинальд стал настоящим вундеркиндом, тогда как реальные служебные собаки всё же специализируются на чём-то конкретном, вроде слежки.

Конечно, есть легендарные погони с прыжками сквозь стекло, которые снимали в несколько этапов: сначала прыжок через пустое окно, затем через полиэтилен, а уже в конце – прыжок через окно, затянутое сахарным пластиком, разлетающимся даже от лёгкого прикосновения. Но это, по большому счёту, и всё, чем можно насладиться из трюков. В основном Рекс бежит, лает, нюхает, таскает у сослуживцев булочки с колбасой и грызёт злодеев. Конечно, бывают исключения: в одной из первых серий он вообще зубами вырвал железную решётку. Но, как центральная фигура сериала, Рекс не сильно стремится себя проявлять.

Кроме детективной линии, в первом сезоне особо не за что зацепиться. Личной жизни у героев нет, а на работе они всегда примерно одинаковые. Лучше всех играет собака – в её искренности никогда не сомневаешься. Только главный герой Мозер ощущается живым человеком. Напарникам же как выдали набор элементарных характеристик в первой серии, так весь путь они с ними и прошагали, пока во втором сезоне авторы не поняли, что долго так нельзя и стали оживлять героев. У Мозера даже появился любовный интерес, а диалоги между сослуживцами перестали быть пустой формальностью. В финале четвёртого сезона это полностью оправдалось, хоть и не по изначальному замыслу сценаристов. Но, всё таки, отсутствие всяких бытовых и служебных мелочей сильно бросается в глаза.

Есть вещи, которые не забываются. СПОЙЛЕР! По просьбе актёра, в четвертом сезоне Мозер погиб в схватке с маньяком. На смену коллеге пришел Алекс Брандтнер. Потом был ещё один хозяин, но эти сезоны в моём детстве не показывали, и совсем не зря. Даже Комиссар Рекс был не вечен.

Тут ещё и вина преступников — они испытывают интеллектуальные силы героев, но не ставят перед ними моральных дилемм. Авторы, конечно, снабдили сериал массой политически актуальных сюжетов, вроде последствий распада Советского Союза и торговлей органами нелегальных мигрантов, но дальше простого показа сеттинга они не пошли. Их образы получились довольно блеклыми и одномерными — это просто плохие люди. А вот различные маньяки получились гораздо интереснее.

Вспоминаем сериалы нашего детства

С самого начала видна некоторая шаблонность происходящего, и после первого десятка серий уже знаешь, как примерно будут развиваться события. Первый след всегда ложный – железный закон таких детективов. Погони, обыски и медэкспертизы не оставляют пространства для тонкой психологической игры с подозреваемым, формат серии словно высечен в граните на 10 лет вперёд. Спасает изощрённость некоторых преступников.

И это главная претензия к сериалу – он очень нестабильный по качеству. Даже не представляю, каким мог получиться этот сериал, не будь в нём собаки. С другой стороны, нужно всё же учитывать, что проекту скоро исполнится 30 лет, а критериями «Настоящего детектива» тогда не мыслили. Однако сегодня так и не появилось аналогичного сериала на современном техническом уровне.

Спецотряд «Кобра 11»

Описанные недостатки особенно хорошо видны на фоне другого, не менее популярного сериала и выдержавшего уже 45 сезонов. Он повествует о вымышленном отделе дорожной криминальной полиции. Двое главных героев расследуют массу специфических преступлений, которые так или иначе выливаются в погони по автобанам и массовые аварии. Это главная отличительная особенность проекта, ради которой я в детстве и ждал каждую серию.

Вспоминаем сериалы нашего детства

Пересматривая первые сезоны, я обнаружил, что и персонажи, и детективная линия, и драматическая составляющая сегодня смотрятся достаточно убедительно. У героев есть свои увлечения, достоинства и недостатки. Напарники -две противоположности, начиная с роста и комплекции, заканчивая манерой вождения и предпочтениями в автомобилях.

Да и второстепенные герои не выглядят картонными декорациями, чья основная функция – заполнение пустого пространства участка. Все живут своей жизнью, шутят, ссорятся, влюбляются и расстаются. Поскольку этим аспектам уделяется не пара минут, то авторы постарались вплести эти отношения в ткань детективной линии. Конечно, не нужно забывать, что это стандартный процедурал и герои довольно статичны, а конфликты обречены на повторения только в несколько иной форме. От формата не убежишь.

Не иначе немецкий Майкл Бей снимал.

Но этот подход намного лучше виден в проработке преступников. Время между ними разделено примерно 70% на 30%, естественно, в пользу полиции. Но не всегда, всё зависит от формата серии. Иногда личность и мотивы преступников скрывают до самого конца, а в других случаях всё ясно с самого начала, и интрига лишь в том, как грабителей поймают. И за счёт проработанной и психологически достоверной мотивации за ними интересно следить. Здесь авторы постарались показать некоторых преступников как жертв обстоятельств, а не просто злодеев. Кого-то на скользкую дорожку толкнула жадность, а кого-то – банальная нищета и неустроенность жизни.

Можно самим сравнить две очень похожие серии «Комиссара Рекса» и «Кобры 11» 11: 2 серия 3 сезона и 1 серия 6 сезона соответственно. Похожие по структуре и содержанию эпизоды про шантажистов отравителей/ взрывников. Но за какой историей интереснее следить, где ощущается опасность для героев и окружающих? В обоих случаях ключевую роль играет корпоративная жадность, но где представители бизнеса выглядят убедительнее?

Тут, конечно, не стоит ждать чего-то сверхъестественного. Вся сюжетная составляющая выполнена на просто хорошем уровне, но не более.

Улицы разбитых фонарей

Легендарный сериал с не менее легендарной заставкой. Но все положительные эмоции, с ним связанные, относятся к самому первому сезону, выходившему в 1998 году на ТНТ. Хотя первые 8 серий были сняты ещё в 1995 году, а затем кончились деньги. Да и тогда было всего $8000 на серию.

Автором сценария выступил начальник отдела по раскрытию умышленных убийств Кировского РУВД Санкт-Петербурга Андрей Пименов. По его повестям и снимали первые серии, он же выступил главным консультантом. Оперативники работали добровольными консультантами сериала — пускали на допросы, брали с собой на выезды, даже давали пообщаться с задержанными. Снимались в своей одежде и на своих машинах. Реквизит – настоящие бронежилеты и оружие, декорации – реальные отделения милиции. Снимать могли на втором этаже, а на третьем кипела работа. Доходило до того, что постановочные и реальные допросы проводились одновременно в соседних кабинетах. Актёры в начале плохо понимали о чём говорят: всякие «огнестрелы», «глухари», так что постоянно звали оперов с соседнего этажа. У большинства героев были реальные прототипы из сослуживцев Пименова. Подробнее про историю создания.

Вспоминаем сериалы нашего детства

Именно это позволило создать максимально аутентичных героев и мир вокруг них. Там, где дешёвая плёнка, отсутствие нормального света и декораций губит многие начинания, здесь предаёт особый шарм. Эта полудокументальная картинка, статичные планы и дубли по 2-3 минуты изящно погружают в тоскливую атмосферу середины 1990-х. Герои просто живут в этом мире. В этом плане ощущению тоскливости и безысходности позавидует любой нуар.

Что бы ни творилось вокруг, герои просто несут службу на своём участке. Даже оказавшись вмешанными в череду политических убийств, они буднично заполняют бумаги и ищут способы отскочить от очередной проверки. «Если экономика в жопе, то почему милиция должна быть передовой?» – задаёт в одной серии риторический вопрос Ларин.

В поисках шапки

Особенно первые 2 серии блестяще создают атмосферу тоски и мрачности всего происходящего. С одной стороны, развал, деградация страны и апатия основной массы населения, а с другой, небольшая часть ушлых ребят, которые по трупам друзей и врагов рвутся к деньгам и власти. В первом сезоне авторы позволяли себе удивительно много в плане демонстрации как обнажёнки, так и разного рода кровищи с вытекшими мозгами. И всё крупным планом. Хотя тогда крутили «Криминальную Россию», где шок-контентом до отказа забивали хронометраж.

При том, что это малобюджетный процедурал и очень локальный, отличный подбор актёров как на главные, так и эпизодические роли обеспечил ему заслуженную популярность. Тогда по Ленфильму чуть ли не собаки бегали. В 1995 году вместо советских 25 фильмов в год едва снимали 1, Так что высококвалифицированных и талантливых людей, готовых работать, было с избытком.

— Говорил я Лёхе, не стоит с шашлыков уходить. Место нормальное, доход стабильный, — только собачьи головы кидай подальше.

Помимо бытовых мелочей, сериал очень хорошо передал социальную стратификацию. Очередная серия и очередное убийство коммерсанта в собственной квартире, необходимо опросить соседей. Взявшиеся словно из ниоткуда миллионеры вселяются в элитные квартиры в самом центре города, а в соседях у них оказываются обычные рабочие, инженеры, учителя, учёные, получившие эти квартиры от советской власти и в одночасье ставшие неудачниками в обновлённой России. Обыденность, которая с каждым годом растворяется в прошлом.

Даже если сегодня пройтись по Василеостровскому проспекту, то в некоторых окнах по-прежнему виднеются ещё советские люстры, шкафы, облезлые обои и цветы в дешёвых пластиковых горшках на подоконниках. Словом, ничто не выдаёт во владельцах представителей современной элиты. И уж точно их не встретить среди жильцов новых элитных многоэтажек. Это настоящий срез эпохи. Реальные сотрудники отмечали, что авторы хорошо уловили переход от советского общества и советских милиционеров к нынешним.

Съёмки сериала в полевых условиях пошли сериалу только на пользу : отдел милиции, квартиры героев и случайных персонажей говорят о том, что люди здесь живут и работают, и никто не пытается построить декорацию, чтобы было проще соблюсти все пропорции и перспективы в кадре. Дешевизна, но такая, что идёт против всяких шаблонов и придаёт сериалу индивидуальность.

Бандитский Петербург

Вспоминаем сериалы нашего детства

В 2000 году вышел более дорогой (бюджет первых 10 серий $600.000) «Бандитский Петербург» , снятый уже по всем правилам: в нормальных декорациях и специально подобранных локациях. И, несмотря на хороших актёров и не самый плохой сценарий, сегодня сериал выглядит как типичный проект для НТВ. Может ещё и потому, что за 20 лет уровень производства практически не изменился, хотя снимался не в самые хлебные времена. Да и УРФ писались с натуры, тогда как БП полностью вымышленный, а потому и не чурается массы штампов. А если вспомнить, что в это же время HBO пустило в эфир «Клан Сопрано»... Впрочем, лучше даже не сравнивать.

Хотя в «Бандитском Петербурге», безусловно, были сильные сцены, но и театральности там на порядок больше. Да и подавался он, скорее, как мелодрама, за что даже моя мама его смотрела. А вот чего у сериала не отнять, так это шикарной вступительной песни. Однако, однозначно, стоит обратить внимание ещё на приквел — «Русский перевод» 2008 года, который не про «лихие 90-е», а про войну в Йемене в 1980-е годы, где один из героев БП служил военным переводчиком. По жанру это скорее очень атмосферный военно-политический детектив.

Убойная сила

А вот что смотрится до сих пор хорошо — это "Убойная Сила". В детстве я любил этот сериал больше всех за счет его легкой и юмористической подачи. Крутили поздние сериалы «Ментов», и уже тогда их низкое качество бросалось в глаза. «Убойная сила» держалась на убедительно высоком уровне. Когда реши снимать альтернативу «Ментам», Андрей Пименов с радостью согласился на предложение написать сценарий к новому сериалу. Соавтором сценариста стал его бывший коллега по Кировскому РУВД и прототип майора Соловца Олег Дудинцев.

Чья корова?

Для привлечения внимания в «Убойную силу» решили пригласить актёров из «Улиц разбитых фонарей». Во втором сезоне проекта Селин, Нилов, Трухин и Половцев вернулись на «Улицы разбитых фонарей», а в «Убойной силе» появились новые герои. Но, в отличие от "УРФ", с "УС" Пименов в качестве сценариста остался до самого конца. Сначала события сериала происходили только в Питере, а потом съёмочная группа начала работать с размахом. Мало какой сериал может похвастаться такой богатой географией: Чечня, Эстония, Франция, Америка и даже Африка. Но самыми сильными стали чеченские серии.

— А как же я? Я же герой?
— А как же я? Я же герой?

Из-за персонажа Васи Рогова сериал регулярно скатывался в комедию и парад идиотизма. Его наделили слишком гипертрофированными чертами характера. Хотя в целом сериал позиционирует себя серьёзно. Структура серий менее шаблонна, да и от замкнутости УРФ уже в первом сезоне, в котором была единая сюжетная линия, переходят к политической сатире. В депутате-бандите Боголюбове угадывается Ельцин. Пристрастие к водке и предложения «Голосовать сердцем» намекают. Проскакивают рассуждения Плахова в том духе, что «как мы можем ловить бандитов, когда приказы отдают главные бандиты». Ну а чеченские серии всю дорогу эксплуатируют современную для сериала проблематику. Но и «Убойная сила» не смогла удерживать одинаково высокий уровень, и смогла вовремя уйти, не став тем, во что превратились «Менты».

C.S.I.: Место преступления

Чтобы не ограничиваться только Германией и Россией, хочется вспомнить один знаковый американский сериал, который в детстве приводил меня в полный восторг картиной того, с каким размахом у них там полиция работает и какие там судмедэксперты. Не то, что у нас в «Ментах». Тогда я не знал, что CSI, мягко говоря, преувеличивает возможности полиции. Стартовал он в далёком 2000 и, породив несколько спин оффов, завершился только в 2015. Хотя вначале это должен был быть фильм.

Вспоминаем сериалы нашего детства

Если в «Комиссаре Рексе» всё внимание было приковано к собаке, а в «Кобре 11» к авариям, то в «C.S.I.» — к крутым гаджетам и методам работы полиции. По итогам первых сезонов можно сказать, что это осталось на месте. Каждая история про то, как самая незначительная деталь, вроде плесени под кондиционером или ворса, ведут к поимке злодея в последний момент. Практически «Доктор Хаус» или «Обмани меня», только менее изощрённый и с упором на коллективную работу. Но есть ли другие сильные стороны у сериала?

Первое, что бросается в глаза, это уровень постановки (свет, декорации, разнообразие и проработка локаций) и в целом качественная картинка с более детальной работой со сценарием. Снятый по той же схеме, что и российские аналоги (одна история — одна серия), сериал завязывает конфликты среди главных героев, которые тянутся и развиваются от серии к серии. Это и создаёт чувство дорогого и цельного продукта.

Для сериалов того времени такое качество было редким явлением. Разве что НВО успел выделится своим "Кланом Сопрано".

В детстве всё ощущалось примерно на одном уровне. «C.S.I.» же и в плане драматургии, и ремесла сценаристов на голову выше всего остального. Я имею ввиду способность авторов создавать напряжение, вызывать эмоции. Если же подходить к сериалу содержательно, то здесь всё вполне привычно для жанра – бесконечное множество сюжетов на самые разные мотивы от бытовых ссор с последующим смертоубийством до убийств на почве расизма, но едва ли глубже, чем у других.

Всё-таки, довольно много и проходных серий, которые заканчиваются в стиле Агаты Кристи, когда все собираются в комнате и детектив объясняет как всё было. Этим приёмом злоупотребляют слишком многие. Пилот обещал большее, но за счёт дорогой постановки даже первые сезоны смотрятся очень хорошо.

Заключение

Пересматривая данные сериалы, гораздо лучше понимаешь, какой громадный шаг вперёд сделала, прежде всего, американская индустрия, да и европейская тоже. У нас же по-настоящему народные сериалы можно по пальцам пересчитать. Конечно, сейчас появляются проекты, которые заимствуют форму западных проектов и пытаются выглядеть богато, но свои «Во все тяжкие» так и не появились. На примере «Улиц разбитых фонарей» хорошо видно, что без хорошего сценария нет и хорошего сериала/фильма. В комментариях пишите о своих любимых сериалах детства. Что нравилось тогда, и почему на них стоит обратить внимание сегодня, если к ним возвращались.

132132
259 комментариев

Повёлся на Рекса на КДПВ. Думал будет что-то хорошее.
Пролистнул дальше - улицы разбитых фонарей, бандитский петербург, убойная сила.
И при этом нет Пуаро, Альфа, Коломбо.
Зачем.

136
Ответить

И при этом нет Пуаро, Альфа, Коломбо.А также Геракла, Зены, Икс-файлов, Крутого Уокера, Горца.

114
Ответить

+ Гром в раю
Когда мама не забирала меня с продлёнки и я не мог посмотреть новую серию - это была трагедия(((

30
Ответить

нет санты-барбары, 90210, дикой розы. Фу вообще, что за рейтинг популярных сериалов 90х такой!?

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

63
Ответить

Я конечно тоже, мягко говоря, в растерянности от выдвинутого списка, но "БП" и "Убойную силу" явно нельзя назвать НТВ-ым дерьмом.

18
Ответить